Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Матюнина Светлана Анатольевна

Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Актуальность.

В дошкольные образовательные учреждения приходят дети, разные по поведению, по характеру, по уровню развития познавательных процессов. Среди них много детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) и с каждым годом количество таких детей растет.

Речь - это важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря ей, отражение мира в сознании  человека постоянно пополняется и обогащается, речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка.

На основе речи и ее смысловой единицы - слова формируются и развиваются такие психические процессы, как: восприятие, воображение, память. На огромное значение речи для развития мышления и формирования личности неоднократно указывал Л. С. Выготский.

Дети с ТНР обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии ЦНС. У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушение равновесия, координация движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений. Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности (т.е. быстро устают).  Они эмоционально неустойчивы, настроение их быстро меняется. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всей непосредственно образовательной деятельности. Как правило, у  детей с ТНР отмечается неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, слабость в развитии моторики, пространственные трудности, низкая умственная работоспособность. Бедность и недифференцированность словарного запаса, своеобразие связанного высказывания приводит к снижению потребности в общении, несформированности форм коммуникации, незаинтересованности в контакте, неумению ориентироваться в ситуации общения, негативизму. Коммуникативные возможности отличаются заметной ограниченностью. Данные особенности в развитии детей требуют специальной работы по их коррекции, учитывающей сильные и слабые стороны развития психики. Особое внимание при обучении должно уделяться развитию произвольной, осознанной деятельности, умению контролировать свои действия и достигать требуемого результата.

Цель работы: создание условий, обеспечивающих развитие когнитивной и эмоциональной сферы у дошкольников с ТНР на основе ЛЕГО-конструирования.

Задачи:

  • развивать мелкую моторику рук, стимулируя  общее речевое   развитие и умственные способности дошкольников; обогащать словарный запас;
  • развивать мышление (логическое, пространственное и техническое), активизировать мыслительные процессы дошкольников (творческое решение поставленных задач, изобретательность, поиск  нового и оригинального);
  • совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре,  коллективно;
  • пробуждать творческую активность и воображение (вербальное и невербальное);
  • обучать конструированию по образцу, чертежу, условиям, по собственному замыслу;
  • формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
  • выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
  • развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
  • развивать желание включаться в творческую деятельность.

Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающим интеграцию различных видов деятельности, что  позволяет решать большое количество поставленных перед специалистами и воспитателями ДО задач. Для достижения максимального результата, мы используем игры (игры-соревнования), как индивидуальные, так и групповые, которые повышают заинтересованность детей в достижении результата. Большое значение придается развитию произвольного внимания, коммуникативно-речевой активности, организации речевого поведения в группе.

Конструирование очень тесно связано с эмоциональным и когнитивным развитием ребенка. Большое значение конструирование имеет для совершенствования тонкой моторики рук,  восприятия формы и размеров предметов, пространственных отношений. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; пробуют решать конструктивные задачи «на глаз», учатся работать по схеме;  у детей развивается образное мышление, они учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, пытаются мысленно менять их взаимное расположение. Игровые занятия способствуют развитию творческих способностей, коммуникативных навыков  - у детей формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. У детей развивается диалогическая и монологическая речь, расширяется словарный запас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»

Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и ...

Актуальность использования мяча в работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи

В данной работе описана система использования мяча, с детьми имеющими ОНР 1 - 2 - 3 уровни речевого развития, стертую форму дизартрии. Мяч помогает в автоматизации поставленных звуков, усвоению слогов...

Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. (Возрастная группа 4-7 лет)

Составлена на основе «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.» Издание третье, переработа...

«Умные резиночки» в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (методическая разработка)

Цель данной методической разработки: развивать координацию тонких движений пальцев рук с помощью нестандартного оборудования, а именно: «резиночки для волос».Игры с нестанда...

«Тактильные дощечки» в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (методическая разработка)

Развитие мелкой моторики (гибкость и точность движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, памяти, мышления, речи. Пособие «тактильные д...