Главные вкладки

    УЧЕТ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ОПОСРЕДОВАННОЙ ПАМЯТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА
    статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) по теме

    Шеверталова Людмила Александровна

    Результаты экспериментальных исследований по гендерным особенностям развития опосредованной памяти старших дошкольников и предложения по разработке программы

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    УЧЕТ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ОПОСРЕДОВАННОЙ ПАМЯТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА

    На этапе завершения дошкольного детства приобретают актуальность задачи преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования и  формирования у старших  дошкольников предпосылок к учебной деятельности. Одной из необходимых предпосылок успешного обучения в школе является развитие психических процессов, и, в первую очередь, памяти. 

    Значение  памяти при подготовке ребенка к школьному обучению изучалось  многими исследователями, это -  П.И. Зинченко, Н.Г. Поддубная, Д.Б. Эльконин, Обухова Л.Ф., Шадриков В. Д., Лурия А.Р., Марцинковская Т.Д. 

    На  протяжении последних десятилетий проявляется интерес к изучению таких индивидуальных особенностей памяти, как гендерные особенности. Исследованиями в этой области занимались Н. М. Гнедова, С. М. Елинова, И. А. Сергеева и др.  Хотя  вопросы гендерных особенностей опосредованной памяти у дошкольников изучены недостаточно,  учет  данных этих исследований дает возможность более качественно и  квалифицированно организовать работу по развитию и совершенствованию опосредованной памяти у дошкольников.

    Изучение научной литературы и анализ практического опыта работы выявили  противоречие между  необходимостью повышения эффективности и качества образования, построения образовательной деятельности в детском саду на принципе индивидуализации дошкольного образования, закрепленных  в  ФГОС ДО и отсутствием научно обоснованной модели развития и совершенствования  опосредованной памяти у дошкольников с учетом гендерных особенностей.

    Для выявления гендерных различий в развитии опосредованной памяти у старших дошкольников мы провели экспериментальное исследование. Эксперимент проводился   на базе МБДОУ «Детский сад №17 «Чебурашка» города Новочебоксарска Чувашской Республики. В нем   приняли участие 22 девочки и 22 мальчика (средний возраст 5,8 лет). Исследования  проводили по   методикам «Смысловое соотнесение» А. Н. Леонтьева [4] и “Пиктограмма” А. Р. Лурия [5].  

    Полученные в ходе экспериментального исследования статистические данные, свидетельствуют о наличии гендерных различий в развитии опосредованной памяти  у старших дошкольников.

     

     

    Результаты  нашего экспериментального исследования поставили перед нами проблему  разработки  программы развития опосредованной памяти у детей старшего дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей.

    Разрабатывая программу, мы учитывали следующее:

    - старший дошкольный возраст являются сенситивным периодом в плане развития опосредованной памяти;

    - развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется плавным переходом от непроизвольного и непосредственного запоминания в младшем возрасте к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию в старшем дошкольном возрасте;

    - у мальчиков и девочек скорость созревания различных образований мозга не совпадает, различен и темп развития полушарий, чем объясняется преимущество девочек в развитии памяти, в том числе и опосредованной (В.Д. Еремеева, Т. П. Хризман) [2];

    - экспериментальное исследование показало, что у наших испытуемых недостаточно развита опосредованная память;

    - ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника является игра;

    - наличие игровой ситуации, мотивационного и целевого компонентов, использование разнообразных мнемотехнических средств повышает успешность развития опосредованной памяти.

    Основой  построения указанной системы стали:

    1. Принцип содержательной мотивации для запоминания и припоминания. Дидактические игры должны опосредовать мнемонические действия близким ребёнку игровым мотивом и обеспечивать их реальное протекание, при котором ребенок формирует и решает мнемическую задачу, получая подкрепление действиям в виде полученного результата (Шадриков В.Д.) [8].  

    2. Принцип содержательного сотрудничества педагога  с ребёнком при решении мнемонических задач. В общении с дошкольниками взрослый выступает носителем мотивационно-смысловых уровней и передаёт средства, способы познания.

    4. Принцип привлекательности дидактического материала (Афонькина Ю.А.) [1].

    5. Принцип комплексности:

    1) обеспечение взаимосвязанного развития образной, логической и опосредованной памяти, всех компонентов произвольной памяти через опосредование  мнемической деятельности (Смирнов А.А.) [6];

    2) формирование совместно с памятью мышления, связной речи и произвольного  внимания. Функционирование психических функций взаимосвязано, и развитие одной функции ведет за собой развитие остальных и оказывает существенное влияние на развитие и становление  всей психики в целом;

    3) включение в реализацию программы  всех субъектов образовательной деятельности: детей, педагогов, родителей.

    6. Принцип вариативности:

    1) вариативность мотивации игры, стимульный характер  материала и дидактических задач;

    2) гендерный подход к разработке комплекса мероприятий, направленных на развитие опосредованной памяти;

    3) использование разнообразных мнемических приемов и методов для развития опосредованной памяти у старших дошкольников (использование метода мнемотехники  В. А. Козаренко) [3].

    Основной   целью программы стали  развитие и коррекция опосредованной памяти с учетом гендерных особенностей.  

    Нами сформулированы задачи программы:

    1) развитие опосредованной памяти у старших дошкольников с учетом гендерных особенностей,

    2) формирование  приёмов запоминания («смысловое соотнесение», «мнемотехника», «пиктограмма»);

    3) формирование интереса к деятельности,  воспитание самостоятельности  в выполнении заданий.

    Осуществление работы спроектировано поэтапно. Формирующая работа планируется в двух направлениях (развитие ассоциаций и кодирование ассоциаций) по трем блокам:

    1) Блок 1: Работа с детьми:

    Цель: развитие и коррекция опосредованной памяти

    а) подгрупповая с мальчиками и/или индивидуальная – реализация План-программы по развитию опосредованной памяти у мальчиков «Школа юных следопытов»

    б) подгрупповая с девочками и/или индивидуальная реализация План-программы по развитию опосредованной памяти у девочек «Школа маленьких принцесс»

    2) Блок 2: Работа с родителями;

    Цель: педагогическое просвещение родителей по вопросу развития у детей 5-6 лет памяти с учетом гендерных особенностей

    3) Блок 3: Работа с педагогами.

    Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам гендерных особенностей развития опосредованной памяти у старших дошкольников, ее развития и коррекции с учетом гендера.

    На первом этапе основная задача работы с педагогами и родителями состоит в ознакомлении их с научной и методической литературой с целью психолого-педагогического просвещения.

    Работа с детьми на первом этапе предусматривает развитие у них ассоциаций, обучение установлению адекватных связей между предметом (действием, образом)  и ассоциацией, умению их аргументировать и включает следующие игры: «Запомни картинки», «Парочки», «Троечки», «Вспомни слова с помощью картинок», «Посмотри на картинку, а запомни слово» (Черемошкина Л.В.)  [7].

    Для решения поставленных задач на данном этапе будут использоваться мнемические методы и приемы: смысловой группировки, классификации, смыслового соотнесения, метод ассоциаций.

    На втором этапе основная задача работы с родителями и педагогами состоит в систематизации знаний об особенностях развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с учетом гендерных различий. Для этого предусмотрено проведение родительского собрания «Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста в зависимости от гендерных особенностей и способы ее  развития в домашних условиях» и консультации для педагогов «Гендерные особенности развития опосредованной памяти у старших дошкольников».

    Работа с детьми на втором  этапе предусматривает обучение старших дошкольников способам кодирования, составления опорных схем, мнемосхем и включает следующие игры: «Запомни и нарисуй», «Следопыт»,  «Загадки Феи»,  упражнение «Пиктограммы», упражнение «Весёлые таблицы», д/и «Запомни стихи по картинкам».

    Для решения поставленных задач на втором этапе будут использоваться мнемические и мнемотехнические  методы и приемы: метод «Пиктограмма», метод опорных схем, мнемосхем и мнемотаблиц,

    На третьем этапе основная задача работы с родителями - их ознакомление с вариантами игр для мальчиков и девочек  на  развитие памяти для использования их в домашних условиях. С этой целью запланировано оформление папки-передвижки и информационного стенда  с рекомендациями  по развитию памяти у детей 5-6 лет,    создание картотеки игр по развитию памяти  с подразделами «Игры для маленьких следопытов», «Игры для маленьких принцесс».

    Задача  работы с педагогами на третьем этапе – ознакомление с вариантами игр для мальчиков и девочек  на  развитие памяти для использования их в условиях ДОО, рефлексия полученных знаний и применение их на практике.  Предусмотрено   проведение практического занятия по теме «Игровой тренинг для развития памяти старших дошкольников»  и привлечение педагогов к созданию и  пополнению картотеки игр по развитию памяти  с подразделами «Игры для маленьких следопытов», «Игры для маленьких принцесс».

    Работа с детьми на третьем этапе предусматривает закрепление и совершенствование на практике применения методов мнемической деятельности и  мнемотехники в дидактических играх, разученных с детьми на 1 и 2 этапах, с вариантами усложнения.

    Учет гендерных особенностей предполагает разработку План-программы по развитию опосредованной памяти у мальчиков «Школа юных следопытов», План-программы по развитию опосредованной памяти у девочек «Школа маленьких принцесс», где учитываются роле половые интересы, подборку игр с подразделами «Игры для маленьких следопытов», «Игры для маленьких принцесс», использование подвижных игр на развитие опосредованной памяти у мальчиков, большее количество занятий и игр  с мальчиками.

    Таким образом, мы предполагаем, что проведение целенаправленной работы с родителями и педагогами по ознакомлению с возрастными и гендерными особенностями развития опосредованной памяти дошкольников,  систематическое использование методов мнемотехники и  дидактических игр в условиях дошкольной организации и в домашних условиях с учетом гендерных особенностей,  позволит повлиять на эффективность процесса развития опосредованной памяти у детей старшего дошкольного возраста. А учет гендерных различий позволит избежать неудач в обучении детей, позволит сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье дошкольников, создаст атмосферу успешности  для развития, как девочек, так и мальчиков.

    Список литературы

    1. Афонькина, Ю. А. Особенности развития произвольной образной памяти у старших дошкольников в процессе дидактической игры : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / Ю. А. Афонькина. – Мурманск, 1996. – 24 с.
    2. Еремеева,  В. Д.  Мальчики и девочки:  два разных мира / В.Д. Еремеева, Т. П. Хризман. – СПб. : Тускарора, 2000. – 183 с.
    3. Козаренко В. А. Учебник мнемотехники / В. А. Козаренко. [Электронный ресурс] Режим доступа : Сайт http://www.mnemotexnika.narod.ru
    4. Леонтьев,  А.Н. Развитие памяти Экспериментальное исследование высших психологических функций с предисловием Л. С.Выготского  / А. Н. Леонтьев. – М., Л. : Государственное учебно-педагогическое издательство, 1931.
    5. Лурия,  А. Р. Маленькая книжка о большой памяти / А. Р. Лурия. – М. : Издательство московского университета, 1968. – 88 с.
    6. Смирнов, А. А. Формирование приемов логического запоминания у детей дошкольного возраста и младших школьников / Смирнов А. А., Истомина З. М., Мальцева К. П., Самохвалова В. И.  // Вопр. психол. –  1969. –  № 5. –  C. 90—100.
    7. Черемошкина, Л. В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Л. В. Черемошкина. – Ярославль : «Академия развития», 1996. – 240 с.
    8. Шадриков,  В. Д. Мнемические способности : развитие и диагностика / В. Д. Шадриков, Л. В. Черемошкина. – М. : Педагогика,  1990. – 176 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический совет на тему:«Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников – важнейшее условие эффективности процесса формирования у детей мотивационных установок к здоровому образу жизни”

    Педагогический совет был разработан в 2011 году. Предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений.Форма проведения - игра "Педагогический КВН"Цель педсовета: систематизировать знания п...

    "Куклотерапия" - сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников.

    В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного разви...

    Презентация "Психологизация педагогического процесса - как важный фактор сохранения и укрепления психического здоровья дошкольников"

    Данная презентация была предложена педагогам в рамках семинара-практикума, организованного педагогом-психологом, на тему "Психологизация ПП как важный фактор сохранения физического и психического здор...

    Гендерные особенности развития воображения у старших дошкольников.

    Воспитание детей в условиях ДОУ должно осуществляться  с учетом их гендерных особенностей. Девочки и мальчики одного и того же возраста обладают разными особенностями развития  воображения. ...