"Организация методической работы с педагогическим коллективом по взаимодействию детского сада с семьей"
материал по теме

Юсовских Светлана Ивановна

Организация деятельности старшего воспитателя направлена на методическую работу с педагогами. В описании опыта прослеживается система работы по данной теме и ориентирована на конкретный результат и практически реализована в общеобразовательном учреждении. В приложении можно найти анкеты для родителей и воспитателей, таблицы для фиксации наблюдений воспитателя за отношениями детей и родителей и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc221.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 2 пгт Даровской Кировской области

«Организация методической работы

с педагогическим коллективом

по взаимодействию детского сада с семьей»

Юсовских Светлана Ивановна

старший воспитатель

МКДОУ ДС № 2 пгт Даровской

1 квалификационная категория

стаж работы – 27 лет

2012 год

План

1. Семья – единственный воспитательный институт.

2. Взаимодействие детского сада и семьи.

3. Причины выбора темы самообразовательной работы.

4. Роль старшего воспитателя в обучении педагогов искусству работы с родителями.

5. Педагогическое общение – главный инструмент психологического взаимодействия.

6. Разнообразные методы и формы, используемые педагогами для изучения семьи.

7. Просвещение родителей.

8. Совместная деятельность педагогов и родителей с детьми.

9. Критерии качества взаимодействия детского сада и семьи.

10. Итоги работы.

«Есть много хороших педагогов,

но далеко не все они умеют работать

 с родителями, нужно учить

их этому искусству».

А.С.Макаренко

Воспитание детей – одна из вечных проблем человечества.

На всех возрастных этапах становления и развития личности семья является ведущим фактором воспитания и взрослых и детей.

Семья – единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни.

Семья для ребенка – это место его рождения и основная среда обитания (материального и духовного). В семье есть близкие люди, которые понимают и принимают его таким, какой он есть. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире. Семья – это система с определенным морально-психологическим климатом, являющаяся для ребенка школой отношений между людьми. Именно в семье складываются его представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье ребенок переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Из семейного опыта он усваивает представления о себе, о других и о мире в целом.

Первые воспитатели ребенка – мать и отец. Их вклад в его развитие трудно переоценить! Мудрая, проверенная веками, народная педагогика донесла до сегодняшнего молодого поколения образ ответственного, оберегающего родительства: «На плечах отца держится мир», «Материнская молитва со дна моря поднимет».

Но преобладающее большинство родителей (социологи называют цифру 80%) предпочитают по достижении ребенком полутора-двух лет воспитывать его в детском саду. Почему? Самым популярным ответом на этот вопрос является «желание создать благоприятную ситуацию для его личностного развития». Второе место занимает ответ, указывающий на стремление родителей своевременно подготовить ребенка к школе. Третье место занимают ответы, проявляющие экономические мотивы семьи, рассматривающей детский сад как форму социальной поддержки.

Детский сад, организованный как социальный институт в поддержку семье, сегодня не только освобождает родителям время для работы и учебы, но и помогает воспитывать ребенка, и, что особенно важно для растущего человека – обеспечивает необходимые условия для организации и развития детского сообщества. Это хорошо понимают современные родители:

«Детский сад – это первоначальная ступень, подготовка к взрослой жизни. Здесь впервые ребенок оказывается в коллективе. Далее будет школа, работа. Но именно в детском саду он учит строить отношения с детьми и воспитателями; сталкивается с первыми трудностями во взаимопонимании. Ребенок видит, что вместе играть веселее и интереснее, заниматься сообща каким-нибудь делом». (Из рассуждений О.И.Новоселовой, матери воспитанника детского сада.) «Детский сад – это первый шаг в воспитании ребенка в обществе, его общения с другими детьми и первые шаги для получения образования в школе». (Высказывание Михалицыной М.В.)

Детский сад решает различные воспитательные задачи: помочь детям научиться взаимодействовать с окружающим миром, эмоционально откликаясь на различные его проявления; жить вместе, утверждая при этом собственную личность; выражать свои мысли, развивать речь; заниматься разнообразной творческой деятельностью. Детский сад выполняет воспитательную миссию, дополняя воспитание, получаемое в семье, благодаря применению научно выверенных принципов взаимодействия с детьми.

Взаимодействие детского сада и семьи – двусторонний, циклический процесс, разворачивающийся по спирали. Переход от ограничивающего к продуктивному взаимодействию (от низкого к высокому уровню спирали) в системе «детский сад – семья» возможен, если каждая сторона проявляет активность и ответственность на всех фазах цикла: с момента поступления ребенка в детский сад и до его выпуска в школу.

1 фаза. Открытие.

Задачи. Знакомство с достижениями сторон (семьи и дошкольного образовательного учреждения) в сфере воспитания ребенка. Активное восприятие, анализ, оценка.

2 фаза. Проявление ожиданий.

Задачи. Выяснение семьей и детским садом ожиданий от сотрудничества: предъявление и обсуждение своей роли и роли другого в решении задач воспитания ребенка.

3 фаза. Согласование.

Задачи. Согласование точек зрения и прогнозирование развития взаимодействия детского сада и семьи с опорой на ответственность сторон.

4 фаза. Оформление документов.

Задачи. Составление договора о сотрудничестве детского сада и семьи.

5 фаза. Проектирование взаимодействия.

Задачи. Совместное создание программы и плана взаимодействия детского сада и семьи в проблемном поле воспитания дошкольников.

6 фаза. Социально-педагогический мониторинг.

Задачи. Постоянное наблюдение за развитием взаимодействия детского сада и семьи (в системах «родители-дети», «педагоги-дети», «педагоги-родители»); анализ, оценка получаемых результатов; уточнение программы и плана взаимодействия.

7 фаза. Рефлексия.

Задачи. Критический анализ и оценка результатов взаимодействия детского сада и семьи, осмысление роли каждого участника процесса в жизни ребенка и друг друга. Переход от ограничивающего к продуктивному, развивающему взаимодействию затрагивает все уровни управления детского сада, к которым относятся:

- заведующая, Совет педагогов;

- медико-психологическая служба, старший воспитатель;

- педагоги, коллектив родителей;

- детский коллектив.

Дошкольное учреждение возглавляет заведующая. Она является символической фигурой, которая представляет организацию. На ней лежит моральная и профессиональная ответственность за все, что делается в детском саду; за то, как чувствуют себя в нем дети, родители, педагоги.

Старший воспитатель мобилизует и сопровождает педагогов в решении задачи взаимодействия с семьей, привлекает к ее решению родителей и общественность. В соответствии с должностными обязанностями он организует просветительскую работу для родителей, взаимодействует с родителями.

Педагог-психолог призван создавать психологически безопасные условия для субъектов образовательного процесса детского сада: детей, педагогов, родителей.

В поле профессиональной ответственности старшей медицинской сестры находится совместная работа с семьей по воспитанию здорового ребенка. От нее требуется индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье, развитие отношений с семьей на основе доверия, доброжелательности и сотрудничества.

Воспитатель детского сада также управляет процессом взаимодействия с семьями воспитанников. Воспитатель больше, чем другие специалисты детского сада, входящие в систему управления, связан с семьей, поскольку он, как и родители, служит делу воспитания ребенка. В соответствии с должностными обязанностями воспитатель взаимодействует с родителями воспитанников (лицами их заменяющими).

Работа с родителями имеет большое значение для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в детском саду. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе необходимо для успешного развития детей.

Именно поэтому я и решила взять для своей самообразовательной работы тему по взаимодействию детского сада с семьей. Эта тема очень актуальна и перспективна; есть, где развернуться фантазии и в то же время требующая тесного сотрудничества, слаженности в работе всего педагогического коллектива детского сада. Необходимо найти подход к каждому родителю, сделать так, чтобы мамы и папы заинтересовались жизнью своего ребенка в детском саду; откликались на наши просьбы; воплощали в жизнь наши советы и пожелания, касающиеся воспитания, развития и здоровья детей. А это ох, как сложно!

Основная роль в данном взаимодействии, конечно же, отводится воспитателю. Именно воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям, но не у каждого это получается хорошо.

А.С.Макаренко справедливо подчеркивал: есть много хороших педагогов, но далеко не все они умеют работать с родителями, нужно учить их этому искусству.

И вот именно в этом проявляется моя роль, как старшего воспитателя. Как было сказано выше, я должна мобилизовать и сопровождать педагогов в решении задачи взаимодействия с семьей.

Начать я решила с проведения анкетирования воспитателей. Целью его было изучение организации общения с родителями. В результате я выяснила, с какими затруднениями сталкиваются педагоги при организации общения с родителями, и какую помощь ждут от меня. Основными затруднениями оказались: коммуникативные трудности и выбор оптимальных форм организации общения. Исходя из этого, я и спланировала свою работу по данному направлению.

Общение с родителями. Как показали анкеты, именно эта форма работы связана у педагогов с различными трудностями. Иногда воспитатели не умеют грамотно выстроить беседу, найти для нее необходимое содержание и формы, выбрать методы активизации родителей. Педагоги с небольшим опытом работы иногда боятся, что родители им могут задать вопрос, на который они не знают ответа. Бывает, что причины трудностей в общении кроются в позиции самих родителей. Некоторые из них допускают ошибки в воспитании, но не хотят их видеть, исправлять; другие считают, что заниматься воспитанием ребенка должны педагоги, поскольку «это их обязанность». Иногда общение ограничивается взаимными претензиями.

А ведь педагогическое общение – главный инструмент психологического взаимодействия.

Как же помочь воспитателям справиться с этими трудностями?

Я решила провести несколько консультаций с педагогами и спланировать цикл занятий «творческой гостиной». Вместе с педагогом-психологом мы подобрали теоретический материал по данной проблеме; выбрали педагогические ситуации, которые можно проиграть с воспитателями; приготовили тесты на различную тематику. Занятия «творческой гостиной» я проводила один раз в квартал. Кроме педагога-психолога к их проведению привлекала и заведующую детским садом. Занятия проходили оживленно, интересно; педагоги с удовольствием разрешали ситуации, выполняли задания тестов, рисовали и т.д. Мы говорили о секретах эффективных взаимоотношений, об искусстве общения с детьми, родителями, коллегами, о барьерах в общении и их преодолении. Основные моменты вопросов, разбираемых на встречах с педагогами, я оформляла в виде памяток для воспитателей, а также вывешивала на стенде методических новостей.

Данная работа не прошла даром. При проведении оценки уровня коммуникабельности педагогов в общении с родителями получились совсем даже неплохие результаты. Большинство воспитателей набрали от 15 до 20 очков, что указывает на их нормальную коммуникабельность. (смотри приложение). И при повторном проведении анкетирования, данных затруднений было указано намного меньше.

Специалисты детского сада (воспитатели, педагог-психолог и др.) помогают родителям перевести воспитание в семье на новую, более высокую ступень. Однако это происходит успешно только в том случае, если специалисты детского сада изучают семью, используя разнообразные методы и формы, позволяющие дифференцированно подходить к родителям и детям.

Я постараюсь раскрыть свою роль в данной работе.

Источником знаний о семье является социально-педагогическая диагностика, предполагающая использование таких методов, как наблюдение, беседа, анкетирование и др.

Более конкретно остановлюсь на каждом из методов и своей роли в их проведении. Наблюдение в контексте социально-педагогической диагностики семьи – это метод познания и исследования, используемый при изучении внешних проявлений поведения родителей и детей (других членов семьи) без вмешательства со стороны наблюдающего.

Для того чтобы успешно изучать поведение семьи, воспитателям необходимо вырабатывать умение наблюдать все внешние проявления (действия, движения, речь, мимика поведения), а главное, научиться правильно истолковывать их социальное значение. В этом может помочь заранее составленный план, указывающий, на что следует обратить особое внимание.

Наблюдение проводится в естественных условиях, утром – в часы приема, или вечером, когда родители приходят за ребенком. По возможности, поступки, обращения родителей и детей (других членов семьи) следует записывать, а в последующем анализировать.

Я предложила педагогам провести наблюдения за взаимодействием родителей и детей в ситуации приема детей в группу и вечернего прощания детей с группой. Для этого составила таблицы, где педагоги должны были фиксировать свои наблюдения. А также посоветовала понаблюдать за высказываниями родителей в адрес своих детей и также зафиксировать в таблице.

Поведение родителей бессознательно отражает их воспитательные установки, которые можно зафиксировать, наблюдая за их действиями. Предлагаю полученные нами данные, с одной стороны, иллюстрирующие реальность явления, а с другой – дающие пищу для сравнительного анализа. (смотри приложение).

Данные наблюдения очень помогли воспитателям в плане изучения семей своих воспитанников, их внутрисемейных отношений. Сразу видно, на какие проблемы нужно обратить внимание при беседе с родителями.

Прекрасную возможность для естественного наблюдения, получения информации о семье (ее ценностных ориентациях, детско-родительских отношениях, традициях и др.) дает посещение семьи воспитанника. Посещение семьи осуществляют один или двое воспитателей. Эффективное проведение данного мероприятия требует от воспитателя деликатности, такта, высокого уровня наблюдательности, профессионализма. Воспитателям важно помнить, что, посещая семью, они проводят работу по ее изучению. Поэтому как положительные, так и отрицательные проявления представляют собой определенную ценность для понимания микроклимата, в котором воспитывается ребенок.

Для того, чтобы воспитателям было легче сориентироваться, на что обратить внимание в первую очередь при посещении семьи, я оформила специальные памятки, а также познакомила их с правилами поведения при посещении семей.

Результаты посещения семьи послужили материалом для проектирования последующих взаимодействий с родителями и другими членами семьи.

Еще один метод – беседа. Это метод получения и корректировки информации на основе общения. Беседа, проходящая в атмосфере доброжелательности, позволяет воспитателю прикоснуться к внутреннему миру родителя (ребенка), увидеть успехи и затруднения как во взаимодействии с окружающими, так и в семейном воспитании.

Успех беседы зависит от предварительно установленного контакта, степени подготовленности беседы, умения ее вести.

С целью оказания методической помощи воспитателям при организации бесед с родителями я провела несколько консультаций, которые проходили в виде тренингов. Все вместе мы пробовали подготовиться и провести беседу с родителями на различные темы. Обсуждали, как это сделать правильно; подсказывали друг другу. Результатом этих встреч стало оформление памяток в помощь воспитателям: «Алгоритм ведения беседы с родителями» и «Особенности беседы воспитателя с родителями в конце дня».

Для комплексной диагностики семьи и семейного воспитания, кроме наблюдения, посещения семьи и бесед, как основных методов, используются вспомогательные, к которым относятся тесты, вопросники, анкеты, проективные методики, использование которых предполагает сотрудничество с психологом.

Один из вспомогательных методов – анкетирование. Метод сбора информации путем письменных ответов на поставленные вопросы. Анкетирование – самый популярный метод изучения отношений, предпочтений, ожиданий родителей. Важным элементом анкеты является обращение к родителям. Возможны различные варианты обращения: «Уважаемые родители», «Уважаемые мамы и папы». Следующий элемент анкеты – преамбула. Недооценивать ее значение нельзя. От того, как вы определите цель опроса, раскроете смысл и ценность его проведения, а также предоставите объяснения по заполнению анкеты, зависит отношение родителей к анкетированию.

При разработке рабочего поля анкеты следует определить тип задаваемых вопросов: закрытые и открытые. Закрытый вопрос включает в себя ряд возможных вариантов ответов, и опрашиваемый выбирает один или несколько из них. Открытый вопрос позволяет родителям самостоятельно, в произвольной форме сформулировать ответ.

Важный элемент анкеты, которым лучше всего завершить ее – сведения о респонденте (возраст, пол, семейное положение, род деятельности и т.д.).Педагог должен не только выразить искреннюю признательность за ответы родителям, которые откликаются на просьбы воспитателей и отвечают на вопросы анкет, но и обеспечить «обратную связь».

Родителям не безразлично отношение к их ответам, рекомендациям, просьбам в адрес детского сада.

И я в своей работе использую данный метод. Примеры некоторых анкет я приложила (см.приложение). Каждый вид анкет я глубоко анализирую. Данный анализ помогает мне в планировании работы с родителями, с детьми, с педагогами.

Для лучшего  знакомства с детьми, с отношениями «родители-дети», я предлагала воспитателям такой метод, как сочинение. Данный метод широко используется как в социально-педагогической, так и в социально-психологической диагностике. Родители дома оформляли свои сочинения о детях в виде альбомов. В альбом включали разделы: «я люблю…», «я не люблю…», «я боюсь…», «мои друзья…», «моя любимая книга…» и т.д. Разделы заполнялись как письменно, так и с помощью фотографий, рисунков детей.

В результате воспитатели узнали много интересных фактов; родители сблизились с детьми и педагогами; дети рассказывали о себе по фотографиям, спрашивали друг друга. В общем, польза от данной работы была для всех сторон.

Знание воспитательных возможностей семьи – важная, но не единственная составляющая взаимодействия детского сада и семьи. Семья также имеет право на информацию о детском саде. Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают разнообразные встречи, ориентированные на знакомство с достижениями сторон и перспективами развития и воспитания дошкольников. К ним относятся индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания, стенды, памятки, выставки. Я остановлюсь более конкретно на родительских собраниях и стендах.

Среди разнообразных форм общения педагогов с родителями сохраняют свою популярность групповые родительские собрания.

Групповые родительские собрания – целесообразная и действенная форма работы воспитателя с коллективом родителей, организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада.

К сожалению, истинный смысл собрания (встретиться, чтобы вместе поговорить о проблемах и найти способы решения, узнать о достижениях друг друга) нередко искажается педагогами. Ведя собрание и воздействуя на родителей воспитанников из самых лучших побуждений, педагоги не замечают, что используют в своих выступлениях слова-распоряжения, приказы (нужно, должен, сделайте, принесите, сдайте, слушайте, что я Вам говорю и т.д.), действующие раздражающе. Такое общение педагогов и родителей на собрании можно рассматривать как общение не слышащих друг друга людей.

Воспитатель не должен считать «выступление перед родителями с докладом» хорошим способом разговора о воспитании ребенка. Это «слепое пятно» традиционной педагогической деятельности важно помочь обнаружить, осознать и двигаться дальше, к продуктивному общению, к диалогу. Современный педагог детского сада должен учиться слушать и слышать родителей; понимать невербальный язык сообщения и адекватно на него реагировать; передавать информацию разными способами; устанавливать обратную связь.

Для этого я провела консультацию для педагогов «Основные требования при организации проведения родительского собрания». Также в методическом кабинете педагоги могут найти разработки некоторых собраний и встреч с родителями.

Одной из наглядных форм предоставления информации являются стенды. На стендах целесообразно размещать информацию для родителей трех видов: стратегическую (многолетнюю), тактическую (годичную), оперативную.

Стратегическая информация – это необходимые родителям сведения о задачах развития ДОУ на перспективу, о реализуемой образовательной программе.

Тактическая информация – это сведения о режиме дня ребенка, о задачах и содержании воспитательно-образовательной работы в группе на год.

Оперативная информация – это сведения об ожидаемых или уже прошедших мероприятиях в группе, детском саду, районе.

Для того, чтобы как-то активизировать воспитателей, я каждый год планирую и провожу смотры-конкурсы уголков для родителей. И это дает ощутимые результаты. Воспитатели с каждым годом все активнее принимают участие в данных конкурсах, стараются оформить свои уголки как-то необычно, интересно.

Важная форма взаимодействия детского сада и семьи – совместная деятельность педагогов, родителей и детей, которая не только развивает отношения педагогов и родителей, родителей и детей, но и содействует развитию отношений между семьями воспитанников.

Одной из форм совместной деятельности является акция. Акция – это действие, предпринимаемое для какой-либо цели. В этом учебном году я предложила педагогам попробовать провести акцию: «Сочиняем и рисуем сказку всей семьей». Результаты меня очень порадовали. Многие родители откликнулись на объявленную акцию и в группах появились очень интересные и красочно оформленные книги. Дети с удовольствием слушали новые сказки и с гордостью говорили: «Это моя мама сочинила, а я рисовал картинки!» Я считаю, что такие акции необходимо проводить в детском саду. Они очень хорошо сближают родителей с детьми и педагогов с родителями.

Одной из новых форм совместной деятельности педагогов, родителей и детей является проектная деятельность. Мы только еще начинаем ее внедрять в нашем детском саду. И первой попыткой явился проект «Мое имя». Я даже не ожидала, что родители так активно примут в нем участие. Даже в библиотеке удивлялись такому интересу читателей к книгам об именах. В результате мы узнали много нового, интересного о разных именах. И, конечно же, не только мы, но и родители. С большим интересом дети узнавали о своих именах во время презентаций, которые проводили воспитатели в группах.

Еще хочу остановиться на Дне семьи. День семьи – особая дата в календаре, акцентирующая внимание общества на здоровой, полноценной, нравственно сильной семье, которая воспитывает достойных детей, самостоятельно разрешает свои проблемы и успешно преодолевает возникающие препятствия.

В этот день в детском саду мы устраиваем выставки семейных работ, конкурсы, концерты, спортивные соревнования. Этот праздник – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях, поблагодарить семьи воспитанников за активное участие в жизни детского сада.

Критериями качества взаимодействия детского сада и семьи являются:

- ценностное отношение друг к другу;

- информированность сторон об особенностях развития систем воспитания, о развитии систем, трудностях и перспективах диалога мира детства и мира взрослости; о достижениях систем в воспитании дошкольников; об услугах, оказываемых в детском саду и о возможности оказания услуги детскому саду семьей;

- включенность в совместную деятельность.

К этим критериям относится и посещение родителями общих мероприятий, их активное участие в конкурсах, выставках и т.д. А это у нас налицо! Посещаемость общих мероприятий возросла до 50-60%. Это нас очень радует. Намного интереснее стали проходить общие родительские собрания; а наши мамы – просто молодцы! Вот уже третий год День Матери в саду проходит весело, интересно. А в этом году нам удалось даже завлечь пап на празднование Дня защитника Отечества. Очень весело прошли «Богатырские состязания», в которых боролись за победу команды мальчишек и пап из старшей и подготовительной групп. С большой гордостью смотрели на своих отцов мальчишки, а папы подбадривали своих сыновей.

Я надеюсь, что такие встречи будут и дальше радовать всех нас.

Еще хочу остановиться на одном мероприятии, которое я провела в детском саду впервые. Это районный семинар с педагогами, с родителями и детьми: «Играем от души, играем вместе!»

Я очень переживала за его проведение. Время проведения семинара было не очень удобным для родителей. Но мои тревоги оказались напрасными. Я была рада видеть не только мам, но и пап, которые пришли на нашу встречу. И семинар прошел успешно. Много интересного и полезного вынесли из него и родители и педагоги. Родители окунулись в свое детство, вспомнили свои любимые игрушки, вспомнили любимые игрушки своих детей; попробовали себя в роли художников, организаторов игр. А педагоги познакомились с одним из видов проведения родительского собрания совместно с детьми.

После его окончания, наши воспитатели предложили провести эту встречу еще раз, только вечером, чтобы и остальные родители смогли прийти. Это пожелание я обязательно выполню.

В марте этого учебного года я решила, как бы подытожить свою работу с воспитателями. И для этого провела мониторинг эффективности работы педагогов ДОУ с семьей. И что же у меня получилось: все показатели нужно было оценить по шкале «0-10». В среднем общий показатель получился «5,7» (см.приложение). Я считаю это неплохим результатом своей работы. Но, конечно, останавливаться на этом нельзя. Свою работу по оказанию методической помощи воспитателям в работе с семьей я буду продолжать, внедряя новые формы и методы.

Своим опытом работы я делилась с коллегами на районной конференции работников образования, на районном семинаре и на районном методическом совете при РУО.

И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. До тех пор пока взрослому хватает знаний для успешного взаимодействия, сомнений по поводу этого знания у него не возникает. Есть поговорка: «Можете подвести лошадь к воде, но не заставите ее пить» - так и с обучением. Взрослый учится, руководствуясь прагматическими мотивами.

Мотивы и потребности в обучении у родителей и воспитателей разные. И каждая группа требует подхода, в котором отражалось бы понимание возрастных и жизненных задач.

Именно поэтому содержание и формы работы с семьей в ДОУ отличаются разнообразием, и не может быть единого стандарта: жизненные задачи диктуют потребность в тех или иных знаниях. И задача каждого педагогического коллектива – уметь быть чутким к запросам семьи и компетентным в решении современных задач воспитания и образования.

И немаловажную роль в этом отводится старшему воспитателю. Поэтому я и дальше постараюсь, как можно больше обращать внимание на организацию работы педагогов по взаимодействию детского сада с семьей.

Используемая литература

1. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. – «Детский сад и семья»,

Москва, издательство «Мозаика-Синтез», 2007 год

2. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. – «Работа ДОУ с семьей»,

Москва, Творческий Центр Сфера, 2004 год

3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. – «Родительские собрания в ДОУ»,

Москва, Айрис-пресс, 2006 год

4. Тавберидзе Е.А., Калугина В.А. – «Организация и содержание работы с родителями», Москва, Школьная Пресса, 2008 год

5. Журналы «Управление ДОУ»

Приложение 1

Оценка уровня коммуникабельности педагога в общении с родителями

(на основе методики оценки уровня общительности педагога по В.Ф.Ряховскому)

 Инструкция. Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».

Вопросы

1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?

3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?

4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?

5. Вам предлагают подготовить общее собрание для родителей всех воспитанников дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?

6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями об общении с родителями с коллегами, руководством?

7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?

8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?

9. Верите ли Вы, что существует проблема воспитателей и родителей и что они разговаривают на разных языках?

10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?

11. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?

12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?

14. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?

15. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо родителей, а не только детей?

16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

Оценка ответов. Да – 2 очка. Иногда – 1 очко. Нет – 0 очков.

Полученные очки суммируются. Так определяется, к какой категории относится педагог.

(смотри журнал «Дошкольное воспитание» № 9 – 2007 г.)

Приложение 2

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ В СИТУАЦИИ УТРЕННЕГО ПРИЕМА

ДЕТЕЙ В ГРУППУ    (%)

Средние показатели

Настроение ребенка /родителя

Веселое

66%

Пасмурное

13%

Равнодушное

26%

Что-то еще

18%

Процедура раздевания

Сам

21%

Родитель

42%

Вместе

46%

Реплики по ходу

Одобрение

29%

Критика

14%

Беседа

73%

Что-то еще

18%

Прощание

Долгое с уговорами

9%

Быстрое

58%

Ласковое, с поцелуями

38%

С раздражением

0%

С напутствиями

18%

Другое (что)

8%

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ В СИТУАЦИИ ВЕЧЕРНЕГО ПРОЩАНИЯ

 ДЕТЕЙ С ГРУППОЙ  (%)

Средние показатели

Реакция ребенка на приход родителя

Рад

83%

Безразличен

8%

Огорчен

4%

Другое

17%

Настроение родителя

Улыбается

82%

Хмур, зол

3%

Безразличен

13%

Другое

13%

Содержательная часть взаимодействия ребенка и родителя

Разговоры

О режиме дня

51%

О чувствах

29%

О достижениях

66%

Молчат

7%

Активность ребенка

Активен

79%

Пассивен

27%

Активность родителя

Заинтересован

65%

Просит помолчать

9%

Формален

17%

Молчит

9%

Другое

16%

Процедура сбора домой

Торопит

30%

Приказывает

3%

Критикует

11%

Помогает

72%

Терпелив

44%

Другое

15%

Приложение 3

БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ  УСТАНОВКИ  РОДИТЕЛЕЙ  В  ОТНОШЕНИИ  СВОИХ  ДЕТЕЙ

ДИРЕКТИВЫ

Количество  выборов, %

1. «Не живи»:                                    «Глаза бы мои на тебя не глядели»; «Мне не нужен такой плохой мальчик».


4%

2. «Не будь ребенком»:                       «Что ты ведешь себя как маленький!?»; «Пора стать самостоятельнее»; «Ты уже не ребенок, чтобы…»


14%

3. «Не расти»:                                        «Ты еще мал, чтобы…»; «Мама тебя никогда не бросит»; «Не торопись взрослеть».


6%

4. «Не думай»:                                        «Не рассуждай, а делай то, что говорю»; «Не умничай».

4%

5. «Не чувствуй»:                                 «Как тебе не стыдно бояться…»; «Как ты смеешь злиться на…»; «Не сахарный, не стеклянный и пр.»


8%

6. «Не достигай успеха»:                    «Дай я сам, у тебя все равно ничего не получится».

6%

7. «Не будь лидером»:                       «Будь как все»; «Не высовывайся, не выделяйся».

2%

8. «Не принадлежи»:                             «Ты ведь у меня не такой, как все».

4%

9. «Не доверяй / не будь близким»: «Кроме меня, ты никому не нужен».

2%

10. «Не делай сам»:                               «Не делай сам-это опасно, за тебя буду делать я»; «Не делай сам. Подожди меня».


8%

11. «Не будь самим собой»:              «Будь похожим на…»; «Смотри, как делает (тот-то)…»; «Почему Саша может, а ты нет?».


16%

12. «Не чувствуй себя хорошо»:       «Хоть он у меня и слабенький, а сам…(далее описывается действие ребенка)».


2%

Приложение 4

ВАШИ  ПОЖЕЛАНИЯ  И  ОЖИДАНИЯ

(опрос родителей)

             

             Уважаемые  родители!

1. Каким бы вы хотели видеть к себе отношение сотрудников как родителю?

2. С вашей точки зрения: а) насколько (или чем) персонал осложняет вашу жизнь? б) как он мог бы облегчить вашу жизнь?

3. Чему персонал может научиться у родителей?

4. А чему вам хотелось бы научиться у воспитателей?

5. В какой форме вы могли и хотели бы участвовать в работе учреждения?

6. Что понравилось бы (или нравится) вам как родителю, участвующему в работе детского сада?

7. Что необходимо для эффективной работы?

8. Что вы думаете о качестве работы д/с с родителями на сегодняшний день?

АНКЕТА

«Здоровье детей в условиях детского сада»

Уважаемые родители!

В целях оптимизации оздоровительной работы в детском саду, просим вас ответить на следующие вопросы (из предложенных ответов подчеркните нужный):

1. Довольны ли Вы здоровьем своего ребенка?

Да.

Нет.

2. Часто ли болеет ваш ребенок?

До 2 раз в год.

От 3 до 5 раз в год.

Более 5 раз в год.

3. Как Вы считаете, какова основная причина заболеваемости?

Переохладился.

Простыл.

Продуло.

Заразили другие.

4. Часто ли у ребенка наблюдается слабость, утомляемость, повышенная потливость?

Да.

Нет.

5. Как Вы считаете, ваш ребенок:

- спокойный, уравновешенный;

- раздражительный, возбужденный;

- медленный, заторможенный.

6. Как Вы сохраняете и укрепляете здоровье своего ребенка?

Закаляете.

Используете витамины.

Организуете особое питание.

Гуляете с ребенком на улице в любую погоду.

7. Слышали ли Вы что-нибудь о закаливании детей?

Да.

Нет.

8. Хотели бы Вы, чтобы в детском саду производили закаливающие процедуры?

Да.

Нет.

9. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для вашего ребенка:

- облегченная форма одежды на прогулке;

- облегченная одежда в группе;

- обливание ног водой контрастной температуры;

- хождение босиком;

- систематическое проветривание группы;

- прогулка в любую погоду;

- полоскание горла водой комнатной температуры;

- умывание лица, шеи, рук до локтей водой комнатной температуры.

10. Ваши пожелания детскому саду в создании условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим Вас за сотрудничество!

Анкета для родителей                                                                                            «ДАВАЙТЕ  ПОЗНАКОМИМСЯ»

Мы рады видеть вас и вашего ребенка в нашем детском саду. Надеемся, что малышу здесь будет уютно, весело и интересно. Давайте познакомимся.

Ф.И.О. ребенка______________________________________________________________________

Дата рождения_______________________________________________________________________

Домашний адрес, телефон______________________________________________________________

Состав семьи (какой ребенок по счету в семье)____________________________________________

Мать

Ф.И.О., год рождения_________________________________________________________________

Образование, специальность___________________________________________________________

Место работы, рабочий телефон________________________________________________________

Отец

Ф.И.О., год рождения_________________________________________________________________

Образование, специальность___________________________________________________________

Место работы, рабочий телефон________________________________________________________

С кем проживает ребенок______________________________________________________________

Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его воспитании__________________________________________________________

_____________________________________________________

Другие дети в семье (их возраст), взаимоотношения ребенка с ними__________________________

___________________________________________________________________________________

Как вы называете своего ребенка (его любимое имя)_______________________________________

К кому из членов семьи ребенок больше привязан_________________________________________

Часто ли ребенок болеет, какие заболевания, травмы перенес________________________________

___________________________________________________________________________________

Основные виды игр и занятий дома______________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Легко ли рассмешить ребенка___________________________________________________________

Какие игрушки любит, кто их убирает___________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Любимая пища_______________________________________________________________________

Нелюбимая пища_____________________________________________________________________

Как ребенок просыпается утром (активен, в хорошем настроении;  с капризами, настроение улучшается к 11-12 часам)

Часто ли в вашем доме бывают гости (редко, один раз в неделю, один раз в месяц)

Как ребенок взаимодействует с детьми в игре (активен, лидер; легко присоединяется к играющим; испытывает трудности)

Любимое занятие, интересы (лепка, рисование, конструирование; подвижные игры, физическая активность; книги, познавательные игры) другое__________________________________________

Как вы наказываете ребенка (перечислить)_______________________________________________

___________________________________________________________________________________

Какая мера наказания наиболее действенна_______________________________________________

Какие меры поощрения вы применяете___________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Какая мера поощрения наиболее действенна______________________________________________

Условия жизни ребенка (отдельная комната, уголок в общей комнате, отдельное спальное место, общая кровать с кем-то из детей и т.д.)___________________________________________________

Ваши пожелания______________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 5

МОНИТОРИНГ  ЭФФЕКТИВНОСТИ  РАБОТЫ  ПЕДАГОГА  ДОУ  С  СЕМЬЕЙ

Оценочный лист (оценить все показатели по шкале «0-10»)

Средние результаты показателей

Показатели

Оценка

педагог

коллеги

администрация

Т1.-владение знаниями основ социальной политики государства и социально-правовой защиты детства

5

5

5

Т2.-знание правовых актов, регулирующих защиту материнства и детства

5

5

5

Т3.-знание основных направлений и перспектив развития образования и педагогической науки

6

6

6

Т4.-знание основ андрагогики

4

4

4

Т5.-знание целей, задач, функций, содержания семейного воспитания

6

6

6

Т6.-знание типологии семьи

6

6

6

Т7.-знание сущностных характеристик семьи (проблемная или зрелая; традиционная или современная и др.)

6

6

6

Т8.-знание сущности личностно-ориентированного взаимодействия

6

6

6

Т9.-знание требований к оснащению и оборудованию уголков для родителей, их дидактических и информационных возможностей

7

7

7

Д1.-реализация диагностической функции:

-знает и умеет применять на практике методики психолого-педагогической диагностики: умеет выявлять достоинства воспитательных воздействий конкретной семьи, ее «проблемное поле», отличительные особенности данной семьи от других, причины низкого или снижающегося воспитательного потенциала семьи, причины неблагоприятного психологического климата в семье, ошибки семейного воспитания;

- умеет выявить и обобщить передовой педагогический опыт семьи

5

5

5

Д2.-реализация прогностической функции:

- умеет планировать собственную деятельность по работе с семьей на основе глубокого анализа результатов предыдущей деятельности, типа семьи и ее сущностных характеристик (образа жизни семьи, доминирующего члена семьи, ее социального статуса и т.д.);

- умеет прогнозировать воспитательные воздействия родителей на ребенка с учетом их мотивов, установок.

6

6

6

Д3.-реализация организационно-коммуникативной функции:

- способствует становлению ДОУ как открытой системы, что означает вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада, а также готовность сотрудничать с расположенными на территории микрорайона детского сада социальными институтами (общеобразовательной школой, библиотекой и др.);

- умеет построить оптимальные взаимоотношения с семьями на основе сотрудничества и взаимодействия;

- владеет пошаговой технологией продвижения к контакту и взаимопониманию с родителями (по Филонову Д.Б.);

- соблюдает право родителей на собственные педагогические взгляды, уважает их человеческое достоинство, честь и репутацию;

- умеет использовать личные увлечения и занятия родителей в организации жизненного пространства ребенка в детском саду

6

6

6

Д4.-реализация коррекционной функции:

- осуществляет коррекцию воспитательных влияний, оказываемых на детей со стороны семьи и социальной среды, через создание системы специальных приемов и мероприятий;

- осуществляет коррекцию отношений родителей к ребенку, оказывает практическую помощь в выработке единых требований к нему со стороны всех членов семьи.

6

6

6

Д5.-реализация координационно-организационной функции:

- умеет организовать совместную деятельность (создание атрибутов к играм, оформление выставок, выпуск стенгазет и др.) и коллективный труд детей вместе с родителями;

- организует полипедагогическое взаимодействие ДОУ с родителями (т.е. координирует действия всего педагогического коллектива по оказанию помощи семье в воспитании ребенка);

- умеет быть равноправным партнером совместной деятельности детей и родителей, оставаясь при этом скрытым руководителем.

5

5

5

Д6.-оказание индивидуальной поддержки и помощи родителям:

- умеет организовать их правовое и психолого-педагогическое просвещение, выбрать соответствующие целям формы организации, методы и приемы.

6

6

6

Р1.-рост воспитательного потенциала семьи:

- положительные тенденции в изменении характера семейных отношений;

- сокращение «проблемного поля» семьи;

- мотивационная готовность родителей к самовоспитанию и самообразованию в педагогической области и в области права;

- активная субъектная позиция родителей;

- осознанное использование родителями педагогической науки и передовой практики в воспитании детей.

6

6

6

Р2.-высокий уровень оказания индивидуальной помощи и поддержки семье:

- степень скоординированности действий всего педагогического коллектива по оказанию помощи семье в воспитании ребенка, коррекции его недостатков;

- адекватность содержания, методов, форм правового и педагогического просвещения родителей их потребностям, уровню правовой и педагогической культуры;

- удовлетворенность родителей оказанной помощью.

6

6

6

Р3.-включенность родителей в педагогический процесс ДОУ:

- создание условий для вовлечения родителей (и других членов семьи) в учебно-воспитательный процесс ДОУ;

- расширение спектра совместных дел родителей и педагогического коллектива ДОУ, создание банка данных педагогического опыта семей;

- право выбора родителями вида деятельности для приложения своих знаний, умений, опыта.

6

6

6

Критерий 1. Уровень владения воспитателем знаниями по работе с семьей (Т).

Качественная характеристика уровня владения знаниями

Оценка по шкале «0-10»

Имеет глубокие знания, которые воплощаются в профессиональной деятельности

         9-10

В основном владеет знаниями, которые проявляются в профессиональной деятельности

         6-8

Владеет знаниями, но бессистемно, затрудняется воплотить их в деятельность

          4-5

Слабо владеет знаниями, работа проводится на житейском уровне

           0-3

Критерий 2. Процесс деятельности педагога с семьей (Д).

Качественная характеристика проявления умений и навыков

Оценка по шкале «0-10»

В процессе деятельности воспитателя указанные умения и навыки проявляются ярко, устойчиво

          9-10

В процессе деятельности воспитателя указанные умения и навыки проявляются, но не в достаточной степени, неустойчиво

          6-8

Воспитатель испытывает недостаток перечисленных умений и навыков, что создает проблемы в процессе его практической деятельности

          4-5

Умения бессистемны, работа с родителями со стороны воспитателя отсутствует или почти отсутствует

          0-3

Критерий 3. Результативность деятельности педагога по работе с семьей (Р).

Качественная характеристика результатов работы воспитателя с семьей

Оценка по шкале «0-10»

Результаты работы воспитателя с семьей существенны, проявляются полно, ярко

         9-10

Результаты деятельности проявляются удовлетворительно, но не всегда устойчиво

        6-8

Практическая результативность ничтожна, воспитатель ведет работу с родителями формально

        4-5

Результаты отсутствуют или почти отсутствуют

        0-3

Обработка  оценочного  листа

Сначала определяется среднее количественное значение каждого критерия по формулам:

Для критерия 1 «Уровень владения воспитателем знаниями по работе с семьей» (Т):

Т1_+ …+ Т9

 Т=          9

Для критерия 2 «Процесс деятельности педагога с семьей» (Д):

Д1+…+Д6

Д=         6

Для критерия 3 «Результативность деятельности педагога по работе с семьей» (Р):

Р1+…+Р3

Р=         3

Наличный интегративный уровень эффективности работы воспитателя с семьей (Э) оценивается по квалиметрическому правилу:

Э= Т + Д + Рэ

Если 30    Э   26, то уровень эффективности работы воспитателя с семьей оптимальный.

Если 25   Э   17, то уровень эффективности работы воспитателя с семьей допустимый.

Если 16   Э   11, то уровень эффективности работы воспитателя с семьей критический.

Если 10   Э   0, то уровень эффективности работы воспитателя с семьей недопустимый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОИСК НОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ

В данной статье автор делится опытом работы с родителями, предлагая новые современные  формы взаимодействия с семьями воспитанников....

Формы организации методической работы с педагогическим коллективом

 Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмот...

Педагогический проект "Развитие взаимодействия детского сада и семьи в рамках ознакомления с традициями празднования Нового года в России"

Проект "Развитие взаимодействия детского сада и семьи в рамках ознакомления с традициями празднования Нового года в России" направлен на формировании у детей знаний о традициях  Нового года....

Формы организации методической работы с педагогическим коллективом детского сада

Ежегодно планируя методическую работу с педагогами своего учреждения, заместитель заведующего по ВМР использует известные, широко вошедшие в практику формы:-групповые (педагогические советы, семинары,...

Статья " Использование новых форм работы с родителями – фактор успешного взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе"

Вниманию читателя предложены новые современные формы взаимодействия с семьями воспитанников, апробированные в работе дошкольного учреждения....