ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ЛОГОПУНКТЕ В ДЕТСКОМ САДУ
статья по логопедии на тему

 

Коррекционно-образовательный процесс  на логопункте в  детском саду   для детей с нарушениями речи организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особен­ностями развития воспитанников, объединяющей характеристикой которых является наличие у них специфических нарушений речи, обусловленных несформированностью, недоразвитием или повреж­дением психологических или физиологических механизмов речи на ранних этапах онтогенеза, при наличии нормального слуха и зре­ния и сохранных предпосылках интеллектуального развития. Точ­ное установление причин речевых нарушений, квалификация их характера и степени выраженности позволяют определить цель, а также задачи, содержание и формы логопедического воздействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА    НА ЛОГОПУНКТЕ В   ДЕТСКОМ САДУ

Коррекционно-образовательный процесс  на логопункте в  детском саду   для детей с нарушениями речи организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития воспитанников, объединяющей характеристикой которых является наличие у них специфических нарушений речи, обусловленных несформированностью, недоразвитием или повреждением психологических или физиологических механизмов речи на ранних этапах онтогенеза, при наличии нормального слуха и зрения и сохранных предпосылках интеллектуального развития. Точное установление причин речевых нарушений, квалификация их характера и степени выраженности позволяют определить цель, а также задачи, содержание и формы логопедического воздействия.

Соотнесение цели собственно логопедической работы с детьми и целей дошкольного образовательного процесса позволяет установить органическую связь и определенную иерархию, в которой диагностика, коррекция и профилактика отклонений в речевом развитии выступают не самоцелью, а средством, способствующим полноценному формированию личности ребенка. Идеальная цель логопедической работы, таким образом, — воспитание гуманной личности всесторонне и гармонически развитого, эмоционально благополучного и счастливого ребенка, а стратегическая цель индивидуально-ориентированного воспитания ребенка дошкольного возраста с речевым нарушением формулируется как «социальная адаптация и интеграция ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников».

При определении задач коррекционно-речевой работы исходным моментом служит стартовая психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей.  

Для выбора наиболее адекватных методов, приемов и содержания логопедической помощи конкретному ребенку это заключение уточнено и конкретизировано с привлечением возможностей, заложенных в клинико-педагогической классификации.

Коррекционная работа на логопункте проводится в соответствии с «Положением об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп».

 * На логопедические занятия отбираются дети подготовительных и старших групп, имеющих простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения.

* Логопедическое обследование детей в дошкольном учреждении в первую очередь проводится у детей 5-6 летнего возраста, остальные дети обследуются в течение года.

* Дети, страдающие заиканием, общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, должны быть направлены в специальные учреждения. В случае отказа от перевода ребенка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несет ответственности за полное устранение дефекта.

* Общее количество детей занимающихся одновременно на логопункте, не должно составлять 20-25 детей в течение года.

* Общая продолжительность логопедических занятий находится в прямой зависимости от индивидуальных особенностей детей. По мере необходимости учитель-логопед выводит детей из логопедических занятий и заменяет их другими.

* Работа по исправлению речи проводится 5 раз в неделю, носит индивидуальный или подгрупповой характер.

* Учитель-логопед берет на свои занятия с любых воспитательных занятий.

Структура речевого дефекта и степень его выраженности определяют задачи логопедической работы с каждым ребенком. Так, при работе с детьми, имеющими нарушение произношения отдельных звуков главной ее задачей является постановка звуков и закрепление их в спонтанной речи, при необходимости — их дифференциация со сходными по акустическим и артикуляционным признакам звуками. Задачи работы с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, расширяются — не только формирование правильного произношения звуков и их дифференциация, но и развитие фонематического восприятия, формировании лексико-грамматических средств речи, навыков полноценного звуко-слогового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте.

Деятельность учителя-логопеда в организации коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ оказывает широкие и разнообразные функции:

  1. диагностическая;
  2. профилактическая;
  3. коррекционно-педагогическая;
  4. организационно-методическая;
  5. консультативная;
  6. координирующая;
  7. контрольно-оценочная.

      Игнорирование хотя бы одной из них неизбежно приводит к дефицитарности других и снижению качества коррекционной работы с детьми в целом.

     Большое коррекционное воздействие оказывают: педагогический коллектив (воспитатели, младшие воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, старший воспитатель, заведующая), родители и другие близкие ребенку люди, и, наконец, сам ребенок, которые самым существенным образом влияют на сроки и результативность логопедической работы.

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЦРР ДЕТСКОМ САДУ

Выделение основных линий взаимодействия способствует более четкому определению общих и частных задач участников коррекционно-образовательного процесса. Общие задачи ориентируют в первую очередь на оказание своевременной и наиболее адекватной потребностям и возможностям ребенка с речевыми нарушениями диагностической, профилактической и коррекционно-педагогической помощи. Частные задачи достаточно специфичны для каждого из участников. Так, для учителя-логопеда в число таких задач включены:

  1. обследование воспитанников ДОУ  и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи;
  2. изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них;
  3. систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными и групповыми программами;
  4. оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению;
  5. формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, помощь им в организации полноценной речевой среды,

♦        координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.

В число частных задач педагогического коллектива ДОУ входят:

  1. обеспечение дошкольникам с нарушениями речи комфортных во всех отношениях условий развития, воспитания и обучения, создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка;
  2. проведение необходимой работы по профилактике и коррекции недостатков речевого развития у детей, обеспечение их эффективной общей и речевой подготовки к школе;
  3. повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье.

Особое внимание  возлагается на заведующую и старшего воспитателя ДОУ. Наиболее значимыми среди них являются:

  1. соблюдение требований приема и комплектования детей с нарушениями речи на логопункте;
  2. осуществление тесного взаимодействия педагогических и медицинских работников;

♦        создание оптимальных условий для организации преемственности в работе логопеда и педагогического коллектива ДОУ;

  1. насыщение библиотеки ДОУ специальной литературой, групповых комнат — учебными пособиями и специальным оборудованием;
  2. организация обмена опытом коррекционно-педагогической работы с другими ДОУ для детей с нарушениями речи;
  3. привлечение родителей к активному участию в коррекционно-педагогическом процессе;
  4. обеспечение связи со школами, принимающими выпускников ДОУ (групп) для детей с нарушениями речи.

Задачи родителей в коррекционной работе заключаются:

  1. в создании в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;
  2. в проведении целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимой коррекции недостатков в этом развитии.

Несмотря на вполне закономерные различия в задачах деятельности близких ребенку взрослых — педагогов и родителей, в целом логопедическая работа с детьми дошкольного возраста подчиняется общей логике развертывания коррекционно-образовательного процесса и представлена в виде алгоритма с разбивкой на ряд этапов (шагов), которые для достижения конечного результата — устранения недостатков в речевом развитии дошкольников — реализуются в строго определенной последовательности.

Алгоритм логопедической работы в  ЦРР детский сад

 для детей с нарушениями речи

Этапы

Основное содержание

Результат

1. Организационный

Стартовая психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с речевыми нарушениями. Формирование информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.

Конструирование индивидуальных коррекционно-речевых программ помощи ребенку с нарушениями речи в ДОУ и семье. Конструирование программ групповой (подгрупповой) работы с детьми, имеющими сходные структуру речевого нарушения и/или уровень речевого развития. Конструирование программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей ребенка с нарушениями речи

2. Основной

Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых (подгрупповых) коррекционных программах.

Психолого-педагогический и логопедический мониторинг. Согласование, уточнение (при необходимости — корректировка) меры и характера коррекци-онно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса

Достижение определенного позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии

3. Заключительный

Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-речевой работы ребенком (группой детей). Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив выпускников ДОУ  для детей с нарушениями речи.

Решение о прекращении логопедической работы с ребенком (группой детей), изменении ее характера или корректировка индивидуальных и подгрупповых программ и продолжение логопедической работы.

ребенок

с

 наруше-

ниями речи

учитель

-

логопед

воспита-

тель

инструк-тор

по физкуль-туре

ст.

мед.

сестра

роди-

тели

муз.

руководи

тель

педагог

-

психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации методической работы с педагогическим коллективом детского сада

Ежегодно планируя методическую работу с педагогами своего учреждения, заместитель заведующего по ВМР использует известные, широко вошедшие в практику формы:-групповые (педагогические советы, семинары,...

Задачи, содержание и формы организации ознакомления дошкольников с основами здорового образа жизни в раннем возрасте.

Задачи,содержание и формы организации ознакомления дошкольников с основами  здорового образа жизни в раннем возрасте....

Доклад «Формы организации работы по физическому воспитанию в детском саду»

quot;Форма организации работы по физическому воспитанию в ДОУ"...

«Формы организации работы по физическому воспитанию в детском саду»

В системе физического воспитания в детских дошкольных учреждениях используются следующие основные организационные формы двигательной деятельности детей:учебная работа – физкультурные занят...

Статья.Формы организации работы по физическому воспитанию в детском саду.

В Данной статье говориться о видах  учебной работы которым являются физкультурные занятия....

"Формы организации здоровьесберегающей работы в средней группе детского сада".-буклет.

Буклет" Формы организации здоровьесберегающей работы в средней группе...

Статья "Формы организации работы по физическому воспитанию в детском саду"

Основным видом учебной работы являются физкультурные занятия. Количество и продолжительность физкультурных занятий в неделю различно для детей раннего возраста, младшего дошкольного, среднего и старше...