Программно-методический материал к программе «Умный язычок» Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А. для детей 5-7 лет
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Остапенко Людмила Александровна

Программно-методический материал к программе «Умный язычок».

Составитель программы -  педагог дополнительного образования Остапенко Л.А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программно-методический материал к программе «Умный язычок»

Составитель программы педагог дополнительного образования Остапенко Л.А.

Сентябрь

Тема - Обследование речи детей. Занесение результатов обследования в речевую карту. Формирование подгрупп.

Занятия 1-2, 3-4, 5-6, 7-8

1. Речевая карта обследования ребенка по Альбому Иншаковой О.Б.

РЕЧЕВАЯ КАРТА

1. Дата поступления

2. Фамилия, имя

3. Возраст

4. Домашний адрес

5. Откуда поступил ребенок

6. ФИО родителей, должность, место работы

Мать

Отец

7. Анамнез

От какой беременности по счету?

Как протекала беременность и роды?

Когда закричал?

Как протекало раннее развитие?

Стал держать головку                                              сидеть

Вставать                                                                    ходить

Какие заболевания перенес до года7

8. Речевое развитие ребенка

Гуление                                                               лепет

Первые слова                                                     фраза

Не прерывалось ли речевое развитие (если прерывалось, по каким причинам, как долго длилось, с какими последствиями)

9. Слух

10. Зрение

11. интеллект

12. речевая среда и социальные условия

Обращались ли раньше к логопеду?

Как долго длились занятия?

Как сам ребенок относиться к речевому дефекту?

13. Общее звучание речи:

Темп                                                                голос

Разборчивость                                               дыхание

14. Обследование арт.аппарата: подвижность

Правильность прикуса                                       строение неба

Зубов

Языка                                          (верно ли им выполняет разные движения)

Состояние подъязычной связки губ и их подвижность

Состояние общей моторики (координации движений, состояние мелкой моторики, какой рукой предпочитает работать ребенок?)

15. Общее развитие ребенка:

А) Разговорно- описательная беседа:

Как тебя зовут?                                         Сколько тебе лет?

Где ты живешь?                                         Кем работает мама?

Есть ли у тебя друзья?

Б)счет прямой                                           счет обратный

Счетные операции

В) геометрические формы (199)

Г) основные цвета (201)

Д) оттеночные (203)

Ж) ориентировка во времени (217, 223)

Ориентировка в пространстве

3) способность к логическому мышлению

16. Обследование понимания речи:

Понимание предлогов (233)

Выполнение инструкций (234)

Числа (235)                                           падежа (237-247)

Рода (253-257)

17. Звукопроизношение:

ЫЫ.     ТТ.   ДД   П.   ББ.   X.   КК.   ГГ.   Й   РР.   ЛЛ.   ЖЖ.   ШШ.    ССЗЦ

А) Дифференциация звуков:

С-з.   с-ш   ш-ж.   ж-з.   ш-щ.   ш-сь.   ц-ть   ч-ть  ч-ч   ч-ш   л-р   п-б   т-д   к-х   ы-и

Б)Повтор. Та-да-та.    Да-та-та.   Па-ка-ка.   Па-ба-па.

В) Повтор.   Кот-год-кот,     топ-дом-ком

Г) Определи слово-пароним (67-69)

18. Анализ слогового состава речи.

Определение первого звука в слове

Облако                                                   иглы

Лук                                                         рак

Определение последнего звука в слове

Пила                       грибы                           жук                         автобус

19 Произношение слов сложного слогового состава (123): велосипед

Полотенце                                                   милиционер

Сковорода                                                  телевизор

20. Повторение предложений (124):

Молодой экскурсовод

Строгий регулировщик

Лара забрала Рому домой

21. Состояние словаря предметный словарь

А) назвать части туловища и лица, показать (127): голова                    ноги

Руки                        туловище                          глаза                      нос

Губы                        ресницы

Б) объяснение значения слов: пылесос

Холодильник

В) уровень обобщения (131-167)

Ложка, чайник, тарелка, кастрюля (131)

Юбка, кофта, брюки, платье (133)

Валенки, сапоги, туфли, ботинки (135)

Лук, морковь, помидор, огурец (137)

Яблоко, груша, слива, апельсин (139)

Шкаф, кровать, стол, кресло (141)

Лиса, заяц, кошка, собака (143-145)

Автобус, трамвай, поезд, самолет (153)

22) Глагольный словарь: Что делает?

Врач                                                      учительница

Продавец                                              повар

Д) Кто как голос подает?

Кошка                                     собака                                         гусь

Утка                                        петух                                          мышь

Корова                                    лягушка                                     свинья

Е) подбор антонимов (197)

Сладкий                                                           маленький

Высокий                                                           короткая

Широкое                                                           толстая

Словарь признаков подбор прилагательных к им.существительным (207)

А) белка-какая?

Стакан-какой?

Ежик-какой?

Б) образование прилагательных от имен существительных (211)

Шкаф из дерева

Кружка из фарфора

Шапка из шерсти

Машина из металла

В) образование притяжательных прилагательных (219):

Чья морда?                                       Чьи уши?

Чьи глаза?                                         Чей хвост?

23. Обследование грамматического строя:

А) согласование прилагательных с существительным (249)

Желтая майка                             красная роза                       синяя сумка

Желтый мяч                                красный флаг                     синий автобус

Желтое яблоко                            красное кресло                   синее полотенце

Б) образование числа имен сущ-х род.падеж имя сущ. мн. числа (253-259)

Кошка                                               гнездо

Вагон                                                   яйцо

Стол                                                      ухо

В) согласование сущ-х с числительными (261)

1        2                       3                        7

Тетрадь

Карандаш

Яблоко

Г) образование уменьшительно- ласкательных форм (265)   ключ

Пуговица                                                    звезда

Лена                                                        женя

24. Обследование связной речи:

А) составление рассказа по картинке (273)

Б) составление рассказа по серии картинок (275)

В) пересказ (278)

Г) рассказ - описание или по представлению (271)

25 Логопедическое заключение:

2. Обследование лексико-грамматической стороны речи детей по Васильевой А.С.

Задания для обследования уровня сформированности грамматических средств языка

1. Образование множественного числа существительных от существительных единственного числа.

Образец. Один мяч - Как мы скажем, если мячей много?- мячи.

Один стул - _______________ (стулья).

Одно яйцо - _______________ (яйца).

Одна сумка - _______________ (сумки).

Один кот - _______________ (коты).

Один дом - _______________ (дама).

Одно ухо - _______________ (уши).

2. Образование родительного падежа множественного числа существительных. Образец. Есть мосты - (нет чего?) мостов.

Есть дома -  __________________________ (домов).

Есть стулья -  __________________________  (стульев).

Есть пчёлы - __________________________  (пчел).

Есть вёдра -  __________________________  (вёдер).

Есть уши - __________________________  (ушей).

3. Образование творительного падежа существительных (значение орудийности).

Образец. Суп едят (чем?) - ложкой.

Гвоздь забивают -  __________________________ (молотком).

Бумагу режут —  __________________________  (ножницами).

Землю копают -  __________________________   (лопатой).

4. Согласование прилагательных с существительными.

Образец. Шар синего цвета (какой?) - синий.

Машина синего цвета - __________________________  (синяя).

Платье синего цвета -  __________________________  (синее).

Глаза синего цвета -  __________________________  (синие).

Цветы красного цвета -  __________________________  (красные).

Флажок красного цвета -  __________________________  (красный).

Солнышко красного цвета - __________________________ (красное).

Звезда красного цвета -  __________________________ (красная).

5. Сочетание существительных с числительными.

Образец. Один дом, два дома, пять домов.

Одноухо, два  ___________________, пять  ________________ (уха, ушей).

Один помидор, два_________________ , пять _________________ (помидора, помидоров).

Один стул, два ___________________ , пять ___________________ (стула, стульев).

Одна кукла, две ___________________, пять ___________________ (куклы, кукол).

Одна ручка, две ___________________ , пять ___________________ (ручки, ручек).

Одна сказка, две ___________________, пять ___________________ (сказки, сказок).

6. Образование глаголов мужского и женского рода прошедшего времени.

Образец. Она поливала - он (что делал?) поливал.

Она купила - он ___________________ (купил).

Она надела - он ___________________ (надел).

Она играла - он  ___________________ (играл).

7. Предложно-падежные формы.

Образец. Где находится ложка? - Ложка лежит в стакане.

(в стакане)     (на стакане)        (под стаканом)            (перед стаканом)          (за стаканом)

Образец. Откуда выглядывает котёнок? - Котёнок выглядывает из ящика стола.

(из ящика стола)                                     (из-под кресла)                                      (из-за тумбочки)

Задания для обследования навыков словообразования

1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Образец. Большой дом - маленький домик.

Большая тумба -___________________ (тумбочка).

Большой стул - ___________________ (стульчик).

Большая кость -___________________ (косточка).

Большой гриб - ___________________ (грибок).

Большая лиса - ___________________ (лисичка).

2. Образование относительных прилагательных.

Образец. Матрёшка из дерева (какая?) - деревянная.

Сумка из кожи - ___________________ (кожаная).

Ручка из пластмассы - ___________________ (пластмассовая).

Стакан из стекла - ___________________ (стеклянный).

Торт из шоколада - ___________________ (шоколадный).

Конверт из бумаги - ___________________ (бумажный).

3. Образование притяжательных прилагательных.

Образец. У лисы хвост (чей?)- лисий хвост.

У зайца хвост -___________________ (заячий).

У льва хвост - ___________________ (львиный).

У волка хвост - ___________________ (волчий).

У медведя хвост - ___________________ (медвежий).

У кошки хвост - ___________________ (кошачий).

У лошади хвост -___________________ (лошадиный).

У коровы хвост - ___________________ (коровий).

4. Образование сложных слов.

Образец. Рыбу ловит (кто?) - рыболов.

Лес рубит - ___________________ (лесоруб).

Воду возит- ___________________ (водовоз).

Трубы чистит - ___________________ (трубочист).

5. Образование приставочных глаголов.

Нужно вставить пропущенные слова в предложения под рисунками.

Мальчик_____ по улице (идёт).                       Мальчик _______из дома (вышел).

Мальчик _____ к дому (подошёл).             Мальчик ____улицу (перешёл).

Мальчик ______ в дом (вошёл).              Мальчик ___от дома (отошёл).

Октябрь

Тема - Общая артикуляционная гимнастика

Занятия 9-10, 11-12, 13-14, 15-16

Все упражнения выполняются перед зеркалом, по 5-6 раз каждое. 2-3 раза в день по 3-5 минут.

1. «Окно» - рот широко открыть – закрыть.

2. «Улыбочка» с «Заборчиком» - губы растянуть в улыбке так, чтобы были видны нижние и верхние зубы, зубы плотно сжаты.

3. «Трубочка» - губы вытянуть вперед, зубы сжаты. 1 и 2 упражнение выполняются чередованием.

4. «Иголочка» - рот приоткрыт, тонкий напряженный язык высунуть вперед и удерживать под счет до 5. Важно: язык не должен лежать на нижней губе!

5. «Почисти зубки» - рот широко открыт, крепким кончиком языка «чистить»  передние нижние и задние зубы с внутренней стороны.

6. «Качели» - рот широко открыт, кончик языка поднять за верхние зубы, затем опустить за нижние зубы. Важно: упражнение выполняется ритмично!

7. «Горка» - рот открыт, язык упирается в нижние зубы, язык крепкий, напряженный.

8. «Киска сердится» - рот открыт, язык упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута.

9. «Лопаточка» - рот приоткрыт, широкий язык лежит спокойно на нижней губе. Важно: язык лежит спокойно!

10. «Маляр» - кончиком языка «красить» верхнее небо. Движения выполняются от верхних зубов назад и вперед.

11. «Чашечка» - рот открыт, широкий язык в форме чашечки поднять кверху.

12. «Вкусное варенье» - широким языком облизать верхнюю и нижнюю губу по часовой стрелке и обратно.

13. «Лошадка» - рот приоткрыт, пощелкать языком. Важно: подбородок неподвижен!

14. «Грибок» - рот приоткрыт. Широкий язык присосать к небу, кончик языка у верхних зубов, удерживать под счет до 5.

15. «Гармошка» - язык в форме «грибка», сжимать и разжимать зубы, удерживая язык на верхнем небе.

16. «Барабанщик» - рот широко открыт, подбородок неподвижен, крепкий кончик языка ударяется в бугорки над верхними зубами, произносить звук д-д-д-д

Занятие по развитию фонетико-фонематической стороны речи.

Занятие 9. Звук И.  Занятия проводятся по методике Б.И. Айзенберга « ОТ ЗВУКА К РЕЧИ», издательство «Компенс-центр», 1995г., стр.29, упражнение 1

Занятие 11. Звук Ы.  Занятия проводятся по методике Б.И. Айзенберга « ОТ ЗВУКА К РЕЧИ», издательство «Компенс-центр», 1995г., стр. 30, упражнение 2

Занятие 13. Звук Э.  Занятия проводятся по методике Б.И. Айзенберга « ОТ ЗВУКА К РЕЧИ», издательство «Компенс-центр», 1995г., стр. 30, упражнение 3

Занятие 15. Звук А.  Занятия проводятся по методике Б.И. Айзенберга « ОТ ЗВУКА К РЕЧИ», издательство «Компенс-центр», 1995г., стр. 30, упражнение 4

Занятие на развитие лексико-грамматической стороны речи

Октябрь

10

Фрукты

1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (ягода — ягодка, помидор — помидорчик).

2. Согласование существительных и прилагательных, обозначающих цвет, форму, размер, вкус (яблоко красное, круглое, большое, сладкое).

3. Сочетание существительных с числительными (одна груша — пять груш).

4. Образование родительного падежа существительных единственного и множественного числа (нет груши, нет груш).

5. Образование винительного падежа существительных единственного числа (из яблок готовят компот, варенье, пастилу).

6. Образование предложного падежа существительных единственного и множественного числа (малина растёт на кустах в лесу).

7. Образование сложных прилагательных типа жёлто-красный, светло-зелёный.

• Материал по темам «Цветы», «Деревья, лес» изучается в подготовительной к школе группе.

Овощи

Ягоды

12

Дифференциация понятий «фрукты», «овощи», «ягоды»

14

Цветы

16

Деревья, лес

Ноябрь

Тема – Речевое дыхание

Упражнения на развитие речевого дыхания. Выработка воздушной струи.

Занятия 17-18, 19-20, 21-22, 23-24.

1. «Остуди язычок» -  широкий язык лежит «лопаточкой» на нижней губе, дуть на кончик языка.

2. «Футбол» - язык лопаточкой, дуть на кончик языка на ватку.

3. «Подуй на челку» - язык чашечкой, дуть на кончик я зыка и на челку.

4. «Фокус» - на кончик языка положить ватку, язык в форме чашечки, сдуть ватку с носа.

Занятие по развитию фонетико-фонематической стороны речи.

Занятие 17. Звук О.  Занятия проводятся по методике Б.И. Айзенберга « ОТ ЗВУКА К РЕЧИ» , издательство «Компенс-центр», 1995г. , стр.30-33, упражнение 5-6

Занятие 19. Звук У.  Занятия проводятся по методике Б.И. Айзенберга « ОТ ЗВУКА К РЕЧИ» , издательство «Компенс-центр», 1995г. , стр. 30-33, упражнение 5-6

Занятие 21. Звук М - Мь.  Занятия проводятся по методике Б.И. Айзенберга « ОТ ЗВУКА К РЕЧИ» , издательство «Компенс-центр», 1995г. , стр. 33-36, урок 10

Занятие 23. Звук П - Пь.  Занятия проводятся по методике Б.И. Айзенберга « ОТ ЗВУКА К РЕЧИ» , издательство «Компенс-центр», 1995г. , стр. 36-40, урок 11

Занятие на развитие лексико-грамматической стороны речи

Ноябрь

18

Домашние животные

1. Учить детей образовывать притяжательные прилагательные (у лисы лисий хвост, лисья голова, лисий дом).

2. Образование слов с ласкательными и увеличительными значениями (волк — волчище, лиса — лисичка).

3. Умение образовывать глаголы, обозначающие голоса животных (гусь гогочет, мышь пищит).

4. Образование сложных прилагательных (быстрокрылый, черноглазый).

5. Подбор однородных прилагательных.

6. Образование винительного падежа существительных единственного и множественного числа (собака любит мясо, кости, кашу).

7. Образование родительного падежа существительных единственного числа (в берлоге нет медведя).

8. Образование творительного падежа существительных множественного числа (кабан защищается клыками).

20

Дикие животные средней полосы

22

Дикие животные юга и севера

24

Дифференциация домашних

и диких животных

Декабрь

Тема – Слуховое внимание, слуховое восприятие, слуховая память.

Занятия 25-26, 27-28, 29-30, 31-32

Наталья Лукина «Научи меня слышать» -  Издательство: Паритет, 2003 г., 112 с. Методическое пособие содержит сведения по развитию слухового восприятия, внимания и памяти у детей дошкольного возраста. Материал представлен в виде подборки игровых заданий с описанием цели, хода и реквизита игры. Дидактические игры составлены с учетом лексических тем. 

Развитие неречевого слуха проводится по направлениям:  

знакомство со звучащими игрушками;

обучение умению реагировать на начало и конец звучания;  

обучение различению на слух звучащих игрушек;

обучение различению на слух длительности звучаний;  

обучение различению на слух слитных и прерывистых звучаний;  

обучение различению на слух темпа звучаний;  

обучение различению на слух громкости звучаний;  

обучение различению на слух высоты звучаний;  

обучение различению на слух количества звучаний;

обучение различению на слух музыкальных ритмов;  

обучение различению на слух голосов птиц и животных;

обучение определению направления источника звука.

Занятие по развитию фонетико-фонематической стороны речи.

Занятие 25. Звук Б - Бь.  Занятия проводятся по методике Б.И. Айзенберга « ОТ ЗВУКА К РЕЧИ», издательство «Компенс-центр», 1995г., стр.36-40, урок 11

Занятие 27. Звук Ф - В.  Занятия проводятся по методике Б.И. Айзенберга « ОТ ЗВУКА К РЕЧИ», издательство «Компенс-центр», 1995г. , стр. 40-42, урок 12

Занятие29. Звук Фь - Вь.  Занятия проводятся по методике Б.И. Айзенберга « ОТ ЗВУКА К РЕЧИ», издательство «Компенс-центр», 1995г. , стр. 40-42, урок 12

Занятие31. Звук Н - Нь.  Занятия проводятся по методике Б.И. Айзенберга « ОТ ЗВУКА К РЕЧИ», издательство «Компенс-центр», 1995г. , стр. 42-45, урок 13

Занятие на развитие лексико-грамматической стороны речи

Декабрь

26

Домашние птицы

1. Сочетание существительных с числительными (один попугай — пять попугаев).

2.Использование простых предлогов (прилетели на кормушку, вылетел из гнезда).

3. Использование сложносочинённых предложений с союзом а (Белка — дикое животное, а кошка — домашнее).

4. Умение образовывать глаголы, обозначающие голоса животных (гусь гогочет, мышь пищит)

28

Дикие птицы средней полосы

30

Дикие птицы

юга и севера

32

Дифференциация домашних и диких птиц

Январь

Тема - Развитие фонематического восприятия на материале правильно произносимых звуков.

Занятия 33-34, 35-36, 37-38, 39-40

Занятия проводятся по методике Ткаченко  Т.А. «Фонематическое восприятие: Формирование и развитие», Издательство: Книголюб, 2007 г.

Занятие по развитию фонетико-фонематической стороны речи. 
Занятие 33. Звук Т - Д.  Занятия проводятся по методике Б.И. Айзенберга « ОТ ЗВУКА К РЕЧИ», издательство «Компенс-центр», 1995г., стр.45-50, урок 14-15

Занятие 35. Звук Ть - Дь.  Занятия проводятся по методике Б.И. Айзенберга « ОТ ЗВУКА К РЕЧИ», издательство «Компенс-центр», 1995г., стр. 50-53, урок 16

Занятие 37. Звук К - Г.  Занятия проводятся по методике Б.И. Айзенберга « ОТ ЗВУКА К РЕЧИ», издательство «Компенс-центр», 1995г., стр. 53-56, урок 17-18

Занятие 39. Звук Кь - Гь.  Занятия проводятся по методике Б.И. Айзенберга « ОТ ЗВУКА К РЕЧИ», издательство «Компенс-центр», 1995г., стр. 56-58, урок 19

Занятия на развитие лексико-грамматической стороны речи

Январь

34

Дифференциация понятий «птицы» и «животные».

1. Игра «Летает — не летает».

2. Игра «Сравнилки».

Придумай не менее пяти общих черт и не менее пяти различий между животными и птицами.

3. Игра «Четвёртый лишний».

На слух определи, какое из четырёх названных слов не подходит к трём другим (мама пусть подчеркивает его карандашом).

4. Игра «Доскажи словечко», нарисуй одну отгадку.

5. Игра «Придумай загадку».

Составь рассказ по плану о каком-либо земноводном  не называя его.

6. Игра «Сколько лапок у жука?»

Рассмотри насекомых. Обрати внимание на строение их тела.

7. Игра «Опиши рыбку».

Рассмотри внимательно картинку. Перечисли части тела, которые есть у рыбы.

8. Игра «Четвёртый лишний».

36

Земноводные. Насекомые. Рыбы.

38

Дифференциация понятий «животные», «птицы», «земноводные», «насекомые», «рыбы».

40

Цепочки развития

Февраль

Тема - Уточнение лексических тем.

Занятия 41-42, 43-44, 45-46, 47-48

Занятия проводятся по методике Ткаченко Т.А. Лексико-грамматические представления: Формирование и развитие,  Книголюб, 2008 г., 32с.

Занятие по развитию фонетико-фонематической стороны речи.

Занятие 41. Звук Х - Хь.  Занятия проводятся по методике Б.И. Айзенберга « ОТ ЗВУКА К РЕЧИ», издательство «Компенс-центр», 1995г., стр.61-63, урок 20-21

Занятие 43. Звук Сь - Зь.  Занятия проводятся по методике Б.И. Айзенберга « ОТ ЗВУКА К РЕЧИ», издательство «Компенс-центр», 1995г., стр. 63-68, урок 22-24

Занятие 45. Звук С.  Занятия проводятся по методике Б.И. Айзенберга « ОТ ЗВУКА К РЕЧИ», издательство «Компенс-центр», 1995г., стр. 70-72, урок 25

Занятие 47. Звук З.  Занятия проводятся по методике Б.И. Айзенберга « ОТ ЗВУКА К РЕЧИ», издательство «Компенс-центр», 1995г., стр. 72-78, урок 25-27

Занятия на развитие лексико-грамматической стороны речи

Февраль

42

Человек

Семья

1. Образование винительного падежа существительных единственного и множественного числа (я рисую уши, я рисую нос, я рисую маму, я рисую человечков).

2. Образование творительного падежа существительных единственного числа в конструкциях типа сестра с братом, мама с папой.

3. Образование притяжательных прилагательных (папин, бабушкин).

4. Использование сложносочинённых предложений с союзом а (Один человек весёлый, а другой грустный).

5. Составление словосочетаний с однородными прилагательными (мама красивая, добрая, умная).

44

Дом, улица, город

1. Образование сложных существительных (одноэтажный, многоэтажный).

2. Образование сложноподчинённых предложений (Я люблю свой город, потому что он (какой?) красивый).

46

Транспорт

1. Образование приставочных глаголов (выехать, приехать).

2. Образование предложного падежа существительных единственного числа (поедем на автобусе).

3. Использование простых и сложных предлогов (подъехал к, переехал через, выехал из-за).

48

Квартира, мебель

1. Образование относительных прилагательных (диван из кожи — кожаный, стул из дерева — деревянный).

2. Использование предложных конструкций (на стуле, в шкафу, из-за шкафа).

3. Составление предложений с однородными членами (В прихожей стоят трюмо, вешалка, тумбочка...).

Март

Тема – Связная речь.

Занятия 49-50, 51-52, 53-54, 55-56

Составление рассказа-описания по наглядному образцу.

Составление рассказа по сюжетной картине.

Пересказ сказок и простых текстов по серии картинок.

Заучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок, загадок.

Составление рассказа на материале собственного опыта. Индивидуальное рассказывание, описание картин.

Занятия проводятся по методике Гомзяк О.С. «Говорим правильно», издательство «Гном», 2014 г., 160с.

Занятие по развитию фонетико-фонематической стороны речи.

Занятие 49. Звук Ц.  Занятия проводятся по методике Б.И. Айзенберга « ОТ ЗВУКА К РЕЧИ», издательство «Компенс-центр», 1995г., стр.78-83, урок 28-29

Занятие 51. Звук Й.  Занятия проводятся по методике Б.И. Айзенберга « ОТ ЗВУКА К РЕЧИ», издательство «Компенс-центр», 1995г., стр. 83-85, урок 30

Занятие 53. Звук Ш.  Занятия проводятся по методике Б.И. Айзенберга « ОТ ЗВУКА К РЕЧИ», издательство «Компенс-центр», 1995г., стр. 110-119, урок 42

Занятие 55. Звук Ж.  Занятия проводятся по методике Б.И. Айзенберга « ОТ ЗВУКА К РЕЧИ», издательство «Компенс-центр», 1995г., стр. 121-127, урок 47-50

Занятия на развитие лексико-грамматической стороны речи

Март

50

Посуда

3. Образование и объяснение значений сложных существительных типа мясорубка, кофемолка.

4. Образование относительных прилагательных (чашка из фарфора — фарфоровая).

5. Образование существительных типа сахарница, сухарница, солонка.

52

Одежда

1. Образование приставочных глаголов (шить, зашивать, подшивать, пришивать, вышивать...).

2. Образование винительного падежа существительных единственного и множественного числа (я надену платье, туфли...).

3. Использование сложносочинённых предложений с союзом а (На Кате надето красное платье, а на Маше — синее).

54

Обувь, головные уборы

56

Дифференциация одежды, обуви и головных уборов

Апрель

Тема – Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Занятия 57-58, 59-60, 61-62, 63-64

Правильное проговаривание звуков.

Занятия проводятся по методике Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.  «Автоматизация звуков у детей», издательство «Гном» 2007 г.

Занятие по развитию фонетико-фонематической стороны речи.

Занятие 57. Звук Ч.  Занятия проводятся по методике Б.И. Айзенберга « ОТ ЗВУКА К РЕЧИ», издательство «Компенс-центр», 1995г., стр.107-110, урок 39-40

Занятие 59. Звук Щ.  Занятия проводятся по методике Б.И. Айзенберга « ОТ ЗВУКА К РЕЧИ», издательство «Компенс-центр», 1995г., стр. 129-135, урок 51-54

Занятие 61. Звук Л.  Занятия проводятся по методике Б.И. Айзенберга « ОТ ЗВУКА К РЕЧИ», издательство «Компенс-центр», 1995г., стр. 92-96, урок 34-36

Занятие 63. Звук Ль.  Занятия проводятся по методике Б.И. Айзенберга « ОТ ЗВУКА К РЕЧИ», изд-во «Компенс-центр», 1995г., стр. 85-89, урок 31-33

Занятия на развитие лексико-грамматической стороны речи

Апрель

58

Профессии

1. Образование сложных слов (рыбу ловит — рыболов, сталь варит — сталевар).

2. Образование творительного падежа существительных в значении орудийности (гвоздь забивают чем? — молотком).

3. Образование дательного падежа существительных (автомобиль нужен водителю).

4. Образование приставочных глаголов, понимание глаголов, близких по значению (мести, подмести, вымести).

5. Образование существительных от глаголов (учить —учитель).

60

Продукты питания

1. Согласование прилагательных и существительных, обозначающих вкус и материал (вкусный пирог, клубничный пирог).

2. Образование относительных прилагательных (суп из мяса — мясной).

62

Времена года: Осень

1. Согласование прилагательных с существительными единственного и множественного числа (жёлтый лист — жёлтые листья).

2. Использование предложных конструкций (лист летит над землёй, лист упал на землю).

3. Образование сложных прилагательных (жёлто-красный лист)..

64

Времена года: Зима

1. Образование сложных существительных (снегопад).

2. Согласование прилагательных и существительных (зима холодная, снежная).

3. Образование временных форм глаголов и глаголов с частицей -ся (катался, буду кататься, покатаюсь).

Май

Тема - Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Обследование речи детей.

Занятия 65-66, 67-68, 69-70, 71-72

Выделение в словах первого гласного звука;

анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков;

определение последнего гласного звука в словах;

определение первого и последнего гласного звука в словах;

определение наличия либо отсутствия в словах звука;

определение первого согласного звука в словах;

определение последнего согласного звука в словах;

определение гласного звука в середине односложных слов;

синтез односложных слов, состоящих из трех звуков;

определение позиции согласного звука в словах;

определение количества слогов в словах;

синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов.

Занятия проводятся по методике Ткаченко Т.А. «Звуковой анализ и синтез. Формирование навыков», издательство Книголюб 2007 г.


Занятие по развитию фонетико-фонематической стороны речи.

Занятие 65. Звук Р.  Занятия проводятся по методике Б.И. Айзенберга « ОТ ЗВУКА К РЕЧИ», изд-во «Компенс-центр», 1995г., стр.140-155, урок 56-60

Занятие 67. Звук Рь.  Занятия проводятся по методике Б.И. Айзенберга « ОТ ЗВУКА К РЕЧИ , изд-во «Компенс-центр», 1995г., стр. 155-163, урок 61-64

Занятие 69 и 71. Обследование речи по Альбому Иншаковой О.Б., (см.стр.2)

Занятия на развитие лексико-грамматической стороны речи

Май

66

Времена года: Весна.

1. Многозначность слов (время идёт, весна идёт, дождь идёт).

2. Образование превосходной степени прилагательных (дни стали длиннее, ночи короче, солнце теплее).

68

Времена года: Лето.

1. Придумай как можно больше слов, которые помогут рассказать тебе о том, какая летом погода.

2. Какую одежду люди надевают на улицу летом?

3. Какие подарки приносит людям лето?

70 и 72

 Обследование лексико-грамматической стороны речи детей по Васильевой А.С.

(См. стр.  5)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Визаж-секреты красоты"(для педагогов дополнительного образования)

Образовательная  программа разработана по направлению «Визаж – секреты красоты» студии моды «Стиль», в Муниципальном учреждении дополнительного образования детей &la...

Рабочая программа 2020-2021 учебного года "Педагог дополнительного образования Хореограф"

Программа разработана хореографом: Жук.Е.С.Цели программыформирование творческой личности посредством обучения детей языку танца, приобщение воспитанников к миру танцевального искусства, являюще...

Коррекционная работа педагога дополнительного образования с ограниченными возможностями здоровья детей.

Помочь  детям  с  ОВЗ  активно  войти  в  мир  музыки. Стимулировать  развитие  музыкальных  способностей,  Сформировать  коммуникативн...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по «Изобразительному искусству» для детей 4-7 лет. 2022-2023 уч.г

Рабочая программа  педагога дополнительного образования по «Изобразительному искусству» для детей 4-7 лет...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по «Изобразительному искусству» для детей 4-7 лет. 2020-2021 уч.г

Рабочая программа  педагога дополнительного образования по «Изобразительному искусству» для детей 4-7 лет...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по «Изобразительному искусству» для детей 4-7 лет 2021-2022 уч.г

Рабочая программа  педагога дополнительного образования по «Изобразительному искусству» для детей 4-7 лет...