Опыт работы: Применение речевых коммуникаторов (GoTalk 4+, Big Button, Attainment Talker 6+) в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими проблемы вербальной коммуникации
методическая разработка по коррекционной педагогике

Устьянцева Евгения Андреевна

Счастье -это когда тебя понимают!

Основное правило альтернативной коммуникации: «Человек должен иметь возможность сказать, что хочет, тем способом и с той скоростью, с которой может».

Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться. Альтернативная коммуникация также носит название дополнительная.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Устьянцева Е.А., учитель-дефектолог ГБДОУ детский сад № 26

Слязина О.А., учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 26

Опыт работы:

Применение речевых коммуникаторов

(GoTalk 4+, Big Button, Attainment Talker 6+)

в коррекционно-развивающей работе с детьми,

имеющими проблемы вербальной коммуникации

Счастье -это когда тебя понимают!

Основное правило альтернативной коммуникации: «Человек должен иметь возможность сказать, что хочет, тем способом и с той скоростью, с которой может».

Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться. Альтернативная коммуникация также носит название дополнительная.

Альтернативная коммуникация может:

 •  быть необходима постоянно;

 •  применяться как временная помощь;

 •  рассматриваться как помощь в приобретении лучшего владения речью.

Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает её развитию. Использование дополнительных знаков способствует развитию абстрактного мышления и символической деятельности, таким образом способствуя развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи.

Цели использования альтернативной коммуникации:

 •  построение функционирующей системы коммуникации;

 • развитие навыка самостоятельно и понятным образом доносить до слушателя новую для него информацию;

•  развитие способности ребёнка выражать свои мысли с помощью символов.

Случаи, в которых используется дополнительная коммуникация: 

•  Нарушение слуха (дополнительная коммуникация всегда использовалась в среде глухих — это язык жестов).

•  Двигательные нарушения, создающие моторные трудности (дизартрия, анартрия, апраксия).

•  Интеллектуальные проблемы, влияющие на способность усвоения вербальных символов из-за ограничений возможностей памяти, внимания, абстрактного мышления (умственная отсталость).

•  Эмоциональные проблемы и нарушение контакта (аутизм), ограничивающие способность к восприятию слов собеседника, а также способность выразить мысли с помощью абстрактных символов, знаков, вербальных слов.

•  Специфические органические проблемы артикуляционных органов (при синдроме Дауна низкий тонус артикуляционных мышц мешает овладеть вербальной речью).

•  Прогрессирующие заболевания (например, мышечная дистрофия, множественный склероз).

•  Приобретённые заболевания или травмы (в результате аварий или инсульта).

•  Временные ограничения речевых возможностей (например, из-за трахеотомии).

Все эти нарушения приводят к тому, что способность использовать звуковую речь для общения, а иногда и понимать её резко ограничивается. В случаях, когда у человека есть потребность и возможность выразить свои идеи, но не хватает средств, используются способы поддерживающей, дополнительной коммуникации.

Традиционные формы коррекционно-развивающей работы не всегда эффективны в случаях с детьми с ТМНР, долгое время остающимися неговорящими. Поэтому одним из способов развития коммуникативной компетентности для данной категории детей может стать формирование у них навыков общения с помощью средств альтернативной коммуникации: графических символов (пиктограмм, слов-табличек), общеупотребительных жестов, речевых коммуникаторов. Невербальные средства общения позволяют создать условия для повышения у неговорящего ребёнка мотивации к общению: ребёнок с помощью жестов, пиктограмм, слов-табличек, речевых коммуникаторов участвует в коммуникативных ситуациях и выражает свои мысли и желания. Также неговорящий ребёнок получает возможность участвовать в непосредственно образовательной деятельности в ДОО. Средства поддерживающей (невербальной) коммуникации предоставляют неговорящему ребёнку возможность отвечать на открытые и альтернативные вопросы, фиксировать результаты своих действий (отчёт), планировать предстоящую деятельность, давать оценку своим действиям и поступкам, а также выражать своё отношение к происходящему вокруг.

В нашей группе для детей с ТМНР мы уже 3 года используем речевые коммуникаторы: говорящая кнопка Big Button («БИГбаттон»), говорящая линейка Attainment Talker 6+ («АтэйнМент Токе»), планшет GoTalk 4+ («ГоуТок»).

Коммуникатор «Big Button» – простое вспомогательное техническое средство коммуникации с речевым выводом, которое очень часто используется при вступлении в коммуникативное взаимодействие. Работает в двух режимах:

  • воспроизведение одного сообщения длительностью до 48 секунд, которое звучит при нажатии на кнопку;
  • воспроизведение трех сообщений по 24 секунд каждое. Одно нажатие кнопки воспроизводит первое сообщение, два нажатия воспроизводят второе сообщение, а три нажатия воспроизводят третье сообщение.

Хранящееся в памяти сообщение воспроизводится нажатием на клавишу диаметром 20,5 см. Клавиша издает при нажатии щелчок, являющийся акустическим сигналом обратной связи. На клавише есть прозрачный карман, в который помещается картинка, отображающая символ, представляющий записанную информацию.

Особенно эффективна кнопка, например, когда нужно научиться пользоваться клавишей как таковой, когда нужно научиться речью для выражения своих потребностей, а также, чтобы привлечь к себе внимание. Кроме того, говорящая кнопка позволяет соединить вывод речи с запуском какого-либо действия. Его применяют в ситуациях, когда необходимо, например, поздороваться и попрощаться, представиться при знакомстве, позвать животное, рассказать о каком-либо событии, произнести слово или предложение, повторяющееся в рассказе или песне.

Говорящая линейка Attainment Talker 6+

Простой коммуникатор с возможностью записи 6 сообщений с общей длиной в 60 секунд. Максимальная длина 1 сообщения 10 сек. Коммуникатор можно держать обеими руками и нажимать большим пальцем, чтобы использовать его, а также можно положить на стол и активировать указательным пальцем. Специальные нескользящие вкладки позволяют удерживать коммуникатор на месте. Перед началом работы необходимо определиться с нужными сообщениями и изготовить для них вкладыши с картинками.

Планшет GoTalk 4+

Это устройство предоставляет возможность записи, сохранения и воспроизведения

значительного количества голосовых сообщений, которые позволяют

пользователю легко и быстро сообщать о своих насущных потребностях и

желаниях. Можно использовать как диктофон. Каждая клавиша коммуникатора предусматривает запись собственного сообщения. Имеет несколько уровней записи, различных по времени. Вмещает 20 сообщений. 2 фиксированных сообщения – те, что всегда должны быть под рукой («основных» сообщения, которые остаются неизменными на каждом уровне). Общее время записи 5 минут.

Громкость звучания регулируется клавишами со стрелками. Имеется ручка для переноски. Специальный отсек для хранения дополнительных плат с символами. Карточка-заставка с изображением полей вставляется под защитную решетку сбоку. Запись сообщений производится через встроенный микрофон.

Данные средства предоставляют в распоряжение «неговорящего» ребёнка инструмент, позволяющий выразить ему свои желания, потребности, чувства. Эти системы помогают обеспечить достаточно эффективную коммуникацию на всех уровнях жизнедеятельности ребёнка (домашняя среда с её «рутинами», обучение, общение со сверстниками, общение за пределами дома и дошкольного учреждения, школы, взаимодействие с персоналом при посещении магазинов, кинотеатров, кафе).

Кроме того, системы альтернативной коммуникации служат «мостиком», который в перспективе позволяет «неговорящим» детям перейти к коммуникации с помощью речи. Ещё раз подчеркнём, что использование дополнительных знаков помогает развивать абстрактное мышление и символическую деятельность, таким образом способствуя развитию понимания и вербальной (звуковой) речи. Очень важно помнить, что когда мы имеем дело с человеком с функциональными проблемами или ограничениями, мы рискуем поддаться ложному впечатлению, что он не хочет и не способен вступать в коммуникацию. Но важно не терять надежду на успех, ведь человек может начать понимать смысл коммуникации, только вступив в процесс коммуникации.

Обеспечение детей, у которых в силу нарушений ограничена способность к общению, средствами альтернативной коммуникации может существенно повысить уровень их социализации, улучшить качество жизни, развить самоуважение.

Как ввести речевые коммуникаторы в коррекционно-развивающую работу с детьми с ТМНР?

Условно процесс введения коммуникатора в жизнь ребенка можно поделить на следующие этапы:

1 этап. Система мониторинга

Выбор подходящих средств дополнительной коммуникации. 

При подборе средств дополнительной коммуникации необходимо учитывать сильные стороны ребёнка и особенности его развития.

Для оценки уровня коммуникации и выбора средства альтернативной коммуникации выполняются следующие действия:

 •  Проводится наблюдение за ребёнком в различных ситуациях: дома, на занятиях, на индивидуальных встречах.

 •  Проводится обсуждение, какие коммуникативные действия ребёнок совершает (возможно, неосознанно) в повседневной жизни, во время игр, общения со взрослыми и сверстниками.

 •  Анализируется, какие действия, повторяющиеся из раза в раз, можно трактовать как сигналы, соответствующие какому-либо желанию или потребностям ребёнка.

 •  Обсуждается, как можно закрепить эти коммуникативные действия, превратить их в осознанно используемые ребёнком сигналы.

 •  Проводится обучение ребёнка тем или иным коммуникативным действия.

•  Рассматриваются варианты использования помощи ребёнку со стороны взрослого, необходимость использования различных приспособлений (речевые коммуникаторы, альбомы, карточки PESC).

Предварительная оценка навыков ребёнка, необходимых для освоения системы символов:

1. Коммуникативные навыки ребёнка. На какие вопросы важно попытаться ответить:

•  Проявлено ли желание (намерение) вступать в коммуникацию?

•  Стремится ли ребёнок участвовать в диалоге?

•  Какими средствами (вокализации, жесты, отдельные слова)?

•  Каких знаков не хватает ребёнку?

2. Способность к восприятию графических изображений, к их сравнению и анализу:

•  Воспринимает ли ребёнок картинку?

•  Понимает ли связь картинки и слова, её обозначающего?

•  Понимает ли, что разные картинки могут обозначать один и тот же объект (например, разные мячи или собаки)?

•  Может ли сравнить две картинки, соотнести их друг с другом (где «такой же» мяч, «такая же» кукла?)?

•  Может ли ребёнок понять, что картинка может обозначать отсутствующий объект или часть объекта, представлять весь объект?

Это выявить непросто, так как в обычной жизни таких навыков не требуется, однако часто наблюдается в ассоциациях. Даже если такой опыт у ребёнка есть, это не значит, что он сразу поймет, что этот путь возможен для постоянного процесса коммуникации.

2 этап. Использование системы символов. 

Использование систем графических символов - трудная задача. Она требует постоянного обучения семьи и персонала, работающего с ребёнком, постоянной поддержки мотивации, так как не всегда система воспринимается легко и быстро. Особенно трудно вывести использование системы за пределы занятий и суметь использовать её в интерактивном режиме - это и является основной задачей обучения системе дополнительной коммуникации.

Чаще всего это ребёнку важно использовать знаки-символы, когда он:

 •  просит что-то,

•  комментирует, делится эмоциями.

Как технически происходит общение с помощью графических символов (варианты):

 •  Человек берёт картинку в руки и передаёт её собеседнику.

 •  Указывает на неё рукой или дотрагивается пальцем.

 •  Нажимает на соответствующую кнопку.

 •  При серьёзных двигательных ограничениях: показывает с помощью указки, прикреплённой к шлему на голове, направлением взгляда.

Роль помощника при освоении системы символов.

При освоении системы графических символов необходим помощник. Он должен помогать ребёнку, указывая на объект его рукой. Однако существует опасность, что у помощника может не хватить терпения и чуткости, чтобы ждать и улавливать слабые сигналы ребёнка, и тогда он невольно начнёт навязывать ему свои желания. Поэтому нужно быть очень внимательным к малейшим сигналам ребёнка (взгляд, движение головы) и научиться их читать, а потом уже помогать ему обозначать их на картинке указательным жестом.

Важно, чтобы ребёнок понял, что картинка может изображать находящийся на расстоянии предмет или планирующуюся деятельность, что с помощью картинки можно потребовать, ответить на вопрос, рассказать о себе и своих желаниях, а также выразить эмоции.

Пособия, которые можно использовать: 

•  Календарь активности - расписание, которое помогает структурировать деятельность, где обычно используются пиктограммы и другие символы.

•  Коммуникативная доска - специальная доска, разбитая на квадраты, к которым прикрепляются графические символы.

•  Тематические книги.

•  Альбомы с картинками и фотографиями.

•  Набор коммуникативных карт в ящике или на брелоке.

•  Да/нет-системы (две «говорящие» кнопки или две картинки, обозначающие согласие и несогласие.)

Игры и занятия, способствующие развитию навыков, необходимых для освоения системы альтернативной (дополнительной) коммуникации Начиная работу по обучению ребёнка использованию систем альтернативной (дополнительной) коммуникации, всегда нужно помнить о том, что это долгий процесс, требующий настойчивости и терпения. Чтобы не остановиться на половине пути, стоит подумать о том, как превратить процесс обучения в интересное занятие, доставляющее удовольствие ребёнку. Для того чтобы освоение систем альтернативной (дополнительной) коммуникации шло более эффективно, в повседневную деятельность ребёнка необходимо включать самые разнообразные занятия и игры, развивающие все стороны личности ребёнка: двигательную активность (навыки крупной и мелкой моторики), внимание, восприятие, мышление, память, умение понимать обращённую речь.

Занятиями, развивающими данные способности, могут стать: 

•  Совместное составление расписания с использованием символов. Составление визуального расписания помогает ребёнку понять структуру занятия, организовывает, развивает логическое и абстрактное мышление. В начале занятия на панель прикрепляются карточки с изображением запланированной деятельности. По мере выполнения заданий карточки снимаются и откладываются в сторону, либо в специально приготовленный для этой цели ящичек. Визуальное расписание помогает ребёнку увидеть и оценить объём проделанной и оставшейся работы.

•  Манипулирование игрушками с жестовым сопровождением. Данный вид деятельности чудесно можно использовать в игре-театрализации. Например «Теремок». При появлении сказочных героев ребёнку необходимо будет вспомнить жест, которым они обозначаются (закрепление категории жестов, обозначающих принадлежность). А также повторить за героями различные действия («спать», «идти», «плакать», «здороваться», «прощаться»).

•  Совместное рассматривание картинок с обязательными комментариями взрослого (название, что с этим делают, какого цвета, формы, к какому классу объектов относится).

•  Одновременное рисование (говоря об объекте, сразу символически изображаем его).

•  Соотнесение объектов и картинок разной степени абстракции с написанным словом.

•  Прикрепление картинок, графических изображений в самых распространённых местах, введение в рутину. При введении обучения альтернативной (дополнительной) коммуникации в повседневную деятельность необходимо организовать домашнюю среду таким образом, чтобы окружающее ребёнка пространство способствовало как можно более разнообразному усвоению различных систем коммуникации. Например, при обучении глобальному чтению на предметы обстановки можно прикрепить карточки с напечатанными названиями предметов: «стол», «стул», «шкаф», «зеркало». В ванной можно прикрепить визуальное расписание с указанием последовательности действий при умывании или посещении туалета.

 •  Рассматривание коммуникативных книг.

•  Составление фотоальбома про себя.

•  Составление ритмических стихов с жестами. Стихи, жестовые и пальчиковые игры можно использовать ежедневно в занятии с ребёнком. Взрослый читает стихотворение, а ребёнок заканчивает последнюю строчку, применяя либо известный ему жест, либо указывая на картинку с изображением данного предмета.

Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин … (дом)

Бежит … (курица) с ведром, заливает кошкин … (дом)

3 этап. Знакомство с говорящей кнопкой, с планшетом и линейкой.

Да/нет-системы (две «говорящие» кнопки или две картинки, обозначающие согласие и несогласие.)

Коммуникативный планшет и линейку можно использовать в играх и упражнениях, развивающих психологическую базу речи.

1. Да – нет (несогласие с неправильным высказыванием взрослого).

2. Что прибавилось?

3. Чего не стало?

4. Что лишнее?

5. Скажи наоборот.

6. Разложи по порядку.

7. Что сначала, что потом.

8. Послушай и повтори.

9. Узнай на ощупь

В первый период использования средств дополнительной коммуникации с детьми с ТМНР есть риск появления желания отказаться от неё из-за ошибочного вывода, что ребёнок ещё не созрел. Но! Способность к коммуникации формируется в процессе самой коммуникации. Поэтому от ведущих этого процесса (взрослых) зависит многое. Прежде всего - от их уверенности в том, что этот ребёнок может понимать смысл коммуникации или будет способен на это в будущем. Для этого необходимо подкреплять даже те сигналы, которые, возможно, ещё не являются коммуникативными в полном смысле слова, и обязательно давать на них ответ.

Основные принципы работы по внедрению системы дополнительной коммуникации: В презентацию, на экран

 •  Принцип «от более реального к более абстрактному». При обучении использованию графической системы символов ребёнку сначала необходимо предъявлять фотографии реального объекта (к примеру, собаки), потом — рисунок с объектом, и затем — пиктограмму.

 •  Принцип избыточности символов (совмещение различных систем коммуникации — жестов, картинок и, например, написанного слова). Использование как можно большего количества дополнительных знаков и символов помогает развивать абстрактное мышление и символическую деятельность, способствуя таким образом развитию понимания и вербальной (звуковой) речи.

•  Принцип постоянной поддержки мотивации. Обучение использованию любой системы дополнительной коммуникации — это чаще всего сложная, долгая и упорная работа, которая требует постоянного обучения семьи и персонала, работающего с ребёнком, постоянной поддержки мотивации и заинтересованности, так как не всегда система воспринимается легко и быстро.

 •  Принцип функционального использования в коммуникации. Особенно трудно вывести использование системы дополнительной коммуникации за пределы занятия и использовать приобретённые навыки в повседневной деятельности, что, собственно, и является основной целью применения системы дополнительной коммуникации.

Требования к символам системы дополнительной коммуникации:

•  Жесты должны быть легко выполняемыми, простыми, чтобы по возможности можно было догадаться об их значении.

•  Картинки должны быть яркими, привлекательными, быть удобными для манипуляций с ними (приклеивать-отклеивать, опускать в ящик — доставать из ящика).

•  Лица и предметы, изображённые на фотографиях, должны быть знакомы ребёнку.

•  Предметы и игрушки должны быть яркими и интересными ребёнку.

•  Слово должно быть написано специальным простым шрифтом.

•  Поза для жестов: напротив, на уровне глаз, дающая возможность ассистенту помочь сзади сделать жест.

Использование коммуникативных планшетов, кнопок, линеек позволяет организовать систематическую работу с неговорящими детьми по развитию в альтернативной форме всех функций речи (языка) – коммуникативной, познавательной, регулирующей. Регулирующая функция речи позволяет неговорящему ребёнку сопровождать свои действия соответствующими карточками-пиктограммами, а также фиксировать результаты своих действий (отчёт) и планировать предстоящие.

Литература:

Штягинова Е.А. Альтернативная коммуникация: методический сборник. – Новосибирск: Городская общественная организация инвалидов «Общество ДАУН СИНДРОМ», 2012.