Опыт работы: Применение речевых коммуникаторов (GoTalk 4+, Big Button, Attainment Talker 6+) в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения вербальной коммуникации
статья по коррекционной педагогике

Слязина Ольга Анатольевна

Обучение дошкольников в группе со сложными дефектами использованию речевых коммуникаторов в процессе коррекционно-развивающей работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26

компенсирующего вида Пушкинского района Санкт-Петербурга

Опыт работы:

Применение речевых коммуникаторов

(GoTalk 4+, Big Button, Attainment Talker 6+)

в коррекционно-развивающей работе с детьми,

имеющими нарушения вербальной коммуникации

Все не голосовые системы коммуникации называются альтернативными. Альтернативная коммуникация означает, что человек общается лицом к лицу с собеседником без использования речи.

Коммуникация с помощью вспомогательных устройств включает все формы коммуникации, когда человек использует какое-либо приспособление, помогающее ему выразить то, что ему необходимо. Для таких устройств выбираются любые удобные символы. Указывание на графический символ или картинку – это тоже форма коммуникации с поддержкой, потому что символ или картинка являются выражением того, что человек хочет сказать. Технические средства коммуникации также называют «речевыми компьютерами» или «токерами»/ «говорунами».

Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает её развитию. Использование дополнительных знаков способствует развитию абстрактного мышления и символической деятельности, таким образом способствуя развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи.

Случаи, в которых используется дополнительная коммуникация: 

•  Нарушение слуха (дополнительная коммуникация всегда использовалась в среде глухих — это язык жестов).

•  Двигательные нарушения, создающие моторные трудности (дизартрия, анартрия, апраксия).

•  Интеллектуальные проблемы, влияющие на способность усвоения вербальных символов из-за ограничений возможностей памяти, внимания, абстрактного мышления (умственная отсталость).

•  Эмоциональные проблемы и нарушение контакта (аутизм), ограничивающие способность к восприятию слов собеседника, а также способность выразить мысли с помощью абстрактных символов, знаков, вербальных слов.

•  Специфические органические проблемы артикуляционных органов (при синдроме Дауна низкий тонус артикуляционных мышц мешает овладеть вербальной речью).

•  Прогрессирующие заболевания (например, мышечная дистрофия, множественный склероз).

•  Приобретённые заболевания или травмы (в результате аварий или инсульта).

•  Временные ограничения речевых возможностей (например, из-за трахеотомии).

Все эти нарушения приводят к тому, что способность использовать звуковую речь для общения, а иногда и понимать её резко ограничивается.

В нашем учреждении мы работаем с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития. Это дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, дети с ДЦП, с расстройствами аутистического спектра, дети с ЗПР, с умственной отсталостью у которых часто отмечаются тяжелые нарушения речи, препятствующие использованию вербальных средств общения.

Традиционные формы коррекционно-развивающей работы не всегда эффективны в случаях с детьми, остающимися долгое время неговорящими. Поэтому мы используем альтернативную коммуникацию с помощью вспомогательных устройств.

Звуковая речь детей может характеризоваться наличием только отдельных голосовых реакций, дети могут испытывать трудности в артикуляции из-за параличей и парезов в речевом аппарате, их речь невнятная, малопонятная окружающим. Поэтому мы используем альтернативную коммуникацию с помощью вспомогательных устройств как один из способов развития коммуникативной компетентности у данной категории детей.

Предлагая альтернативные средства коммуникации, мы даем возможность ребенку начать «говорить» сейчас (пусть даже с использованием дополнительного средства), а не когда-то потом, когда у него будут «вызваны» звуки. Дети получают удовольствие от общения. Для некоторых детей альтернативное средство коммуникации (жесты, планшет GoTalk и др.) будет всего лишь «мостиком» к обычной речи. В других случаях оно станет единственно возможным способом общения с миром.

Технические характеристики используемых АДК.

Это простые вспомогательные технические средства коммуникации с речевым выводом, которые очень часто используются при вступлении в коммуникативное взаимодействие. Клавиши коммуникаторов называют «полями», а вся панель управления называется «уровнем». Громкость звучания регулируется клавишами со стрелками. Запись сообщений у этих коммуникаторов производится через встроенный микрофон. Перед началом работы необходимо определиться с нужными сообщениями и изготовить для них вкладыши с графическими символами. Каждая карточка заставка находится под защитной пленкой.

А теперь остановимся более подробно на каждом из коммуникаторов.

Кнопка Big Button работает в нескольких режимах:

  • воспроизведение одного сообщения длительностью до 48 секунд, которое звучит при нажатии на кнопку;
  • воспроизведение трех сообщений по 16 секунд каждое. Одно нажатие кнопки воспроизводит первое сообщение, два нажатия воспроизводят второе сообщение, а три нажатия воспроизводят третье сообщение.

Клавиша издает при нажатии щелчок, являющийся акустическим сигналом обратной связи. На клавише есть прозрачный карман, в который помещается графический символ, представляющий записанную информацию.

Данное АДК удобно использовать в работе с детьми, имеющими сложную структуру двигательного нарушения, так как ее можно нажимать разными частями тела (ладонью, кулаком, пальцем, щекой и т.д.).

Говорящая линейка Attainment Talker 6+ («АтэйнМент Токе 6+»).

Это коммуникатор с возможностью записи 6 сообщений с общей длиной в 60 секунд. Максимальная длина 1 сообщения 10 сек. Коммуникатором можно пользоваться, держа его обеими руками и нажимая большим пальцем нужную клавишу, а также можно положить на стол и активировать указательным пальцем. Специальные нескользящие вкладки позволяют удерживать коммуникатор на месте.

Планшет GoTalk 4+ («ГоуТок 4+»)

Это устройство предоставляет возможность записи, сохранения и воспроизведения 20 голосовых сообщений, 2 из них – постоянные, с переходом на другой уровень не меняются, обычно мы используем слова «Да»-«Нет». Коммуникатор имеет 5 уровней записи. Каждая клавиша предусматривает запись собственного сообщения.  Общее время записи 5 минут. Имеется ручка для переноски. Есть специальный отсек для хранения дополнительных карточек. Карточка-заставка с изображением полей вставляется под защитную решетку сбоку. Данный коммуникатор можно использовать как диктофон.

Условно обучение детей применению коммуникаторов в процессе коррекционно-развивающей работы мы поделили на 4 этапа:

На I этапе педагоги выбирали подходящее для каждого ребенка средство АДК.

При выборе наилучшей формы коммуникации для ребенка, нуждающегося в альтернативной форме коммуникации, мы должны опираться на знании его двигательных навыках и способности воспринимать движения, формы и изображения, а также нужно оценить коммуникативные способности ребенка.

Предварительная оценка навыков ребёнка, необходимых для освоения системы символов:

1 Коммуникативные навыки ребёнка.

На какие вопросы важно попытаться ответить:

•  Проявлено ли желание (намерение) вступать в коммуникацию?

•  Стремится ли ребёнок участвовать в диалоге?

•  Какими средствами (вокализации, жесты, отдельные слова)?

•  Каких знаков не хватает ребёнку?

2. Способность к восприятию графических изображений, к их сравнению и анализу:

•  Воспринимает ли ребёнок картинку?

•  Понимает ли связь картинки и слова, её обозначающего?

•  Понимает ли, что разные картинки могут обозначать один и тот же объект (например, разные мячи или собаки)?

•  Может ли сравнить две картинки, соотнести их друг с другом (где «такой же» мяч, «такая же» кукла?)?

•  Может ли ребёнок понять, что картинка может обозначать отсутствующий объект или часть объекта, представлять весь объект?

Педагогам во время мониторинга, прежде всего нужно определить, следует ли ребенку начинать с коммуникации с помощью устройства или без него, и сделать выбор между жестовыми, графическими и предметными системами символов. Если ребенку нужна более чем одна система, педагоги решают, какую систему вводить первой.

Обратите внимание, что дети со зрительными нарушениями воспринимают жесты лучше, чем картинку. Некоторым детям могут быть полезны технические вспомогательные устройства. У некоторых детей с интеллектуальными нарушениями понимание смысла коммуникации с применением картинок занимает очень много времени, однако мы не должны отказываться от использования АДК, и дать детям возможность понять смысл коммуникации в процессе непосредственного общения. Для других детей наоборот картинки очень важны тем, что привлекают их внимание.

На II этапе мы ввели графические символы в повседневную жизнь детей в группе детского сада и познакомили их с говорящей кнопкой.

Работа с АДК предполагает понимание ребенком графических символов, что картинка может изображать находящийся на расстоянии предмет или планирующуюся деятельность, что с помощью картинки можно попросить, ответить на вопрос, рассказать о себе и своих желаниях, а также выразить эмоции.

Поэтому, необходимо учитывать степень абстракции картинки: самый простой для восприятия графический символ – это фотография, далее идет рисунок, потом картинка-символ и наиболее абстрактным графическим символом является пиктограмма.

Одновременно с изучением графических символов в коррекционно-образовательную деятельность мы включаем:

•  Совместное составление визуального расписания с использованием символов. Визуальное расписание помогает ребёнку понять структуру занятия, организовывает, развивает логическое и абстрактное мышление. В начале занятия на доску прикрепляются карточки с изображением запланированной деятельности. По мере выполнения заданий карточки снимаются и откладываются в сторону, либо в специально приготовленный для этой цели ящичек. Визуальное расписание помогает ребёнку увидеть и оценить объём проделанной и оставшейся работы.

•  Совместное рассматривание картинок с обязательными комментариями взрослого (название картинки, что с этим предметом делают, какого он цвета, формы, к какому классу объектов относится).

•  Одновременное рисование (говоря об объекте, сразу символически изображаем его).

Соотнесение предмета с его изображением на картинке разной степени абстракции.

•  Совместное проговаривание ритмических стихотворений с жестами. Стихотворения, жестовые и пальчиковые игры можно использовать ежедневно в занятии с ребёнком. Взрослый читает стихотворение, а ребёнок заканчивает последнюю строчку, применяя либо известный ему жест, либо указывая на картинку с изображением данного предмета.

Жили-были (зайчики) на лесной опушке,

Жили - были (зайчики) в маленькой избушке.

В группе воспитатели учат детей использовать графические символы при выборе активностей. Воспитатель предлагает 2 картинки с изображением знакомых игрушек: «Что тебе дать?» Ребенок осуществляет выбор. Воспитатель дает указанную игрушку. Необходимо подкреплять даже те сигналы, которые, возможно, еще не являются коммуникативными в полном смысле слова и обязательно давать на них ответ.

При освоении системы графических символов необходим помощник. Он должен помогать ребёнку, указывая на объект его рукой.

Знакомство детей с речевым коммуникатором происходит в структуре индивидуальных занятий и здесь перед нами встают следующие задачи:

- познакомить ребенка с новым предметом (коммуникатором);

- выявить эмоциональный ответ ребенка на этот предмет;

- формировать понимание у ребенка связи «действие-результат» (нажатие-проигрывание сообщения).

Первый коммуникатор, с которым мы познакомили детей была кнопка. Особенно эффективно использовать кнопку, когда нужно научить ребенка пользоваться клавишей как таковой. На первых занятиях на кнопку была записана песенка «приветствие». Кнопку удобно применять в ситуациях, когда необходимо, например, поздороваться и попрощаться, представиться при знакомстве, произнести слово или предложение, повторяющееся в рассказе или песне. Кроме того, говорящая кнопка позволяет соединить вывод речи с запуском какого-либо действия (на старт – внимание – марш).

Использование двух кнопок, обозначающих согласие и несогласие (запись на 1 кнопке слова «да», на 2 кнопке – «нет»), помогает узнать от самого ребенка о его желаниях и интересах к определенным предметам и деятельности.

Каждый ребенок по-своему воспринимал новый предмет. У некоторых детей сам процесс нажатия кнопки вызывал большой интерес. В связи с особенностями детей, в зависимости от уровня их развития, детям требовалось разное время для понимания принципа действия кнопки.

На III этапе мы познакомили детей с планшетом GoTalk 4+ («ГоуТок 4+») и с говорящей линейкой Attainment Talker 6+.

Коммуникативный планшет и линейку хорошо использовать для дидактических игр, однако, в этом случае нельзя забывать о том, что ребенку нужно дать возможность попросить/отказаться от деятельности, выбрать ее самостоятельно. На индивидуальных занятиях мы предлагаем детям использовать коммуникатор в играх и упражнениях:

1. Игра «Да – нет» (несогласие с неправильным высказыванием взрослого)

2. «Что прибавилось?»

3. «Чего не стало?»

4. «Что лишнее?»

5. «Скажи наоборот.»

6. «Разложи по порядку.»

7. «Что сначала, что потом.»

8. «Послушай и повтори.»

9. «Узнай на ощупь.»

10. «Договори фразу.»

На IV этапе мы предложили детям использовать АДК на занятиях в группе.

Мы организуем игровую деятельность, в основе которой лежит сюжет сказки. Каждый ребенок получает роль. На коммуникатор записываются слова героев. Ведущий взрослый рассказывает сказку, ребенок нажимает на соответствующее поле, озвучивая слова героя. Самое главное, что каждый ребенок получает возможность быть участником общения: отвечать на закрытые (да/нет) и альтернативные вопросы (выбор из двух ответов), фиксировать результаты своих действий (отчёт: сделано - не сделано), планировать предстоящую деятельность, давать оценку своим действиям и поступкам, а также выражать своё отношение к происходящему вокруг.

Основные принципы работы по внедрению системы дополнительной коммуникации:

•  Принцип «от более реального к более абстрактному». При обучении использованию графической системы символов ребёнку сначала необходимо предъявлять фотографии реальных объектов, потом — картинки с изображением реальных объектом, затем — картинки-символы – и далее пиктограммы.

 •  Принцип избыточности символов (когда педагог совмещает различные системы коммуникации, то есть совместное использование слова, жеста, картинки и, при необходимости, написанного слова). Этот принцип приносит эффективные результаты при обучении, так как задействовано сразу несколько каналов передачи информации.

•  Принцип постоянной поддержки мотивации. Обучение использованию любой системы дополнительной коммуникации — это чаще всего сложная, долгая и упорная работа, которая требует постоянного обучения семьи и персонала, работающего с ребёнком, постоянной поддержки мотивации и заинтересованности, так как не всегда система воспринимается легко и быстро.

 •  Принцип функционального использования в коммуникации. Особенно трудно вывести использование системы дополнительной коммуникации за пределы занятия и использовать приобретённые навыки в повседневной деятельности, что, собственно, и является основной целью применения системы дополнительной коммуникации.

В коррекционно-развивающей работе, необходимо соблюдать требования к символам системы дополнительной коммуникации:

•  Жесты должны быть легко выполняемыми, простыми, чтобы по возможности можно было догадаться об их значении. Поза для жестов: напротив, на уровне глаз ребенка.

•  Картинки должны быть яркими, привлекательными, быть удобными для манипуляций с ними (приклеивать-отклеивать, опускать в ящик — доставать из ящика).

•  Лица и предметы, изображённые на фотографиях, должны быть знакомы ребёнку.

•  Предметы и игрушки должны быть яркими и интересными ребёнку.

•  Слово должно быть написано печатными буквами, шрифт черный, высота букв от 2 до 5 сантиметров.

Литература:

Штягинова Е.А. Альтернативная коммуникация: методический сборник. – Новосибирск: Городская общественная организация инвалидов «Общество ДАУН СИНДРОМ», 2012.

Течнер, Стивен фон

Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра Стивен фон Теч нер, Харальд Мартинсен [Электронный ресурс] / С. фон Теч нер, Х. Мартинсен. – Эл. изд. – Электрон. текстовые (1 файл pdf : 434 с.). – М. : Теревинф, 2015.

 

Альтернативная и дополнительная коммуникация: сборник методических материалов семинара в рамках образовательного форума «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями» /сост. О.Н. Тверская, М.А. Щепелина; выпуск. ред. А.Г. Гилева; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь. 2018.

Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: сборник научных трудов и материалов 7-ой Восточно- и Центрально- Европейской научно-практической конференции по проблемам альтернативной и дополнительной коммуникации и международного семинара «Теоретико-методологические аспекты трандисциплинарных исследований проблем и технологий альтернативной и дополнительной коммуникации» (Россия, Архангельск 29 июня-2 июля 2009 г.) [сост. Л. Калинникова и др.]; Федер. агентство по образованию, ГОУВПО «Помор. гос. ун-т им. И.В.Ломоносова» [и др.]. – Архангельск, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование загадок в системе коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими стойкие нарушения речи

Загадки для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими стойкие нарушения речи....

Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи....

Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. (Возрастная группа 4-7 лет)

Составлена на основе «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.» Издание третье, переработа...

«Умные резиночки» в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (методическая разработка)

Цель данной методической разработки: развивать координацию тонких движений пальцев рук с помощью нестандартного оборудования, а именно: «резиночки для волос».Игры с нестанда...

«Тактильные дощечки» в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (методическая разработка)

Развитие мелкой моторики (гибкость и точность движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, памяти, мышления, речи. Пособие «тактильные д...

Опыт работы: Применение речевых коммуникаторов (GoTalk 4+, Big Button, Attainment Talker 6+) в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими проблемы вербальной коммуникации

Счастье -это когда тебя понимают!Основное правило альтернативной коммуникации: «Человек должен иметь возможность сказать, что хочет, тем способом и с той скоростью, с которой может».Альтер...

"Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими проблемы с выстраиванием коммуникации»

В статье описывается как строится коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими проблемы с выстраиванием коммуникации...