Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
материал

Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_organizatsii_vop6.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26 «Теремок»

Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

Сорокина Л.Н. -  старший воспитатель

   МБДОУ «Детский сад №26 «Теремок»

2018 г.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования.[1,с.27].

Главная цель политики в сфере дошкольного образования- качественное образование.[2.стр.2]

В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены следующие нормативно-правовые документы: федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях (СанПин),  «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности»  (утвержден  приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013).

 Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации дошкольного образования, не предусматривающая предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, а обеспечивающая каждому ребенку стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста, определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность к школе. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит во главе индивидуальный подход к ребенку, с целью сохранения самооценки дошкольного детства.[2,стр.2,3.].

          Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия его индивидуального возрастного потенциала, что в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, позволит сохранить и развить интерес к познанию в условиях школьного обучения. Современному детскому саду необходимо синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, обогащающими развитие ребенка. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности.

Реализация цели предполагает решение ряда задач.

1. Создание развивающей среды.

2. Охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры.

3. Разработка содержания, обеспечивающего развитие личностных качеств ребенка, а также его мышления, воображения, памяти, речи, эмоциональной сферы.

4. Формирование опыта самопознания.

Поэтому перед педагогами ДОУ стоит задача:

 спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы это был целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, обеспечивающий каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии. Сохранить свою индивидуальность, самореализоваться.

Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени пребывания ребенка в дошкольной организации. Это совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми, образовательная деятельность в режимных моментах, организованная образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей.

 Образовательная  деятельность осуществляется в различных видах детской деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

-Социально-коммуникативное развитие;

-Познавательное развитие;

-Речевое развитие;

-Художественно-эстетическое развитие;

-Физическое развитие.

Поэтому педагогом при проведении образовательной деятельности    необходимо прежде всего организовать правильное рабочее пространство, уходя от школьно-урочной формы, где взрослый-учитель и за детьми жестко закреплены рабочие места, запрещено перемещение и свободное общение детей.

Согласно ФГОС ДО взрослый -это партнер, который находится  рядом,  выполняет работу вместе с детьми, пересаживается если видит что кто-то из детей в нем особенно нуждается. При этом все дети могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы и обязательно находятся в поле зрения воспитателя. Разрешено свободное размещение детей, их свободное перемещение и общение в процессе деятельности.

Основными целями образовательной деятельности являются: накопление детьми необходимого личностного опыта, использование ими приобретенного опыта и  самостоятельное добывание знаний.

Одной из основных задач стандарта является  развитие детей дошкольного возраста, которая делится на несколько категорий: обучающая задача – повысить уровень познавательных способностей ребенка; воспитательная – развивать  взгляды и убеждения нравственного характера; развивающая – способствовать  развитию творческих и познавательных способностей, психических процессов: восприятие, память, речь, мышление. Для решения  поставленных задач необходимо создать следующие  условия: организовать развивающую предметно-пространственную среду,  подобрать оборудование и материалы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, соблюдать  гигиенических условий.  Одним из важнейших условий является подбор правильной мотивации, определяющей содержание, направленность и характер деятельности с учетом  возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Правильно подобранная мотивация  в соответствии  с характером  детской деятельности, позволяет развивать у ребенка  ответственность перед сверстниками и взрослыми, умение строить коммуникации, высказать и обосновать свое мнение.

Выбор мотивации целиком и полностью зависит от поставленных задач и возрастных особенностей детей. 

 Так в младшем  дошкольном  возрасте мотивация строится на игре и игровых действиях с использованием игрушек и предметов, которые нужно слепить, нарисовать, построить, собрать и т.д. Важно при этом        вести с детьми диалог, обращаться к ним с вопросами, поощрять их за речевую активность. По возможности необходимо обеспечить каждому ребенку индивидуально игрушку,  игрушечного персонажа для создания положительной эмоциональной атмосферы, которые можно с успехом использовать и для проведения анализа выполненных работ.           По окончании работы детям младшего дошкольного возраста необходимо предоставить возможность поиграть с этими игрушками.

С детьми старшего дошкольного возраста применяется  мотивация уже сюжетного характера, например, работаем в саду, полет на самолете. Можно применять и  проблемные  ситуации, когда ребенок самостоятельно ищет выход из любой ситуации, опираясь на собственные знания и опыт. Для более эффективного применения проблемных ситуаций можно использовать  погружение в проблемную ситуацию  по технологии «Трёх -  И»: первое «И» - Известно (что мы знаем о …..?); второе «И» - интересно узнать (что мы хотим узнать о…?); третье «И» - изучили (что мы узнали о ….?).  В результате, ребенок сам формулирует поставленную задачу, сам находит ее решение и проверяет правильность данного решения. Таким образом, введение в образовательный процесс игры создает мотивацию  учебной деятельности, что позволяет взрослому в игровой форме осуществлять руководство детской деятельностью, вызывает у детей желание овладеть предполагаемым учебным содержанием доставляет воспитанникам удовлетворение  от полученного результата. 

Мы создаем условия, правильную мотивацию и ведем образовательным процесс где взрослый, как равноправный участник предлагает всевозможные способы реализации задач, исподволь «задает» развивающее содержание(новые задания, способы деятельности); предлагает свои идеи, проявляет заинтересованность в результатах деятельности других, включается во взаимное обсуждение, усиливает интерес ребенка к работе сверстников, поощряет содержание общением. И нельзя забывать о том, что у каждого вида деятельности должен быть «открытый конец», т.е. каждый ребенок решает сам закончил он или нет свою работу.

Таким образом,  можно сделать выводы  об организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с современными требованиями.

1)              Ребенок и взрослый - оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Позиция «Партнер-партнер».

2)              Основная деятельность - это так называемые детские виды деятельности: общение, игра, предметная деятельность, конструирование, изобразительная деятельность, элементарная трудовая деятельность и т.д.

3)              Основная модель организации образовательного процесса - совместная деятельность взрослого и ребенка.

4)              Основная форма работы с детьми - рассматривание, наблюдение, беседы, разговоры, экспериментирование и исследования, чтение, реализация проектов, мастерские и т.д.

5)              Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых).

6)              Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны с интересом детей к этим видам деятельности.

7)              Допускается так называемый «вход» и «выход» детей. взрослый, уважая ребенка, его состояние обязан предоставить ему право выбора- участвовать или не участвовать в совместном мероприятии.

8)              Образовательный процесс предполагает внесение изменений в планы. В программы с учетом интересов детей. Конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала, но не как «готовый шаблон» образовательного процесса.

Следовательно, грамотно составленные «модели» воспитательно-образовательного процесса  помогают решать задачи качественного образования.

Литература

 Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ФГОС ДО)

Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. Линка-Пресс, м., 2007г.

Савченко В.И. Организация образовательной деятельности со старшими дошкольниками в ходе режимных моментов. Детство-Пресс, С-П, 2014

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по планированию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ

Методические рекомендации по планированию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с   ФГТ...

Методические  рекомендации   по организации воспитательно-образовательного процесса   в подготовительной группе дошкольного учреждения  в соответствии   с федеральными государственными требованиями

Методические  рекомендации   по организации воспитательно-образовательного процесса   в подготовительной группе дошкольного учреждения  в соответствии   с федеральными государ...

Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в ДУ в условиях ФГТ

В материале даётся информация о специфике режмных моментов у детей дошкольного возраста....

Сообщение на методическом объединении Тема: «Организация воспитательного, образовательного процесса в ясельной группе на основе здоровьесберегающих технологий».

Правильный подбор и рациональное использование оборудования, способствуют развитию двигательной сферы наших воспитанников, позволяет более полно удовлетворить двигательные потребности каждого ребенка,...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации воспитательно-образовательной работы с дошкольниками

Методические материалы, переработанные с учетом реализации целей, задач, принципов развивающего обучения в рамках введения федеральных государственных образовательных стандартов, позволяющие педагогам...