Главные вкладки

    Система коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие, в условиях оздоровительной группы детского сада.
    статья по физкультуре (старшая группа) по теме

           .

    В нашем детском саду созданы оздоровительные группы, основная направленность которых – добиться  к моменту поступления в школу снятия с детей диагноза – «нарушение осанки и плоскостопие», а  также приобретение воспитанниками таких качеств и умений, которые будут им полезны в дальнейшем для сохранения и укрепления здоровья.

           Целью работы по физическому воспитанию в таких группах является отбор и систематизация  различных здоровье - сберегающие средств, способствующих формированию мышечного корсета  ребёнка и свода стопы, внедрение в коррекционную работу инструктора по физической культуре лечебной гимнастики для своевременного и эффективного устранения  (имеющегося патологического и пред патологического состояния) на ранних этапах формирования нарушений осанки и плоскостопия.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 269

    город Волгоград

    «Система коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие, в условиях оздоровительной группы детского сада»

                                                           Подготовила:

    Спикина Галина Владимировна

                                                                                     инструктор по физкультуре

    Волгоград 2011

           Дошкольный возраст – это период, когда происходит бурное развитие всех функциональных систем организма,  способствующий созданию устойчивого уровня адаптации и обеспечивающий здоровье человека  в течение всего последующего  развития. Вместе с тем,   в средствах массовой информации,  всё чаще звучат тревожные сведения о неуклонном росте числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сокращение двигательной активности детей из-за приоритета «интеллектуальных» занятий, преобладание статических нагрузок, что ведёт к сокращению объёма двигательной активности и, как следствие снижению мышечного тонуса и общей слабости мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. [1]

            В этой связи педагогами ДОУ ведётся активный поиск   педагогических технологий, способствующих формированию, укреплению здоровья дошкольников и поэтому лечебная физкультура в последнее время широко внедряется в дошкольные учреждения различного профиля.

            В нашем детском саду созданы оздоровительные группы, основная направленность которых – добиться  к моменту поступления в школу снятия с детей диагноза – «нарушение осанки и плоскостопие», а  также приобретение воспитанниками таких качеств и умений, которые будут им полезны в дальнейшем для сохранения и укрепления здоровья.

           Целью работы по физическому воспитанию в таких группах является отбор и систематизация  различных здоровье - сберегающие средств, способствующих формированию мышечного корсета  ребёнка и свода стопы, внедрение в коррекционную работу инструктора по физической культуре лечебной гимнастики для своевременного и эффективного устранения  (имеющегося патологического и пред патологического состояния) на ранних этапах формирования нарушений осанки и плоскостопия.

            В качестве основных задач выдвигаются :

    -   охрана и укрепление здоровья детей;

    - обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с индивидуальными возможностями и состоянием здоровья ребёнка;

    - создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни ребёнка.

            После медицинского осмотра ,  анкетного теста-опроса родителей, оценки физического развития детей по специальной таблице, оценки опорно-двигательного аппарата, составляется план индивидуально-оздоровительной работы  и лечебной физкультуры проводимой в режиме дня.

            Основной особенностью лечебной физкультуры является выполнение физических упражнений в игровой и танцевальной форме. С давних пор ритмику используют как эффективное лечебное средство, задача которого состоит в том, чтобы с помощью физических упражнений под музыку стимулировать выполнение коррекционных задач, так как именно музыка является катализатором всех двигательных актов.

              В предлагаемой системе коррекционно-оздоровительной работы была разработана модель комплексной оздоровительной работы с детьми; составлены комплексы для вводного, основного и заключительного периода курса ЛФК; апробирована система работы по лечебной физкультуре. В перспективный план работы на год по специально организованному обучению детей помимо традиционных форм проведения физкультурных занятий включены специально организованные занятия по лечебной физкультуре, учитывающие специфику нарушений опорно-двигательного аппарата у детей.

             С целью  повышения интереса детей к занятиям ЛФК, в нашем дошкольном учреждении используются следующие формы оздоровительно-развивающей работы с детьми: утренняя гимнастика с элементами оздоровительных игр, степ-аэробика, музыкально-ритмические оздоровительные игры, фитбол-гимнастика, игровая ритмика, профилактическая гимнастика, ортопедические минутки, коррекционные занятия с детьми по профилактике нарушения осанки и по профилактике плоскостопия, двигательная гимнастика, зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика.

            Физические упражнения – являются ведущим средством устранения нарушений осанки. Они используются при всех видах нарушений осанки и вызывают улучшение кровообращения и дыхания,  трофические процессы. Общеразвивающие упражнения выполняются  из различных исходных положений, используются для развития всех мышечных групп, регулируя общую нагрузку занятия. Они могут выполняться с предметами и без них, а также с использованием тренажёров. [2]

             Важное значение уделяется дозированию физической нагрузки. Оздоровительную направленность лечебная физкультура приобретает лишь при обеспечении нагрузки на все группы мышц и физиологические системы организма. Основными критериями дозировки при проведении коррекционно-оздоровительных упражнений являются: исходные положения при выполнении упражнений, подбор физических упражнений, количество повторений каждого упражнения, методы выполнения упражнений, продолжительность занятия, моторная плотность.

         Исправление дефектов  осанки – процесс длительный. Поэтому в оздоровительной группе  занятия физкультурой проводятся ежедневно. Из них два раза в неделю - физкультурные занятия,  2  раза в неделю – лечебная физкультура, 1 раз в неделю – занятие на прогулке, состоящее из оздоровительных подвижных игр.

          Занятия лечебной физкультурой проводятся курсами, длительность каждого составляет   два месяца. В год ребёнок проходит два курса, который  подразделяется на три периода: вводный, основной, заключительный. Первый : третья и четвёртая недели сентября – вводный период первого курса, октябрь - основной период, первая и вторая  неделя ноября – заключительный период. Второй курс ЛФК начинается со второй половины января (вводный период),  февраль – основной период, первая и вторая недели марта – заключительный период.

             Методика проведения лечебной физкультуры следует основным методическим принципам: осознанности, доступности, систематичности, последовательности и наглядности. Она показана всем детям, противопоказания имеют лишь временный характер. [3]

               Для повышения интереса детей к занятиям лечебной гимнастикой используются следующие средства: фитбол-гимнастика, степ-аэробика, игровая ритмика, упражнения с различным физкультурным оборудованием, тренажёры, массажёры.

           Нарушения осанки напрямую связаны с образовательным процессом. При проведении воспитательно-образовательного процесса напряжение мышц генерируется, у ребёнка наблюдается моторно-закрепощённая статическая поза и поэтому необходимо чаще снимать у детей напряжение, расслабляться. Хорошим средством для снятия напряжения и расслабления являются музыкально-ритмические  оздоровительные игры. Оздоровительные игры с традиционным и нестандартным физкультурным оборудованием, массажи различного вида, игровая гимнастика, игровые упражнения для профилактики нарушения осанки и плоскостопия, игры в сухом бассейне.

         Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей с нарушениями осанки и плоскостопием является грамотная высокоэффективная организация здоровье сберегающей двигательной среды. Для реализации предложенной системы оздоровления дошкольников сформирована модель предметно-развивающей двигательной среды. Центры здоровья в группах  мы пополнили нетрадиционным физкультурным оборудованием: массажные коврики; корригирующие дорожки различной формы, длины и конфигурации для проведения работы по профилактике плоскостопия; массажёры для улучшения кровообращения; изготовили игры для проведения дыхательной гимнастики; цветные бутылки для проведения общеразвивающих упражнений, развивающих опорно-двигательный аппарат и используемые для проведения различных видов ходьбы и бега; большие и мелкие лечебные мячи, массажные мячи различного размера; эспандеры и массажёры для стоп и верхнего плечевого пояса.

               Это разнообразное оборудование используется воспитателями в течение всего дня при проведении индивидуальных занятий, в двигательных паузах, ортопедических минутках, в оздоровительной гимнастике после сна, в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении праздников и оздоровительных досугов.

            Система оздоровления дошкольников средствами лечебной физкультуры позволила интегрировать в модель комплексной оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушения осанки и плоскостопие, совместную деятельность инструктора по физкультуре и воспитателей ДОУ, специалистов ГУЗ «Волгоградский областной центр восстановительной медицины и реабилитации № 3», и, что особенно важно родителей. С родителями воспитанников проводятся не только консультации, но и совместные с детьми занятия, тренинги, праздники и досуги, конкурсы семейных стенгазет по теме формирования основ здорового образа жизни.

            Для использования в ДОУ предложенной оздоровительной системы не требуется дополнительного оборудования и финансирования. Отражением эффективности оздоровления дошкольников средствами лечебной  физкультуры являются тенденции к улучшению состояния опорно-двигательного аппарата, повышение уровня физической подготовленности детей. На этом фоне отмечается повышение интереса детей к занятиям физической культурой, повышение интереса родителей к деятельности дошкольного учреждения по  оздоровлению методами лечебной физкультуры. Кроме того, значимым для улучшения здоровья детей при реализации предложенной системы оздоровления дошкольников с нарушениями осанки и плоскостопием является увеличение недельного объёма их двигательной активности в связи с ежедневным проведением различных занятий по физической культуре.

    Список литературы:

    1. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. Практическое пособие.- М.: АРКТИ, 2-2.

    2.Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений.- Библиотека учителя физической культуры. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002г.

    3. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет).

    М. Гуманит. Изд-во Центр ВЛАДОС, 2001 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие, в условиях оздоровительной группы детского сада.

    В нашем детском саду созданы оздоровительные группы, основная направленность которых – добиться  к моменту поступления в школу снятия с детей диагноза – «нарушение осанки и плоскостопие», а...

    Использование загадок в системе коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими стойкие нарушения речи

    Загадки для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими стойкие нарушения речи....

    Аннотация Программы "Оздоровительная физкультура с детьми, имеющими нарушения осанки и плоскостопие".

    Данная программа может применяться в любом дошкольном учреждении, благодаря простоте большинства рекомендуемых средств и методов, отсутствию необходимости в приобретении дорогостоящей аппаратуры....

    Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи, для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта.

    Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи, для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта....

    Рабочая программа по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи 5-7 летнего возраста для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта.

    Пояснительная записка, система коррекционной работы в ДОУ, планирование занятий с детьми 6-го, 7-го года жизни, содержание коррекционного процесса по преодолению ФН, ФФНР, ОНР (3-4ур.)у детей 6-го год...