Сообщение на методическом объединении Тема: «Организация воспитательного, образовательного процесса в ясельной группе на основе здоровьесберегающих технологий».
статья на тему

Шалеева Людмила Викторовна

Правильный подбор и рациональное использование оборудования, способствуют развитию двигательной сферы наших воспитанников, позволяет более полно удовлетворить двигательные потребности каждого ребенка, способствуют формированиям базовых умений и навыков, повышению функциональных возможностей детского организма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение на методическом
объединении

Тема: «Организация воспитательного,
образовательного процесса в ясельной
группе на основе здоровьесберегающих
технологий».

Воспитатель Шалеева Л.В.

МБДОУ д/с №84 г. Ельца

«Радуга»

г. Елец 2016 г.

Идея воспитания - это сочетание ума мудреца с силой и здоровьем атлета.

Ж.Ж. Руссо

В настоящее время состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей подростков в России 60% детей дошкольного возраста имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.

Неблагоприятные эколого - климатические условия приводят к ослаблению иммунитета и как к следствию к увеличению простудных заболеваний, инфекций.

В целях воспитания здорового ребенка в нашем детском саду созданы все условия для реализации его потребности в движении.

  • В нашем детском саду имеются:
  1. Спортивно - оборудованная площадка на территории ДОУ;
  2. На участках размещены спортивные комплексы;
  3. Имеется тропа здоровья.

Спортивный зал, оснащенный необходимым физкультурным оборудованием;

  • Тренажерный зал с сухим бассейном и разнообразными тренажерами;
  • В группах имеются физкультурные уголки, с необходимым оборудованием для самостоятельной деятельности детей;

Правильный подбор и рациональное использование оборудования, способствуют развитию двигательной сферы наших воспитанников, позволяет более полно удовлетворить двигательные потребности каждого ребенка, способствуют формированиям базовых умений и навыков, повышению функциональных возможностей детского организма.

Поступление ребенка в детский сад важный этап в его жизни, сопровождающийся изменением привычной обстановки, режима дня, разлуки с близкими детьми. Все это обрушивается на малышей одновременно, создавая стрессовую ситуацию. В сложный период для детей раннего возраста время адаптации педагоги и специалисты. Медицинские работники детского сада уделяют особое внимание каждому ребенку.

Это период характеризуется определенными вегетативными изменениями в организме малышей. Часто сопровождается заболеваниями, « осложнениями, чтобы избежать подобных осложнений для обеспечения оптимального течения адаптации наш коллектив разработал план психологопедагогической деятельности. Данная работа ведется по трем направлениям:

  • подготовительной;
  • психолого - педагогическое сопровождение;
  • выводы, подведение итогов.

Подготовительный этап начинается до поступления ребенка в ДОУ. За месяц до

того, как ребенок начнет свою группу в МДОУ начинает работать консультативный пункт. В рамках его деятельности осуществляется предварительное знакомство с дошкольниками и их родителями, ставятся прогнозы возможного течения адаптации по результатам анкетирования. Родители заполняют анкеты «Портрет моего ребенка», «Психолого - педагогические параменты, определение готовности ребенка поступления дошкольного учреждения» и знакомятся с характеристикой возрастных возможностей, и показателями развития детей раннего возраста.

С целью информационного сопровождения родителей педагогами детского сада разработаны «Памятки для родителей», «Здоровья вашего малыша», «Психолог рекомендует», «Конфликты, контакты», «Учимся говорить правильно с детьми».

Большой популярностью среди родителей пользуется встреча с администрацией на родительском собрании, которая представляет собой экскурсию по детскому саду и презентацию всех помещений. Родители получают информацию о программах дошкольного воспитания и обучения, рассматриваются вопросы развития дошкольников и их оздоровления.

Следующий этап - этап психолого - педагогического сопровождения осуществляется после поступления ребенка в дошкольное учреждение. В течение этого времени проводится поэтапный прием детей в группу. Адаптация проходит успешно при условии постепенного увлечения времени пребывания дошкольников. Педагоги осуществляют психолого - педагогическое сопровождение вновь поступивших детей и наблюдают за их наблюдением. Обязательными на этом этапе является индивидуальная работа, организация релаксационных минуток. Кроме того педагоги ведут работу с родителями по возникающим у них вопросам.

На последнем этапе подводятся итоги, делают выводы по течению адаптации. Таким образом, четкое профессионально - слаженная и продуманная работа педагога - психолога, педагогов, медицинских работников, участие родителей и благополучный микроклимат становятся залогом оптимального течения адаптации и помогает детям раннего возраста быстрее справиться с проблемами, возникающими на начальном этапе привыкания к детскому саду.

Наше дошкольное учреждение старается создавать все необходимые условия гарантирующие охрану укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста.

Триаду здоровья составляют рациональный режим закаливания и движения.

Соблюдение режима дня создают природосообразный ритм жизни, рождает привычку к регулярной смене разных видов деятельности. Организм малыша в каждый отрезок времени готовится к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить и все физиологические процессы (усвоение пищи, пробуждение, засыпание и т.д.) протекает быстрее и с меньшими затратами времени. Правильный режим дисциплинирует

наших воспитанников, повышает их работоспособность, аппетит, улучшает сон, способствует нормальному физическому и психическому развитию, укрепляет здоровье. Ежедневно проводится с детьми данного возраста утренний осмотр педагогами и мед. работниками, они контролируют температуру тела и проводят осмотр полости рта. Они требуют от родителей не кутать детей, но и не переохлаждать, отдавать предпочтение хлопчатобумажным и шерстяным изделиям. Ведется наблюдение за состоянием ребенка в течение дня, контролируется тепловой режим в группе.

Педагоги нашего детского сада продумывают и регулируют организацию познавательных игр и занятий, чередуя их с занятиями по физической культуре, подвижными играми и другими здорово- сберегающими технологиями.

Взаимодействие педагогов под наблюдением пед. работников и администрации нашего детского сада позволяет планировать день малышей таким образом, чтобы без какого - либо физического или психического напряжения были проведены все оздоровительные мероприятия в режиме дня.

Ежедневно до завтрака в летнее время - на свежем воздухе, в зимнее - в помещении воспитатели проводят утреннюю гимнастику, которая является одним из важнейших компонентов двигательного режима. Организация утренней гимнастики в данном дошкольном возрасте направлено на поднятие эмоционального и мышечного тонуса, проявлению определенных волевых усилий, выработки у малышей полезной привычки начинать день с утренней гимнастики. В процессе выполнения физических упражнений, углубляется дыхание, усиливается кровообращение, улучшается обмен веществ. В нашем ДОУ проводятся различные виды утренней гимнастики:

  • традиционная и нетрадиционная
  • игрового характера
  • сюжетные
  • с предметами
  • гимнастика с использованием полосы препятствий
  • гимнастика с использованием игрового массажа
  • гимнастика с дыхательными упражнениями и т.д.

На занятиях связанных с длительным сидением в однообразной позе педагоги нашего детского сада с целью предупреждения утомления используют в своей работе физкультминутки. Физкультминутки способствуют кратковременному активному отдыху, внимания детей значительно повышается и улучшается.

В нашем детском саду в работе педагогов по коррекции социально - эмоциональной сферы воспитанников используются следующие инновационные технологии, таких как игротерапия, сказкотерапия, куклотерапия, музыкотерапия.

В практике первой младшей группе широко применяется кукла терапия.

Куклатерапия - метод комплексного воздействия на детей, которая предполагает использование кукол и театральных приемов (этюдов, игр,

упражнений, специально заданных ситуаций с помощью персонажей кукольного театра.

Задача куклотерапии, совершенствование мелкой моторики руки и координации движений, развитием посредством куклы способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким - либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять. Происходит воздействие педагога на ребенка с помощью куклы, непосредственное воздействие ребенка с куклой, лечебные этюды, лечебные спектакли.

Как известно музыка - это лекарство, которое слушают. Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно - психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии. Музыкотерапия позволяет решить нашим педагогам ряд проблем: продолжать психологическую защиту ребенка - успокоить или наоборот настроить, активизировать, заинтересовать, установить контакт между взрослым и ребенком. Разные музыкальные инструменты имеют разный терапевтический эффект:

  • фортепиано - снимает возбудимость, успокаивает нервную систему;
  • скрипка, флейта - расслабляет;
  • кларнет - улучшает кровообращение, нормализует сердечно - сосудистую систему.

Чтобы эффективней решать задачи укрепления дыхательной системы детей с целью повышения их сопротивляемости простудным и другим заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках мы применяем дыхательную гимнастику. Приемы правильного дыхания постоянно, многократно, терпеливо показывает, повторно напоминает. Чаще всего, дыхательную гимнастику делаем после упражнений, связанных с большой затратой энергией. С малышами для развития дыхания используются дыхательные звуковые упражнения. Это - имитация через дыхание легкого ветерка, надуванием шарика, пузыря. Дыхательная гимнастика нравится детям, успокаивает и сосредотачивает их, а главное приносит пользу здоровью.

Для профилактики плоскостопия применяем палки различной толщены, разнообразные резиновые мячи, коврики, дорожки со следами, с пуговицами, крышками от бутылок и другими предметами рефлекторно - раздражающими стопы ноги. Все эти коврики педагоги сделаны своими руками. Упражнения для профилактики плоскостопия включаются во все виды деятельности:

  • ходьба по ребристой доске;
  • по толстому шнуру;
  • на внешней стороне стопы;
  • с перекатом с пятки на носок.

В детском саду разработаны целые комплексы для профилактики плоскостопия.

Осанка - это привычная, непринужденная манера держать сове тело. Если она правильная, то фигура человека выглядеть красивой и стройной, а походка легкой и упругой.

Правильная осанка определяет, как нормальное функционирование внутренних органов и систем организмов, так и состояние центральной нервной системы. Нарушение осанки способствует уменьшению дыхательной емкост^, нарушению кровообращению, деформации позвоночника.

Одной из важнейших задач физического воспитания и оздоровления в МДОУ - формирование правильной осанки. У многих малышей, которые приходят к нам в сад мы выявляем отклонения в состоянии опорно - двигательного аппарата, которые характеризуются в ассиметрии плеч, таза, слабостью мышц, деформации нижних конечностей, плоскостопием. Работа по профилактики нарушений опорно - двигательного аппарата начинается с первых дней пребывания ребенка в детском саду. На этих занятиях дети учатся правильно ходить, сидеть, стоять, проверять свою осанку. Проверка осанки стала нашим ежедневным правилом. После дневного сна детям предлагают стать к стене спиной, касаясь её пятками, ягодицами, затылком.

Физические упражнения являются главным средством предупреждениям нарушения осанки в дошкольном возрасте. Педагоги нашего детского сада обращают внимание на осанку детей не только на занятиях, но и повседневных видов деятельности. Для этого они используют словесные указания, показ, контроль за осанкой.

Инструктор по физо нашего детского сада были разработаны специальные физические упражнения - предупреждения нарушения осанки детей. Упражнения для малышей двух - трех лет носит игровой характер, имитируется движения птиц, животных, насекомых. Главное в них - вызвать интерес двигаться активно, с удовольствием. Например, в упражнении «Великан» предлагается малышам «Вырасти» больше! Потяните руки вверх». В упражнении «Колобок» ребенок лежа на животе делает перекаты в разные стороны и т.д. С детьми старшего дошкольного возраста на предупреждение нарушений осанки усложняются. В ДОУ разработаны игры и упражнения для формирования правильной осанки, а также целые комплексы утреней гимнастики и примерные комплексы упражнений.

К сожалению, родители не всегда уделяют внимание формированию у ребенка правильной осанки. А ведь именно семья несет основную ответственность за формирование правильной осанки, являясь своеобразным «архитектором» фигуры ребенка. Поэтому с этой целью мы проводили определенную работу с родителями. Наш коллектив разработал памятку для родителей по формированию правильной осанки и профилактики ее нарушений. Кроме этого родители заполняют анкету, которая помогает им следить за позами, которые являются для их детей привычными. Воспитатели консультируют родителей, рассказывают, как правильно следить за осанкой и что нужно делать с целью профилактики.

Немаловажным фактором в оздоровлении дошкольников является закаливание. В систему эффективных закаливающих процедур включаем:

воздушное закаливание, водное закаливание, хождение по дорожкам здоровья, босохождение, мытье руки и лица прохладной водой.

Эта гимнастика в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушения осанки и стопы.

Дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, вызывающие приятные* положительные эмоции. Затем дети выполняют упражнения общеразвивающего воздействия.

После выполнения упражнений дети по указанию воспитателя встают и выполняют в разном темпе различные виды ходьбы босиком.

В детском саду широко практикуется хождение босиком - хороший и необременительный способ закаливания кожи стопы, а также укрепление их свода и связок. В период закаливающих процедур учитываются индивидуальные особенности ребенка. После босохождения дети переходят к ходьбе по массажным коврикам, которая завершается легким бегом, произвольными, танцевальными, музыкально - ритмическими движениями и все это заканчивается комплексом дыхательных упражнений. После чего дети приступают к обширному умыванию прохладной водой.

Нельзя проводить их на фоне отрицательных эмоциональных состояний. Например, страха, беспокойства.

Для снятия стресса у детей раннего возраста используются элементы самомассажа. Например, поглаживание, растирание, смахивание с себя капель дождя, снега. Самомассаж проводится в игровой форме «Поиграем с носиком», «Поиграем с ручками», «Поиграем с ушками», «Поиграем с ножками». Это не занимает много времени. Такой массаж проводится в перерывах между режимными моментами. Точечный массаж повышает защитные свойства организма. Под действием упражнения игрового массажа вырабатываются «лекарства», которое намного эффективнее и безопаснее таблеток. Для повышения сопротивляемости организма к простуде и заболевания дыхательных путей рекомендуется проводить точечный массаж особых зон грудной клетки и лица.

Большое место в деятельности нашего ДОУ занимает организация питания детей раннего возраста. Рассматривает рациональное питание, как необходимое условие для гармоничного роста детей, их физического и нервно - психического развития, устойчивости к инфекциям и другим неблагоприятным факторам внешней среды. При организации питания в нашем детском саду особое внимание уделяем разнообразию и витаминизации блюд, учитывается возрастные нормы белков, жиров, углеводов, калорийность. В рацион включается достаточное количество молочных и кисломолочных продуктов, мясо, рыба, свежие овощи, фрукты, соки. Проводится круглогодично витаминизация третьего блюда аскорбиновой кислотой.

Большое внимание уделяем культуре еды, эстетическому оформлению блюд, рассказываем детям о блюдах на столе, чем они полезны, при необходимости докармливаем детей. Спокойный тон воспитателей и няни все это способствует хорошему аппетиту.

Однако коллектив МДОУ не забывает, что питание в детском саду и семье должно сочетаться. Поэтому мы периодически информируем родителей о том, как можно организовать рациональное питание в домашних условиях. Совместное усилие родителей и педагогов по организации рационального питания является одной из сторон по воспитанию здорового малыша.

Процесс физкулвтурно - оздоровительной совместной работы с семьей включает:

  1. Целенаправленную        санпросветработу,        пропагандирующую

общегигиенические правила, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима. -

  1. Ознакомление родителей с содержанием физкультурно - оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
  2. Результаты диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития доводятся до сведения каждого родителя МДОУ. Отличаются сильные и слабые стороны развития, намечаются пути оказания помощи (если это необходимо), в укреплении здоровья, физического развития и дальнейшего его совершенствования. Определяется на родительских собраниях, что будут делать педагоги, а что родители. При необходимости к разговору с родителями привлекаются медицинские работники детского сада.
  3. Обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания и т.д.)
  4. Ознакомление родителей с лечебно - профилактическими мероприятиями, проводимыми в дошкольном учреждении, обучению отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма.

Постоянно привлекаем родителей к совместной работе в сложном процессе укрепления здоровья их детей. Убеждаем родителей в том, что каждая совместная игра, упражнения, физкультурный досуг, праздник с участием родителей является неотъемлемой частью сложного процесса. Если родители устраняются от совместной деятельности по укреплению здоровья, то нарушается целостность педагогического процесса. В результате пострадают их дети.

В нашем детском саду используются следующие формы совместной работы педагогов и родителей по укреплению и сохранению здоровья детей и повышению их физических качеств:

  • информация для родителей на стендах;
  • информация в папках - передвижках;
  • консультации педагогов;
  • консультации психологов;
  • советы медиков;
  • консультации инструктора по физо;
  • совместные семинары - практикумы с участием родителей;

  • открытые дни для родителей с просмотром разнообразных занятий в физкультурном зале;
  • физкультурные досуги, праздники с участием родителей;

«.        * соблюдение оздоровительного режима в семье.

Наш коллектив руководствуется в работе девизом «Детство без потерь в здоровье». Стремиться, чтобы результатом работы были улучшения соматических показателей здоровья.

Ежедневно каждый воспитатель стремится к обеспечению программного уровня развития движения и двигательных способностей в данном возрасте.

С первых дней пребывания в ДОУ стремимся формировать гигиеническую культуру, вырабатывать у детей потребность к здоровому образу жизни и возможности его обеспечить.

Коллектив нашего детского сада ни на минуту не забывает, что дошкольный возраст - самое благоприятное время для выработки

I        правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников,

приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете на тему: «Создание условий для обеспечения качественного личностного-ориентированнного всех субъектов воспитательно-образовательного процесса по средствам изучения и внедрения здоровьесберегающих технологий»

Презентация для педсоветаТема: «Создание условий для обеспечения качественного личностного-ориентированнного всех субъектов воспитательно-образовательного процесса по средствам изучения и внедре...

Методические рекомендации на тему: «Организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях реализации ФГТ»

План Инновационные формы и методы работы  в ДОУ.Концепция воспитательно – образовательной системы.Пути реализации интегрированного подхода.Взаимоотношения детей.Взаимоотношения с окружающей ...

Методические  рекомендации   по организации воспитательно-образовательного процесса   в подготовительной группе дошкольного учреждения  в соответствии   с федеральными государственными требованиями

Методические  рекомендации   по организации воспитательно-образовательного процесса   в подготовительной группе дошкольного учреждения  в соответствии   с федеральными государ...

Методические рекомендации на тему "Организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях ФГТ".

Данные методические рекомендации отражают методические приемы, используемые при проведении режимных моментов в старшей группе детского сада, а также дан список используемой литературы....

Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в ДУ в условиях ФГТ

В материале даётся информация о специфике режмных моментов у детей дошкольного возраста....

Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ...