Рабочая программа по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи 5-7 летнего возраста для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта.
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему

Аверина Ольга Геннадьевна

Пояснительная записка, система коррекционной работы в ДОУ, планирование занятий с детьми 6-го, 7-го года жизни, содержание коррекционного процесса по преодолению ФН, ФФНР, ОНР (3-4ур.)у детей 6-го года жизни, содержание коррекционного процесса по преодолению ФН, ФФНР, ОНР (3-4ур.) у детей 7-го года жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_logopunkt_2018-19_averina_o.g.doc198 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи 5-7 летнего возраста

для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта

на 2018-2019 учебный год

Разработчик программы:

учитель-логопед

Аверина О.Г.

                                                                   

Содержание программы

1.

Целевой раздел:                                                                                  3

- пояснительная записка, целевые ориентиры.

2.

Содержательный раздел                                                                     5

3.

Организационный раздел                                                                 18

4.

Список литературы                                                                           21

                                                                                                                                                                                                             

  1. Целевой раздел

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». Содержание рабочей программы соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) к структуре образовательных программ дошкольного образования и условиям реализации.

      Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

-  способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.

Для достижения целевых ориентиров  необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно проявляется к пятилетнему возрасту.

Основные задачи деятельности учителя-логопеда ДО.

  1. Выявление, преодоление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников ДО.
  2. Формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии.
  3. Обучение родителей эффективным приёмам воспитания ребёнка с нарушениями речи и

   организация коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.

.

Цель рабочей программы.

         Раскрыть пути формирования у воспитанников ДО с речевыми нарушениями полноценной структуры речевой деятельности, создавая условия для овладения детьми родным языком в условиях логопункта.

         Рабочая программа составлена на базе «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи детей» (авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина); «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР» (автор Н.В. Нищева); «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой и других.

     Ведущим принципом данной рабочей программы выступает принцип комплексности, выражающийся в единстве подходов к профилактике и коррекции речевых нарушений,

взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития. Также в рабочей программе реализуются принципы развивающего обучения, учёта зоны ближайшего развития, интеграции образовательных областей в организации коррекционно-педагогического процесса.

Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность.

Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями

Характеристика контингента воспитанников. 

 Структура дефектов у дошкольников неоднородна.  В 2018-2019 учебном году на коррекционно-развивающие занятия зачисляются дети со следующими речевыми диагнозами:

ОНР

III уровня

ОНР III уровня,

обусловленное легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.

ОНР

IV уровня

ОНР

IV уровня

обусловленное легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.

  ФФНР

ФФНР,

обусловленное легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.

ФНР

9

2

      3

    1

4

3

3

При выявлении у воспитанника сложной речевой патологии (ОНР, заикание) логопед обязан рекомендовать родителям посещение консультации районного логопеда в детской поликлинике, психоневролога и последующим выполнением рекомендаций специалистов. В случае отказа от выполнения рекомендаций родителями ребёнка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несёт ответственности за устранение дефекта.

    Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) и ОНР III уровня.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи.

К ОНР III уровню речевого недоразвития отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических фонетико-фонематических компонентов языковой системы.

Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме.

     Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.

Нарушение связной речи - один из симптомов общего недоразвития речи.

 Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.

              Возраст детей - рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет с нарушениями речи.

Сроки реализации программы.

 Программа рассчитана на один год обучения на логопункте.

Формы обучения по данной программе.

          Под основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наши занятия кратковременные

 (25 - 30минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения.

Количество занятий.

Подгрупповые занятия (5 чел.) – 2 раза в неделю.

Занятия в микрогруппах (2-3 ребенка) – 2-3 раза в неделю.

Индивидуальные занятия (1 ребёнок) – 2-3 раза в неделю.

    Прогнозируемые результаты реализации программы:

-  коррекция всех средств речи и её основных функций;

-  преемственность и сознательное включение специалистов дошкольного отделения в работе по профилактике и коррекции нарушения речи, психических процессов, здоровья детей-логопатов;

-  всесторонняя готовность детей к школьному обучению.

  1. Содержательный раздел

Диагностическая работа

     Работа учителя-логопеда строится с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребёнком, а также его образовательных достижений. Поэтому коррекционно-педагогический процесс организуется на диагностической основе, что предполагает систематическое проведение мониторинга речевого развития воспитанников.

      Мониторинг речевого развития детей, зачисленных на логопункт, проводится учителем-логопедом с 1 по 15 сентября  и с 16 по 31 мая.

Цель обследования:

  1. Выявить детей, имеющих нарушения речи.
  2. Зачислить детей на логопункт, с учетом выявленных нарушений.
  3. Качественный анализ особенностей развития речи и коммуникативной деятельности.

В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему компоненты:

  1. Фонематическое восприятие

          2.   Артикуляционная моторика

          3.   Звукопроизношение

  1.  Сформированность звуко-слоговой структуры слова
  2. Навыки языкового анализа
  3. Грамматический строй речи
  4. Навыки словообразования
  5. Понимание логико-грамматических конструкций
  6. Связная речь

Используемая методика: иллюстрированный материал для обследования устной речи детей старшего возраста Иншаковой О.Б., элементы методики Т.А. Фотековой.

При выявлении у воспитанника сложной речевой патологии (ОНР, заикание) логопед обязан рекомендовать родителям посещение консультации районного логопеда в детской поликлинике, психоневролога и последующим выполнением рекомендаций специалистов. В случае отказа от выполнения рекомендаций родителями ребёнка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несёт ответственности за устранение дефекта.

Коррекционно-развивающая работа

Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта детского сада общеразвивающего вида, то есть в расписании непосредственно образовательной деятельности не предусмотрено специального времени для проведения фронтальной деятельности учителя - логопеда. Логопедические индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября по 15 мая как в часы, свободные от непосредственно образовательной деятельности, так и во время её проведения.

Учитель-логопед берёт детей на свои занятия в любое время, кроме режимных моментов (сон и питание).

Занятия с воспитанниками проводятся индивидуально, подгруппами и в микрогруппе. Основной формой логопедической коррекции являются индивидуальные занятия. Периодичность подгрупповых, микрогрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом в зависимости от тяжести нарушения речевого развития. Микрогрупповые занятия проводятся с воспитанниками, имеющими: общее недоразвитие речи; однотипность нарушения звукопроизношения.

 Логопедические занятия проводятся не менее 2 – 3 раз в неделю.  

По мере формирования у детей произносительных навыков учитель-логопед может объединять детей в микрогруппы для автоматизации произношения. Продолжительность индивидуального занятия должна составлять не более 20 мин, подгруппового и  микрогруппового –  25 – 30 минут.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.

Программа составлена с учётом основных форм организации коррекционных занятий:

индивидуальные - основная цель - подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, дизартрии. При этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребёнка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.);

Задачи и содержание индивидуальных занятий:

  • развитие артикуляционного праксиса;
  • фонационные упражнения;
  • уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звукослоговых сочетаниях;
  • вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;
  • первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.

Подгрупповые и микрогрупповые - основная цель - воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков; упражнять детей в различении сходных по звучанию фонем в собственной и чужой речи. Для логопедической работы во время микрогрупповых занятий 2-3 ребёнка объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в подгруппах и микрогруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребёнка. Состав подгрупп и микрогрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения.

Задачи и содержание подгрупповых и микрогрупповых занятий:

  • закрепление навыков произношения изученных звуков;
  • отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
  • воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков;
  • расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;
  • закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учётом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.

Преобладающей формой коррекционной работы являются индивидуальные занятия, поэтому не ведется тематическое перспективное планирование групповой работы с детьми. Планирование содержания логопедических занятий осуществляется ежедневно: описываются основные направления, по которым планируется работать на занятии, названия дидактических игр, артикуляционных упражнений. Такое планирование позволяет более наглядно отслеживать этапы, на которых завершилась работа на предыдущих занятиях и, следовательно, эффективнее проводить коррекцию.

  1. Содержание коррекционной работы

Так как на логопункт зачисляются дети, имеющие различные речевые нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи) важно, чтобы индивидуальная коррекционная работа включала именно те направления, которые соответствуют структуре речевого нарушения.

Нарушения устной речи

Направления коррекционной работы

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

- Развитие фонематического восприятия

-Совершенствование слоговой структуры слов

- Коррекция звукопроизношения

Общее недоразвитие речи

-Пополнение словаря

-Совершенствование грамматического строя

-Совершенствование связной речи

-Развитие фонематического восприятия

-Совершенствование слоговой структуры слов

- Коррекция звукопроизношения

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФФНР, ОНР ур.

7 года жизни разделено на 3 периода обучения.

I период – сентябрь-октябрь 7 недель, 13 занятий-2 занятия в неделю.

II период –ноябрь-февраль. 16 недель, 32 занятия – 2 занятия в неделю.

III период-март-май 11,5 недель, 23 занятия-2 занятия в неделю.

- звукопроизношение, подготовка к обучению грамоте + связная речь

Всего 68 занятий в год.

           

         

                     

                    Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению

 ФФНР и ОНР у детей 6-го года жизни.

Период

Произношение

Фонематическое восприятие

Развитие речи

I

Сентябрь, октябрь

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Выработка дифференци-
рованных движений органов артикуляционного аппарата. 

Развитие речевого дыхания.
Закрепление навыка

правильного произношения звуков 

(гласных, согласных),

 имеющихся в речи детей.

Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и

артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику.

Постановка отсутствую-
щих в речи звуков 
(в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей).

Автоматизация поставленных звуков в

в составе слогов, слов, предложений, тексов.

Воспитание правильной ритмико-интонационной 
и мелодической окраски речи/

Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.

Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса.

Дифференциация речевых 
и неречевых звуков. 

Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.

Различение слогов, состоящих из правильно
произносимых звуков.
Знакомство с буквами, обозначающими звуки.

Знакомство с анализом и синтезом обратных слогов. 

Преобразование слогов за счёт одного звука.

Различение односложных 
и многосложных слов.

Выделение звука из ряда других звуков. 

Выделение ударного гласного в начале слова; выделение последнего согласного в конце слова. 

Выделение среднего звука в односложном слове 
(мак).

Усвоение понятий 
«гласный – согласный» звук.

Закрепление навыка употребления категории
числа и лица глаголов настоящего времени 
(я пою, мы поём, вы поёте, они поют).

Закрепление навыка употребления формы родительного падежа 
с предлогом 
у.

Согласование притяжательных местоимений 
мой, моя, моё с существительными мужского, женского, среднего рода.
Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа 
(гуляли, пели, ката-ли, купили).

Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст.

Составление рассказа по картине с опорой на вопросительно – ответный и наглядно – графический планы.

II

Ноябрь, декабрь, январь, февраль

Продолжение работы над развитием подвижности артикуляционного аппарата.

Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности её фонетического оформления.
Постановка отсутствую-
щих звуков.
Автоматизация произно-
шения ранее поставлен-
ных звуков предложени-
ях и коротких текстах.

Автоматизация произно-
шения вновь поставлен-
ных звуков.

Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием),

различающихся: 

по твёрдости – мягкости ([п] – [пь], [т] – [ть] и т.д.);

по глухости – звонкости ([п] – [б], [к] – [г] и т.д.);

в обратных слогах;

в слогах со стечением двух согласных;

в словах и фразах.


Определение наличия звука в слове.

Распределение картинок, названия, которых включает:

  • дифференцируемые звуки;
  • определённый заданный звук.

На том же материале:

  • определение места звука в слове;
  • выделение гласных звуков в положении после согласного в слове;
  • совешенствование навыков употребления в речевом контексте слов сложной звуконаполняемости:
  • анализ и синтез прямого  

     слога;

  • выделение согласного звука в начале слова;
  • выделение гласного звука в конце слова.

Практическое знакомство 
с понятием 
«твёрдый
– 
мягкий звук и глухой – звонкий».
Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи.

Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов 
(гласных) в слове.

Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания), различающихся: 

  • по твёрдости – мягкости ([п] – пь] [т] – [ть] и т. д.);
  • по глухости – звонкости ([п] – [б], [к] – [г] и т. д.);
  • в обратных слогах;
  • в слогах со стечением двух согласных;
  • в словах и фразах;
  • составление предложения с опредлённым словом;
  • анализ двусловного предложения;

анализ предложения с постепенным увеличением количества слов

1 Закрепления в самостоятельной речи навыка:

  • согласования прилагательных с существительным в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных;
  • согласование прядковых числительных с существительными.
    Закрепление умения:
  • подбирать однокоренные слова;
  • образовывать сложные слова (снегопад, пылесос, листопад);
  • составлять предложения 

по демонстрации действий, картине, вопросам;

  • распространять предложение однородны-ми, подлежащими, сказуемыми, дополнениями, определениями;
  • составлять предложения по опорным словам;
  • составлять предложения 

по картине, серии картин,
пересказывать тексты
насыщенные изучаемыми 
звуками.

Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале.

Распространение предложений за счёт введения однородных членов: сказуемых, подлежащих, дополнений, определений.

Составление предложений по картине, по вопросам.

Закрепление навыка составления рассказа по картине 
(с опорой на вопросительно-ответный и наглядно-графичесий планы).
Составление рассказа по серии сюжетных картин.

III

Март, апрель, май, июнь

Автоматизация поставлен-
ных звуков в речи.

Дифференциация звуков по месту образования:

  • [с] – [ш], [з] – [ж]; [р] – [л];
  • в прямых и обратных слогах;
  • в слогах со стечениием трёх согласных;
  • в словах и фразах;
  • в коротких текстах и стихах;
  • закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале.

Закрепление правильного произношения звуков.

Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата.

Совершенствование дикции.

Совершенствование интонационной выразительности речи.

Составление схемы слова
с выделением ударного слога.

Выбор слова к соответствую- щей графической схеме.

Выбор графической схемы к соответствующему слову. 

Преобразование слов за счёт замены одного звука или слога.

Подбор слова с заданным количеством звуков.

Определение последователь-
ности звуков в слове
.

Определение порядка следо-
вания звуков в слове.

Определение количества 
и порядка слогов в слове. 

Определение звуков, стоящих перед или после определённого звука.

Составление слов из заданной последовательности звуков.

1 Закрепления навыка образования уменьшитель-ной формы существительных (ящичек, сумочка), прилагательных.

Подбор однородных слов 
(чай, чайник, чайная); приставочных глаголов (машина подъехала к дому, отъехала от дома, объехала вокруг дома).

Употребление предложных конструкций 
(залез под шкаф, вылез из шкафа, спрятался между столом и шкафом).

Образование существительных 
от глаголов и наоборот 
(читать – читатель, учить – учитель, лётчик – летать, пловец – плавать).

Формирование навыка составления повествова -тельного рассказа на основе событий заданной последовательности.
Формирование навыка составления предложений с элементами творчества.
Составление рассказов 
с элементами творчества.
Употребление в самостоятельной речи простых и сложных предложений, усложняя их однородными членами и т.д.
Оформление речевых 
высказываний в соответствии с фонетическими нормами русского языка.

Повышение мотивации детей к активному употреблению в высказываниях усвоенных грамматических форм речи.

Планируемые результаты логопедической работы:

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
  • дифференцировать все изученные звуки;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
  • различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
  • овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

           Содержание логопедической работы на логопункте  по преодолению

ФНР, ФФНР и ОНР III (IV) ур. у детей 7-го года жизни.

Период

Произношение

Фонематическое восприятие

Развитие речи

I

Сентябрь, октябрь

Постановка отсутствую-
щих звуков.

Закрепление правильно произносимых звуков.

Выработка дифференци-
рованных движений органов артикуляцион -ного аппарата. 

Развитие речевого дыхания.

Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков.

Формирование граммати-
чески правильной речи.

Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности в связи с закреплением правильного произношения звуков.

Усвоение доступных ритмических моделей слов:
`
та – та, та – `та, `та – та – та, та – `та – та.

Определение ритмических моделей слов: вата –`
тата, 
вода – та`та т. д

Соотнесение слова с заданной ритмической моделью:`
вата –`тата, 
во`да – та`та

Различение звуков на слух: 

  • по твёрдости – мягкости;
  • по глухости – звонкости;
  • по месту образования .


Анализ и синтез звуко-слогового состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры.

Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки.

Последовательное знакомство с буквами на основе чёткого правильного произношения твёрдых и мягких звуков. 

Выделение начального гласного из слов типа: ива, утка. Последовательное называние гласных из ряда двух – трёх гласных (
аи, уиа).

Анализ и синтез прямых и обратных слогов.

Выделение последнего согласного из слов типа: 
мак, крот.

Выделение слогообразу-
ющего гласного в позиции после согласного из слов типа: 
ком, сом, кнут.
Выделение первого согласного в слове.
Анализ и синтез слогов
(«та», «ми») и слов («кит», «суп»).
Выкладывание из цветных фишек обратных слогов.

Преобразование слогов.

Звуко-слоговой анализ слов типа: 
косы,сани, выкладывание схемы слов из фишек.

Усвоение терминов 
«звук», «буква», «слово», «слог», «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый звук», «мягкий звук».

Составление графической схемы слова.
Называния порядка следования звуков в слове. 

Выделение и называние гласных, согласных звуков в слове.
Умение давать качествен-
ную характеристику звуку. 

Формирование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами.

Изучение грамматических форм слов за счёт сравнения и сопоставления: существительных единственного и множественного числа с окончаниями и, ы, а;
различных окончаний существительных множественного числа, личных окончаний сущест-вительных множественного числа родительного падежа 
(много кусков).

Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными 
(залаяла собака, залаяли собаки); сравнение личных окончаний глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе (поёт Валя, поют – дети); 

привлечение внимания к родовой принадлежности предметов (мой стакан, моя сумка, мои туфли).
Образование слов способом присоединения приставки 
(наливает, поливает, выливает…)
способом присоединения суффиксов
(мех – меховой - меховая, лимон – лимонный – лимонная)
к словам с уменьшительно-ласкательным значением 
(пенёк, лесок, колёсико); 
способом словосложения  
(пылесос, снегопад).

Изменение грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия.

Усвоение форм множественного числа родительного падежа существительных
(много – яблок, платьев). 

Распрострастранение простого предложения прямым дополнением
 

выделение слов из предложений с помощью
вопросов; составление предложений из слов, данных полностью или частично в начальной форме; воспитание навыка отвечать кратким или полным ответом на вопросы.

Составление простых 
распространённых предложений с использованием предлогов 
на, у, в,
под, над, с, со по картинкам; по демонстрации действий, по вопросам.

Объединение нескольких
предложений в небольшой рассказ.

Составление детьми предложений по результатам выполнения словесной инструкции.
Развитие умения составлять рассказ из предложений данных в задуманной последовательности.

II

Ноябрь, декабрь, январь, февраль

Исправление недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

Закрепление правильного произношения всех ранее пройденных звуков.
Усвоение слов сложного слогового состава 
(тратуар, экскаватор, перекрёс-
ток и др.) в связи с зак-
реплением правильного произношения.

Усвоение многосложных слов
(учительница, часовщик, электрический и др.)

Развитие точности произвольных движений артику-ляционного аппарата.
Различение на слух:
[ч] – [ть] – [сь] – [щ],
[ц] – [ть] – [сь], [щ] – [ч] – [сь] – [ш] и их дифференциация. 

Усвоение многосложных слов в связи с закреплением правильного произношения.

Анализ и синтез звуко-слогового состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры.

Совершенствование дикции и интонационной выразительности речи.

Совершенствование навы-
ков звукового-слогового анализа и синтеза слов.
Составление схемы слов из фишек и полосок.
Звуко-слоговой анализ слов различной сложности типа: 
вагон, кошка, плот, красный, краска.

Определение различий и качественных характерис-
тик звуков: 
«гласный» – «согласный», «твёрдый» – «мягкий», «звонкий» – «глухой». 

Закрепеление слогообра-
зующей роли гласных 
(в каждом слоге один гласный звук).

Развитие умения находить в слове ударный гласный.

Развитие умения подбирать слова к данным схемам.

Развитие умения подбирать слова к данной модели
(1-ый звук твёрдый согласный, 2-ой – гласный, 3-ий мягкий согласный например; лось, конь, соль т.п.)
Преобразование слов за счёт замены звука 
(суп – сук, вата – дата, угол – уголь).
Деление слов на слоги.

Формирования операции звуко-слогового анализа на основе наглядно-графических схем слов.
Формирование навыка слогового чтения.

Формирование навыка преобразования слогов и слов с помощью замены звуков (му – пу). Преобразование слов за счёт замены или добавления звуков (мышка – мушка – мишка, стол – столик и др.)..

Выкладывание из цветных фишек и букв, чтение и письмо обратных слогов:“am”, “ит”.

Определение количества слов в предложении и их последовательности.

Продолжать изучение изменения грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия.

Усвоение наиболее сложных форм множественного числа существительных
(пальто, торты, крылья).

Усвоение падежных окончаний существитель-ных 
(В лесу жила белка. Дети любовались белкой.
Дети кормили белку. ); прилагательных с существительными мужского и женского рода в единственном и множественном числе(боль-
шой мишка, большая кошка, большие кубики);
согласование прилагательных с существительными среднего рода и сопоставлению окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе.
Согласование числительных с существительными
роде, числе, падеже 
(Куклам сшили… два платья..,пять платьев...). 

Употребление глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени;  глаголов совершенного и несовершенного вида.

Развитие умения подбирать родственные слова.


Образование слов (на новом материале) способом присоединения приставки
(прибыл, приполз; уехал, приехал, подъехал);
присоединение суффиксов – образование относительных прилагательных
(деревянный, ая, ое, ые; за счёт словосложения (трёхколесный).

Образование существительных, обозначающих лица по их деятельности, профессии 
(учитель, ученик, учительница).

Привлечение внимания 
к многозначности слов 
(лисички – животные, лисички – грибы). 

Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных 
(У зайчика маленький кротких хвостик.)

III

Март, апрель, май, июнь

Окончательное исправление всех недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

Выкладывание из фишек и букв, а также слитное чтение прямых слогов:“та”, “му”, “ми”, “си” с ориентировкой на гласную букву. Преобразовывание слогов и их письмо.

Выкладывание из букв разрезной азбуки и чтение слов, например: “сом”, “кит”.

Совершенствование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами.

Выкладывание из полосок схемы предложения.
Составление слов из букв разрезной азбуки, из данных слогов, дополнение слов недостающими буквами (по следам устного анализа). Преобразование слов (суп — сук, Тата — Ната) за счет замены одной буквы. Усвоение буквенного состава слов, например: “Таня”, “Яма”.

Формирование умения выполнять различные задания по дополнению предложений недостающими словами, исправлять деформированное предложение.

Практическое употребление образованных слов в составе предложений в различных падежных формах (У меня нет… стеклянной вазы. Машина подъехала к гаражу.
Саша катался на трёхколёсном велосипеде.)

Употребление сочетаний прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе предложения в разных падежах 
(В лесу много… зелёных сосен).
Закрепление навыков составления и распространения предложений.

Составление предложений без предлогов и с предлогами 
на, под, над, к, у, от, с (со), из, в, по, между, за, перед, из-за, из-под, из слов в начальной форме (кот, спать, под, скамейка – Под скамейкой спит кот..)
Добавление в предложение пропущенных предлогов: 
берёзка растёт (возле, около, у) дома; белые розы посадили (перед, за, возле) дома.

Составление предложений по опорным словам 
(Коля, играть, мяч)
Составление сложноподчинённых предложений (по образцу данному логопедом) с союзами 
«чтобы», «потому что», «если» и др. с относительным местоимением «который».
Формирование умения составлять рассказ по картине, по серии картин.

Заучивать наизусть стихотворные тексты, скороговорки.
.

Планируемые результаты логопедической работы:

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
  • чётко дифференцировать все изученные звуки;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
  • различать понятия “звук”, “твёрдый звук”, “мягкий звук”, “глухой звук”, “звонкий звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • производить элементарный звуковой анализ и синтез;
  • овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

 При фонетическом недоразвитии речи, фонетико-фонематическом недоразвитии речи и общем недоразвитии речи коррекция звукопроизношения включает в себя следующие этапы:

I. Подготовительный – 4-12 занятий;

II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков – 20-50 занятий;

III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков – 2-4 занятий.

Работа на подготовительном этапе направлена на:

- выработку четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков.

На данном этапе кроме артикуляционной гимнастики используются подготовительные упражнения:

для всех звуков:  “Улыбка”, «Хоботок», «Бегемотик»;

для свистящих: «Лопата», «Холодный воздух», «Горка»;

для шипящих: «Колечко», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок»,   «Тёплый воздух»;

для Р, Р': «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Маляры», «Гармошка», “Дятел”;

для Л: “Лопата”, “Накажем язык”, «Индюк», “Пароход гудит”, «Парусник».

- развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи:

«Задуй свечу», «Вьюга», «Кораблик», «Буря  в стакане», «Листопад», «Одуванчики», «Фокусник».

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков:

1. Постановка нарушенных звуков, используя различные способы имитационный, механический, смешанный.

Постановка звуков происходит в такой последовательности, которая определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме:

свистящие С, 3, Ц, С', 3'

шипящий Ш

сонор JI

шипящий Ж

соноры Р, Р' 

шипящие Ч, Щ

Изменения в последовательности постановки звуков зависят от индивидуальных особенностей детей.

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально: показ артикуляции перед зеркалом, показ профиля данного звука, показ положения языка кистью руки, наглядная демонстрация звука.

2. Автоматизация поставленных звуков:

1) изолированного произношения;

2) в слогах;

3) в словах;

4) в словосочетаниях;

5) в предложениях;

6) в тексте.

3. Дифференциация:

1) изолированных звуков;

2) в слогах;

3) в словах;

4) в словосочетаниях;

5) в предложениях;

6) в тексте.

Этап формирования коммуникативных умений и навыков подразумевает автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи.

При фонетико-фонематическом недоразвитии речи и общем недоразвитии речи одним из важных направлений работы является развитие фонематического слуха.

В коррекционную работу кроме выше перечисленных включаются следующие этапы:

I. Развитие слухового восприятия, внимания (осуществляется одновременно с подготовительным этапом);

II. Развитие фонематического слуха (осуществляется одновременно с подготовительным этапом и этапом формирования первичных произносительных умений и навыков);

III. Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков).

На этапе развития слухового восприятия, внимания проводятся:

1) упражнения, направленные на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности: «Угадай, чей голос», «Найди пару», «Улови шёпот», «Жмурки с голосом», «Отгадай, что звучит», «Где позвонили?»;

2) воспроизведение ритмического рисунка на слух: «Дятел»,

Этап развития фонематического слуха включает:

1) упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях: «Хлопни когда услышишь звук», « Определи место звука в слове»;

2) упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам: «Подними нужный символ», «Раз, два, три, за мною повтори», «Кто в домике живёт?», «Подари подарки».

Этап формирования звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова предполагает:

1) последовательное вычленение и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры: «Звуковое домино», «Весёлый рыболов», «Домики», «Кто за кем?», «Звуки поссорились», «Поймай звук», «Звук убежал»;

2) последовательное вычленение и сочетание слогов в словах различной слоговой структуры: «Доскажи словечко», «Путаница», «Весёлый поезд», «Пуговицы», «Пирамидка»;

3) обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов: «Отбери картинки», «Звуковое лото», «Отгадай», «Скажи наоборот», «Карусель»;

4) составление условно-графических схем: «Телеграфист».

        5)  для развития мелкой моторики: “Волшебные верёвочки”, “Собери бусы”, “Шнурочки”, “Дождик”, “Дорожка”, “Украсим Ёлку”, “Сапожок”.

При общем недоразвитии речи помимо выше перечисленных включаются следующие направления работы:

Пополнение словаря (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):

  1. номинативный словарь;
  2. предикативный словарь;
  3. словарь признаков;
  4. числительные и местоимения;
  5. навыки словообразования.

Совершенствование грамматического строя (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):

  1. словоизменение;
  2. согласование.

Совершенствование связной речи (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):

  1. пересказ;
  2. рассказ по серии сюжетных картин;
  3. рассказ по сюжетной картине.

3   Организационный раздел.

Взаимодействие с педагогами ДОУ  и родителями

Эффективность логопедической работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителей и педагогов.

          Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также педагогов и специалистов детского сада (музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре, педагог-психолог). Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также во время непосредственной образовательной деятельности. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.

При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в работе взрослых участников образовательного процесса:

*   Психолог:

  • психодиагностика;
  • выявление компенсаторных возможностей;
  • тренинговые упражнения.

*Логопед:

  • диагностика, постановка и автоматизация звуков;
  • развитие фонематического слуха;
  • речевое и языковое развитие.

*Родители:

  • выполнение рекомендаций всех специалистов;
  • закрепление навыков и расширение знаний.

*Музыкальный руководитель:

  • элементы логоритмики;
  • постановка диафрагмально-речевого дыхания;
  • развитие координации движений;
  • музыкотерапия;
  • развитие общей и мелкой моторики.

*Воспитатель:

  • автоматизация звуков;
  • развитие фонематического слуха;
  • расширение словаря;
  • развитие связной речи.

*Инструктор по физической культуре:

  • развитие крупной и мелкой моторики в играх и упражнениях;
  • интеграция речевой и двигательной функции;
  • развитие основных видов движения.

  1. Интеграция образовательных областей в логопедической работе

Образовательная область

Задачи

Вид деятельности

Физическое развитие

Развивать координированность и точность действий.

- пальчиковая гимнастика

- речь с движением

- физкультминутки

Художественно-эстетическая

Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать своё отношение к прочитанному.

Учить выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках

- автоматизация поставленных звуков в стихотворных текстах, рассказах

Речевое развитие

Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи. Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

- игровые ситуации

- мини инсценировки

Коммуникативно-личностная

Развивать в игре коммуникативные навыки. Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные дидактические игры, учить устанавливать и соблюдать правила в игре. Развивать умение инсценировать стихи, разыгрывать сценки.

-настольно-печатные дидактические игры

- театрализованные игры

- автоматизация поставленных звуков в стихах, рассказах, спонтанной речи

Познавательная

Учить воспринимать предметы, их свойства, сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку. Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки. Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов. Формировать прослеживающую функцию глаза и пальца. Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками и пазлами. Совершенствовать и развивать конструктивный праксис и мелкую моторику в работе с разрезными картинками, пазлами, дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике.

- составление описательных рассказов

- автоматизация поставленных звуков в словах

- дидактические игры на развитие слухового и зрительного восприятия

- игры с мозаикой, пазлами, с мелкими предметами

- пальчиковая гимнастика

Организация предметно-пространственной развивающей среды

  1. Настенное зеркало с лампой дополнительного освещения.
  2.  Индивидуальные зеркала по количеству детей.
  3. Логопедические зонды, шпатели.
  4. Компьютерный стол.
  5. Компьютер.
  6. Столы для занятий.
  7. Стулья.
  8. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания.
  9. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты)
  10. Логопедический альбом для обследования речи.
  11. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
  12. Шкафы в достаточном количестве для наглядных пособий, дидактических игр и методической литературы..
  13. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков.
  14. Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков.
  15. Предметные картинки по лексическим темам.
  16. Игры для совершенствования грамматического строя речи.
  17. Дидактические игры для совершенствования памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия.
  18. Шумовые, музыкальные инструменты для развития фонетического восприятия.
  19. Пособия для развития всех видов моторики (артикуляционной, мелкой, общей).

4. Литература

  1. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. - М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2013.
  2. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008.
  3.  Воробьёва Т.А. Составляем рассказ по серии сюжетных картинок. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетко - фонематическим недоразвитием. – М.: МГОПИ, 1993.
  4. Зуева Л.Н. Занимательные упражнения по развитию речи: Логопедия для дошкольников. В 4-х альбомах. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  5. Комарова Л.А.
  6. Нищева Н.В. Занимаемся вместе.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.
  7. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей с ОНР. В 4-х альбомах. – М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2006.
  8. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
  9.  Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. - М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2010.
  10. Ю.А. Афонькина, Н.А. Кочугова, Рабочая программа учителя-логопеда.

 Издательство «Учитель», 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта

Представлена рабочая программа учителей-логопедов, работающих с детьми в условиях логопункта. Программа написана с учетом ФГТ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях дошкольного логопункта.

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования правильного звукопроизношения, фонетико-фонематической стороны  речи детей старше...

Описание опыта «Внедрение социо-игровой педагогики в логопедическую работу с детьми имеющими нарушения речи .»

«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникамхочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и...

Рабочая программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта

Рабочая программавоспитания и обучения детей с нарушениями речи5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленностив условиях логопункта...

Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи, для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта.

Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи, для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта....

Годовой план работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи 5-7 летнего возраста для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта на 2017-2018 учебный год

Годовой план учителя-логопеда представлен следующими разделами: организационным, диагностическим, коррекционно-развивающим и другими разделами необходимыми в работе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта (по ФГОС)

Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи.Овладение правильным п...