Главные вкладки

    Родительское собрание на тему: «Специфика обучения и воспитания в коррекционной группе детского сада для детей с задержкой психического развития. Роль семьи в коррекции дефектов и нарушений развития детей».
    консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

    Кулакова Екатерина Валерьевна

    Родительское собрание на тему: "Специфика обучения и воспитания в корекционной группе детского сада для детей с задержкой психического развития. Роль семьи в коррекции дефектов и нарушений развития у детей" является вводным (ознакомительным). Педагог раскрывает родителям значение и содержание работы коррекционной группы для детей с ЗПР, знакомит их с методами и приемами, а также дает различные рекомендации. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_no1.doc54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание №1

    Тема: «Специфика обучения и воспитания в коррекционной группе детского сада. Роль семьи в коррекции дефектов и нарушений развития детей».

    План проведения:

    1. Введение. Статистические данные.
    2. Кто такой дефектолог?
    3. Специфика обучения и воспитания в коррекционной группе. Содержание и методы коррекционной работы.
    4. Ознакомление родителей с результатами обследования.
    5. Роль семьи в преодолении и коррекции нарушений развития.
    6. Краткие рекомендации к выполнению домашних заданий.

    Содержание:

    1. Введение. Статистические данные.

    В последние годы наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общего и речевого развития. По данным Министерства образования РФ, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относится к категории риска школьной, соматической и психофизической дизадаптации. Из них приблизительно 35% обнаруживают очевидные расстройства в нервно – психической сфере еще в младшей группе детского сада. Число учащихся начальных классов, не справляющихся с требованиями стандартной программы, за последние 20 лет возросло в 2-2,5 раза, достигнув 30% и более. Особое место среди таких детей занимают дети с ЗПР.

    Слабое соматическое и нервно-психологическое здоровье дошкольников становится одной из причин трудностей их адаптации к школьным нагрузкам. Таким образом, характерной особенностью таких детей является их недостаточная готовность к школьному обучению.

    В чем же причины недостаточной готовности к школьному обучению, которые также являются одними из причин ЗПР?

    За первые 6-7 лет жизни ребенок усваивает все основные виды человеческих действий, овладевает развернутой связной речью, устанавливает взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. У него формируется познавательная деятельность, совершенствуется произвольное внимание, развиваются все виды памяти, постепенно он овладевает словесно-логическим мышлением.

    Следует отметить, что уровень готовности к обучению в школе детей, воспитывающихся в одинаковых условиях дошкольно- образовательного учреждения, оказывается неодинаковым. Выделяется категория детей, характеризующаяся недостаточным уровнем школьной зрелости, которая в свою очередь определяется уровнем развития различных психологических функций: восприятия, памяти, словесно-логического мышления, речи и внимания. Отсюда следует, что недостаточная готовность к школе  проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности.

    Развитие ребенка-дошкольника зависит от ряда условий и причин:      

    1) социальная ситуация развития (круг общения, характер взаимоотношений «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок» и др.)

    На развитие оказывает негативное влияние:

    - дефицит общения с окружающими;                                                                        

    - травмирующее действие социальной микросферы, отсюда следует состояние повышенной тревожности и др.;                                                      

    - отсутствие адекватных педагогических условий.

    2) развитие ведущих и других, типичных для данного возраста видов деятельности (игры, учения и др.)

    3) состояние здоровья (соматического, нервно-психического).

    Соматические заболевания и нарушения ЦНС препятствуют нормальному функционированию тех или иных систем головного мозга и задерживают его своевременное развитие, из чего следует недостаточное формирование способностей к усвоению знаний.

    Наличие слабовыраженных нарушений ЦНС даже при благоприятных социально-педагогических условиях будет ограничивать возможности развития и обучение ребенка.

    2. Кто такой дефектолог?

    Дефектолог - специалист, занимающийся развитием обучением и воспитанием «особенных детей».

    «Особым» детям требуется повышенное внимание родителей, а педагогам с ними работающим, определенная специализация.

    Дефектологом осуществляется комплексный подход к коррекции, воспитанию и обучению детей данной категории. Именно поэтому работа дефектолога тесно связана с областями работы других специалистов: психологии, медицины и  педагогики.

    Цель работы учителя-дефектолога - компенсация дефекта  и адаптация детей в социальной, учебной, бытовой сферах жизни.

    3. Специфика обучения и воспитания в коррекционной группе. Содержание и методы коррекционной работы.

    Чем же отличается работа педагогов коррекционных групп от работы массовых групп детского сада?

    В коррекционных группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

    - диагностико – консультативное: осуществляется оно комплексным междисциплинарным участием и динамическим наблюдением за развитием ребенка специалистами психолого – медико – педагогическим консилиума (ПМПк) образовательного учреждения, который создается в учреждении по приказу руководителя в составе психолога, логопеда, дефектолога, старшего воспитателя, врача (Задачи: изучение состояния здоровья детей, выявление уровня развития ведущих видов деятельности, особенностей развития познавательной и эмоционально – волевой сфер, развития речи и др.).

    - коррекционно – развивающее – это комплекс мер, воздействующих на личность в целом, нормализацию и совершенствование ведущих видов деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития.

            Данная работа реализуется взаимодействием в работе учителя – дефектолога, логопеда, психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и воспитателей.

            Каждый специалист одновременно каждый на своем занятии решают коррекционно – образовательные задачи. Такие как:

    - сенсорное развитие (освоение эталонов – образцов цвета, формы, величины),

    - освоение предметно – практической деятельности,

    - освоение продуктивных видов деятельности,

    - накопление языковых представлений, развитие фонетико – фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте,

    - уточнение, обогащение и систематизация словаря,

    - формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения,

    - развитие элементарных математических представлений,

    - формирование соответствующих возрасту игровых навыков игровой деятельности, а также элементов учебной деятельности.

            Воспитание и обучение детей в коррекционных группах осуществляется в 2- х формах:

    - в повседневной жизни,

    - в процессе обязательных регулярных занятий.

            

            Учителем - дефектологом в соответствии с учебным планом проводятся следующие занятия с детьми:

    - развитие речевого (фонематического) восприятия и подготовка к обучению грамоте;

    - ознакомление с окружающим миром и развитие речи;

    - коррекционная ритмика;

    - формирование элементарных математических представления.

    Помимо фронтальных занятий, проводятся подгрупповые и индивидуальные. Подгруппы организуются на основе комплексной диагностики с учетом актуального уровня развития детей и имеют подвижный состав.

            Воспитатели групп также проводят общегрупповые и подгрупповые занятия по изодеятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим, организуют наблюдения за природными и общественными объектами, которые занимаются коррекционно-воспитательной работой на занятиях и в режимные моменты.

            Большое значение в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, имеют лечебные и профилактические мероприятия, т. к. функциональная недостаточность головного мозга проявляется не только в замедлении темпа психофизического развития, но и в психоневрологических и соматических расстройствах. Из чего следует, что большинство детей нуждаются в динамическом медицинском наблюдении и в периодическом активном лечении у педиатра, невролога и детского психиатра.

    4. Ознакомление родителей с результатами обследования.

    В начале учебного года специальное время отводилось для обследования детей. Выявлялись индивидуальные особенности дошкольников, уровень их развития, усвоение программы за предыдущий период воспитания и обучения.

    Результаты обследования служат основанием для выделения подгрупп и адаптации программного материала. При этом сроки его освоения в каждой подгруппе могут быть различными, т. е. темп «прохождения» программы может быть различным.

            Обследование проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты его и анкетирования родителей занесены в карты психолого – педагогического обследования детей. Ознакомится с этими картами и результатами обследования можно в индивидуальном порядке.

    5. Роль семьи в преодолении и коррекции нарушений развития.

    Какова же роль семьи, родителей в преодолении и коррекции нарушений детей?

            Не надо думать, что все проблемы исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима непрерывная, систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

            Очень важно, чтобы мы с вами работали слаженно в комплексе психолого – педагогических мероприятий. Это заключается в:

    1. единстве требований к ребенку,
    2. контроле за выполнением заданий,
    3. помощи в оформлении тетрадей, альбомов, игр и др. дидактического материала,
    4. активном участии во всех групповых и общесадовых мероприятиях.

    Будьте терпимы и наблюдательны к своему ребенку.

    При выполнении домашних заданий не ругайте, не срывайтесь на

    ребенка, никакого давления, если что – то не получается. Это все естественно и это будет в силу характеристики развития психических процессов детей.

    6. Краткие рекомендации к выполнению домашних заданий.

    Отмечу некоторые правила работы и выполнения домашних заданий в тетрадях:

    - тетради забирать на выходные, а возвращаем в понедельник;

    - задания на развитие ручной моторики (штриховка, рисование и др.) выполнять карандашами или не проявляющимися с обратной стороны листа фломастерами;

    - весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнением ребенком задания;

    - задания должны быть прочитаны ребенку;

    - все задания должны выполняться до конца.

    Если ребенок устал, разделите домашнее задание на несколько частей.

    - не выполняйте за ребенка.

    - если ответ ребенка был не правильный, запишите, но обязательно исправьте.

            По речевому материалу: повторяйте стихи, слова, слоги, звуки изолированно (отдельно), постоянно исправляйте в речи их каждый день.

            

    Если считаете, что вашему ребенку это не надо, не делайте. Вас никто не может заставить.

            Но в конце очень хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в коррекции и преодолении нарушений развития Ваших детей!

            

    Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляться будет через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые Вы сможете посещать по договоренности с педагогом.

                           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание на тему:«Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе.Роль семьи в преодолении дефектов речи».

    Рассматриваются вопросы о положительных сторонах обучения и воспитания детей в логопедических группах, о роли семьи в преодолении речевых нарушений....

    Родительское собрание учителя - логопеда "Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»

    Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»План  проведения:1.Что такое «логопедия»? Кто такой логопед? Зачем нужен логопед?2.Осо...

    ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    В учебно-методическом пособии обобщён многолетний опыт экспериментальной деятельности по обучению и воспитанию дошкольников с задержкой психического развития на базе детского сада № 908 СВУО г. Москвы...

    Родительское собрание № 1. Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении речевых нарушений».

    Родительское собрание в разновозрастной  группе компенсирующей направленности. Цель данного собрания - разьяснить вновь прибывшим родителям специфику работы  группы компенсирующей направленн...

    Родительское собрание на тему: «Специфика обучения и воспитания детей в группе с детьми имеющие речевые нарушения». «Роль семьи в преодолении дефектов речи».

    СЛАЙД № 2Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.СЛАЙД № 3Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос&raq...

    СЦЕНАРИЙ родительского собрания на тему: «Духовно нравственное воспитание детей в средней группе детского сада»

    Цель: показать значимость нравственного воспитания для формирования личности дошкольников.Задачи: 1.  На  примере  творчества,  фактов  биографии  Д.С.  Лихачева...

    Родительское собрание на тему: «Специфика обучения и воспитания детей в комбинированной группе. Роль семьи в преодолении речевых нарушений"

        Только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в...