Куклотерапия – сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников. Мастер – класс «Куколка для малыша».
материал по конструированию, ручному труду на тему

Ида Юденко

Работа содержит теоретический материал и презентацию на заявленную тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_kukolka.docx18.41 КБ
Файл kukloterapiya_slaydy.pptx2.86 МБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель – Коновалик И.Ю.

Время проведения: 24 февраля 2015 г.

Место проведения: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск»  «Средняя общеобразовательная школа №5»

Куклотерапия – сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников. Мастер – класс «Куколка для малыша».

Цель мастер - класса: изготовление куклы из подручного материала.

Оборудование: мультимедийное оборудование для показа презентации; материалы: пластиковые ложки, ткани, ленты, бусины, тесьма, нитки, пряжа для вязания и пр, пластилин, фломастеры, ножницы.

План мастер – класса:

  1. Теоретическая часть, показ презентации.
  2. Изготовление куклы.

Презентация «Куклотерапия – сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников»

Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок-родитель.

Показания для применения метода "Куклотерапии":

- различные отклонения в развитии речи;

- эмоциональная неуравновешенность,

- неадекватная самооценка;

- тревожность, страхи;

- проблемы в общении.

Функции, которые выполняет куклотерапия:

- коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;

- релаксационную – снятие эмоционального напряжения;

- воспитательную – психокоррекция проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

- развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), моторики;

- обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

Люди издавна наделяли кукол мистическими свойствами. Их часто использовали в магических целях для изгнания болезней, создания оберегов, скрытого влияния на человека. На Руси тряпичную куклу дарили новорождённому для защиты от нечистой силы, невесте, покидающей дом, матери, от бесплодия. Куклу клали в постель роженице для облегчения родов. И, конечно же, кукла во все времена была любимой детской игрушкой.

Куклотерапия — это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол. В целенаправленной терапевтической практике кукол используют с начала ХХ века. Ещё в 1926 году невропатолог Малколм Райт использовал кукольный театр для лечения неврозов. Также было открыто, что куклы помогают восстановлению опорно-двигательного аппарата. Дети и взрослые, страдающие различными заболеваниями этого типа (например, церебральный паралич), с помощью кукол (в процессе репетиций) постепенно реабилитируются.

В 1917–1922 гг. первые советские кукольники стали работать и создавать методики по многим направлениям: оздоровление детей, устранение заикания, реабилитация после сильных стрессов, обучение, лечение детей, ограниченных в движении. В этой работе принимал регулярное участие в конце 20-х гг. Ленинградский "Театр Петрушки" под руководством Деммени совместно с Ленинградским институтом профессора Г.И. Турнера.

Куклотерапия может использоваться в разных направлениях психотерапии:

- психодраме,

- игротерапии,

- сказкотерапии,

- арт-терапии.

Куклотерапия может применяться в различных формах. Одной из самых действенных форм работы считается "кукольный театр". Особенно хорошо этот метод работает с детьми. "Спектакль" может разыгрываться как в группе, так и при индивидуальной работе. Сюжет может быть специально написан для данной ситуации или подобран из известных пьес и сказок, подходящих по содержанию.

Для развития эмоциональной сферы существует специальный набор из шести однотипных кукол с разными выражениями лица: грусть, радость, спокойствие, гнев, страх, удивление. Пациент надевает на руку одну куклу, потом другую и с соответствующими интонациями произносит нейтральные фразы типа "Добрый день" или "Который час?".

Кроме "кукольного театра" в терапевтической работе может способствовать сам процесс изготовления куклы. Например, используется методика создания плоскостной куклы. Из плотного картона вырезается "кукла" олицетворяющая, к примеру, страх клиента. Затем она подвешивается на тонкую верёвочку или нитку и человек получает возможность управлять своим страхом.

Заниматься куклотерапией можно и дома. Вооружившись знаниями о серьёзности игр и кукол, стоит повнимательнее посмотреть, во что и как играет ребёнок. Можно составить ему компанию, а можно поставить кукольный спектакль (с детьми или в сугубо взрослом составе) или сделать куклу своими руками.

План изготовления куклы:

  1. Выбрать из множества лоскутков нужную ткань.
  2. За основу куклы берём пластиковую ложку. Делаем из ткани наряд для куклы – путём обматывания вокруг ложки. Для крепления ткани можно использовать нитки, ленты или тесьму.
  3. Украшаем куклу аксессуарами (при необходимости). Понадобятся бусины, стразы, бантики или другие элементы декора.
  4. Рисуем кукле лицо с помощью маркеров. Детям лучше предложить сделать куколке глаза, нос и рот с помощью пластилина.
  5. Из пряжи для вязания делаем волосы. Можно заплести косу. Крепим волосы с помощью пластилина.

Куколка готова!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Куклотерапия – сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников Подготовила: Коновалик Ида Юрьевна

Слайд 2

Куклотерапия — это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол

Слайд 3

Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания у детей, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности

Слайд 4

Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные задачи , например: - расширение репертуара самовыражения ребенка, - достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции , - коррекция отношений в системе ребенок-родитель

Слайд 5

Показания для применения метода " Куклотерапии ": - различные отклонения в развитии речи; - эмоциональная неуравновешенность, - неадекватная самооценка; - тревожность, страхи; - проблемы в общении

Слайд 6

Функции, которые выполняет куклотерапия : - коммуникативная - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив; - релаксационная – снятие эмоционального напряжения; - воспитательная – психокоррекция проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций; - развивающая – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), моторики; - обучающая – обогащение информацией об окружающем мире.

Слайд 7

Классификация кукол куклы - игрушки

Слайд 8

обереги

Слайд 9

Пальчиковые

Слайд 10

Би – ба - бо

Слайд 11

плоскостные

Слайд 12

интерьерные

Слайд 13

сувенирные

Слайд 14

витринные

Слайд 15

музейные

Слайд 16

коллекционные

Слайд 17

Материалы глина дерево

Слайд 18

воск гипс

Слайд 19

папье – маше фарфор

Слайд 20

резина пластик

Слайд 21

винил

Слайд 22

автора фона для презентации: Ранько Елена Алексеевна СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему:«Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников – важнейшее условие эффективности процесса формирования у детей мотивационных установок к здоровому образу жизни”

Педагогический совет был разработан в 2011 году. Предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений.Форма проведения - игра "Педагогический КВН"Цель педсовета: систематизировать знания п...

"Куклотерапия" - сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников.

В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного разви...

Куклотерапия - сохранение и укрепление психического здоровья детей

Мастер - класс "Куклотерапия" - сохранение и укрепление психического здоровья детей...

Мастер-класс для воспитателей "Благоприятная психологическая среда в дошкольном учреждении для укрепления психического здоровья дошкольников в соответствии ФГОС. Оздоровительные игры для дошкольников"

Первостепенное в воспитании и развитии детей раннего и дошкольного возраста значение имеют: забота о здоровье и эмоциональном благополучии ребенка, создание атмосферы гуманного и доброжелательного отн...

Презентация "Психологизация педагогического процесса - как важный фактор сохранения и укрепления психического здоровья дошкольников"

Данная презентация была предложена педагогам в рамках семинара-практикума, организованного педагогом-психологом, на тему "Психологизация ПП как важный фактор сохранения физического и психического здор...

Информационно – психологическая брошюра для любознательных родителей "Арт - терапия, как средство сохранения и укрепления психического здоровья дошкольников"

Мир постоянно информационно усложняется и не хватает времени для живого человеческого общения. Давайте сделаем первые шаги на встречу друг к другу и совершим небольшую экскурсию в мир детства.У каждог...