МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации воспитательно-образовательной работы с дошкольниками
статья на тему

Воронина Людмила Федоровна

Методические материалы, переработанные с учетом реализации целей, задач, принципов развивающего обучения в рамках введения федеральных государственных образовательных стандартов, позволяющие педагогам проектировать и анализировать НОД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья39.42 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ                                                по организации воспитательно-образовательной работы с дошкольниками

(Сборник предназначен для воспитателей ДОУ)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современной дошкольной педагогике проблема организации образовательной работы в дошкольных учреждениях занимает особое место. Это связано с тем, что сегодня со всей остротой встает вопрос о необходимости конструирования воспитательно-образовательной работы, ориентированной на принципы гуманности, ненасилия, субъектности, целостности и интегративности. Именно гуманное отношение к ребенку как субъекту воспитательно-образовательного процесса и необходимость развивать его внутренний потенциал с целью более успешного и менее болезненного прохождения активной социализации рассматриваются в качестве ведущих тенденций на современном этапе развития дошкольного воспитания и образования. Дошкольная дидактика исходит из положения о том, что полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересной, значимой для него деятельности. Поэтому педагогу, конструирующему образовательный процесс, необходимо представить ребенку все разнообразие присущих ему видов деятельности, педагогически грамотно согласовывая и интегрируя их между собой.

Воспитатель, работающий по выбранным программам, должен осуществлять полидисциплинарную деятельность с использованием многофокусного анализа. Это означает, что педагог на занятии должен выступать в нескольких позициях: психолога, педагога, игротехника. Кроме позиционных "портретов" детей у него должен быть сформирован и интегрированный "личностно-деятельностный" портрет ребенка. Педагог должен реализовать основную цель применяемых программ: с помощью развития творческих способностей создать условия для общего психического развития дошкольника, в частности условия формирования у них готовности к современному (развивающему) школьному обучению, развивать умения и способности к самостоятельному решению педагогических проблем в процессе реализации ФГОС на основе базовых теоретических подходов.

В данном пособии представлены методические материалы, переработанные с учетом реализации целей, задач, принципов развивающего обучения в рамках введения федеральных государственных образовательных стандартов, позволяющие педагогам проектировать и анализировать НОД.

Методика проведения педагогического анализа.

Педагогический анализ — целенаправленное изучение занятия в целом, его объективная оценка, выявление причин, определивших его уровень, результат и последующая выработка на этой основе рекомендации по совершенствованию работы педагога.  

Исходя из данного определения следует, что методика его проведения, с одной стороны, должна способствовать раскрытию сущности занятий как особой формы обучения в детском саду, а с другой стороны, должна позволять осуществлять анализ на теоретическом уровне, характеризующемся выделением функциональных связей структурных элементов занятия.

Педагогический анализ проводится с целью определения эффективности образовательного процесса. Установление причин и факторов, определяющих качество педагогической деятельности, возможно лишь на основе системного подхода.

Системный подход к педагогическому анализу заключается в том, что объект изучается через призму функциональных связей структурных элементов занятия, которые обуславливают целостность объекта, его развивающую направленность.

Под структурными элементами понимается:

 характеристика занятия - включает в себя раздел образовательной программы, вид занятия, тему занятия, форму проведения занятия, части занятия, временные рамки, конспект, модель или план проведения;

 цель, задачи занятия — элементы, объединяющие в единое, целостное образование деятельность педагога, деятельность детей, условия, так как нельзя оценить деятельность воспитателя и детей вне тех целей, задач, ради которых оно совершается;

 условия (материальные, санитарно-гигиенические, организационно-педагогические), обеспечивающие возможность успешной деятельности как воспитателя, так и детей;

 деятельность педагога, направленная на организацию познавательной деятельности детей, обеспечивающая с помощью разнообразных методов, средств достижение цели занятия;

 деятельность детей, направленная на овладение знаниями, умениями, навыками или способами открытия новых знаний.

Выделенные элементы между собой образуют три вида связи (порождения, развития, изменения) и характеризуют занятие как педагогическую систему.

Связь порождения возникает между программными задачами, деятельностью педагога и условиями проведения занятия.

Цель и задачи занятия порождают организационно–педагогические условия и деятельность педагога, наличие приемов и пособий, направленных на решение каждой задачи занятия, умение педагога творчески использовать конспект, модель занятия, рационально размещать оборудование.

Связь развития возникает внутри двух групп структурных элементов занятия: «программные задачи – деятельность детей»; «деятельность педагога – деятельность детей». Постановка определенных целей и задач должна приводить к дальнейшему продвижению ребенка в развитии. Работа педагога на занятии развивает детей, определяет и регулирует их поведение. Деятельность же детей на занятии меняет качественные характеристики работы педагога. Умение корректировать ход занятия с учетом «обратной» связи: сменить форму организации детей, использовать отдых в зависимости от степени утомляемости детей, сменить прием, характер педагогического воздействия.

Связь изменения возникает внутри двух групп структурных элементов занятия: «условия – деятельность педагога»; «условия – деятельность детей».

НОД - непосредственно образовательная деятельность.

ТИПЫ

  • Ролевые игры
  • Исполнение сказочного сюжета
  • Занятие фантазирования
  • Деловая игра
  • Круглый стол
  • Занятие открытых мыслей
  • Занятие-соревнование
  • Занятие-КВН
  • Викторина
  • Следствие ведут знатоки
  • Аукцион знаний
  • Волшебный конверт
  • Занятие-конкурс
  • Занятие творчества
  • Математический хоккей
  • Занятие-спектакль
  • Смотр знаний
  • Занятие-игра
  • Занятие-зачет
  • Занятие-путешествие
  • Занятие-состязание
  • Мозговая атака

Основные требования к организации НОД

1.Соответствие содержания принципам обучения и воспитания.

2.Воспитательная направленность.

3.Сочетание принципа доступности с достаточно интенсивным трудом детей.

4.Научность.

5.На уровне достижений педагогики, психологии и передового опыта.

6.Наличие приемов, развивающих умственную деятельность детей.

7.Целевая установка занятия, его структурных частей.

8.Логичность, оправданный набор приемов.

9.Однообразие и разнообразие приемов и методов.

10.Наличие межпредметных связей.

11.Связь изучаемого материала с предыдущим и последующим материалом.

12.Наличие закрепления, повторения и обобщения материала.

13.Сочетание коллективных, индивидуальных и групповых форм обучения.

14.Уровень совершенствования знаний: уточнение, расширение, систематизация, соединение знаний и умений с развитием личности.

15.Качество знаний детей (осознанность, прочность, системность, объемность, мобильность).

16.Количество детей.

17.Законченность занятия.

18. Психологическая готовность педагога вести занятие.

Гигиенические требования

СанПиН 2.4.1.2660 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

1.Температурный режим.

2.Проветривание.

3.Освещение.

4.Предупреждение утомления и переутомления.

5.Чередование видов деятельности.

6.Своевременное и качественное проведение физкультминуток.

7.Соблюдение правильной позы детьми.

8.Соответствие росту детей мебели.

Требования к технике проведения НОД

  1. НОД должна быть эмоциональной, вызывать интерес к обучению и воспитывать потребность в знаниях.
  2. Темп и ритм НОД должны быть оптимальными, действия педагога и ребенка завершенными.
  3. Необходим полный контакт во взаимодействии педагога и ребенка, должен соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм.
  4. Доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.
  5. Педагог должен обеспечить активное обучение каждого ребенка.
  6. По возможности следует менять виды деятельности, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения.

Педагогические умения воспитателя, работающего по развивающим программам.

1. Гностические умения: (от греческого гносис-знание)

-диагностировать развитие личностной и интеллектуальной сферы отдельного ребенка,

-определять психологический климат в группе, анализировать психическое и физическое здоровье ребенка,

-анализировать опыт других, свою педагогическую деятельность, профессиональное общение - самостоятельно работать с литературой.

2. Проективные и конструктивные умения:

-осуществлять текущее и перспективное планирование,

-осуществлять динамическое проектирование развития группы и отдельных детей,

-анализировать проблемные педагогические ситуации, предвидеть возможные трудности в работе и намечать пути их ликвидации,

-определять конкретные образовательно-воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста,

-методически грамотно строить педагогический процесс, используя разнообразные формы, методы, средства, приемы воспитания и развития в соответствии с поставленными конкретными задачами,

-избирать наиболее адекватные целям и задачам формы и методы взаимодействия с родителями,

-планировать ситуацию успеха для каждого ребенка (особенно неуверенных в себе, застенчивых).

-согласовывать свои педагогические воздействия на детей с коллегами, помощником воспитателя, родителями.

3.Коммуникативные умения:

-легко и быстро устанавливать контакт с детьми, коллегами, родителями, проявлять гибкость и терпимость в общении

-создавать в процессе общения атмосферу доброжелательности, сотрудничества -владеть вербальными и невербальными средствами общения

-использовать юмор, шутку в общении регулировать межличностные отношения в детском коллективе.

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Постановка цели НОД – это не элементарное определение замыслов, а логическое определение направления и результатов движения (точки постепенного движения к цели по определенному маршруту).

Цель педагогической деятельности – мысленное предвосхищение результатов процесса. В своих формулировках педагогическая цель должна отражать те качества, на развитие которых направлен пед.процесс.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:

1. Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к изучаемому материалу и процессу собственной познавательной деятельности: актуальность и личностный смысл изучаемой темы для детей, помощь детям в осознании социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.

2. Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений детей к окружающей действительности: содействовать осознанию детьми ценностей изучаемого материала, помочь детям осознать ценность совместной деятельности.

3. Цели, направленные на развитие у детей интеллектуальной культуры: вооружить (т.е. создать организационные и содержательные условия для развития у детей умений) способами (приемами) мыслительной деятельности: учить детей анализировать познавательный объект, развивать умение сравнивать, обобщать, классифицировать, соотносить, видеть закономерности, находить противоречие и т.д.

4. Цели, ориентированные на развитие исследовательской культуры (исследовательских умений): содействовать развитию у детей умению использовать различные методы познания: наблюдение, выдвижение гипотезы, умение анализировать объект, выделять его существенные признаки, сопоставлять различные факты, делать выводы.

5. Цели, ориентированные на развитие у детей организации деятельной культуры: развитие у детей умений ставить цель, планировать свою деятельность (осуществлять контроль, самооценку и самокоррекцию своей деятельности).

6. Цели, ориентированные на развитие коммуникативных умений (культуры) детей: содействовать развитию у детей умению общаться, обеспечить развитие у детей монологической и диалогической речи.

7. Цели, ориентированные на развитие рефлексивной культуры детей: создать условия для развития у детей умений приостановить свою деятельность, выделять узловые моменты своей или чужой деятельности, обеспечить развитие умений объектировать деятельность.

Современные формулировки задач программного содержания:

Цели

Примеры

1.образовательные

2. воспитательные

3. развивающие

- обеспечить усвоение знаний о…

- способствовать формированию знаний о…

- научить…

- доказать…

- формировать понятие…

- способствовать формированию или продолжить формирование умений …

- обеспечить повторение, обобщение, систематизацию знаний

- закрепить знания, умения…

- обобщить, систематизировать знания о…

- устранить пробелы в знаниях…

- отработать навыки…

- совершенствовать умение…

- расширить, углубить…и т.д.

- содействовать нравственному воспитанию дошкольников;

- обеспечить воспитание контактности детей;

- содействовать эстетическому воспитанию;

- обеспечить воспитание усидчивости, инициативности,

- воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, воспитание толерантности.

- развивать умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать, классифицировать; наблюдать;

- развивать умение выделять главное, устанавливать единые общие признаки и свойства целого, делать обобщающие выводы;

- развивать умение частично-поисковой познавательной деятельности;

- развивать умение выдвигать гипотезы, решать проблемы;

- развивать умение планировать и оценивать результаты выполненных действий;

- развивать эмоции детей;

- развивать умение действовать самостоятельно;

- развивать умение творчески подходить к решению самых разнообразных задач;

- развивать умение применять знания на практике;

- развивать память, речь, логическое мышление

Схема анализа и оценка эффективности НОД

  1. Профессиональные качества воспитателя:
  • знание предмета и общая эрудиция;
  • уровень педагогического и методического мастерства;
  • культура речи (грамотность, темп, дикция, образность, эмоциональность и т. д.);
  • степень тактичности и демократичности взаимоотношений с детьми;
  • внешний вид, мимика, позы и жесты.
  1. Оценка деятельности воспитанников в НОД:
  • степень познавательной активности, проявления творчества и самостоятельности;
  • наличие и эффективность групповой и индивидуальных форм работы (взаимоотношения детей на занятии; сотрудничество и сотворчество);
  • организованность и заинтересованность детей материалом занятия.
  1. Оценка содержания НОД:
  • целесообразность отбора содержания занятия педагогом;
  • дидактические принципы и их реализация (научность, доступность, актуальность знаний и связь с жизнью);
  • оптимальность объема материала.
  1. Оценка эффективности НОД:
  • рациональность использования времени (оптимальный темп, смена видов деятельности);
  • степень целесообразности и эффективность использования наглядного материала (демонстрационного и раздаточного) и ТСО;
  • эффективность использования методов и организационных форм занятия;
  • уровень обратной связи в ходе занятия;
  • оценка и контроль воспитателя за детьми;
  • степень эстетического воздействия на детей;
  • оценка соблюдения норм гигиены и техники безопасности.
  1. Оценка достижения цели и результативность НОД:
  • степень конкретности цели и задач (их формулировка для детей);
  • реальность, целесообразность и достижимость цели;
  • степень взаимодействия с детьми (воспитательная и обучающая составляющая: чему и в какой степени научились, что способствовало воспитанию);
  • степень влияния содержания занятия на развитие детей (что способствовало их развитию и в какой степени).

Схема анализа всегда будет варьироваться в зависимости от типа занятия.

Анализ НОД

  1. Подготовка педагога к НОД (роль НОД в личностном развитии детей; диагностика личностного развития детей: обученности, воспитанности; планирование индивидуальной работы).
  2. Организация НОД (мотивация детей и пробуждение интереса; структура занятия; изменение видов деятельности на отдельных этапах занятия; решение познавательных и личностных задач на этапах занятия).
  3. Содержание НОД (воспитательная ценность; развитие гуманной позиции детей; вариативность НОД; ситуации выбора для детей; творческий поиск; решение проблем; способы личностного развития детей: умение общаться и сотрудничать; проявление саморегуляции, самодисциплины, самопознания и рефлексии в НОД).
  4. Общая оценка НОД как элемента системы личностно - ориентированного обучения (занятие подготовлено для решения задач личностного развития детей; занятие отвечает принципам природосообразности, культуросообразности и индивидуального подхода; дети - соавторы занятия: активны, умеют делать выбор, участвуют в диалоге, отстаивают свои позиции, открыты, уважают чужую точку зрения, стремятся к взаимопониманию; педагог реализует стратегию сотрудничества; умело сочетает индивидуальную и групповую работу детей; поощряет их индивидуальные и творческие достижения; общая атмосфера занятия способствует самовыражению и самоопределению детей; развивается чувственный опыт, стимулируются личностные смыслы познавательной деятельности).

Анализ комбинированной НОД

В комбинированном НОД происходит совмещение дидактических задач на обучение, повторение и закрепление знаний.

Очень важное значение в структуре комбинированной НОД приобретает соподчиненность и взаимосвязь ее составных частей, так как только успешное решение педагогических задач предыдущей части НОД позволяет переходить, к последующей, а итоговый эффект занятия достигается при реализации целей, поставленных к каждой части занятия.

  1. Обоснованность структуры НОД.
  2. Какие методы и приемы использовались для мотивации детей на предстоящую деятельность?
  3. Формы организации актуализации знаний и использование их как основы для дальнейшей познавательной деятельности.
  4. Характер заданий при изучении нового материала.
  5. Разнообразие форм организации систематизации и закрепления знаний или видов деятельности детей.
  6. Эффективность используемых дидактических средств на каждом этапе занятия.

Анализ комплексной НОД.

На комплексном занятии решаются задачи двух и более видов деятельности. Важно отметить, что при этом необходимо сохранять единую сюжетную линию НОД и не допускать набора упражнений на разные виды деятельности без какой-либо логики

  1. Обоснованность выбора типа НОД.
  2. Виды деятельности, задачи которых решались на данном занятии.
  3. Аргументированность выбора содержательной линии.
  4. Методы и приемы решения задач каждого из видов деятельности и их эффективность.
  5. Формы организации разных видов деятельности (их эффективность и целесообразность использования).
  6. Обоснование развивающего характера данного занятия.

Примерная памятка для самоанализа НОД

  1. Как воспитатель выполнил поставленные задачи?
  2. Подготовка (в том числе гигиенические условия). Материалы и оборудование.
  3. Какой характер имеет НОД: развивающий или обучающий, соответствует ли поставленным целям?
  4. Способствует ли НОД развитию психических, физических и нравственных качеств? Познавательных интересов?
  5. Какой психологический микроклимат в группе?
  6. Как воспитатель осуществляла оптимальный отбор методов, средств и форм обучения?
  7. Формы работы (традиционные, нетрадиционные, с подгруппами, индивидуально, драматизация, КВН, викторина и др.).
  8. Средства обучения и воспитания (наглядность, диафильмы, грамзапись, видео, картинки, опорные таблицы и т.д.).
  9. Приемы обучения и воспитания (игровой, художественное слово и др.), оценка деятельности детей, приемы поощрения, вспомогательные вопросы, результат работы с детьми.
  10. Создание условий для творческих возможностей детей (развивающая среда).
  11. Владеет способом организации и проведения опытно-экспериментальных, исследовательских действий.
  12. Какие анализаторы детей были задействованы, каким образом?
  13. Владеет ли воспитатель методикой проведения НОД?
  14. Интегрированность НОД, связь с другими занятиями. (Возможно, это комплексное занятие).
  15. На формирование каких психических процессов направлена НОД (внимание, мышление, речь, воображение, воля, эмоциональное, нравственное воспитание).
  16. Комфортно ли детям на данной НОД, каково психологическое состояние воспитателя?

Схема самоанализа НОД и самооценки.

  1. Реализация основной дидактической цели НОД.

Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в НОД? Насколько активны были дети пи ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, пробуждение познавательного интереса)? Обладал ли педагог достаточными знаниями? Как осуществлялась проверка качества знаний, умений и навыков детей (каким был охват детей)? Имел ли место дифференцированный подход к детям? Каким образом?

  1. Осуществление развития детей в процессе обучения.

Имело ли место вовлечение детей в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация?) Было ли организовано преодоление посильных трудностей? Появились ли мотивы интеллектуального побуждения? Как и чем было обеспечено развитие - познавательной самостоятельности детей? Осуществлялись ли внутрипредметные и межпредметные связи? Были ли использованы средства развития творческого мышления (элементы проблемности, задания, носящие творческий характер)? Имело ли место эстетическое развитие детей? Какие средства были для этого использованы?

  1. Воспитание в процессе НОД.

Были ли полностью использованы воспитательные возможности содержания материала? Что содействовало воспитанию добропорядочности, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к труду и его результатам, к учению? Каково было воспитательное воздействие личности самого педагога?

  1. Соблюдение основных принципов дидактики.

Как использовалась самостоятельная работа, не слишком ли она трудна? Каков ее объем? Была ли она в достаточной степени индивидуализирована и др.

  1. Выбор методов.

Правильно ли был выбран метод для ознакомления с новым материалом, для закрепления? Привлекались ли необходимые ТСО? Достигли ли демонстрации целей? Все ли возможное взято педагогом из демонстраций? Достаточно ли разнообразными были методы и приемы применения знаний для выработки умений и навыков? Соблюдались ли общие требования к выбору методов?

  1. Работа педагога в НОД.

Все ли необходимое было подготовлено к началу НОД? Правильно ли педагог пользовался конспектом? Каково было соотношение организующей деятельности педагога, познавательной деятельности детей? Какие виды деятельности имели место в НОДи в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, помощь в их самостоятельной деятельности) Какие приемы организации детей на работу были использованы? Был ли достигнут контакт с детьми? Каков был внешний вид педагога? (не могло ли что-то привлекать внимание или отвлекать детей)?

  1. Paботa детей в НОД.

Была ли проверена готовность детей к занятию? Какой была активность детей на разных этапах занятия? От чего зависели ее колебания? Какими были виды деятельности детей на занятии (речевая деятельность, слушание, записывание с доски, самостоятельная деятельность. Каково отношение детей к занятию?

  1. Гигиенические условия проведения НОД.

Освещенность, посадка, маркировка, физминутка, не были ли задержаны дети после окончания занятия по времени. Соблюдение САНПиН.

Литература:

  1. Атемаскина Ю. Проектная деятельность педагога: сущность и технология/ Ю Атемаскина//Детский сад от А до Я. – М., 2008. - № 3. – С.15-17.
  2. Лагода Т. С., Чуйкова М. Б. Методы анализа педагогической деятельности // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, № 5, С. 55 – 60.
  3. Лукина Л.И. Мотивация профессиональной деятельности работников ДОУ/Л.И. Лукина//Управление дошкольным образовательным дошкольным учреждением. – М., 2007. - № 6. – С.46-57.
  4. Мещерякова С. Взаимодействие персонала с детьми: несколько советов экспертам и педагогам // Вестник образования. 1996. № 11. с.75 – 78.
  5. Пути повышения качества дошкольного образования: сб. науч. тр./ Елец. гос. ун-т им. И. А. Бунина. — Елец, 2005. — 187 c.
  6. Сафронова Т. И. Педагогический анализ – основа творческой работы.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, № 5, С. 61 -68.
  7. Шаховская Н. Н. Образовательная среда ДОУ: условия повышения качества дошкольного образования//Управление ДОУ. – 2006. – № 2. – С. 8-17.
  8. Комарова Т.С. Филипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. – М.: Педагогическое общество России, 2005. 128 с.
  9. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. – 64 с.
  10. Спирин Л.Ф. Основы педагогического анализа. Ярославль, 1995.
  11. Троян А.Н. Роль педагогического анализа в совершенствовании воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении // Условия оптимизации работы в дошкольном образовательном учреждении/ Под ред.Т. С. Комаровой. М., 1985. С. 43 – 49.
  12. М.И.Махмутов Современный урок М., «Педагогика» 1985.
  13. Талызина Н.Ф. Общий анализ учебного процесса.//Методика составления обучающих программ.- М.,1980, с.3-16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по организации воспитательно-образовательной работы в летний период

Рекомендации по организации воспитательно-образовательной работы в летний период...

Методические  рекомендации   по организации воспитательно-образовательного процесса   в подготовительной группе дошкольного учреждения  в соответствии   с федеральными государственными требованиями

Методические  рекомендации   по организации воспитательно-образовательного процесса   в подготовительной группе дошкольного учреждения  в соответствии   с федеральными государ...

Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в ДУ в условиях ФГТ

В материале даётся информация о специфике режмных моментов у детей дошкольного возраста....

Методические рекомендации по организации физкультурно-спортивной работы с дошкольниками в условиях УДОД.

Тема:Игровая методика – как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования. Дополнительное образование физкультурно-спортивной на...

Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ...

Методические рекомендации по оформлению воспитательно-образовательной работы

Данные методические рекомендации помогут педагогу в оформлении своего плана работы, выстроить систему работы с детьми. Данные требования едины для всех воспитателей....