Актуальность использования мяча в работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В данной работе описана система использования мяча, с детьми имеющими ОНР 1 - 2 - 3 уровни речевого развития, стертую форму дизартрии. Мяч помогает в автоматизации поставленных звуков, усвоению слоговой структуры слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
atkualnost_ispolzovaniya_myacha_tnr.docx | 25.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа занятий кружка «Школа мяча»
Актуальность. С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. Одним из наиболее сложных для коррекции является нарушение звуко-слоговой структуры слова, что характерно для детей наших групп с ОНР II и III уровня. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в восприятии и воспроизведением слов сложного звуко-слогового состава. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведет к негативным изменениям в развитии личности ребенка, таким как формировании замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.
В программе раскрывается значение использования дидактических игр с мячом в формировании слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи. Игры с мячом способствуют развитию общей и мелкой моторики, улучшению психо-эмоционального состояния ребенка.
В дидактических играх с мячом совершенно другая организация детей: они не сидят на стульчиках как обычно, а встают в кружок, в линейку, имеют возможность постоять, подвигаться, попрыгать. Данная особенность игр позволяет снимать «учебную усталость», которая проявляется у большинства дошкольников на обычных занятиях, помогает поддерживать внимание, что, в конечном счете, ведет к более глубокому и прочному пониманию изученного материала. Следовательно, игры с мячом позволяют сменить пассивную позицию ребенка на сознательно активную, стимулирует рост познавательной активности, что дает им возможность получить и усвоить большее количество информации.
- Возрастная группа – старшая
- Количество детей – 15 человек
- Количество занятий – 1 раз в неделю (по подгруппам)
- Время проведения – 17.00 – 17.30
Цель: Нетрадиционными корректирующими приемами закреплять слоговую структуру слова у детей ОНР со стертой дизартрией.
Задачи:
- Развитие слухового внимания;
- Развитие ритма и чувства слога в словах;
- Развитие общей и мелкой моторики (силы и точности движения);
- Расширение и активизация словаря;
- Развитие грамматического строя речи;
- Отвлечь внимание ребенка от речевого дефекта и активизировать общение;
- В индивидуальной и подгрупповой работе подготовить к непосредственной образовательной деятельности.
Методические приемы:
- Показ приемов использования мячей разного диаметра (от большого к меньшему);
- Совместное выполнение (стоя за спиной ребенка и его руками направлять броски и ловить мяч);
- Игровые приемы.
Дидактический материал:
- Мячи разного диаметра;
- Предметные, сюжетные картинки;
- Аудиозаписи.
Формы работы:
- Совместная работа с педагогом;
- Закрепление на музыкальных и физкультурных занятиях, физ.минутках, физ.паузах;
- Закрепление навыков с родителями дома.
Принципы построения работы:
- Системность;
- Доступность;
- Интегрированность (на основе перспективно-тематического планирования);
- Воспитывающая и развивающая направленность;
- Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков;
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
По итогам работы кружка у детей произойдут следующие изменения:
- Самостоятельная ориентировка в пространстве;
- Развитие внимания;
- Пополнение и активизация словарного запаса;
- Формирование чувства ритма;
- Заметное развитие общей и мелкой моторики;
- Более легкая автоматизация поставленных звуков;
- Закрепят слоговую структуру слова 7 типов.
План работы кружка «Школа мяча»
Сентябрь
Неделя | Задачи |
I |
|
II |
|
III |
|
IV |
|
Октябрь
Неделя | Задачи |
I |
|
II |
|
III |
|
IV |
|
Ноябрь
Неделя | Задачи |
I |
а а, а а, о, а……
|
II | |
III |
«Мы катались по горам, Пели тут и пели там». |
IV |
Декабрь
Неделя | Задачи |
I |
|
II | |
III |
|
IV |
Январь
Неделя | Задачи |
III |
Логопед Ребенок побе -да пома -да и т.д. |
IV |
Февраль
Неделя | Задачи |
I |
Логопед Ребенок супода посуда щепера пещера |
II | |
III | |
IV |
Март
Неделя | Задачи |
I |
|
II | |
III |
|
IV |
Апрель
Неделя | Задачи |
I |
|
II | |
III |
|
IV |
Май
Неделя | Задачи |
I |
|
II | |
III |
|
Использованная литература
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. : 2000г.
2. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. - М. : 2001г.
3. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. - М. : 2004г.
4. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М. : 2001 г.
5. Колунова Л. А., Ушакова О. С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. №"9 .
6. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М: 2002г.
7. Ушакова О. С, Струнина Е. М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. - 2004 г. № 2.
8. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М. : 2007г.
9. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 6-7 лет. - М. : 2010г.
10. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М. : 1984г.
11. Швайко Т. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М. : 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
Цель: Создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам....
Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»
Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и ...
Консультация для родителей "Использование мнемотаблиц при работе с детьми, имеющие тяжелые нарушения речи"
Данная консультация делает процесс запоминания простым и непринужденным....
"Использование техники "Биоэнергопластика" "в работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи
Применяя биоэнергопластику в работе с детьми ТНР, пришла к выводу, что этот метод очень эффективен, особенно для детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладон...
Использование мнемотаблиц при работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Часто педагоги и родители пользуются готовыми схемами Т.А.Ткаченко и сенсорно-графической схемой В.К.Воробьёвой, которые берут за основу, вносят свои изменения и с успехом используются на занятиях...
Использование фонетических театрализованных сказок в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Научно - методическая статья...