УЧЕТ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ОПОСРЕДОВАННОЙ ПАМЯТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) по теме

Шеверталова Людмила Александровна

Результаты экспериментальных исследований по гендерным особенностям развития опосредованной памяти старших дошкольников и предложения по разработке программы

Скачать:


Предварительный просмотр:

УЧЕТ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ОПОСРЕДОВАННОЙ ПАМЯТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА

На этапе завершения дошкольного детства приобретают актуальность задачи преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования и  формирования у старших  дошкольников предпосылок к учебной деятельности. Одной из необходимых предпосылок успешного обучения в школе является развитие психических процессов, и, в первую очередь, памяти. 

Значение  памяти при подготовке ребенка к школьному обучению изучалось  многими исследователями, это -  П.И. Зинченко, Н.Г. Поддубная, Д.Б. Эльконин, Обухова Л.Ф., Шадриков В. Д., Лурия А.Р., Марцинковская Т.Д. 

На  протяжении последних десятилетий проявляется интерес к изучению таких индивидуальных особенностей памяти, как гендерные особенности. Исследованиями в этой области занимались Н. М. Гнедова, С. М. Елинова, И. А. Сергеева и др.  Хотя  вопросы гендерных особенностей опосредованной памяти у дошкольников изучены недостаточно,  учет  данных этих исследований дает возможность более качественно и  квалифицированно организовать работу по развитию и совершенствованию опосредованной памяти у дошкольников.

Изучение научной литературы и анализ практического опыта работы выявили  противоречие между  необходимостью повышения эффективности и качества образования, построения образовательной деятельности в детском саду на принципе индивидуализации дошкольного образования, закрепленных  в  ФГОС ДО и отсутствием научно обоснованной модели развития и совершенствования  опосредованной памяти у дошкольников с учетом гендерных особенностей.

Для выявления гендерных различий в развитии опосредованной памяти у старших дошкольников мы провели экспериментальное исследование. Эксперимент проводился   на базе МБДОУ «Детский сад №17 «Чебурашка» города Новочебоксарска Чувашской Республики. В нем   приняли участие 22 девочки и 22 мальчика (средний возраст 5,8 лет). Исследования  проводили по   методикам «Смысловое соотнесение» А. Н. Леонтьева [4] и “Пиктограмма” А. Р. Лурия [5].  

Полученные в ходе экспериментального исследования статистические данные, свидетельствуют о наличии гендерных различий в развитии опосредованной памяти  у старших дошкольников.

 

 

Результаты  нашего экспериментального исследования поставили перед нами проблему  разработки  программы развития опосредованной памяти у детей старшего дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей.

Разрабатывая программу, мы учитывали следующее:

- старший дошкольный возраст являются сенситивным периодом в плане развития опосредованной памяти;

- развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется плавным переходом от непроизвольного и непосредственного запоминания в младшем возрасте к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию в старшем дошкольном возрасте;

- у мальчиков и девочек скорость созревания различных образований мозга не совпадает, различен и темп развития полушарий, чем объясняется преимущество девочек в развитии памяти, в том числе и опосредованной (В.Д. Еремеева, Т. П. Хризман) [2];

- экспериментальное исследование показало, что у наших испытуемых недостаточно развита опосредованная память;

- ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника является игра;

- наличие игровой ситуации, мотивационного и целевого компонентов, использование разнообразных мнемотехнических средств повышает успешность развития опосредованной памяти.

Основой  построения указанной системы стали:

1. Принцип содержательной мотивации для запоминания и припоминания. Дидактические игры должны опосредовать мнемонические действия близким ребёнку игровым мотивом и обеспечивать их реальное протекание, при котором ребенок формирует и решает мнемическую задачу, получая подкрепление действиям в виде полученного результата (Шадриков В.Д.) [8].  

2. Принцип содержательного сотрудничества педагога  с ребёнком при решении мнемонических задач. В общении с дошкольниками взрослый выступает носителем мотивационно-смысловых уровней и передаёт средства, способы познания.

4. Принцип привлекательности дидактического материала (Афонькина Ю.А.) [1].

5. Принцип комплексности:

1) обеспечение взаимосвязанного развития образной, логической и опосредованной памяти, всех компонентов произвольной памяти через опосредование  мнемической деятельности (Смирнов А.А.) [6];

2) формирование совместно с памятью мышления, связной речи и произвольного  внимания. Функционирование психических функций взаимосвязано, и развитие одной функции ведет за собой развитие остальных и оказывает существенное влияние на развитие и становление  всей психики в целом;

3) включение в реализацию программы  всех субъектов образовательной деятельности: детей, педагогов, родителей.

6. Принцип вариативности:

1) вариативность мотивации игры, стимульный характер  материала и дидактических задач;

2) гендерный подход к разработке комплекса мероприятий, направленных на развитие опосредованной памяти;

3) использование разнообразных мнемических приемов и методов для развития опосредованной памяти у старших дошкольников (использование метода мнемотехники  В. А. Козаренко) [3].

Основной   целью программы стали  развитие и коррекция опосредованной памяти с учетом гендерных особенностей.  

Нами сформулированы задачи программы:

1) развитие опосредованной памяти у старших дошкольников с учетом гендерных особенностей,

2) формирование  приёмов запоминания («смысловое соотнесение», «мнемотехника», «пиктограмма»);

3) формирование интереса к деятельности,  воспитание самостоятельности  в выполнении заданий.

Осуществление работы спроектировано поэтапно. Формирующая работа планируется в двух направлениях (развитие ассоциаций и кодирование ассоциаций) по трем блокам:

1) Блок 1: Работа с детьми:

Цель: развитие и коррекция опосредованной памяти

а) подгрупповая с мальчиками и/или индивидуальная – реализация План-программы по развитию опосредованной памяти у мальчиков «Школа юных следопытов»

б) подгрупповая с девочками и/или индивидуальная реализация План-программы по развитию опосредованной памяти у девочек «Школа маленьких принцесс»

2) Блок 2: Работа с родителями;

Цель: педагогическое просвещение родителей по вопросу развития у детей 5-6 лет памяти с учетом гендерных особенностей

3) Блок 3: Работа с педагогами.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам гендерных особенностей развития опосредованной памяти у старших дошкольников, ее развития и коррекции с учетом гендера.

На первом этапе основная задача работы с педагогами и родителями состоит в ознакомлении их с научной и методической литературой с целью психолого-педагогического просвещения.

Работа с детьми на первом этапе предусматривает развитие у них ассоциаций, обучение установлению адекватных связей между предметом (действием, образом)  и ассоциацией, умению их аргументировать и включает следующие игры: «Запомни картинки», «Парочки», «Троечки», «Вспомни слова с помощью картинок», «Посмотри на картинку, а запомни слово» (Черемошкина Л.В.)  [7].

Для решения поставленных задач на данном этапе будут использоваться мнемические методы и приемы: смысловой группировки, классификации, смыслового соотнесения, метод ассоциаций.

На втором этапе основная задача работы с родителями и педагогами состоит в систематизации знаний об особенностях развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с учетом гендерных различий. Для этого предусмотрено проведение родительского собрания «Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста в зависимости от гендерных особенностей и способы ее  развития в домашних условиях» и консультации для педагогов «Гендерные особенности развития опосредованной памяти у старших дошкольников».

Работа с детьми на втором  этапе предусматривает обучение старших дошкольников способам кодирования, составления опорных схем, мнемосхем и включает следующие игры: «Запомни и нарисуй», «Следопыт»,  «Загадки Феи»,  упражнение «Пиктограммы», упражнение «Весёлые таблицы», д/и «Запомни стихи по картинкам».

Для решения поставленных задач на втором этапе будут использоваться мнемические и мнемотехнические  методы и приемы: метод «Пиктограмма», метод опорных схем, мнемосхем и мнемотаблиц,

На третьем этапе основная задача работы с родителями - их ознакомление с вариантами игр для мальчиков и девочек  на  развитие памяти для использования их в домашних условиях. С этой целью запланировано оформление папки-передвижки и информационного стенда  с рекомендациями  по развитию памяти у детей 5-6 лет,    создание картотеки игр по развитию памяти  с подразделами «Игры для маленьких следопытов», «Игры для маленьких принцесс».

Задача  работы с педагогами на третьем этапе – ознакомление с вариантами игр для мальчиков и девочек  на  развитие памяти для использования их в условиях ДОО, рефлексия полученных знаний и применение их на практике.  Предусмотрено   проведение практического занятия по теме «Игровой тренинг для развития памяти старших дошкольников»  и привлечение педагогов к созданию и  пополнению картотеки игр по развитию памяти  с подразделами «Игры для маленьких следопытов», «Игры для маленьких принцесс».

Работа с детьми на третьем этапе предусматривает закрепление и совершенствование на практике применения методов мнемической деятельности и  мнемотехники в дидактических играх, разученных с детьми на 1 и 2 этапах, с вариантами усложнения.

Учет гендерных особенностей предполагает разработку План-программы по развитию опосредованной памяти у мальчиков «Школа юных следопытов», План-программы по развитию опосредованной памяти у девочек «Школа маленьких принцесс», где учитываются роле половые интересы, подборку игр с подразделами «Игры для маленьких следопытов», «Игры для маленьких принцесс», использование подвижных игр на развитие опосредованной памяти у мальчиков, большее количество занятий и игр  с мальчиками.

Таким образом, мы предполагаем, что проведение целенаправленной работы с родителями и педагогами по ознакомлению с возрастными и гендерными особенностями развития опосредованной памяти дошкольников,  систематическое использование методов мнемотехники и  дидактических игр в условиях дошкольной организации и в домашних условиях с учетом гендерных особенностей,  позволит повлиять на эффективность процесса развития опосредованной памяти у детей старшего дошкольного возраста. А учет гендерных различий позволит избежать неудач в обучении детей, позволит сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье дошкольников, создаст атмосферу успешности  для развития, как девочек, так и мальчиков.

Список литературы

  1. Афонькина, Ю. А. Особенности развития произвольной образной памяти у старших дошкольников в процессе дидактической игры : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / Ю. А. Афонькина. – Мурманск, 1996. – 24 с.
  2. Еремеева,  В. Д.  Мальчики и девочки:  два разных мира / В.Д. Еремеева, Т. П. Хризман. – СПб. : Тускарора, 2000. – 183 с.
  3. Козаренко В. А. Учебник мнемотехники / В. А. Козаренко. [Электронный ресурс] Режим доступа : Сайт http://www.mnemotexnika.narod.ru
  4. Леонтьев,  А.Н. Развитие памяти Экспериментальное исследование высших психологических функций с предисловием Л. С.Выготского  / А. Н. Леонтьев. – М., Л. : Государственное учебно-педагогическое издательство, 1931.
  5. Лурия,  А. Р. Маленькая книжка о большой памяти / А. Р. Лурия. – М. : Издательство московского университета, 1968. – 88 с.
  6. Смирнов, А. А. Формирование приемов логического запоминания у детей дошкольного возраста и младших школьников / Смирнов А. А., Истомина З. М., Мальцева К. П., Самохвалова В. И.  // Вопр. психол. –  1969. –  № 5. –  C. 90—100.
  7. Черемошкина, Л. В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Л. В. Черемошкина. – Ярославль : «Академия развития», 1996. – 240 с.
  8. Шадриков,  В. Д. Мнемические способности : развитие и диагностика / В. Д. Шадриков, Л. В. Черемошкина. – М. : Педагогика,  1990. – 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему:«Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников – важнейшее условие эффективности процесса формирования у детей мотивационных установок к здоровому образу жизни”

Педагогический совет был разработан в 2011 году. Предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений.Форма проведения - игра "Педагогический КВН"Цель педсовета: систематизировать знания п...

"Куклотерапия" - сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников.

В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного разви...

Презентация "Психологизация педагогического процесса - как важный фактор сохранения и укрепления психического здоровья дошкольников"

Данная презентация была предложена педагогам в рамках семинара-практикума, организованного педагогом-психологом, на тему "Психологизация ПП как важный фактор сохранения физического и психического здор...

Информационно – психологическая брошюра для любознательных родителей "Арт - терапия, как средство сохранения и укрепления психического здоровья дошкольников"

Мир постоянно информационно усложняется и не хватает времени для живого человеческого общения. Давайте сделаем первые шаги на встречу друг к другу и совершим небольшую экскурсию в мир детства.У каждог...

Гендерные особенности развития воображения у старших дошкольников.

Воспитание детей в условиях ДОУ должно осуществляться  с учетом их гендерных особенностей. Девочки и мальчики одного и того же возраста обладают разными особенностями развития  воображения. ...

Гендерные особенности развития воображения у старших дошкольников.

Воспитание детей в условиях ДОУ должно осуществляться  с учетом их гендерных особенностей. Девочки и мальчики одного и того же возраста обладают разными особенностями развития  воображения. ...