Главные вкладки

    Доклад (обобщение опыта работы по теме самообразования) Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»
    методическая разработка на тему

    Выступление на районном методическом объединении воспитателей ДОО

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Управление образования Тайшетского района

    МКУ «Центр развития образования Тайшетского района»

    РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОО

     

    Доклад

    (обобщение опыта работы по теме самообразования)

    Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»

     

    Подготовила: Дегтярёва Лилия Васильевна, воспитатель 1категории МКОУ Квитокская СОШ №1

     детский сад «Теремок»

    п.Квиток

    Тайшет, 2017г

    Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию обобщение опыта работы по теме самообразования: « Взаимодействие детского сада и семьи  в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников».

    «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом» (С. Михалков).

    В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном посёлке, городе, стране, государственной символике, особенностях русских традиций. Опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов по развитию патриотизма можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов.

    В настоящее время эта работа особенно трудна и требует большого такта и терпения, так как в семьях по итогам проведённого нами анкетирования воспитание патриотизма, нравственности  не считается важным и зачастую вызывает лишь недоумение. Именно это заставило нас рассмотреть вопрос, от решения которого зависит будущее каждого человека, живущего в России, и всей страны в целом – вопрос патриотического воспитания. На основании вышеизложенного, мною была выбрана тема по самообразованию «Формирование патриотических чувств у дошкольников».

     Целью  работы стало: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников. 

    Для достижения  цели необходимо решения следующих задач:

    - Формирование  у ребенка любви и чувства привязанности к своей малой Родине (семье, дому, детскому саду, улице, посёлку);

    - развитие интереса к русским традициям и обычаям;

    - расширение представлений о родной стране, её столице, государственных праздниках;

    - знакомство детей с государственными символами России;

    - развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;   

    - воспитание любви и уважения к армии;

    - взаимодействие с семьями воспитанников

     Свою систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста организовала по принципу «От простого к сложному». Она состоит из следующих этапов: информационно-подготовительный, практический, заключительный.

    Этапы работы:

    Информационно – подготовительный этап  

    Включает в себя:

     - Изучение  учебно-методической литературы ( «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» М.Д.Маханёвой, «С чего начинается Родина?» Л.А.Кондрыкинской, «Мой родной дом»,«Маленькие россияне», Н. А. Ариповой-Пискарёвой);

    - Изучение периодической печати  (подбор статей из журналов «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детскому саду», «Воспитатель ДОУ» и др.);

    - Знакомство с педагогическим опытом  детских садов и  работами других педагогов (просмотры  сайтов, посещение открытых мероприятий );

    - Разработка перспективных планов, конспектов НОД, сценариев ;

    - Подбор диагностики для выявления уровня развития детей;

    - Оформление  патриотического уголка;

    - Пополнение наглядно-иллюстрированного материала;

    - Подготовка рекомендаций, консультаций для педагогов, родителей.

      Практический этап 

    На основании изученной литературы  и опыта коллег по данной теме работу начала с диагностики детей.  Для определения уровня знаний  дошкольников применила материал из учебно-методического пособия О. В. Дыбиной «Диагностика направленности ребёнка на мир семьи». Результаты  мониторинга  показали невысокий уровень знаний детей и натолкнули меня на мысль о том, что необходимо вести систематическую, последовательную работу в разных видах деятельности и по разным направлениям.

    На основе полученных данных провела  следующую работу с детьми старшего дошкольного возраста:

    - Чтение художественной и познавательной литературы о природе России, родного края, о войне;

    -Проведение дидактических игр: "Наш детский сад", "Наша страна", «Расскажи о своей семье", "Назови ласково"

    - Проведение  непосредственно-образовательной деятельности:

     "Моя Родина"

     "9 мая. День победы"-

    - Беседы с детьми:

    "Улица, на которой я живу"

    "Что такое доброта"

    "История Российского флага"

    "Как выращивают хлеб"

      - Разработка и реализация проектов, относящихся к государственным и народным праздникам:

    «Наш любимый праздник Новый год»

     «Моя любимая мамочка»

    «Мой папа тоже был солдатом»

     «День Победы»

     «Космос и мы»

    «Широкая масленица».

    - Экскурсии,  прогулки вокруг детского сада.

    - Тематические праздники: «Краски осени», «День Защитника Отечества» «День Победы», «Масленица», «Новый год», «8 марта».

    Всё это способствует расширению кругозора, повышению познавательной и творческой активности детей.

     Работа с родителями 

    Важным условием патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с семьёй.

    В работе с родителями использовала следующие формы взаимодействия:

    Родительские собрания

    Проектная деятельность

    Выставки

    Праздники

    Помощь детскому саду

    Одна из главных  форм сотрудничества являются родительские собрания. Цель которых - привлечь родителей к вопросу нравственно - патриотического воспитания дошкольников, содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению пап и мам в жизнедеятельность группового сообщества.

     Особое место занимают выставки, проводимые в детском саду. Это выставки совместного творчества родителей и детей «Осенние фантазии»,  «Мой папа солдат», «Ёлки водят хоровод», «Моя - мама мастерица и др.». 

    Родители поддерживают и наши традиции в проведении  праздников, посвященных 8 Марта, Дню защитника Отечества, Масленице, Новому году. Они  не только зрители, но и полноправные участники этих мероприятиях.

    Традицией стало проведение акции «Добрые дела» - сколько воспитательных моментов таит в себе это название! Это и желание сделать доброе дело окружающим, это и бережное отношение к старым вещам. Папы  принимали участие в строительстве песочницы и нового ограждения вокруг территории детского сада,  смастерили кормушки, мамы сшили для кукол одежду и помогли с посадкой огорода.

    Родители активно участвовали  в проектах «Зимушка-зима», «Осень - чудная пора», «Моя малая Родина» и других.

    Своими руками изготовили новогодние игрушки,  книжки-малышки на тему «Осень», «Зима», помогли в создании фотоальбома «Мой посёлок», книги  «Добрые дела». 

    Благодаря тесной связи с родителями, активной их помощи, улучшилось качество образовательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников.

    Работа с педагогами

    Тема  моего опыта была интересна не только родителям, но и педагогическому составу детского сада и школы. Представила опыт работы  по теме «Взаимодействие по патриотическому воспитанию в рамках школы и детского сада» на кустовом методическом семинаре по преемственности, предложила  консультации  «С чего начинается Родина», «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Растим патриотов»провела деловую игру «Педагогический экспресс».

    У педагогов повысился интерес к данному вопросу как образовательному и воспитательному источнику.

     Заключительный этап:

    На третьем этапе была проведена заключительная  диагностика, которая  показала, что уровень развития патриотизма детей значительно повысился:

    - у детей сформировалось уважительное отношение к государственным символам РФ;

    - дошкольники научились проявлять личные нравственные качества: патриотизм, справедливость, доброту;

    - дети испытывают чувство любви, ответственности и гордости за родной край, страну;

    - проявляют любовь к родной природе и др.

    Повторное анкетирование родителей подтвердило эффект работы. Они стали больше проявлять интерес   к вопросу патриотического воспитания в семье. Количество родителей участвующих в образовательном процессе возросло.

    Вывод:

    Любовь к Родине – это  чувство, которое мало поддается измерению. Патриотизм - это качество человека, коллектива, общества. Закаляется (развивается) оно постепенно, через победы и поражения, открытия и неудачи, вместе со словом воспитателя входит в жизнь ребёнка.

      Ставя перед собой цель и задачи по формированию патриотических чувств у  детей в системе ДОУ, мы можем считать ее выполненной в пределах доступных дошкольному возрасту, если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни.

     Разработанный перспективный план по теме, система мероприятий по развитию патриотизма, взаимодействие с родителями позволили улучшить качество знаний детей, расширить их кругозор, повысить активность, сделать процесс обучения более интересным и привлекательным. Это позволяет нам надеяться на успешное складывание предпосылок формирования патриотической позиции у дошкольников, которые затем лягут в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.  

    Проект решения: опыт работы по данной теме может использоваться педагогами ДОО.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Взаимодействие детского сада и семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

    В методической разработке отражены цели, задачи, содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста, представлен творческий проект "Песни Победы" для детей старшего дошкольного возраста...

    Программа инновационной деятельности «Взаимодействие детского сада и семьи, обеспечивающее нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Модуль «Моя родина»

    Данная программа апробирована и применена в дошкольном учреждении по нравственно- патриотическому воспитанию....

    Выступление на педсовете "Взаимодействие детского сада и семьи по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников"

    Взаимодействие детского сада и семьи по нравственно -  патриотическому воспитанию дошкольников....

    Консультация для воспитателей « Взаимодействие детского сада и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

    laquo;Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь...