Главные вкладки

    Рабочая программа дополнительного образования по учебной дисциплине формирования логопедических навыков «Умный язычок» для детей 5-7 лет
    рабочая программа по коррекционной педагогике на тему

    Остапенко Людмила Александровна

    Рабочая  программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи в условиях логопедического кружка дополнительного образования. Применение,  которой поможет детям с нарушением речевого развития  осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то  есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех  трудностей, связанных с овладением чтения и письма в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же их социализации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл umnyy_yazychok._rabochaya_programma_po_logopedii.docx28.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа

    дополнительного образования

    по учебной дисциплине

    формирования логопедических навыков «Умный язычок»

    для детей 5-7 лет

     

    Педагог дополнительного образования

    Остапенко Людмила Александровна

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду.

    В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

    Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

    Чтобы не пропустить различные недостатки речи нужно проводить систематическую работу по формированию правильного произношения у детей.

    Рабочая  программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи в условиях логопедического кружка дополнительного образования. Применение,  которой поможет детям с нарушением речевого развития  осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то  есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех  трудностей, связанных с овладением чтения и письма в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же их социализации.

    Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об Образовании”. Содержание рабочей программы соответствует образовательным стандартам и требованиям.

    В основе создания программы использован опыт работы логопедов М.Ф. Фомичевой, Т.А. Ткаченко, Т.В. Тумановой, О.И. Крупенчук, Н.В. Нищевой, И.С. Лопухиной, С.А. Васильевой, подкреплённый современными инновационными технологиями и методиками в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников, научно-методическими рекомендациями. Основой рабочей программы дополнительного образования по учебной дисциплине формирования логопедических навыков «Умный язычок» для детей 5-7 лет является «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной.

    Актуальность программы: развитие свободной, творческой, активной личности и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.

    Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми.

    Цель рабочей программы: формирование правильного звукопроизношения и самостоятельной связной, грамматически  правильной речи у детей-логопатов.

    Задачи рабочей программы:

    • формирование  правильного звукопроизношения у детей-логопатов;
    • совершенствование лексико-граммматических средств языка;
    • развитие фонематического восприятия;
    • воспитание полноценной фонетической системы языка;
    • развитие связной речи и коммуникативных навыков;
    • применять современные, инновационные технологии в работе с детьми-логопатами по коррекции нарушений речи;
    • автоматизировать поставленные звуки в слогах, словах, предложениях, связных текстах;
    • формирование навыков звукового анализа и синтеза.

    Задачи рабочей программы способствуют:

    • совершенствованию работы артикуляционного аппарата (движений губ, языка, нижней челюсти), движению общей и мелкой моторике рук ребёнка, развитию внимания и наблюдательности, памяти и самостоятельного мышления, пространственной ориентации;
    • развитию фонематического восприятия детей, навыков правильного дыхания, эмоционально-мимических навыков, смены темпа и ритма речи;
    • активной коммуникации детей с проблемами в развитии речи.

    Занятия проводятся во второй половине дня. При построении образовательной деятельности учитываются возрастные психические и физические особенности детей старшего и подготовительного возраста. Занятия проводятся индивидуально и в подгруппах 3-4 человека два раза в неделю длительностью 15-20 минут.

    УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.

    Месяц, тема

    Содержание, задачи

    Номер занятия

    Темы занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи

    Темы лексико- грамматических занятий

    Сентябрь

    Обследование речи детей

    Обследование речи детей-логопатов. Занесение результатов обследования в речевую карту. Формирование подгрупп.

    1-2

    3-4

    5-6

    7-8

    Обследование речи детей по Иншаковой О.Б.

    Обследование речи детей по Васильевой А.С.

    Октябрь

    Артикуляционный аппарат

    Знакомство с комплексом артикуляционной гимнастики:  развивать подвижность речевого аппарата, отрабатывать четкие и активные движения губ и языка, вырабатывать умение расслаблять язык

    9-10

    Звук А

    Фрукты. Овощи. Ягоды.

    11-12

    Звук У

    Дифференциация понятий «фрукты», «овощи», «ягоды»

    13-14

    Звук О

    Цветы

    15-16

    Звук И

    Деревья. Лес.

    Ноябрь

    Речевое дыхание

    Формирование у детей правильного речевого дыхания, развитие силы голоса, выработка целенаправленной воздушной струи

    17-18

    Звук Э

    Домашние животные.

    19-20

    Звук Ы

     Дикие животные средней полосы.

    21-22

    Звуки Б – Бь

    Дикие животные юга и севера.

    23-24

    Звуки П - Пь

    Дифференциация понятий «домашние животные» и «дикие животные».

    Декабрь

    Слуховое внимание, слуховое восприятие и слуховая память

    Выполнение различных словесных (2-х, 3-х, 4-х ступенчатых) инструкций.

    Угадывание предметов по загадке-описанию.

    Выполнение действий только при определённом, заданном условии.

    25-26

    Звуки М – Мь

    Домашние птицы.

    27-28

    Звуки В – Вь

    Дикие птицы средней полосы.

    29-30

    Звуки Ф – Фь

    Дикие птица юга и севера.

    31-32

    Звуки Т – Ть

    Дифференциация понятий «домашние птицы» и «дикие птицы».

    Январь

    Фонематический слух

    Развитие фонематического восприятия на материале правильно произносимых звуков.

    Повторение цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками.

    Повторение 3-4 похожих по звучанию слов, чёткое их произношение.

    33-34

    Звуки Д – Дь

    Дифференциация понятий «птицы» и «животные».

    35-36

    Звуки Н – Нь

    Земноводные. Насекомые. Рыбы.

    37-38

    Звуки К – Кь

    Дифференциация понятий «животные», «птицы», «земноводные», «насекомые», «рыбы».

    39-40

    Звуки Г – Гь

    Цепочки развития

    Февраль

    Словарный запас

    Уточнение лексических тем.

    Уточнение названий геометрических фигур и цвета.

    Обобщение слов, синонимы, антонимы, части и целое.

    41-42

    Звуки Х – Хь

    Человек. Семья.

    43-44

    Звук Й

    Дом, улица, город.

    45-46

    Звук С

    Транспорт.

    47-48

    Звук Сь

    Квартира, мебель.

    Март

    Связная речь

    Составление рассказа-описания по наглядному образцу.

    Составление рассказа по сюжетной картине.

    Пересказ сказок и простых текстов по серии картинок.

    Заучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок, загадок.

    Составление рассказа на материале собственного опыта. Индивидуальное рассказывание, описание картин.

    49-50

    Звуки З – Зь

    Посуда.

    51-52

    Звук Ц

    Одежда.

    53-54

    Звук Ш

    Обувь. Головные уборы.

    55-56

    Звук Ж

    Дифференциация понятий «Одежда», «обувь», «головные уборы».

    Апрель

    Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в речи.

    Правильное проговаривание звуков:

    изолированно;

    в слогах (прямых, обратных, стечениях);

    в словах;

    в словосочетаниях;

    в предложениях, скороговорках;

    в стихотворных текстах;

    в связной речи.

    57-58

    Звук Ч

    Профессии.

    59-60

    Звук Щ

    Продукты питания.

    61-62

    Звук Л

    Времена года: Осень.

    63-64

    Звук Ль

    Времена года: Зима.

    Май

    Формирование навыков звукового анализа и синтеза.

    Обследование речи детей.

    Выделение в словах первого гласного звука;

    анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков;

    определение последнего гласного звука в словах;

    определение первого и последнего гласного звука в словах;

    определение наличия либо отсутствия в словах звука;

    определение первого согласного звука в словах;

    определение последнего согласного звука в словах;

    определение гласного звука в середине односложных слов;

    синтез односложных слов, состоящих из трех звуков;

    определение позиции согласного звука в словах;

    определение количества слогов в словах;

    синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов.

    65-66

    Звук Р

    Времена года: Весна.

    67-68

    Звук Рь

    Времена года: Лето.

    69-70

    Обследование речи детей по

    Иншаковой О.Б.

    Обследование речи детей по Васильевой А.С.

    71-72

    ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.

    Занятия с детьми старшей и подготовительной группы проводятся 2 раза в неделю (72 занятия) продолжительностью 15-20 мин. Занятия проводятся индивидуально или в малых группах 3-4 человека.

    Для определения готовности детей к усвоению программы проводится мониторинг 2 раза в год, в котором учитываются следующие показатели усвоения детьми программы:

    • чистота звукопроизношения;
    • автоматизация звуков в речи;
    • умение строить предложения;
    • умение произносить монолог, чётко высказываться;
    • умение вступать в диалог.

    Виды контроля и мониторинг:

    Вводный - проводится на первом занятии и предназначен для проведения уровня усвоения базовых знаний, умений, навыков, предусмотренных стандартом.

    Текущий - проводится в ходе каждого занятия с целью определения усвоения знаний и умений по теме.

    Итоговый - проводится в виде тестирования после завершения курса с целью определения уровня развития речевых способностей.

    Планируемые результаты логопедической работы:

    • правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
    • дифференцировать все изученные звуки;
    • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
    • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
    • различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
    • овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
    2. Васильева С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников. – М.: Пресса, 2012.
    3. Жихарева-Норкина Ю.Б., Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми / 9 выпусков. – М.:Владос, 2008.
    4. Иншакова О.Б., Альбом для логопеда. – М.: Владос, 2014.
    5. Козина, Лебедева, Журавлева: Лексические темы по развитию речи дошкольников. Подготовительная группа. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования дошкольников, 2014.
    6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
    7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста  с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения    компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.
    8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста  с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения    компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа дополнительного образования по учебной дисциплине формирования логопедических навыков «Веселый язычок» для детей 5-7 лет

    Рабочая  программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико...

    Рабочая программа дополнительного образования по развитию сенсорных навыков « Любознай-ка»

    Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, во-первых, насколько хорошо ребенок слышит, ...

    Рабочая программа дополнительного образования физкультурно - спортивной направленности по оздоровительному плаванию для детей 4-7 лет

                   Рабочая программа  по оздоровительному  плаванию предназначена для детей дошкольного возраста. Ее основная задача - комплексное ...

    Программа дополнительного образования по формированию логопедических навыков "Болтунишки"

    .  В последнее время специалисты логопедических пунктов повсеместно сталкиваются с проблемой,  во – первых, большого количества детей, нуждающихся в логопедической помощи;  во &nd...

    Рабочая программа дополнительного образования по обучению дошкольников чтению "Умные звуки"

    Цель программы: развитие умственных способностей старших дошкольников в процессе ознакомления со звуковой и знаковой системами языка....

    Программа дополнительного образования по формированию логопедических навыков на основе устного народного творчества

    Программа по формированию логопедических навыков для детей младшего дошкольного возраста, содержит пояснительную записку, задачи, принципы, перспективное планирование....

    Рабочая программа дополнительного образования «Выжигание по дереву» (художественно – эстетическое развитие») Возраст детей: 5-7 лет Срок реализации программы – 8 месяцев

    Образовательная программа «Выжигание» является модифицированной.  Разработана на основе программы Куруленко Т.Ю.   Книги Стефан Пул «Выжигание по дереву» Москва: &laq...