Формы организации методической работы с педагогическим коллективом детского сада
статья на тему

Ежегодно планируя методическую работу с педагогами своего учреждения, заместитель заведующего по ВМР использует известные, широко вошедшие в практику формы:

-групповые (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, методические выставки, взаимопосещения, творческие микрогруппы, школы передового опыта, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.);

-индивидуальные (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировки, наставничество и т.д.).

В данной статье описаны различные формы методической работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ДЕТСКОГО САДА

Ежегодно планируя методическую работу с педагогами своего учреждения, заместитель заведующего по ВМР использует известные, широко вошедшие в практику формы. Форма – это внутренняя организация содержания, конструкция отрезков, циклов методического процесса, отражающая систему его компонентов и устойчивых связей. Групповые (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, методические выставки, взаимопосещения, творческие микрогруппы, школы передового опыта, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.) и индивидуальные (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировки, наставничество и т.д.).

Опишем кратко различные формы методической работы.

Открытый показ. Занятие с последующим обсуждением просмотренного. Проводится в рамках определенной годовой задачи. В МАДОУ № 2 проводился «Час защиты позиций». Это экологическая неделя в средней, старшей и подготовительной к школе группах.

Семинар-практикум. Теоретический материал подкрепляется примерами из практики, показом отдельных приемов и способов работы. В ходе семинара совершенствуется профессиональное мастерство педагогов в определенном виде деятельности, развиваются творчество и фантазия. В МАДОУ 2 проводились семинары-практикумы: «Кинезиология как направление психокоррекционной работы» (учитель-логопед), «Полоска превращается…» (конструирование из бумаги).

Творческие микрогруппы. Каждый член группы самостоятельно изучает закрепленный за ним вопрос, готовит краткую информацию. Затем все обмениваются мнениями, спорят, предлагают варианты, внедряют в практику своей работы. Организуются взаимопосещение занятий, обсуждение лучших приемов и способов. При необходимости проводится совместное изучение дополнительной литературы. Главное внимание уделяется поисковой, исследовательской деятельности. Совместное творческое освоение нового происходит в 3-4 раза быстрее, чем другими путями. Как только поставленная цель достигнута - группа распадается. С результатами работы знакомится весь коллектив детского сада.

В МАДОУ № 2 в годовом плане 2011-2012 запланирован аукцион методических находок «Создание дидактической игрушки по речевому развитию детей». Работа будет вестись в творческих микрогруппах.

Смотр-конкурс. Способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции. Демонстрация и оценка творческих достижений педагогов. Предполагает возможность оценивать результаты путем сравнения своих способностей с другими. Требуется разработка положения о смотре-конкурсе, создается комиссия. В МАДОУ № 2 проводились следующие смотры-конкурсы: «Лучшая книжка-самоделка», «Лучшая новогодняя игрушка», «лучшая кормушка для птиц», смотр-конкурс на подготовку к новому учебному году, уголков в группе и т.п.

Тематические выставки. Представление наглядных материалов: рисунков, изделий, литературы. Способствуют обогащению знаний, являются содержательной формой обмена опытом педагогов.

Мастер-класс – одна из новых форм работы, основная цель которого – передача педагогического опыта, системы работы, авторских находок, всего того, что помогло достичь наибольших результатов.

Обычно мастер-класс состоит из двух частей:

- показ работы с детьми;

- работа с педагогами с целью трансляции педагогического опыта.

В МАДОУ № 2 проводились мастер-классы: «Методика обучения детей старшего дошкольного возраста пересказу», «Практические игры-тренинги на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения» и т.п.

Деловая игра связана с решением педагогических задач, содержащих описание конкретных ситуаций, требует от участников принятия определенной роли и выбора способов взаимодействия.

Дискуссия. Рассмотрение, исследование, обсуждение спорного вопроса; каждый должен высказать собственное мнение, учиться отстаивать его, доказать свою точку зрения.

«Круглый стол». При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения дошкольников круговое размещение участников позволяет сделать их самоуправляемыми, поставить всех в равное положение, обеспечить взаимодействие. Организатор «круглого стола» продумывает вопросы к обсуждению.

Брифинг. Встреча, на которой кратко излагается позиция по одному из злободневных вопросов. Она может проводиться руководителем или специалистом, который заранее готовится к ответу на вопросы по определенной теме и позволяет максимально активизировать воспитателей. Создаются две команды: одна задает вопросы, другая отвечает; организатор задает вопросы, педагоги отвечают.

Эстафета педагогического мастерства. Соревнование между несколькими группами педагогов, где один педагог начинает освещение проблемы, а следующие продолжают и вместе раскрывают ее. Последний участник подводит итоги, делает выводы.

Художественная копилка. В копилку, в зависимости от педагогических задач, могут быть включены репродукции произведений изобразительного искусства, фотографии, рисунки предметов, животных, явлений природы, схемы, знаки (любая необходимая информация). Хороший способ привлечения внимания детей. Материалы копилки могут лечь в основу выставки.

КВН. Прекрасная возможность показать в соревновании свои творческие способности, теоретические и практические знания, быстро разрешить педагогическую ситуацию, суметь объективно оценить знания своих коллег. Стимулирует активность участников в приобретении и демонстрации знаний, умений и навыков.

Музыкальный салон. Одна из форм эстетического развития, духовного общения педагогов, детей и родителей, сохранения лучших народных традиций, обычаев. Прием формирования благоприятного микроклимата в коллективе.

Педагогический совет – постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. Главная цель – объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня воспитательно-образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта.

Виды педагогических советов:

  • установочный, или аналитико-планирующий, - проводится до начала учебного года, в конце августа, и посвящается анализу итогов предыдущего года, принятию плана ориентации на решение предстоящих проблем;
  • тематический педсовет с промежуточными итогами посвящен одной из годовых задач педагогического коллектива;
  • итоговый, или итогово-организационный, - проводится в конце учебного года, на нем подводятся итоги года.

По формам организации различают:

  • традиционный (четкая повестка дня, четкое соблюдение регламента по каждому вопросу и принятие решений по ним);
  • педсовет с использованием отдельных методов активизации педагогов;
  • нетрадиционный педсовет (деловая игра, конференция, круглый стол, ситуативный педсовет, педсовет-дискуссия, педсовет-диспут и др.).

Остановимся подробнее на нетрадиционных педсоветах. Рассмотрим некоторые формы их организации и проведения, используемые в МАДОУ.

Педсовет – деловая игра – обучающая форма, в котором участники наделяются определенными ролями. Основное место в таком педсовете занимает групповая деятельность. Организаторам нужно до мелочей продумать сценарий, определить роли, задания. Рассчитать регламент. Деловая игра – это вид деятельности, в условиях искусственно созданных ситуаций, направленный на решение учебной задачи.

В МАДОУ № 2 проводились педсовет – деловая игра: «Экологическое воспитание дошкольников», «Ознакомление с художественной литературой детей дошкольного возраста».

Педсовет-конференция может состоять из нескольких частей, например, - из основного сообщения и диалога, который организует старший воспитатель с группой специалистов (музыкальным руководителем, психологом, воспитателем по физкультуре, логопедом). Их ответы на заданные вопросы будут побуждать остальных участников развивать тему, высказывая свое мнение. В заключение принимаются соответствующие рекомендации.

Педсовет-круглый стол. Для его подготовки руководителям необходимо отобрать важные, интересные для обсуждения вопросы, продумать организацию. Например, какие-то темы можно заранее дать группе воспитателей и предложить им соответствующую литературу. Тогда они сумеют ознакомиться с разными теориями, подходами, мнениями и обдумать свою точку зрения. Главное правило при организации круглого стола - подготовленность и заинтересованность каждого участника: Также важно выбрать ведущего, ориентирующегося в проблеме и умеющего направлять разговор в нужное русло.

В МАДОУ № 2 проводился педсовет - круглый стол на тему «Роль образовательного учреждения в сохранении физического и психического здоровья детей».

Педсовет-дискуссия требует, чтобы заранее педагоги разделились на подгруппы и подготовили свои концепции обсуждаемой проблемы. В ходе дискуссии совместно продумывается план решения проблемы. Например, можно обсудить тему «Каким должен быть план воспитательно-образовательной работы с детьми и каковы формы его написания?».

Помимо этих видов проводятся мини-педсоветы и инструктажи по различным темам: «О новом порядке аттестации педагогических работников», «Нормативно-правовая база ДОУ» (ФГТ, образовательная программа, Типовое положение о ДОУ, СанПиН и т.п.)

В методической работе особое место отводится принципу индивидуально-дифференцированного подхода к педагогической деятельности воспитателей и специалистов. В современных условиях методическая работа с кадрами должна строиться на диагностической основе, с учетом запросов каждого педагога. Поэтому в МАДОУ № 2 проводятся анкетирования и экспресс-опросы воспитателей и специалистов («Развитие речи», «Уровень экологического образования воспитателей» и т.п.)

Осуществление индивидуально-ориентированной методической работы позволяет развивать творчество и инициативу педагогического коллектива путем включения каждого в активную профессиональную деятельность.

Таким образом, внешнее повышение квалификации педагогов происходит:

  • за счет посещения курсов повышения квалификации;
  • обучение в учебных заведениях;
  • участие в работе методических объединений города.

Внутреннее повышение квалификации происходит за счет разнообразных форм методической работы с педагогами в МАДОУ:

  • участие в работе совета педагогов;
  • обучение на семинарах и семинарах-практикумах;
  • консультирование и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации методической работы с педагогическим коллективом

 Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмот...

"Организация методической работы с педагогическим коллективом по взаимодействию детского сада с семьей"

Организация деятельности старшего воспитателя направлена на методическую работу с педагогами. В описании опыта прослеживается система работы по данной теме и ориентирована на конкретный результат и пр...

Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе детского сада

Конфликт- это противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.Основная специ...

Статья на тему «Современные формы методической работы с педагогическим коллективом»

В рамках инновационной деятельности методиста в системе дошкольного образования в условиях реализации ФГОС представлен материал на тему "Современные формы методической работы с педагогическим кол...

Презентация "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе детского сада"

Презентация "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе детского сада"...

"Формы организации здоровьесберегающей работы в средней группе детского сада".-буклет.

Буклет" Формы организации здоровьесберегающей работы в средней группе...

Опыт работы педагогического коллектива детского сада «Вариативные модели социокультурной образовательной среды для детей младенческого и раннего возраста»

Одна из главных задач дошкольного образования на современном этапе – это создание благоприятных условий для развития личности ребенка, становления его самостоятельности, целеустремленности, иниц...