"Использование техники "Биоэнергопластика" "в работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи
статья по логопедии

Шушпанова Екатерина Ивановна
Применяя биоэнергопластику в работе с детьми ТНР, пришла к выводу, что этот метод очень эффективен, особенно для детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Во время выполнения артикуляционного упражнения рука ребенка показывает, в каком положении находится органы артикуляции – язык, нижняя челюсть, губы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_tehnologii.docx355.9 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА» В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

                                             Е.И.Шушпанова

МБДОУ «Детский сад №54 «Золушка» г. Лесосибирск, Россия

В статье говориться о значимости использования технологии энергопластика с детьми с ТНР. Автор рассказывает об эффективности этого метода при коррекции звукопроизношения, а также описывает свой  опыт работы по использованию данной технологии.

Ключевые слова: дети с ТНР, биоэнергопластика, формирование кинестетических ощущений, этапы работы, коррекционная работа с применением элементов биоэнергопластики.

Ни для кого не секрет, что с каждым годом растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с введением в дошкольное образование ФГОС,  детям с ОВЗ обеспечиваются равные возможности для полноценного развития, создание благоприятных условий в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.                                                

В нашем детском саду в этом учебном году открыли группы для детей с ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).  И поэтому для меня, как логопеда, очень важно было создать оптимальную систему   комплексной помощи детям с ТНР.

Работа с детьми с речевыми нарушениями требует особого подхода. Важный этап для коррекции произношения - это выработка правильных артикуляционных укладов. Но часто детям с ТНР трудно найти правильное положение языка, удержать артикуляционную позу. Поэтому ни желания логопеда, ни владения методикой коррекции речи недостаточно для получения желаемого результата. Поэтому, специалисты вынуждены искать наиболее эффективные пути воспитания и обучения. В своей работе я стала использовать метод биоэнергопластики. Использование мною разнообразных нетрадиционных методов и приемов поддерживают у ребенка познавательную активность, предотвращает утомление, повышает интерес и эффективность логопедической работы. И одним из таких методов является биоэнергопластика. Впервые об этом методе я узнала из работ А.В. Ястребовой и О.И. Лазаренко в 2009 году и стала использовать его в своей работе.

 Биоэнергопластика - это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук.  Биоэнергопластика включает в себя 3 базовых понятия: био - человек как биологический объект, энерго - сила, необходимая для выполнения определенных действий и пластичные движения (пластика.)

Выполняя совместные движения руки и артикуляционного аппарата, у ребенка активизируется интеллектуальная деятельность, координация  движений и мелкая моторика. Учитывая индивидуальные особенности и возможности детей с ТНР, провожу упражнения биоэнергопластики в игровой форме. Использование игровых приемов, атрибутов, игрушек, различных игровых персонажей, музыкальное сопровождение, дает возможность поддерживать положительный эмоциональный настрой ребенка и педагога, помогает длительно удерживать интерес ребенка к артикуляционной гимнастике, помогает повысить мотивацию ребенка на логопедических занятиях, существенно экономит время индивидуального логопедического занятия, повышая при этом его эффективность.

Кроме того у детей с ТНР очень часто нарушены кинестетические ощущения, ребенок затрудняется найти правильное положение языка, удержать язык в определенной позе и т.д. А биоэнергопластика в сочетании с артикуляционными упражнениями позволяет значительно быстрее сформировать у ребенка кинестетические ощущения положения органов артикуляции так, как рука показывает, что делает язык и губы. Воспитание у детей с ТНР кинестетических ощущений органов артикуляции позволяет почувствовать им контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда еще не сформирована слуховая дифференциация.

Применяя биоэнергопластику в работе с детьми ТНР, пришла к выводу, что этот метод очень эффективен, особенно для детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Во время выполнения артикуляционного упражнения рука ребенка показывает, в каком положении находится органы артикуляции – язык, нижняя челюсть, губы.

Работу с использованием метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики провожу в несколько этапов. Предварительно с ребенком разучиваю артикуляционные упражнения без использования движений рук. Артикуляционную гимнастику ребенок выполняет перед зеркалом, а я сопровождаю выполнение упражнений движениями своей руки. Это позволяет ребенку привыкнуть к необычным движениям. Некоторые дети уже на данном этапе, подражая педагогу, выполняют похожие движения руками.

  На следующем этапе выполняем артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой перед зеркалом.                                                                                

  На третьем этапе все упражнения выполняются без зеркала, но с одновременным выполнением ребенком и логопедом. И на заключительном этапе полностью убирается зрительная опора – ребенок выполняет упражнения самостоятельно на основе кинестетических ощущений.

 Очень важно, чтобы движения руки и артикуляционного аппарата были одновременными, четкими и ритмичными. При работе с детьми я стараюсь  самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Главное, чтобы рука показывала положение или движения языка, губ.

  Я разработала приемлемые для себя комплексы упражнений для постановки звуков разных групп, с применением метода биоэнергопластики. Комплексы упражнений  отличаются по сложности в зависимости от этапа работы, а также индивидуальных особенностей детей. Также я использую элементы  биоэнергопластики в качестве разминок, физминуток,  в любых видах деятельности, придумываем вместе с детьми сказки про веселый язычок. Этим методом могут пользоваться не только логопеды, а также он может быть  использован воспитателями в коррекционной работе.

    Работая по этой технологии я собрала картотеку. В моей картотеке имеются как динамические упражнения, так и статические. При использовании биоэнергопластики стараюсь подбирать упражнения в соответствии с темой недели календарно-тематического планирования.

  Примерный комплекс упражнений, которые я использую в своей работе:

1. «Окошко»: исход. полож: рот закрыт, руки перед грудью, ладонями вниз, пальцы прижаты друг к другу. На счет раз - широко открыть рот, одновременно  широко раскрыть вниз большой палец. Под счет до 5 удержание статичной позы. Закрыть рот – прижать палец к другим пальцам. Упражнение повторяется 3-4 раза

2. «Заборчик»: исход. полож.: рот закрыт, руки перед грудью, ладонями вниз, пальцы прижаты. На счет раз - растянуть губы в широкой улыбке, обнажив зубы, одновременно широко раскрыть в стороны все пальцы. Под счет до 5 удержание статичной позы. Закрыть рот – прижать пальцы к друг другу. Упражнение повторяется 3-4 раза.

           «Иголочка»                                                   «Заборчик»

   C:\Users\ASUS\Desktop\SDC11236.JPG  C:\Users\ASUS\Desktop\SDC11229.JPG 

 

3. «Хоботок»: исходн. полож. тоже самое. На счет раз -  вытянуть губы вперед, как при произношении звука У, одновременно пальцы рук собрать в щепоть. Повторить упражнение 3-4 раза.                  .

4.Чередование «Окошко» - «Хоботок». Динамическое упражнение с чередованием поз.

5.Чередование «Заборчик» - «Хоботок». Динамическое упражнение с чередованием поз.

6.«Лопаточка»: открыть рот, высунуть широкий расслабленный язык, рука перед собой ладонью вверх, пальцы соединены между собой. Удерживать позу под счет до 5. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

   «Лопаточка»                                                    «Чашечка»

  C:\Users\ASUS\Desktop\SDC11235.JPG          C:\Users\ASUS\Desktop\SDC11238.JPG

                                                                                                 

7. «Чашечка»: широко открыть рот, загнуть передний и боковые края языка в форме чашечки, рукой также показать чашечку. Удерживать позу под счет до 5. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

8. «Качели»: рот открыт, переставлять кончик напряженного языка под счет раз-два к верхней губе, затем к нижней губе. Сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук вверх – вниз. Динамическое упражнение.

9. «Часики»: рот открыт, губы растянуты в улыбке, переставлять напряженный язык от одного уголка рта к другому, сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук влево - вправо под счет раз-два. Динамическое  упражнение.

10.«Губы-художники»: губы собрать в «хоботок», делать круговые движения вправо, вниз, влево, вверх. Кисть руки - все пальцы собраны в щепоть, движения синхронны с движениями губ.

11. «Конфетка»: языком «нарисовать» 5 кругов на внутренней поверхности щеки справа, затем слева. «Нарисовать» 5 кругов пальцем в воздухе перед собой справа – затем слева.

12. «Парус»: рот открыт, поставить кончик напряженного языка на бугорки за верхними резцами. Правая рука ладонью вниз расположена перед собой горизонтально, левая рука перпендикулярно к ней расположена вертикально. Под счет до 5 удержание статичной позы.

13. «Маляр»: рот широко открыт, языком водить по твердому небу от горла к зубам и обратно, не закрывая рта. Водить пальцами левой руки по ладони правой, которая расположена вертикально перед собой ладонью вниз. Динамическое упражнение.

14. «Лошадка»: цоканье языком. Соединять ладони перед собой: одна рука «язык», вторая – «нёбо». Динамическое упражнение.

15. «Толстячок»: надуть обе щеки, соединить пальцы обеих рук, образуя шар. Под счет до 5 удерживать статичную позу. Упражнение повторяется 3-4 раза.

16. «Расческа»: нижние зубы касаются верхней губы и легко почесывают ее, затем то же движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы. Кисть руки неподвижна, ладонью вверх, двигаются только пальцы.

Список литературы:

  1.  Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. М, 2009. – 161 с.                                              
  2.  Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. М., 2009. – 159 с.
  3. Ежова М.А., Гусаковская И.В. Инновационная мастерская логопеда. Волгоград, 2012. – 59 с.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»

Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и ...

Актуальность использования мяча в работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи

В данной работе описана система использования мяча, с детьми имеющими ОНР 1 - 2 - 3 уровни речевого развития, стертую форму дизартрии. Мяч помогает в автоматизации поставленных звуков, усвоению слогов...

Консультация для родителей "Использование мнемотаблиц при работе с детьми, имеющие тяжелые нарушения речи"

Данная консультация делает процесс запоминания простым и непринужденным....

Использование мнемотаблиц при работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Часто педагоги и родители пользуются готовыми схемами Т.А.Ткаченко и сенсорно-графической схемой В.К.Воробьёвой, которые берут за основу, вносят свои изменения и с успехом используются на занятиях...