ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»
статья по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и приёмы, которые способствуют не только исправлению нарушенных компонентов речи, но и делают занятия интересными и привлекательными. Мы предположили, что повысить эффективность коррекционной работы наряду с применением традиционных приемов позволит использование развивающих пособий, изготовленных своими руками. Предлагаем многофункциональное игровое практическое пособие «Логопедический планшет» для детей дошкольного возраста. Пособие направлено на:
ü Автоматизацию звуков
ü Дифференциацию звуков
ü Развитие фонематического слуха
ü Развитие звукового анализа и синтеза
ü Развитие мелкой моторики
ü Развитие лексико-грамматических категорий.
ü Развитие ориентации в пространстве, внимания, памяти
ü Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти
ü Развитие слухового восприятия, внимания и памяти
ü Развитие связной речи
Игровое практическое пособие «Логопедический планшет» представляет хорошо продуманную систему игр и упражнений на развитие речевых компонентов, имеет многофункциональный, универсальный характер и может быть использован на комплексных занятиях. Яркий цветной игровой планшет и волшебные сундучки с предметными картинками, заставляющие ребенка размышлять, обосновывать свой выбор, самостоятельно анализировать ответы и радоваться правильному выбору. Многофункциональная направленность пособия помогает решению задач различного характера в зависимости от поставленных логопедом целей. Собранный в пособии игровой практический материал подобран в соответствии с программными требованиями, каждая игра может быть варьирована и использована педагогом, Логопед, исходя из состава, возраста и состояния речи детей, может вводить свои задачи, расширяющие цель пособия. Использование такого дидактического материала делает учебный процесс интересным, творческим, лишенным рутины и однообразия. Игровое практическое пособие ориентировано в основном для детей с нарушенным речевым развитием вместе с тем, данное пособие может быть использовано в работе с нормально развивающимися детьми. Данное пособие могут использовать как педагоги, так и родители.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»
Луночкина Любовь Петровна, учитель-логопед;
Логинова Ирина Владиславовна, воспитатель;
Иринина Татьяна Геннадьевна, воспитатель;
АНО ДО «Планета детства «Лада», д/с № 171, «Крепыш»
Основная цель нашей работы: «Формирование чёткой, грамматически правильной связной речи детей дошкольного возраста». Проблема развития речи является одной из актуальных. Говорить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. В последние годы значительно увеличился процент детей с тяжелыми речевыми нарушениями, которые подвергаются коррекции с большим трудом, и зачастую процесс коррекции имеет длительную и сложную динамику. Несмотря на использование различных форм в работе и игровых приемов в обучении, дети считают коррекционные занятия наиболее трудными. Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и приёмы, которые способствуют не только исправлению нарушенных компонентов речи, но и делают занятия интересными и привлекательными. Мы предположили, что повысить эффективность коррекционной работы наряду с применением традиционных приемов позволит использование развивающих пособий, изготовленных своими руками. Предлагаем многофункциональное игровое практическое пособие «Логопедический планшет» для детей дошкольного возраста. Пособие направлено на:
- Автоматизацию звуков
- Дифференциацию звуков
- Развитие фонематического слуха
- Развитие звукового анализа и синтеза
- Развитие мелкой моторики
- Развитие лексико-грамматических категорий.
- Развитие ориентации в пространстве, внимания, памяти
- Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти
- Развитие слухового восприятия, внимания и памяти
- Развитие связной речи
Игровое практическое пособие «Логопедический планшет» представляет хорошо продуманную систему игр и упражнений на развитие речевых компонентов, имеет многофункциональный, универсальный характер и может быть использован на комплексных занятиях. Яркий цветной игровой планшет и волшебные сундучки с предметными картинками, заставляющие ребенка размышлять, обосновывать свой выбор, самостоятельно анализировать ответы и радоваться правильному выбору. Многофункциональная направленность пособия помогает решению задач различного характера в зависимости от поставленных логопедом целей. Собранный в пособии игровой практический материал подобран в соответствии с программными требованиями, каждая игра может быть варьирована и использована педагогом, Логопед, исходя из состава, возраста и состояния речи детей, может вводить свои задачи, расширяющие цель пособия. Использование такого дидактического материала делает учебный процесс интересным, творческим, лишенным рутины и однообразия. Игровое практическое пособие ориентировано в основном для детей с нарушенным речевым развитием вместе с тем, данное пособие может быть использовано в работе с нормально развивающимися детьми. Данное пособие могут использовать как педагоги, так и родители. Актуальность пособия: Благодаря разнообразию насыщенности и компактности материала, пособие можно использовать в различных ситуациях коррекционно-педагогического процесса. Новизна пособия в том, использование данного пособия позволяет спланировать индивидуальную и подгрупповую образовательную деятельность, можно использовать и в диагностических целях. Достоинство: компактность и многофункциональность. Пособие представляет собой прямоугольный, пластиковый планшет с красочным рисунком. Размер - 50x75см, кармашки можно выполнить из прозрачного материала. Для работы отбираются картинки с заданиями (в центральной части планшета) могут меняться в течение занятия и картинки для работы детей (справа и слева) которые можно использовать в соответствии с поставленной целью, «Волшебные сундучки» с предметными картинками. Картинки легко снимаются и прикрепляются, дети могут сами менять необходимые картинки. Предложим несколько игр с использованием «Логопедического планшета» по разным лексическим темам (в связи с регламентом мастер класса).
1. Сортировка урожая. Цель: закрепление знание основных цветов, развитие мелкой моторики, развитие ориентировки в пространстве, развитие умения аргументировать свои действия. Описание: На планшете устанавливаются картинки с изображением корзин разных цветов (красная-желтая, оранжевая-зеленая и т.д.) Инструкция: – Ребята посмотрите, какой большой урожай мы собрали. Наша задача весь урожай перебрать и разложить в корзины по цвету. В левую корзину только красные овощи и фрукты, в правую, только жёлтые (в левую корзину только оранжевые овощи и фрукты, в правую, только зелёные и т.д. на усмотрение педагога). Дети под музыку собирают урожай по корзинам. Обоснуй свой выбор: (я положил капусту в правую корзину, так как она зеленого цвета и т.д.).
2. «Во саду ли, в огороде» Цель: Развитие умений детей точно определять место произрастания фруктов и овощей. Описание: На планшете устанавливаются картинка с огородом и картинка с садом, картинки с изображением фруктов и овощей. Ход игры: Играют 2 ребёнка или 2 группы детей. Ребёнок (группа) у которого изображение огорода собирает овощи, а ребёнок (группе) у которого картинка изображение сада собирает фрукты. В конце игры дети проверяют друг у друга правильность выполнения задания. Можно предложить в виде соревнования «Кто скорее соберет» Цель: - учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.
Игровое правило. Собирать овощи в «корзину» с огурцом, фрукты – в «корзину с яблоком».
на корзине (на одной приклеена картинка «яблоко», на другой – «огурец»). Выигрывает та
команда, которая быстрее соберет все предметы в корзину и при этом не ошибется.
Ход игры: Обращаясь к детям, воспитатель напоминает о том, что они уже знают многие
овощи и фрукты. «А сейчас будем соревноваться – чья бригада скорее соберет урожай.
Вот в эту корзинку (указывает на картинку «яблоко» или модель «Сад») надо собрать
фрукты, а в эту (где нарисован «огурец» - модель «Огород») овощи. Кто считает, что они
собрали всё, поднимает руку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или на огороде».
3. «Большой-маленький» (назови ласково). Цель: Совершенствование грамматического строя речи. Обучение использования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Описание: На планшете устанавливаются картинки с изображением мамы и девочки. Инструкция: – Ребята мама с Машенькой сегодня пошли на рынок и купили много овощей и фруктов, помогите им разобрать покупки: мама большая у неё в сумке большие, крупные овощи, а Машенька ещё маленькая, и чтобы ей не было ей тяжело нести, положите в её сумочку только маленькие овощи и фрукты. Обоснуйте свой выбор. (У мамы в сумке лимон, у Машеньки лимончик; у мамы апельсин, у Машеньки апельсинчик; у мамы яблоко, у Машеньки яблочко; помидор-помидорчик, тыква-тыковка и т.д.) Можно изменить задание и играть только с овощами, только с фруктами, только с ягодами.
4. Весёлый повар. Цель: закрепление знание по теме овощи и фрукты, развитие мелкой моторики, развитие ориентировки в пространстве, развитие умения аргументировать свои действия. Описание: На планшете устанавливаются картинки с изображением кастрюли с овощем и кастрюли с изображением фрукта. Ход: Мы сварим компот из..., мы сварим суп из… (возможны варианты: сварим варенье из фруктов, сварим варенье из овощей. В правую кастрюлю фрукты, в левую -ягоды. В красной кастрюле готовим борщ, в желтой компот и т.д.). Мы дали примеры по лексической теме фрукты и овощи. Поскольку мастер класс у нас ограничен по времени, мы кратко перечислим примеры игровых ситуаций на материале других лексических тем. По теме домашние и дикие животные.
«Кто, где живёт?»Цель: Формирование умений детей соотносить изображение животных с их местом обитания. Выставляем на планшете дом и лес и просим домашних животных отправить в загон, а диких в лес.
«Чей малыш» Цель: Развитие наблюдательности, внимания и аналитических способностей. На планшете выставляется картинки с изображением взрослого и малыша.
Ход игры: Ребятам предстоит помочь мамам разыскать своих малышей. Также при игре можно закрепить понятие у малышей большой и маленький, домашние и дикие животные. Можно использовать как индивидуально, так и малыми подгруппами в виде соревнования.
«Чья тень» Цель: Развитие логики, мышления и зрительной памяти. На планшет крепятся изображение животного, их теней. Предложить ребёнку найти и разложить, где чья тень.
Тема транспорт.
1. «По воде, по земле, по воздуху». Цель: уточнять уже имеющиеся знания детей о транспорте; формировать умение классифицировать объекты; обогащать речь детей словами-названиями транспортных средств; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность. А планшете выставляем картинки дороги, воды, облака. Даём инструкции загнать в гараж, отправить в плаванье и т.д. «Какой вид транспорта?».
Цели: упражнять в умении классифицировать транспорт грузовой, пассажирский; обогащать речь детей словами-названиями транспортных средств; развивать любознательность, мышление. «Угадай транспорт». (Чья тень) Цели: систематизировать и расширить знания детей по теме транспорт Развитие логики, мышления и зрительной памяти, развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.
Автоматизировать поставленные звуки и проводить их дифференциацию можно так же с использованием нашего игрового пособия «Логопедический планшет»:
«Собери яблочки» Цель: закреплять умение дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику. Описание: выставляем на планшете картинки с изображение собачки и лошадки, в сундучках или кармашках предметные картинки на яблоках нарисованы картинки со звуками [С] и [Ш]. Ход игры: педагог рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с неё упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. В корзинку собачки надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком [С], а в корзину лошадке яблочки с картинками со звуком [Ш]. Подобно этой игре можно провести игры «Собери морковь», «Собери груши» и т.д. Педагог в ходе игры может закреплять лексику по теме «Овощи-фрукты». Усложнённый вариант «Путаница». Цель: дифференциация звуков С-Ш в словосочетаниях, предложениях. На планшет крепим картинки малышей с мыльными пузырями, картинки мыльных пузырей с предметными картинками. Ход игры: Логопед: Для Сони мы будем выбирать пузырьки с картинками в названии которых слышится звук [Ш], а для Миши в которых слышится [С]. Выбирай пузырёк и называй для кого это. Ребенок: Кошка для Сони; собака для Миши… Логопед: назови все, что получилось у Сони и Миши. Ребенок: У Сони кошка, шайба, шапка, шуба, машинка. У Миши собака, санки, сапоги, сумка, скакалка. Логопед: Как ты думаешь, все ли предметы подходят для Сони и Миши? Пусть ребята поменяются тем, что им не подходит. Ребенок: Соня отдаст Мише машинку, а Миша Соне скакалку. Миша отдаст Соне санки, а Соня Мише шайбу. Миша отдаст Соне сумку, а Соня Мише шапку. Логопед: Чем поменялись малыши? Ребенок: Малыши поменялись машинкой и скакалкой. Малыши поменялись санками и шайбой. Малыши поменялись сумкой и шапкой.
«[Р-Л] Чайные ЛОЖКИ и коровьи РОЖКИ». Цель: дифференциация звуков [Р-Л]. На планшете изображение коровы с рогами и набор чайных ложек. Просим ребёнка разложить и назвать картинки из волшебных сундучков со звуком Р подарим корове, а со звуком Л положим на стол к ложкам. (Как вариант- «малинки для Маринки»)
Уважаемые коллеги! Мы предложили лишь несколько вариантов использования нашего игрового пособия «Логопедический планшет». Для того чтобы вызвать в ребёнке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи приходится быть не только логопедом, воспитателем, родителем, но и по совместительству волшебником. Поколдуйте немного и в ваших «волшебных сундучках» появятся замечательные игры. Спасибо за внимание.
Примечание: в виду регламента мастер класса возможно сокращения демонстрации игр или наоборот их увеличение на усмотрение педагога.
Литература:
- Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие. - Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
- Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. - Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
- Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. - Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
- Екатерина Климонтович. Увлекательная логопедия. Учимся говорить правильно. Для детей 4–5 лет. – М.: Теревинф, 2016.
Интернет ресурсы:
- Для родителей детей с нарушениями развития речи
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_07n.shtml
- Практическая логопедия www.logoped18.narod.ru.
- Развитие речи www.r-rech.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
Цель: Создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам....
Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи....
Актуальность использования мяча в работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи
В данной работе описана система использования мяча, с детьми имеющими ОНР 1 - 2 - 3 уровни речевого развития, стертую форму дизартрии. Мяч помогает в автоматизации поставленных звуков, усвоению слогов...
Консультация для родителей "Использование мнемотаблиц при работе с детьми, имеющие тяжелые нарушения речи"
Данная консультация делает процесс запоминания простым и непринужденным....
"Использование техники "Биоэнергопластика" "в работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи
Применяя биоэнергопластику в работе с детьми ТНР, пришла к выводу, что этот метод очень эффективен, особенно для детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладон...
Использование мнемотаблиц при работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Часто педагоги и родители пользуются готовыми схемами Т.А.Ткаченко и сенсорно-графической схемой В.К.Воробьёвой, которые берут за основу, вносят свои изменения и с успехом используются на занятиях...
Использование фонетических театрализованных сказок в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Научно - методическая статья...