ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И НАРУШЕНИМ ЗРЕНИЯ
методическая разработка по коррекционной педагогике
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И ЗРЕНИЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krr_s_detmi_s_nz_i_ns.docx | 23.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Направление работы:
- Комплексное обследование и мониторинг динамики развития;
- Создание специальных условий обучения воспитания;
- Коррекционная работа учителя-дефектолога;
- Коррекционная работа педагога-психолога;
- Коррекционная работа воспитателя группы;
- Коррекционная работа музыкального руководителя;
- Взаимодействие с семьями воспитанников;
- Взаимодействие с социально-педагогическими учреждениями.
Коррекционная обследование и мониторинг динамики развития проводится 1 раз в год в конце учебного года по уровню усвоения программы. Цель - оценка и коррекция воспитательно-образовательной деятельности.
Задачи:
- Сбор обработка и анализ информации по различным аспектам воспитательно – образовательного процесса.
- Принятие мер по усвоению положительных и одновременно ослаблению отрицательных факторов, влияющих на воспитательно-образовательный процесс.
- Оценивания результатов принятых мер в соответствии с ФГОС.
Мониторинг учителя-дефектолога проводится по следующим направлениям:
- развитие речи,
- развитие мышления,
- развитие зрительного и тактильного и двигательного восприятия,
- развитие слухового восприятия,
- формирование ФЭМП
- используются методики следующих авторов Леонгард, Стребелева, Королёва, Зантова, Самсонова.
Мониторинг педагога-психолога проводится в начале и в конце цикла коррекционно-развивающих занятий по следующим психологическим характеристикам: особенности восприятия, внимания, памяти, мышления,
эмоционально волевой сферы, работоспособности, темпа деятельности, обучаемости, общей и мелкой моторики.
Воспитателем проводится мониторинг 1 раз в год в конце учебного года по уровню освоения образовательной программы по следующим видам деятельности: игровая, изобразительное, двигательная.
По итогам мониторинга составляется индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут психолого-педагогического сопровождения ребёнка.
Условия реализации коррекционно-развивающей работы:
- психолого-педагогическое обследование,
- программно-методическое, дидактическое обеспечение,
- групповая подгрупповая индивидуальная работа,
- предметно-развивающая среда,
- координация взаимодействия с семьей и социумом,
- повышение квалификации педагогов,
- кабинет специалиста и музыкального/спортивного зала,
- кадровое обеспечение и взаимосвязь специалистов,
- оборудование для коррекционно-развивающей работы.
Содержание коррекционно-развивающей работы определяется программой: «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста в детском саду» под редакцией Леонгард. Она рассчитана на 5 лет и включает несколько разделов направленных на преодоление некоторых особенностей формирования личности и различных сторон психического развития детей: развитие устной и письменной речи, развитие слухового восприятия и обучения произношению, развитие мышления, формирования ФЭМП, зрительно тактильное восприятие
Методы формирования речи дошкольников с нарушением слуха:
- подражания речи педагога в различных видах предметной и игровой деятельности,
- продуктивная деятельность детей,
- работы по картинкам,
- специальные речевые упражнения.
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
В работе педагогов соблюдается индивидуальный и дифференцированный подходы, включающие различные формы и методы работы с нарушением зрения.
Незрячие и слабовидящие дети, также как и дети в норме, принимают активное участие во всех видах детской деятельности.
Обучение слабовидящих и незрячих в большой степени касается пространственной ориентировки и включает в себя:
- Развитие потребности в самостоятельно ориентировки в пространстве и передвижение.
- Преодоление страха пространство и неуверенности в собственных силах.
- Овладение навыками ориентировке в схеме собственного тела.
- Обучение способностям и приемам ориентировке в мир в микро пространствах за столом на листе бумаги.
Приемы обследования:
- Руки находятся на противоположных сторонах предмета и одновременно перемещаются сверху вниз. При таком движении сразу появляется ощущение форм, размеров предмета и некоторых других его свойств.
- Одна рука остается неподвижной а другая по противоположной стороне предмета перемещается сверху вниз а затем наоборот.
В окружающей среде множество разнообразных звуков и шумов. К одной из основных задач коррекционной компенсаторной работы является развитие слухового восприятия окружающего пространства.
В работе с детьми уделяется внимание слушанию голосов, птиц, животных, звука пространства. Также детям предлагается сравнить как на одной и той же поверхности меняется звук предметов в зависимости от того, из какого материала он изготовлен. Для преодоления трудностей пространственной ориентировки, некоординированности двигательных актов, их артистичность и гиподинамии, рекомендуется проводить музыкально-ритмические упражнения, игры, хороводы, пляски и логоритмические упражнения.
Очень большое внимание уделяется конструктору LEGO, с помощью него развивается мелкая моторика, мышление, математические представления, ознакомление с окружающим и подготовка руки ребенка к чтению и письму по системе Брайля. Рисование, лепка и аппликация - основные виды деятельности, посредством которых детям образно отражают окружающую действительность. Изодеятельность имеет важное значение для всестороннего развития восприятия у детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции, компенсации зрительной недостаточности.
Во время проведения занятий учитывается продолжительность непрерывной зрительной нагрузки, которая составляет у слабовидящих 5-10 минут, у детей с косоглазием 7-15 минут, чтобы предупредить зрительное утомление проводятся зрительная гимнастика и физкультминутки.
Для повышения работоспособности необходимо между занятиями устраивать умеренно подвижные игры.
Учебные пособия должны формой, расцветкой, размерами соответствовать конкретным задачам и состоянию зрения каждого ребенка. Плоскость рабочей поверхности для выполнения зрительной работы зависит от вида косоглазия и от формы глазной патологии. В норме оптимальное расстояние от глаз до рассматриваемого объекта измеряется от локтя ребенка на рабочей поверхности до кончиков пальцев.
ЛИТЕРАТУРА ПО ВОПРОСАМ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И ЗРЕНИЯ
НЗ
- Л.А. Дружинина «Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения». Москва – 2006г.;
- М.И. Земцова, Л.И. Плаксина «Обучение и воспитание детей с нарушением зрения в дошкольных учреждениях». Москва 1978г.;
- Л.И. Плаксина, Л.С. Сековец «Коррекционно-развивающая среда в дошкольных учреждениях компенсирующего вида». Москва – 2006г.;
- Л.А. Дружинина «Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения». Челябинск – 2008г.;
- Л.А. Дружинина «Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения». Челябинск – 2008г.;
- Л.А. Дружинина «Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения». Челябинск – 2008г.;
- Л.И.Плаксина «Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения». Москва – 2008г.;
- Э.Д. Рубан «Практикум по коррекции зрения у детей в домашних условиях. Реальные методы и упражнения». Ростов-на-Дону 2009г.;
- Н.В. Микляева, Н.П. Слободяник «Коррекционно-развивающие занятия в ДОУ. Методические рекомендации». Москва – 2008г.;
- Л.С. Сековец «Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей с нарушением зрения». Москва – 2008г.;
- Т.И. Нагаева «Нарушения зрения у дошкольников (развитие пространственной ориентировки)». Ростов-на-Дону – 2008г.;
- В.Л. Нападовская «Коррекция речевых нарушений и формирование творческих способностей у детей с нарушением зрения». Москва – 2003г.;
- И.Г. Корнилова «Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения». Москва – 2004г.;
- В.А. Феактистова «Развитие навыков общения у слабовидящих детей». Санкт-Петербург – 2005г.;
- Л.А. Ремезова «Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величин». Самара – 2008г.;
- Л.В. Фомичёва, Г.В. Никулина «Готовим к школе ребёнка с нарушением зрения» (рабочая тетрадь). Санкт-Петербург – 2004г.
НС
- «Букварь» Жукова Н.С. «Логопедия. Основы теории и практики».
- Жукова Н.С. «Глухота не приговор: от диагностики для инклюзии» ООО исток.
- Громова О. Е. «Методика формирования начального детского лексикона.
- Зонтова «Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушением слуха».
- Зонтова занимаемся с ушариком
- Королёва, Леонгард, Самсонова: «Диагностика и коррекция нарушений слуха у детей»
- Королева «Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых».
- Королева «Кохлеарная имплантация и дети».
- «Всё самое важное для родителей. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста» под редакцией Серебряковой.
- Леонгард, Самсонова «Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье».
- Михаленкова, Анисимова, Мирошниченко, Дроздовская, «Практикум по коррекции психического развития детей с нарушением слуха».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Организация коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими натальную травму шейного отдела позвоночника (НТШОП)»
Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми, имеющими натальную травму шейного отдела позвоночника /НТШОП/ в условиях специализированной группы дошкольного образовательног...
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста с нарушениями речи в соответствии с ФГОС
Программа направлена на достижение целей целенаправленного обновления и систематизации речевой работы в дошкольном учреждении. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС ДО, содержит четкую структу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 1 И 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ (РДА, РАС, атипичный аутизм)
Активное развитие инклюзивной практики в образовании в последнее время приводит к тому, что в качестве субъектов включения выступают все более сложные категории детей с ОВЗ, в частности дети с расстро...
Справка об участии в муниципальной творческой группе «Логофоноритмика как средство коррекционно-развивающей работы с детьми 4-8 лет с нарушениями речи» в 2018-2019 учебном году
Справка об участии в муниципальной творческой группе «Логофоноритмика как средство коррекционно-развивающей работы с детьми 4-8 лет с нарушениями речи» на базе МБДОУ «Детский сад № 2...
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
В статье рассмотрен опыт организации коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с нарушенным слухом в условиях реабилитационного центра. Рассмотрена семено-центрированная модель помощи ...
"Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с применением здоровьесберегающих технологий".
Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с применением здоровьесберегающих технологий....
«Организация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»
Ежегодное увеличение количества детей с общим недоразвитие речи, в том числе очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения детей, заставляют искать новые, более эффективные психол...