Доклад "Социальное - коммуникативное развитие детей с ОВЗ" с элементами практикума
материал по коррекционной педагогике на тему

Милушкина Алла Евгеньевна

Данный материал поможет педагогам осознать важность психолого - педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

 «Социально – коммуникативное развитие ребенка с ОВЗ»

СЛАЙД 2.На сегодняшний день вопросы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья вызывают особый интерес в педагогической практике. Учёные считают, что социальное развитие ребёнка проявляется в способах его познания окружающего мира и использование своих знаний в различных жизненных ситуациях. Каждый ребёнок с ограниченными возможностями здоровья постепенно учится понимать самого себя и окружающих. Приобретаемые навыки межличностных взаимоотношений помогают ему овладевать культурой поведения. С возрастом ребёнок расширяет для себя предметный, природный и социальный мир. По мере расширения представлений об окружающем повышается интеллектуальное и нравственное развитие ребёнка, развивается самосознание и самооценка, социальные чувства. А наша задача, как педагогов  - помочь «особым» детям социализироваться  в обществе, установить социальный контакт не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Меня, как педагога – психолога, заинтересовала проблема социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, т. е. активного приспособления к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе.

Ведь на данный момент не все учреждения готовы принять детей с ограниченными возможностями здоровья, но и не все дети с подобными проблемами зачастую готовы к одномоментному включению в детский коллектив. Поэтому перед педагогами встает проблема «щадящего» включения ребенка в группу сверстников.

Основой моей работы с «особыми» детьми является подготовка воспитанников с интеллектуальной недостаточностью к адекватной ориентировке в окружающей среде, способствуя при этом становлению навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях для более успешной интеграции в обществе.

СЛАЙД 3.Работа проводится в течение года в несколько этапов, которые вы видите на слайде.

СЛАЙД 4.Положительный результат психолого - педагогического воздействия дают разработанные интегрированные коррекционно-развивающие занятия, которые проводятся с каждым ребенком в индивидуальной и групповой формах работы  ( в зависимости от поставленной цели занятия) два раза в неделю. Они способствуют снижению проявлений депривации, формированию доверия к окружающим, формированию образа «Я», навыков самопознания, развитию эмоционально – волевой сферы, развитию способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям. Но, к сожалению, не всегда дети идут с особым желанием на занятия, ведь нужно прилагать немало усилий и усидчивости, чтобы выполнить то или иное задание. Поэтому в таких ситуациях наше занятие мы начинаем с того, что нравится ребенку. Это могут быть: мыльные пузыри, песочный стол, игра с воздушными шарами, пучок фибероптических волокон с источником света «Звездный дождь», слушание релаксационной музыки. Далее постепенно и плавно мы переходим, к тем заданиям, которые были запланированы. Надо заметить, что в своей работе необходимо учитывать индивидуальность каждого ребенка. Например, к нам в группу кратковременного пребывания ходит мальчик, которого можно мотивировать начать заниматься только с помощью уборки игрушек. С этим ребенком работа строится следующим образом: я, как педагог – психолог, мотивирую ребенка на уборку игрушек и пока мы «убираем» игрушки – выполняется последовательно задание. Я в своей работе стараюсь чередовать дидактические и подвижные игры, т.к. наши дети отличаются неусидчивостью и неорганизованностью.

СЛАЙД 5.Наблюдая за нашими воспитанниками, разговаривая с их родителями, проводя психологическую и педагогическую диагностику, мы убедились, что программа действительно эффективна. Родители заметили, что их дети изменились. Они стали более открытыми, активными, легко вступают в контакт со взрослыми и детьми, с желанием идут на занятия, играют дома в те игры, которые им показали в детском саду.

Анализ проведённой работы показал, что целенаправленное, систематическое и планомерное проведение коррекционно – развивающей работы способствует подготовке воспитанников с интеллектуальной недостаточностью к адекватной ориентировке в окружающей среде, способствуя при этом становлению навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях для более успешной адаптации и интеграции ребенка в социуме.

СЛАЙД 6.Несомненно важным условием эффективности психолого-педагогической работы является сотрудничество с родителями детей, посещающих индивидуальные коррекционные занятия. Работая с родителями, понимаешь, что им как и их детям нужна психолого – педагогическая помощь. Наблюдаются такие проблемы, как: заниженная самооценка, непринятие ребенка таким, каков он есть, эмоциональное напряжение. В свою очередь, родителям оказывается поддержка в форме индивидуальных и групповых консультаций, проведении тренингов. Вашему вниманию хочу предложить несколько упражнений, которые можно использовать в работе с родителями.

Практикум «Дерево».

Участникам раздаются листы бумаги А4 и разноцветные карандаши, украшения и др.

Давайте представим, что люди - это деревья. Но ведь каждое дерево уникально само по себе, как и человек. У какого-то ствол дерева крепкий, а кого-то совсем тонкий. У кого – то ветви деревьев раскидистые, а у кого-то опущены к земле. Сейчас я попрошу Вас отразить на листе бумаги свое внутренне состояние в виде дерева.

Участники рисуют деревья. Далее обсуждение деревьев.

А сейчас я попрошу Вас каждого укрепить, украсить и преобразить свое дерево с помощью наших украшений.

Участники выполняют задание.

Наши деревья стали намного лучше, чем были вначале. Запомните свое дерево именно таким какое оно сейчас перед вами и никогда не допускайте того, чтобы ствол стал слабее, чем он сейчас, а листья, чтобы всегда тянулись только вверх, навстречу солнцу.

Упражнение«Я люблю себя, даже когда...».

А теперь рядом со своим рисунком маркером или карандашом напишите одну вещь, которая вам нравится в себе, то чем вы гордитесь. Речь может идти о чём угодно: о внешности, личных качествах и т.д.

Теперь переверните лист. На обратной стороне напишите одну вещь, которая вас не устраивает.

Переверните лист обратно. Напишите ещё одну вещь, которая вам нравится в себе(используйте любимый цвет). Затем переверните лист и напишите вторую вещь, которая вам не нравится в себе (используя нелюбимый цвет).

Продолжайте писать то, что вам нравится в себе на стороне с
рисунком и то, что вам не нравится в обратной стороне, используя соответствующие маркеры для каждого пункта.

После того, как вы написали всё плохое о себе, о чём только могли подумать,прочитайте это и затем напишите над этими словами: «Я люблю себя, даже когда ...».

Признайте, что вы привлекательны даже с учётом того, что вам в  себе не нравится. Недостатки касаются ваших действий, а не вас как человека. Помните, что при любых обстоятельствах вы достойны быть любимыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для воспитателей "Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС".

Повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей в вопросах  реализации образовательной области  «Социально-коммуникативное развитие»....

НОД по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста с элементами экспериментирования «Цвет морской волны»

Цель: Развивать умение обращаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания....

«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста» «Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Социально-коммуникативноеразвитие детей дошкольного возраста»«Задачи социально-коммуникативного развития  дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...

Семинар – практикум: «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей в вопросах реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»....

конспект семинара-практикума по теме: "Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста"

Данный семинар-практикум можно использовать как в работе с педагогами,так и родителями воспитанников...

Семинар – практикум для педагогов: на тему: «Игра как средство социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Сюжетно-ролевые игры выступают важным средством социально-коммуникативного развития детей. Они способствуют усвоению норм и правил поведения в социуме, овладению определёнными умениями и социальными н...