Главные вкладки

    Методические рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
    консультация по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

    Сухова Наталья Викторовна

              Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon artik_gimn.doc35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методические рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики


          Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

             Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

    Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

    Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики


    1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

    2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

    3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

    4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

    5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

    6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

    7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

    8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

    Упражнения для губ


    1.
    Улыбка.
    Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

    2.
    Хоботок (Трубочка).
    Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

    3.
    Заборчик.
    Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

    4.
    Бублик (Рупор).
    Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

    5.
    Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок.
    Чередование положений губ.

    6.
    Кролик.
    Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

    Упражнения для развития подвижности губ


    1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

    2.
     Улыбка - Трубочка.
    Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

    3.
    Пятачок.
    Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

    4.
    Рыбки разговаривают.
    Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
    5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
    6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".

    7.
    Уточка.
    Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

    8.
    Недовольная лошадка.
    Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

    9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

    Если губы совсем слабые: 
    - сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,
    - удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),
    - удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть.

    Упражнения для губ и щек


    1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

    2.
    Сытый хомячок.
    Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

    3.
    Голодный хомячок.
    Втянуть щеки.

    4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

    Статические упражнения для языка


    1.
    Птенчики.
    Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

    2.
    Лопаточка. 
    Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

    3.
    Чашечка.
    Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

    4.
    Иголочка (Стрелочка. Жало). 
    Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

    5.
    Горка (Киска сердится). 
    Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

    6.
    Трубочка.
    Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

    7.
    Грибок. 
    Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

    Динамические упражнения для языка.


    1.
    Часики (Маятник).
    Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

    2.
    Змейка.
    Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

    3.
    Качели.
    Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

    4.
    Футбол (Спрячь конфетку).
    Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

    5.
    Чистка зубов.
    Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

    6.
    Катушка.
    Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.

    7.
    Лошадка.
    Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

    8.
    Гармошка.
    Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

    9.
    Маляр.
    Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

    10.
    Вкусное варенье.
    Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

    11.
    Оближем губки.
    Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики в детском саду

    Чтобы занятия артикуляционной гимнастикой были эффективными, необходимо соблюдать определенные правила. Грамотный подход к выполнению артикуляционных упражнений – залог скорейшего преодоления речевых ...

    Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

    Рекомендации по проведению упражнений дыхательной и  артикуляционной гимнастики...

    Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

    Материал содержит рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики. Учитывается принцип от простого к сложному, частота и длительность, а также условия выполнения артикуляционных...

    Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

    Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, 3-4 раза в день по 3-5 минут, не  более 2-3 упражнений за раз, по 5-7 раз каждое упражнение. Удержание артикуляционной позы в одном положении...

    Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

    Как грамотно провести артикуляционную гимнастику...

    Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.

    Консультация для родителей, в которой описаны правила проведения артикуляционной гимнастики....

    Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

    Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...