Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
материал
Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_organizatsii_vop6.docx | 24.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26 «Теремок»
Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
Сорокина Л.Н. - старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №26 «Теремок»
2018 г.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования.[1,с.27].
Главная цель политики в сфере дошкольного образования- качественное образование.[2.стр.2]
В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены следующие нормативно-правовые документы: федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях (СанПин), «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности» (утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013).
Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации дошкольного образования, не предусматривающая предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, а обеспечивающая каждому ребенку стартовые возможности для успешного обучения в школе.
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста, определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность к школе. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит во главе индивидуальный подход к ребенку, с целью сохранения самооценки дошкольного детства.[2,стр.2,3.].
Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия его индивидуального возрастного потенциала, что в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, позволит сохранить и развить интерес к познанию в условиях школьного обучения. Современному детскому саду необходимо синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, обогащающими развитие ребенка. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности.
Реализация цели предполагает решение ряда задач.
1. Создание развивающей среды.
2. Охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры.
3. Разработка содержания, обеспечивающего развитие личностных качеств ребенка, а также его мышления, воображения, памяти, речи, эмоциональной сферы.
4. Формирование опыта самопознания.
Поэтому перед педагогами ДОУ стоит задача:
спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы это был целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, обеспечивающий каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии. Сохранить свою индивидуальность, самореализоваться.
Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени пребывания ребенка в дошкольной организации. Это совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми, образовательная деятельность в режимных моментах, организованная образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей.
Образовательная деятельность осуществляется в различных видах детской деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):
-Социально-коммуникативное развитие;
-Познавательное развитие;
-Речевое развитие;
-Художественно-эстетическое развитие;
-Физическое развитие.
Поэтому педагогом при проведении образовательной деятельности необходимо прежде всего организовать правильное рабочее пространство, уходя от школьно-урочной формы, где взрослый-учитель и за детьми жестко закреплены рабочие места, запрещено перемещение и свободное общение детей.
Согласно ФГОС ДО взрослый -это партнер, который находится рядом, выполняет работу вместе с детьми, пересаживается если видит что кто-то из детей в нем особенно нуждается. При этом все дети могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы и обязательно находятся в поле зрения воспитателя. Разрешено свободное размещение детей, их свободное перемещение и общение в процессе деятельности.
Основными целями образовательной деятельности являются: накопление детьми необходимого личностного опыта, использование ими приобретенного опыта и самостоятельное добывание знаний.
Одной из основных задач стандарта является развитие детей дошкольного возраста, которая делится на несколько категорий: обучающая задача – повысить уровень познавательных способностей ребенка; воспитательная – развивать взгляды и убеждения нравственного характера; развивающая – способствовать развитию творческих и познавательных способностей, психических процессов: восприятие, память, речь, мышление. Для решения поставленных задач необходимо создать следующие условия: организовать развивающую предметно-пространственную среду, подобрать оборудование и материалы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, соблюдать гигиенических условий. Одним из важнейших условий является подбор правильной мотивации, определяющей содержание, направленность и характер деятельности с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Правильно подобранная мотивация в соответствии с характером детской деятельности, позволяет развивать у ребенка ответственность перед сверстниками и взрослыми, умение строить коммуникации, высказать и обосновать свое мнение.
Выбор мотивации целиком и полностью зависит от поставленных задач и возрастных особенностей детей.
Так в младшем дошкольном возрасте мотивация строится на игре и игровых действиях с использованием игрушек и предметов, которые нужно слепить, нарисовать, построить, собрать и т.д. Важно при этом вести с детьми диалог, обращаться к ним с вопросами, поощрять их за речевую активность. По возможности необходимо обеспечить каждому ребенку индивидуально игрушку, игрушечного персонажа для создания положительной эмоциональной атмосферы, которые можно с успехом использовать и для проведения анализа выполненных работ. По окончании работы детям младшего дошкольного возраста необходимо предоставить возможность поиграть с этими игрушками.
С детьми старшего дошкольного возраста применяется мотивация уже сюжетного характера, например, работаем в саду, полет на самолете. Можно применять и проблемные ситуации, когда ребенок самостоятельно ищет выход из любой ситуации, опираясь на собственные знания и опыт. Для более эффективного применения проблемных ситуаций можно использовать погружение в проблемную ситуацию по технологии «Трёх - И»: первое «И» - Известно (что мы знаем о …..?); второе «И» - интересно узнать (что мы хотим узнать о…?); третье «И» - изучили (что мы узнали о ….?). В результате, ребенок сам формулирует поставленную задачу, сам находит ее решение и проверяет правильность данного решения. Таким образом, введение в образовательный процесс игры создает мотивацию учебной деятельности, что позволяет взрослому в игровой форме осуществлять руководство детской деятельностью, вызывает у детей желание овладеть предполагаемым учебным содержанием доставляет воспитанникам удовлетворение от полученного результата.
Мы создаем условия, правильную мотивацию и ведем образовательным процесс где взрослый, как равноправный участник предлагает всевозможные способы реализации задач, исподволь «задает» развивающее содержание(новые задания, способы деятельности); предлагает свои идеи, проявляет заинтересованность в результатах деятельности других, включается во взаимное обсуждение, усиливает интерес ребенка к работе сверстников, поощряет содержание общением. И нельзя забывать о том, что у каждого вида деятельности должен быть «открытый конец», т.е. каждый ребенок решает сам закончил он или нет свою работу.
Таким образом, можно сделать выводы об организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с современными требованиями.
1) Ребенок и взрослый - оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Позиция «Партнер-партнер».
2) Основная деятельность - это так называемые детские виды деятельности: общение, игра, предметная деятельность, конструирование, изобразительная деятельность, элементарная трудовая деятельность и т.д.
3) Основная модель организации образовательного процесса - совместная деятельность взрослого и ребенка.
4) Основная форма работы с детьми - рассматривание, наблюдение, беседы, разговоры, экспериментирование и исследования, чтение, реализация проектов, мастерские и т.д.
5) Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых).
6) Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны с интересом детей к этим видам деятельности.
7) Допускается так называемый «вход» и «выход» детей. взрослый, уважая ребенка, его состояние обязан предоставить ему право выбора- участвовать или не участвовать в совместном мероприятии.
8) Образовательный процесс предполагает внесение изменений в планы. В программы с учетом интересов детей. Конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала, но не как «готовый шаблон» образовательного процесса.
Следовательно, грамотно составленные «модели» воспитательно-образовательного процесса помогают решать задачи качественного образования.
Литература
Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ФГОС ДО)
Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. Линка-Пресс, м., 2007г.
Савченко В.И. Организация образовательной деятельности со старшими дошкольниками в ходе режимных моментов. Детство-Пресс, С-П, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по планированию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ
Методические рекомендации по планированию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ...
"Методические рекомендации по планированию воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГТ с детьми 3-4 лет"
"Методические рекомендации"...
Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе дошкольного учреждения в соответствии с федеральными государственными требованиями
Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе дошкольного учреждения в соответствии с федеральными государ...
Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в ДУ в условиях ФГТ
В материале даётся информация о специфике режмных моментов у детей дошкольного возраста....
Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
Для молодых, начинающих педагогов ДОУ...
Сообщение на методическом объединении Тема: «Организация воспитательного, образовательного процесса в ясельной группе на основе здоровьесберегающих технологий».
Правильный подбор и рациональное использование оборудования, способствуют развитию двигательной сферы наших воспитанников, позволяет более полно удовлетворить двигательные потребности каждого ребенка,...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации воспитательно-образовательной работы с дошкольниками
Методические материалы, переработанные с учетом реализации целей, задач, принципов развивающего обучения в рамках введения федеральных государственных образовательных стандартов, позволяющие педагогам...