Рабочая программа дополнительного образования по обучению дошкольников чтению "Умные звуки"
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Цель программы: развитие умственных способностей старших дошкольников в процессе ознакомления со звуковой и знаковой системами языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №45 «Октябренок» города Смоленска»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧТЕНИЮ «УМНЫЕ ЗВУКИ»

                                                                             Воспитатель: Т. И. Галачева

 

                                        СОДЕРЖАНИЕ

Целевой раздел

  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи реализации программы
  3. Принципы формирования программы
  4. Основные методы, условия, направления формирования программы
  5. Возрастные особенности познавательно – речевого развития детей 6-7 лет
  6. Планируемые результаты

  Содержательный раздел

  1. Направления работы по реализации программы
  2. Структура занятия по знакомству с буквой
  3. Календарно - тематический план по дополнительному образованию с детьми 6-7 лет

4. Взаимодействие с родителями

   Организационный раздел

  1. Организация познавательно-речевой среды
  2. Программно-методическое обеспечение
  3.  Список использованной литературы
  4. Мониторинг

                            ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Обучение грамоте является важной составляющей познания азов чтения и письма. Современная система обучения предполагает ускоренную процедуру обучения чтения, не каждый ребенок способен выдержать установленный темп. К тому же, ребенок до 6-ти лет более гибок в плане учёбы. Ребенок начинает пользоваться родным языком почти с раннего детства, но он не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее благоприятный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Развитие речи детей – одна из ведущих задач, которую решают дошкольное учреждение или родители. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте – это формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. По утверждению М. Монтессори, А. Н. Корнева, Р. С. Немова, обучение чтению необходимо начинать в 5 – 7 лет, так как в этом возрасте развито в определенной степени самосознание, сформированы речевые, двигательные навыки, элементарные навыки в художественных видах деятельности, а также появляется интерес к буквам и желание научиться читать. Программа дополнительного образования «Умные звуки» помогает дошкольникам избежать трудностей при поступлении в школу.  Данная программа составлена на основе обязательного минимума содержания по развитию познавательно-речевой деятельности детей дошкольного возраста федерального компонента государственного стандарта, примерной программы дошкольного образования «Развитие» Л.А. Венгера

  Цель программы: развитие умственных способностей старших дошкольников в процессе ознакомления со звуковой и знаковой системами языка.

              Задачи программы:

Развивающие – обогащать словарный запас, развивать речь детей, развивать фонематический и речевой слух, внимание, память, мышление, развивать навык чтения целыми словами и небольшими предложениями.

Образовательные – обучать правильному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; закреплять умение проводить звуковой анализ, определение количества слов в предложении и составление предложений.

Воспитательные – формировать интерес к чтению, воспитывать аккуратность, коммуникабельность, любознательность.   

                        Программа строится на принципах: 
  1.Последовательности   (все задачи решаются  методом  усвоения  материала «от простого к сложному»,  в соответствии с познавательными  возрастными возможностями детей; 
2. Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
 
3.Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий)
 
 4.Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников)
 

5.Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения); 
 6.Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)
 

Методами успешной реализации программы являются:

Словесный  (заучивание стихотворений о букве, небольшой рассказ беседа).

 Наглядный  (наблюдение, рассматривание).

Практический  (словесные игры; дидактические игры: «Поймай звук», «Найди букву», «Цепочка слов»).

        

Методическое условие реализации программы предполагает наличие методики Жуковой Л.Е., материал для чтения «Букварь» Жукова. Дидактическое – наличие дидактических пособий по обучению чтению и звуковому анализу.

 Материально-техническое – приобретение и изготовление новых пособий, таблиц, карточек по обучению грамоте. Также необходимым условие успешной реализации программных задач является создание ситуации успеха для каждого ребенка, создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятии.

 

                          Основные направления программы:

Развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи; Развитие навыков звукобуквенного анализа слов;

Формирование буквенного  гнозиса;

Развитие ручной умелости и графомоторных навыков;

Развитие мыслительных операций, моделирование артикуляции звуков; Формирование интереса к чтению.

Развитие психических процессов.

Возрастные особенности познавательно-речевого развития детей 6 летнего возраста

 Дети шести летнего возраста начали выделять речь как особую форму деятельности. По развитию способности слышать в слове звуки, по способу звукового анализа находятся на начальном уровне. Дети могут определять первый ударный гласный звук, сложнее определяют последний гласный, согласный звук. Большинство детей называют первый слог вместо первого согласного звука. Уровень речевого развития детей таков, что под руководством взрослого они готовы к усвоению тонких форм звукового анализа – последовательному вычленению звуков в слове, к осознанию зависимости звучания от позиции звука в слове.

Прогнозируемый результат:  
1. Владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», знать порядок букв и их название «алфавит».
 
2. Различать гласные, твердые и мягкие согласные.
 
3. Плавно читать целыми словами.

4.Составлять из букв разрезной азбуки слова.

               

                       СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Организация работы по дополнительному образованию проводится по трём направлениям:

 1.Занятия познавательного цикла

2. Совместная деятельность взрослых и детей.

3.Самостоятельная деятельность детей.

 Программа рассчитана на детей 6-7 лет (подготовительная группа). Занятия по программе организуются один раз в неделю в течение учебного года. Продолжительность занятия 25 – 30 минут.  Форма организации – подгрупповое занятие. Количество участников – 10 детей. Срок реализации программы – 1 год. Предлагаемый цикл занятий способствует развитию звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукобуквенного анализа, также развитию внимания, мышления, памяти. Программа развивает интерес и способности к чтению.

 
Система занятий включает в себя работу по четырём основным направлениям:

  1. Работа со звуком. Организуя работу со звуком, важно научить правильно произносить гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах; совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний; учить определять место звука в слове (начало слова, середина, конец); работать над интонацией и выразительностью речи. Важно помнить: звук первичен, а буква – вторична!

2. Работа со слогом. При работе со слогом обращаем внимание, что следует читать слоги плавно, не отделяя звуки друг от друга, протягивая первый звук, переходя на следующий, чтение прямых и обратных слогов, открытых и закрытых. Умение делить слова на слоги, находить ударный слог. На этапе запоминания слогов ребёнок должен осмыслить, понять, а не заучить слоговые слияния. Так называемые «слоговые песенки распределены в определённой последовательности, в порядке, который предусматривает усвоение слогов путём их «пения» (про маму: МА, МО, МУ и т. д, про папу: ПА, ПУ, ПЫ ит. д., что вызывает огромный интересу детей, развивает артикуляцию, дикцию, формирует правильное произношение.

3.  Работа со словом. Проводя игры со словом, уточняем, обогащаем и активизируем словарь детей; учим правильно употреблять слова - названия предметов, признаков, действий и объяснять их значения; объединять и различать по существенным признакам предметы, правильно употреблять видовые и родовые слова-названия; учим определять и называть местоположение предметов (слева, справа, между, около, рядом, время суток (утро, день, вечер, ночь, сутки). Продолжительность этапа усвоения слогов у детей различна, так как каждый ребёнок индивидуален в своём развитии. Выходом в слово дети овладевают в разное время: кто раньше, кто позже. Работа по формированию навыка чтения носит индивидуально-дифференцированный характер.

4. Работа с предложением. Работая над предложением и устной речью, обучаем детей правильному согласованию слов в предложении, пересказыванию небольших сказок и рассказов по содержанию картины или о предмете. В процессе обучения происходит совершенствование диалогической речи детей; формирование умений детей задавать вопросы и отвечать на них; заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием. Как и на предыдущем этапе, выход в предложение для каждого ребёнка индивидуален: ребята, раньше усвоившие слово как единицу речи, успешнее выходят в предложение, затем в чтение текстов: отрывки произведений, небольшие сказки, стихотворения.

              Структура занятия изучения буквы         

Для того чтобы ребенок прочно усвоил буквы, он должен пройти следующие этапы их изучения. Основное направление: от звука к букве.

1. Выделение изучаемого звука из слов. Изучаемый звук должен находиться в сильной позиции, то есть в начале слова в ударном слоге (желательно без стечения согласных).

 2. Называние буквы. Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически, то есть буквой. При этом буквы обязательно называются твердыми звуками, например звук [с] обозначается буквой С, а не ЭС или СЭ.

 3.Знакомство с печатной буквой. Демонстрация буквы. Предлагается буква, написанная простым шрифтом среднего размера в черно-белом варианте.

4.Подбор зрительного образа к букве (вариант ребенка). Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми и т.п. Важно, чтобы ребенок самостоятельно представил образ буквы.

5.Сопоставление печатной буквы с графическим образом (вариант педагога). Благодаря графическому образу дети легче запоминают характерные особенности буквы. Важно, чтобы педагог предлагал вариант графического образа уже после того, как ребенок представил свой. 6.Предлагается стихотворное описание графического образа буквы. Данные стихи дают целостное описание зрительного образа. Можно предложить детям эти строчки для заучивания наизусть.

7.Анализ буквы. Дети определяют следующее: из каких элементов состоит буква;  как расположены эти элементы в пространстве.

 8. Знакомство с траекторией движений при написании буквы. Обведение буквы пальцем по гладкой поверхности; обведение буквы по трафарету; обведение буквы по контуру; запись буквы в воздухе;

9. Автоматизация звукобуквенных связей. Дидактические игры. 10.Самостоятельное написание печатной буквы.              

 

                                Календарно – тематический план

  Месяц

          Тема

                   Задачи

Понятие «слово», «предложение».

Закреплять представление детей о слове, учить составлять предложение из двух слов (схема)

Сентябрь

Начало и конец предложения

Учить детей составлять предложения, называть первое слово, второе, последнее

Понятие «Слог»

Знакомить с термином «слог», учить называть слова с заданным слогом

Понятия «звук», «гласный звук»

Закреплять умение детей интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком. Знакомить со слогообразовательной ролью гласных звуков

«Схема звукового состава слова»

Учить детей проводить звуковой анализ слова; закреплять умение называть первый звук в слове, называть слова с заданным звуком

Октябрь

«Звуковой анализ слов»

Продолжить обучение детей звуковому анализу слова, познакомить с тем, что бывают «согласные» звуки: твердые и мягкие

«Звуковой анализ слов»

Продолжить обучение детей звуковому анализу слова, учить различать  гласные, твердые и мягкие согласные звуки

«Звуковой анализ слов»

Познакомить со словоразличительной ролью твердых и мягких согласных звуков, учить называть слова с заданным звуком.

Ноябрь

«Звуковой анализ слов»

Учить дифференцировать гласные, твердые и мягкие  согласные звуки, закреплять умение определять место ударения в словах.

Буквы: «А», «Я»

Познакомить с гласными  буквами «А», «Я», учить составлять предложения о действии. Познакомить с тем, что буква Я может обозначать два звука. Дать понятие о йотированных звуках.

Буквы: «О», «Ё»

Знакомство с гласными буквами О, Ё, с тем, что буква Ё может обозначать звук

Буква «Е».

Буква «Э»

Познакомить детей со звуком и буквой «Е», «Э»

Декабрь

Буквы «У»

Буква «Ю»

Формирование у детей стойких представлений о букве «У», научить детей различению звука и буквы «Ю», синтезу слоговых сочетаний, содержащих этот звук.

Буква «И».

Буква «Ы»

Совершенствование артикуляционной моторики, развитие интонационной стороны речи

познакомить дошкольников с буквой «Ы», «И»

«Звуки [Б] и [Б'], буква «Б»»

Сформировать представления дошкольников о звуках [Б] и [Б'], познакомить с буквой «Б»

Январь

«Звуки [П] и [П'], буква «П»»

Сформировать представления у детей о звуках [П] и [П'], их графическим обозначением

«Звуки [В] и [В'], буква «В»»

Научить  дошкольников различению звуков [В] и [В'], познакомить с соответствующей буквой «В»

«Звуки [Ф] и [Ф'], буква «Ф»»

Познакомить дошкольников со звуками [Ф] и [Ф' ], с обозначаемой их буквой «Ф».

Февраль

«Звуки [Д] и [Д'], буква «Д»»

Обучить детей различению звуков [Д] и [Д'], сформировать представления о букве «Д».

«Звуки [Т] и [Т'], буква «Т»»

Познакомить дошкольников со звуками [Т] и [Т'], соответствующим этим звукам графическим символом

«Звуки [Г] и [Г'], буква «Г»»

Научить детей различению звуков [Г] и [Г'], закрепить представления о букве «Г»

«Звуки [К] и [К'], буква «К»»

Сформировать представления о звуках [К] и [К'], букве «К»

Март

«Звуки [З] и [З'], буква «3»

Познакомить дошкольников с новыми звуками [З] и [З'], обозначаемой их буквой – «З»

«Звуки [С] и [С'], буква «С»»

Сформировать представления детей о звуках [С] и [С'], об их графическом символе - букве «С»

«Звук и буква «Ж»»

Сформировать представления дошкольников о звуке и букве «Ж».

«Звук  и буква «Ш»»

«Звук и буква «Щ»»

Сформировать представления у дошкольников о звуке и букве «Ш», научить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звук «Щ»

Апрель

«Звук и буква «Ч»»

Научить дошкольников верному произношению звука [Ч], синтезу слоговых сочетаний, содержащих изучаемый звук

«Звук и буква «Ц»»

Познакомить детей со звуком и буквой «Ц»

«Звуки [Р] и [Р'], буква «Р»»

Обучить дошкольников  синтезу слоговых сочетаний, содержащих  звуки [Р] и [Р']

«Звук [Н], [Н']  и буква «Н»»

«Звуки [Л] и [Л'],  буква «Л»»

Познакомить дошкольников со звуками [Н] и [Н'], буквой «Н», познакомить детей со звуками [Л] и [Л'], обозначаемым их графическим символом – буквой «Л»

Май

«Звуки [М] и [М'], буква «М»»

Научить дошкольников правильному произношению звуков [М] и [М'], различению буквы «М»

«Звук и буква «Й»»

Познакомить дошкольников со звуком и буквой «Й»

«Звук и буква «Х»».

Познакомить дошкольников со звуками [Х] и [Х'], с их графическим обозначением – буквой «Х»

«Буквы [Ь] и [Ъ]»

Сформировать стойкие представления у дошкольниках о буквах [Ь] и [Ъ]

Слова для чтения (с «ь»): пень, мать, боль, топь, рысь

Слова для чтения (с «ъ»): съел, въехал, подъехал, объехал, съела

Обобщающее занятие

Закрепить полученные на протяжении всего курса обучения умения и навыки чтения. Чтение слов и коротких фраз.

                             

                          Взаимодействие с родителями

 Цель: развитие познавательного интереса, формирование представлений по обучению детей грамоте.

Содержание работы с родителями через разнообразные формы.

 Направления деятельности.

 Информационно – аналитические: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической деятельности. Проведение анкетирования и опросов.

 Познавательные: ознакомление родителей с приемами, методами обучения детей грамоте. Формирование  желания заниматься с о своими детьми. Проведение родительского собрания «Обучение детей грамоте». Наглядно – информационные: оформление родительского уголка в подготовительной группе «Советы родителям будущих первоклассников» «Игры со звуками». «Запоминание графического облика букв. Соотнесение звуков с буквами». «Выделение и распознавание звуков». «Деление слов на слоги «Определение места ударения в слове». «Чтение слов и предложений».  «А теперь буквы» «Сколько звуков? На каком месте?» «Что значит «ребенок готов к школе?» «Гласные и согласные» «Со схемой и без неё»

                           ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

      Организация развивающей среды с учётом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

    Центр познавательно – речевой активности в группе «Земляне» включает в себя магнитную доску, столы, стулья, различные дидактические игры и наглядный материал.

Дидактическое обеспечение программы: рабочие тетради, пеналы, разрезные азбуки.

                        Методическое обеспечение программы

- Наборы  картинок на все звуки родного языка (животные, игрушки, растения и т. д.)
- Наборы игрушек диких, домашних животных, птиц, фруктов, овощей и т. п.
- Картины-схемы звукового анализа слов (демонстрационные и раздаточные на каждого  ребёнка).
- Полоски-схемы звукового состава слов.
- Многофункциональные перфокарты.
- Рабочие тетради с заданиями на каждого ребёнка.
- Ребусы для детей.
- Буквы из разрезной азбуки.
- Различные виды азбук.
- Дидактические игры с буквами, со словами.
- Детская литература (“Грамматика в картинках”, “Развиваем внимание”, книги для начинающих читать).

                                     Список литературы

  1. «Обучение дошкольников грамоте» по методикам Д. Б. Эльконина, Л. Е. Журовой, Н. В. Дуровой. Москва, «Школьная пресса», 2011г.;
  2. Дидактические материалы Н. В. Дуровой «Поиграем в слова», «От слова к звуку», «Читаем сами», «Упражнения на проверку и закрепление знаний при обучении  дошкольников грамоте», «Развивающие упражнения для подготовки детей к школе».
  3. «Готовимся к школе» Н. М. Савицкая, «Литера», Санкт- Петербург, 2012г.;
  4. «Уроки грамоты для дошкольников», Москва, «Мозаика - синтез», 2011г.;
  5. «Обучение дошкольников грамоте», Н. С. Варенцова. Москва, «Мозаика - синтез», 2012г.;
  6. «Звуки, буквы, слоги, слова» Е. В. Соколова, «Академия развития», 2007г. 

                             

                                 Для дошкольников:

  1. Детская литература из серии «Читаем сами»,
  2. «Букварь» Н. С. Жукова, Москва, Эксмо, 2012г.;
  3. «Учимся читать» С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, Ярославль, «Академия развития», 2006г.,
  4. «Азбука в стихах и картинках» Г. Сапгир, Ярославль, «Академия развития», 2006г.


                                  Список воспитанников

1. Большакова  Соня

2. Иванцов  Владик

3.Игнатенко Кирилл

4. Казаков  Миша

5. Комзалов Лёва

6. Краснокутская  Вика

7. Матвеева Настя

8. Морякова Настя

9. Назаров Кирилл

10. Потапова  Аня

11.Семченков Никита

12.  Чигина  Алина

Результаты мониторинга по дополнительному образованию «Умные звуки» 2015 – 2016 учебный год.

Критерии

Начало года

Конец года

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Знание алфавита

8,5% (1чел.)

33,5%   (4чел.)

58%

(7чел.)

100%

(12 чел.)

0%

(0 чел.)

0%

(0 чел.)

Умение различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие звуки

0%

(0 чел.)

50%

(6 чел.)

50%

(6 чел.)

100%

(12 чел.)

0%

(0 чел.)

0%

(0 чел.)

Чтение по слогам

0%

(0 чел.)

8,5%

(1 чел.)

91,5%

(11чел.)

83,5%

(10чел.)

16,5%

(2 чел.)

0%

(0 чел.)

Выкладывание слов из разрезной азбуки

0%

(0 чел.)

8,5%

(1 чел.)

91,5%

(11чел.)

83,5%

(10чел.)

16,5%

(2 чел.)

0%

(0 чел.)

Вывод: Наработанная система игр по обучению грамоте помогает мне эффективно решать задачи данного раздела программы, строить интересный педагогический процесс, основываясь на ведущем виде деятельности дошкольника – игре. Данная система работы позволила детям старшего дошкольного возраста успешно овладеть звуковым анализом, выделять особенности слов, определять его звуковую характеристику, соединять звуки в слова, моделировать новые, что имеет огромное значение для последующего систематического обучения родного языка в школе. Кроме того дети научились сравнивать, быстро находить правильное решение, стали более самостоятельными, инициативными, у них появился интерес и стремление узнавать новое.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по обучению чтению дошкольников «Читарики»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдополнительного образованияпо обучению чтению дошкольников «Читарики»Целью данной программы является построение системы обучения чтению дошкольников в возрасте с 4 до 7 лет.Для ...

Рабочая программа дополнительного образования по обучению чтению дошкольников "Учимся читать"

Программа основана на методике известного московского логопеда, кандидата педагогических наук Надежды Сергеевны Жуковой. Обучение планируется вести по «Букварю» Н.С.Жуковой, который являет...

Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности дошкольников «Мы - за безопасность»

Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности дошкольников  «Мы - за безопасность»...

Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности дошкольников «Мы - за безопасность»

Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности дошкольников  «Мы - за безопасность»...

Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности дошкольников «Мы - за безопасность»

Направленность программы: Среди многих знаний, которые нужны человеку, наука безопасности – одна из самых первых. Люди придумали эту науку, когда жили ещё в пещерах. Жизнь сейчас стала легче, че...

Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности дошкольников «Мы - за безопасность»

Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности дошкольников  «Мы - за безопасность»...

Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности дошкольников: "Мы-за безопасность"

Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности дошкольников  «Мы - за безопасность»...