ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И НАРУШЕНИМ ЗРЕНИЯ
методическая разработка по коррекционной педагогике

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И ЗРЕНИЯ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krr_s_detmi_s_nz_i_ns.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Направление работы:

  • Комплексное обследование и мониторинг динамики развития;
  • Создание специальных условий обучения воспитания;
  • Коррекционная работа учителя-дефектолога;
  • Коррекционная работа педагога-психолога;
  • Коррекционная работа воспитателя группы;
  • Коррекционная работа музыкального руководителя;
  • Взаимодействие с семьями воспитанников;
  • Взаимодействие с социально-педагогическими учреждениями.

Коррекционная обследование и мониторинг динамики развития проводится 1 раз в год в конце учебного года по уровню усвоения программы. Цель - оценка и коррекция воспитательно-образовательной деятельности.

Задачи:

  1. Сбор обработка и анализ информации по различным аспектам воспитательно – образовательного процесса.
  2. Принятие мер по усвоению положительных и одновременно ослаблению отрицательных факторов, влияющих на воспитательно-образовательный процесс.
  3. Оценивания результатов принятых мер в соответствии с ФГОС.

Мониторинг учителя-дефектолога проводится по следующим направлениям:

  • развитие речи,
  • развитие мышления,
  • развитие зрительного и тактильного и двигательного восприятия,
  • развитие слухового восприятия,
  • формирование ФЭМП
  • используются методики следующих авторов Леонгард, Стребелева, Королёва, Зантова, Самсонова.

Мониторинг педагога-психолога проводится в начале и в конце цикла коррекционно-развивающих занятий по следующим психологическим характеристикам: особенности восприятия, внимания, памяти, мышления,

эмоционально волевой сферы, работоспособности, темпа деятельности, обучаемости, общей и мелкой моторики.

Воспитателем проводится мониторинг 1 раз в год в конце учебного года по уровню освоения образовательной программы по следующим видам деятельности: игровая, изобразительное, двигательная.

По итогам мониторинга составляется индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут психолого-педагогического сопровождения ребёнка.

Условия реализации коррекционно-развивающей работы:

  1. психолого-педагогическое обследование,
  2. программно-методическое, дидактическое обеспечение,
  3. групповая подгрупповая индивидуальная работа,
  4. предметно-развивающая среда,
  5. координация взаимодействия с семьей и социумом,
  6. повышение квалификации педагогов,
  7. кабинет специалиста и музыкального/спортивного зала,
  8. кадровое обеспечение и взаимосвязь специалистов,
  9. оборудование для коррекционно-развивающей работы.

Содержание коррекционно-развивающей работы определяется программой: «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста в детском саду» под редакцией Леонгард. Она рассчитана на 5 лет и включает несколько разделов направленных на преодоление некоторых особенностей формирования личности и различных сторон психического развития детей: развитие устной и письменной речи, развитие слухового восприятия и обучения произношению, развитие мышления, формирования ФЭМП, зрительно тактильное восприятие

Методы формирования речи дошкольников с нарушением слуха:

  • подражания речи педагога в различных видах предметной и игровой деятельности,
  • продуктивная деятельность детей,
  • работы по картинкам,
  • специальные речевые упражнения.

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

В работе педагогов соблюдается индивидуальный и дифференцированный подходы, включающие различные формы и методы работы с нарушением зрения.

Незрячие и слабовидящие дети, также как и дети в норме, принимают активное участие во всех видах детской деятельности.

Обучение слабовидящих и незрячих в большой степени касается пространственной ориентировки и включает в себя:

  1. Развитие потребности в самостоятельно ориентировки в пространстве и передвижение.
  2. Преодоление страха пространство и неуверенности в собственных силах.
  3. Овладение навыками ориентировке в схеме собственного тела.
  4. Обучение способностям и приемам ориентировке в мир в микро пространствах за столом на листе бумаги.

Приемы обследования:

  • Руки находятся на противоположных сторонах предмета и одновременно перемещаются сверху вниз. При таком движении сразу появляется ощущение форм, размеров предмета и некоторых других его свойств.
  • Одна рука остается неподвижной а другая по противоположной стороне предмета перемещается сверху вниз а затем наоборот.

В окружающей среде множество разнообразных звуков и шумов. К одной из основных задач коррекционной компенсаторной работы является развитие слухового восприятия окружающего пространства.

В работе с детьми уделяется внимание слушанию голосов, птиц, животных, звука пространства. Также детям предлагается сравнить как на одной и той же поверхности меняется звук предметов в зависимости от того, из какого материала он изготовлен. Для преодоления трудностей пространственной ориентировки, некоординированности двигательных актов, их артистичность и гиподинамии, рекомендуется проводить музыкально-ритмические упражнения, игры, хороводы,  пляски и логоритмические упражнения.

Очень большое внимание уделяется конструктору LEGO, с помощью него развивается мелкая моторика, мышление, математические представления, ознакомление с окружающим и подготовка руки ребенка к чтению и письму по системе Брайля. Рисование, лепка и аппликация - основные виды деятельности, посредством которых детям образно отражают окружающую действительность. Изодеятельность имеет важное значение для всестороннего развития восприятия у детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции, компенсации зрительной недостаточности.

Во время проведения занятий учитывается продолжительность непрерывной зрительной нагрузки, которая составляет у слабовидящих 5-10 минут, у детей с косоглазием 7-15 минут, чтобы предупредить зрительное утомление проводятся зрительная гимнастика и физкультминутки.

Для повышения работоспособности необходимо между занятиями устраивать умеренно подвижные игры.

Учебные пособия должны формой, расцветкой, размерами соответствовать конкретным задачам и состоянию зрения каждого ребенка. Плоскость рабочей поверхности для выполнения зрительной работы зависит от вида косоглазия и от формы глазной патологии. В норме оптимальное расстояние от глаз до рассматриваемого объекта измеряется от локтя ребенка на рабочей поверхности до кончиков пальцев.


ЛИТЕРАТУРА ПО ВОПРОСАМ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И ЗРЕНИЯ

НЗ

  1. Л.А. Дружинина «Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения». Москва – 2006г.;
  2. М.И. Земцова, Л.И. Плаксина «Обучение и воспитание детей с нарушением зрения в дошкольных учреждениях». Москва 1978г.;
  3. Л.И. Плаксина, Л.С. Сековец «Коррекционно-развивающая среда в дошкольных учреждениях компенсирующего вида». Москва – 2006г.;
  4. Л.А. Дружинина «Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения». Челябинск – 2008г.;
  5. Л.А. Дружинина «Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения». Челябинск – 2008г.;
  6. Л.А. Дружинина «Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения». Челябинск – 2008г.;
  7. Л.И.Плаксина «Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения». Москва – 2008г.;
  8. Э.Д. Рубан «Практикум по коррекции зрения у детей в домашних условиях. Реальные методы и упражнения». Ростов-на-Дону 2009г.;
  9. Н.В. Микляева, Н.П. Слободяник «Коррекционно-развивающие занятия в ДОУ. Методические рекомендации». Москва – 2008г.;
  10. Л.С. Сековец «Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей с нарушением зрения». Москва – 2008г.;
  11. Т.И. Нагаева «Нарушения зрения у дошкольников (развитие пространственной ориентировки)». Ростов-на-Дону – 2008г.;
  12. В.Л. Нападовская «Коррекция речевых нарушений и формирование творческих способностей у детей с нарушением зрения». Москва – 2003г.;
  13. И.Г. Корнилова «Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения». Москва – 2004г.;
  14. В.А. Феактистова «Развитие навыков общения у слабовидящих детей». Санкт-Петербург – 2005г.;
  15. Л.А. Ремезова «Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величин». Самара – 2008г.;
  16. Л.В. Фомичёва, Г.В. Никулина «Готовим к школе ребёнка с нарушением зрения» (рабочая тетрадь). Санкт-Петербург – 2004г.

НС

  • «Букварь» Жукова Н.С. «Логопедия. Основы теории и практики».
  • Жукова Н.С. «Глухота не приговор: от диагностики для инклюзии» ООО исток.
  • Громова О. Е. «Методика формирования начального детского лексикона.
  • Зонтова «Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушением слуха».
  • Зонтова занимаемся с ушариком
  • Королёва, Леонгард, Самсонова: «Диагностика и коррекция нарушений слуха у детей»
  • Королева «Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых».
  • Королева «Кохлеарная имплантация и дети».
  • «Всё самое важное для родителей. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста» под редакцией Серебряковой.
  • Леонгард, Самсонова «Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье».
  • Михаленкова, Анисимова, Мирошниченко, Дроздовская, «Практикум по коррекции психического развития детей с нарушением слуха».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Организация коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими натальную травму шейного отдела позвоночника (НТШОП)»

Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми,  имеющими натальную травму шейного отдела позвоночника /НТШОП/ в условиях специализированной группы дошкольного образовательног...

Программа коррекционно-развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста с нарушениями речи в соответствии с ФГОС

Программа направлена на достижение целей целенаправленного обновления и систематизации речевой работы в дошкольном учреждении. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС ДО, содержит четкую структу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 1 И 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ (РДА, РАС, атипичный аутизм)

Активное развитие инклюзивной практики в образовании в последнее время приводит к тому, что в качестве субъектов включения выступают все более сложные категории детей с ОВЗ, в частности дети с расстро...

Справка об участии в муниципальной творческой группе «Логофоноритмика как средство коррекционно-развивающей работы с детьми 4-8 лет с нарушениями речи» в 2018-2019 учебном году

Справка об участии в муниципальной творческой группе «Логофоноритмика как средство коррекционно-развивающей работы с детьми 4-8 лет с нарушениями речи» на базе МБДОУ «Детский сад № 2...

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

В статье рассмотрен опыт организации коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с нарушенным слухом в условиях реабилитационного центра. Рассмотрена семено-центрированная модель помощи ...

«Организация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»

Ежегодное увеличение количества детей с общим недоразвитие речи, в том числе очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения детей, заставляют искать новые, более эффективные психол...