ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»
статья по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Луночкина Любовь Петровна

Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и приёмы, которые способствуют не только исправлению нарушенных компонентов речи, но и делают занятия интересными и привлекательными. Мы предположили, что повысить эффективность коррекционной работы наряду с применением традиционных приемов позволит использование развивающих пособий, изготовленных своими руками. Предлагаем многофункциональное игровое практическое пособие «Логопедический планшет» для детей дошкольного возраста. Пособие направлено на:

ü  Автоматизацию звуков

ü  Дифференциацию звуков

ü  Развитие фонематического слуха

ü  Развитие звукового анализа и синтеза

ü  Развитие мелкой моторики

ü  Развитие лексико-грамматических категорий.

ü  Развитие ориентации в пространстве, внимания, памяти

ü  Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти

ü  Развитие слухового восприятия, внимания и памяти

ü  Развитие связной речи

Игровое практическое пособие «Логопедический планшет» представляет хорошо продуманную систему игр и упражнений на развитие речевых компонентов, имеет многофункциональный, универсальный характер и может быть использован на комплексных занятиях. Яркий цветной игровой планшет и волшебные сундучки с предметными картинками, заставляющие ребенка размышлять, обосновывать свой выбор, самостоятельно анализировать ответы и радоваться правильному выбору. Многофункциональная направленность пособия помогает решению задач различного характера в зависимости от поставленных логопедом целей. Собранный в пособии игровой практический материал подобран в соответствии с программными требованиями, каждая игра может быть варьирована и использована педагогом, Логопед, исходя из состава, возраста и состояния речи детей, может вводить свои задачи, расширяющие цель пособия. Использование такого дидактического материала делает учебный процесс интересным, творческим, лишенным рутины и однообразия. Игровое практическое пособие ориентировано в основном для детей с нарушенным речевым развитием вместе с тем, данное пособие может быть использовано в работе с нормально развивающимися детьми. Данное пособие могут использовать как педагоги, так и родители. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»

Луночкина Любовь Петровна, учитель-логопед;

Логинова Ирина Владиславовна, воспитатель;

Иринина Татьяна Геннадьевна, воспитатель;

АНО ДО «Планета детства «Лада», д/с № 171, «Крепыш»

 Основная цель нашей работы: «Формирование чёткой, грамматически правильной связной речи детей дошкольного возраста». Проблема развития речи является одной из актуальных. Говорить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. В последние годы значительно увеличился процент детей с тяжелыми речевыми нарушениями, которые подвергаются коррекции с большим трудом, и зачастую процесс коррекции имеет длительную и сложную динамику. Несмотря на использование различных форм в работе и игровых приемов в обучении, дети считают коррекционные занятия наиболее трудными. Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и приёмы, которые способствуют не только исправлению нарушенных компонентов речи, но и делают занятия интересными и привлекательными. Мы предположили, что повысить эффективность коррекционной работы наряду с применением традиционных приемов позволит использование развивающих пособий, изготовленных своими руками. Предлагаем многофункциональное игровое практическое пособие «Логопедический планшет» для детей дошкольного возраста. Пособие направлено на:

  • Автоматизацию звуков
  • Дифференциацию звуков
  • Развитие фонематического слуха
  • Развитие звукового анализа и синтеза
  • Развитие мелкой моторики
  • Развитие лексико-грамматических категорий.
  • Развитие ориентации в пространстве, внимания, памяти
  • Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти
  • Развитие слухового восприятия, внимания и памяти
  • Развитие связной речи

Игровое практическое пособие «Логопедический планшет» представляет хорошо продуманную систему игр и упражнений на развитие речевых компонентов, имеет многофункциональный, универсальный характер и может быть использован на комплексных занятиях. Яркий цветной игровой планшет и волшебные сундучки с предметными картинками, заставляющие ребенка размышлять, обосновывать свой выбор, самостоятельно анализировать ответы и радоваться правильному выбору. Многофункциональная направленность пособия помогает решению задач различного характера в зависимости от поставленных логопедом целей. Собранный в пособии игровой практический материал подобран в соответствии с программными требованиями, каждая игра может быть варьирована и использована педагогом, Логопед, исходя из состава, возраста и состояния речи детей, может вводить свои задачи, расширяющие цель пособия. Использование такого дидактического материала делает учебный процесс интересным, творческим, лишенным рутины и однообразия. Игровое практическое пособие ориентировано в основном для детей с нарушенным речевым развитием вместе с тем, данное пособие может быть использовано в работе с нормально развивающимися детьми. Данное пособие могут использовать как педагоги, так и родители. Актуальность пособия: Благодаря разнообразию насыщенности и компактности материала, пособие можно использовать в различных ситуациях коррекционно-педагогического процесса. Новизна пособия в том, использование данного пособия позволяет спланировать индивидуальную и подгрупповую образовательную деятельность, можно использовать и в диагностических целях. Достоинство: компактность и многофункциональность. Пособие представляет собой прямоугольный, пластиковый планшет с красочным рисунком. Размер - 50x75см, кармашки можно выполнить из прозрачного материала. Для работы отбираются картинки с заданиями (в центральной части планшета) могут меняться в течение занятия и картинки для работы детей (справа и слева) которые можно использовать в соответствии с поставленной целью, «Волшебные сундучки» с предметными картинками.  Картинки легко снимаются и прикрепляются, дети могут сами менять необходимые картинки. Предложим несколько игр с использованием «Логопедического планшета» по разным лексическим темам (в связи с регламентом мастер класса).

1. Сортировка урожая. Цель: закрепление знание основных цветов, развитие мелкой моторики, развитие ориентировки в пространстве, развитие умения аргументировать свои действия. Описание: На планшете устанавливаются картинки с изображением корзин разных цветов (красная-желтая, оранжевая-зеленая и т.д.) Инструкция: – Ребята посмотрите, какой большой урожай мы собрали. Наша задача весь урожай перебрать и разложить в корзины по цвету. В левую корзину только красные овощи и фрукты, в правую, только жёлтые (в левую корзину только оранжевые овощи и фрукты, в правую, только зелёные и т.д. на усмотрение педагога). Дети под музыку собирают урожай по корзинам. Обоснуй свой выбор: (я положил капусту в правую корзину, так как она зеленого цвета и т.д.).

2. «Во саду ли, в огороде» Цель: Развитие умений детей точно определять место произрастания фруктов и овощей. Описание: На планшете устанавливаются картинка с огородом и картинка с садом, картинки с изображением фруктов и овощей. Ход игры: Играют 2 ребёнка или 2 группы детей. Ребёнок (группа) у которого изображение огорода собирает овощи, а ребёнок (группе) у которого картинка изображение сада собирает фрукты. В конце игры дети проверяют друг у друга правильность выполнения задания. Можно предложить в виде соревнования «Кто скорее соберет» Цель: - учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Игровое правило. Собирать овощи в «корзину» с огурцом, фрукты – в «корзину с яблоком».

на корзине (на одной приклеена картинка «яблоко», на другой – «огурец»). Выигрывает та

команда, которая быстрее соберет все предметы в корзину и при этом не ошибется.

Ход игры: Обращаясь к детям, воспитатель напоминает о том, что они уже знают многие

овощи и фрукты. «А сейчас будем соревноваться – чья бригада скорее соберет урожай.

Вот в эту корзинку (указывает на картинку «яблоко» или модель «Сад») надо собрать

фрукты, а в эту (где нарисован «огурец» - модель «Огород») овощи. Кто считает, что они

собрали всё, поднимает руку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или на огороде».

3. «Большой-маленький» (назови ласково). Цель: Совершенствование грамматического строя речи. Обучение использования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Описание: На планшете устанавливаются картинки с изображением мамы и девочки. Инструкция: – Ребята мама с Машенькой сегодня пошли на рынок и купили много овощей и фруктов, помогите им разобрать покупки: мама большая у неё в сумке большие, крупные овощи, а Машенька ещё маленькая, и чтобы ей не было ей тяжело нести, положите в её сумочку только маленькие овощи и фрукты. Обоснуйте свой выбор. (У мамы в сумке лимон, у Машеньки лимончик; у мамы апельсин, у Машеньки апельсинчик; у мамы яблоко, у Машеньки яблочко; помидор-помидорчик, тыква-тыковка и т.д.) Можно изменить задание и играть только с овощами, только с фруктами, только с ягодами.

4. Весёлый повар. Цель: закрепление знание по теме овощи и фрукты, развитие мелкой моторики, развитие ориентировки в пространстве, развитие умения аргументировать свои действия. Описание: На планшете устанавливаются картинки с изображением кастрюли с овощем и кастрюли с изображением фрукта. Ход: Мы сварим компот из..., мы сварим суп из… (возможны варианты: сварим варенье из фруктов, сварим варенье из овощей. В правую кастрюлю фрукты, в левую -ягоды. В красной кастрюле готовим борщ, в желтой компот и т.д.). Мы дали примеры по лексической теме фрукты и овощи. Поскольку мастер класс у нас ограничен по времени, мы кратко перечислим примеры игровых ситуаций на материале других лексических тем. По теме домашние и дикие животные. 

 «Кто, где живёт?»Цель: Формирование умений детей соотносить изображение животных с их местом обитания. Выставляем на планшете дом и лес и просим домашних животных отправить в загон, а диких в лес.

«Чей малыш» Цель: Развитие наблюдательности, внимания и аналитических способностей. На планшете выставляется картинки с изображением взрослого и малыша.

Ход игры: Ребятам предстоит помочь мамам разыскать своих малышей. Также при игре можно закрепить понятие у малышей большой и маленький, домашние и дикие животные. Можно использовать как индивидуально, так и малыми подгруппами в виде соревнования.

«Чья тень» Цель: Развитие логики, мышления и зрительной памяти. На планшет крепятся изображение животного, их теней. Предложить ребёнку найти и разложить, где чья тень.

Тема транспорт.

1. «По воде, по земле, по воздуху». Цель: уточнять уже имеющиеся знания детей о транспорте; формировать умение классифицировать объекты; обогащать речь детей словами-названиями транспортных средств; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность. А планшете выставляем картинки дороги, воды, облака. Даём инструкции загнать в гараж, отправить в плаванье и т.д.  «Какой вид транспорта?».

Цели: упражнять в умении классифицировать транспорт грузовой, пассажирский; обогащать речь детей словами-названиями транспортных средств; развивать любознательность, мышление. «Угадай транспорт». (Чья тень) Цели: систематизировать и расширить знания детей по теме транспорт Развитие логики, мышления и зрительной памяти, развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.

Автоматизировать поставленные звуки и проводить их дифференциацию можно так же с использованием нашего игрового пособия «Логопедический планшет»:

 «Собери яблочки» Цель: закреплять умение дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику. Описание: выставляем на планшете картинки с изображение собачки и лошадки, в сундучках или кармашках предметные картинки на яблоках нарисованы картинки со звуками [С] и [Ш]. Ход игры: педагог рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с неё упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. В корзинку собачки надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком [С], а в корзину лошадке яблочки с картинками со звуком [Ш]. Подобно этой игре можно провести игры «Собери морковь», «Собери груши» и т.д. Педагог в ходе игры может закреплять лексику по теме «Овощи-фрукты». Усложнённый вариант «Путаница».  Цель: дифференциация звуков С-Ш в словосочетаниях, предложениях. На планшет крепим картинки малышей с мыльными пузырями, картинки мыльных пузырей с предметными картинками. Ход игры: Логопед: Для Сони мы будем выбирать пузырьки с картинками в названии которых слышится звук [Ш], а для Миши в которых слышится [С]. Выбирай пузырёк и называй для кого это. Ребенок: Кошка для Сони; собака для Миши… Логопед: назови все, что получилось у Сони и Миши. Ребенок: У Сони кошка, шайба, шапка, шуба, машинка. У Миши собака, санки, сапоги, сумка, скакалка. Логопед: Как ты думаешь, все ли предметы подходят для Сони и Миши? Пусть ребята поменяются тем, что им не подходит. Ребенок: Соня отдаст Мише машинку, а Миша Соне скакалку. Миша отдаст Соне санки, а Соня Мише шайбу. Миша отдаст Соне сумку, а Соня Мише шапку. Логопед: Чем поменялись малыши? Ребенок: Малыши поменялись машинкой и скакалкой. Малыши поменялись санками и шайбой. Малыши поменялись сумкой и шапкой.

«[Р-Л] Чайные ЛОЖКИ и коровьи РОЖКИ». Цель: дифференциация звуков [Р-Л]. На планшете изображение коровы с рогами и набор чайных ложек. Просим ребёнка разложить и назвать картинки из волшебных сундучков со звуком Р подарим корове, а со звуком Л положим на стол к ложкам. (Как вариант- «малинки для Маринки»)

Уважаемые коллеги! Мы предложили лишь несколько вариантов использования нашего игрового пособия «Логопедический планшет». Для того чтобы вызвать в ребёнке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи приходится быть не только логопедом, воспитателем, родителем, но и по совместительству волшебником. Поколдуйте немного и в ваших «волшебных сундучках» появятся замечательные игры. Спасибо за внимание.

Примечание: в виду регламента мастер класса возможно сокращения демонстрации игр или наоборот их увеличение на усмотрение педагога.

Литература:

  1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие. - Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
  2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. - Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
  3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. - Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
  4. Екатерина Климонтович. Увлекательная логопедия. Учимся говорить правильно. Для детей 4–5 лет. – М.: Теревинф, 2016.

Интернет ресурсы:

  1. Для родителей детей с нарушениями развития речи

http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_07n.shtml 

  1. Практическая логопедия www.logoped18.narod.ru.
  2. Развитие речи  www.r-rech.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи....

Актуальность использования мяча в работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи

В данной работе описана система использования мяча, с детьми имеющими ОНР 1 - 2 - 3 уровни речевого развития, стертую форму дизартрии. Мяч помогает в автоматизации поставленных звуков, усвоению слогов...

Консультация для родителей "Использование мнемотаблиц при работе с детьми, имеющие тяжелые нарушения речи"

Данная консультация делает процесс запоминания простым и непринужденным....

"Использование техники "Биоэнергопластика" "в работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи

Применяя биоэнергопластику в работе с детьми ТНР, пришла к выводу, что этот метод очень эффективен, особенно для детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладон...

Использование мнемотаблиц при работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Часто педагоги и родители пользуются готовыми схемами Т.А.Ткаченко и сенсорно-графической схемой В.К.Воробьёвой, которые берут за основу, вносят свои изменения и с успехом используются на занятиях...