Куклотерапия - сохранение и укрепление психического здоровья детей
материал на тему

Кузьмина Елена Валентиновна

Мастер - класс "Куклотерапия" - сохранение и укрепление психического здоровья детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-klass_kukloterapiya.doc86 КБ
Файл kukloterapiya.pptx1003.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Звездочка» Цивильского района Чувашской Республики

                                                         Конспект  мастер- класса.

Тема: «Куклотерапия» - сохранение и укрепление психического здоровья детей.

                                                                              Подготовила и провела старший  

                                                                              воспитатель Кузьмина Е.В.

                                                                              «____» ______________ 2015г.

с.Рындино

2015

Цель: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через – сохранение физического и психического здоровья детей.

 В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка — заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков.

Здоровым может считаться человек, который отличается гармоничным развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека.

                                                                                                                         Г.Сигерист

Психолого-педагогическая работа по освоению образовательной области «Физическое развитие», включает в себя охрану здоровья детей и формирование основы куль туры здоровья.

Развитие интегративных качеств в образовательной области «Физическое развитие» осуществляется через сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

«Куклотерапия» является эффективным методом работы с детьми по сохранению и укрепление психического здоровья детей;

Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок-родитель.

Показания для применения метода «Куклотерапии»:

- различные отклонения в развитии речи;

- эмоциональная неуравновешенность,

- неадекватная самооценка;

- тревожность, страхи;

- проблемы в общении.

Функции, которые выполняет куклотерапия:

•   коммуникативную  - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;

•   релаксационную – снятие эмоционального напряжения;

•   воспитательную – психокоррекция проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

•   развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), моторики;

•   обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

                  В последние годы куклотерапия начинает приобретать вес среди многих известных методов, применяемых для предупреждения и преодоления детских страхов.

               Работа с куклой в психологии творчества позволяет отделить страх и ребенка: это не он боится, а, например, любимый мишка или ослик. В этом случае ребенок выступает в роли храброго защитника своей любимой игрушки

Литература.

  1. Е. Берстенева. Н. Догаева. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. М.: Белый город, 2010. – 112с.
  2. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес». Развивающаясказкотерапия для детей.- СПб.: Речь,2006.-224с.
  3. Татаринцева А.Ю., Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям.- СПб.: Речь, 2008г.-218с.
  4. Фаустова И.В. Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста (текст)/Фаустова И.В.//Управление ДОУ.-2008.-№5-С.100-107-с.2008
  5. Якушева Г.И. Народная кукла как современное педагогическое средство (текст) Якушева Г.И.// начальная школа(журнал).-2004.-№12-с.54-56.-с.2004

Приложение 1

                                                     АНГЕЛ

(волшебная сказка)

Однажды, морозной зимней ночью, одному Человеку приснился сон.

Он оказался на берегу океана. Дул теплый ветерок, ласково шумел прибой. Человек смотрел на белые барашки волн, вдыхал свежий воздух и огорченно думал о том, что он совсем одинок, и никто не может разделить с ним это мгновение.

-        Мы вместе - вдруг сказал кто-то, совсем рядом.

-        Кто  здесь?  -  спросил  Человек,  оглянулся     и увидел
прекрасное Существо.

  • Кто ты? - спросил Человек, уже догадываясь.
  • Я твой Ангел-хранитель. Я с тобой всю твою жизнь. В горе и в радости. Посмотри назад. Видишь следы на песке?

На песке действительно были следы.

Человек оглянулся и воскликнул - Следы не всегда вместе, иногда лишь один след тянется вдоль берега, и довольно долго. Ты меня обманул! Где же ты был? Когда я нуждался в помощи, в поддержке?

  • Я был с тобой.
  • Но след- один?!
  • В это время я нес тебя на руках.
  • Благодарю тебя, Ангел мой! - произнес Человек, - Что я могу сделать для тебя?

  • Живи и люби, как я люблю тебя. Человек почувствовал как нежность, тепло и силы переливаются в него от Ангела.
  • Благодарю тебя, Ангел мой...- прошептал Человек сквозь слезы и проснулся. Наступало утро.
  • Неужели это только сон? - огорчился Человек. На елочке висела маленькая фигурка ангела.
  • Благодарю тебя, Ангел мой!

И,  вновь,  любовь  и  тепло  окутало  его,  словно  нежное облако. МЫ ВМЕСТЕ!

Приложение 2

Технологическая карта.

Изготовление «Ангела»

Последовательность выполнения      операций

Инструменты и материалы

1

Выбрать материал

3 лоскутка ткани 20х20 см.

(2 одним цветом, один (белый) для основы) декоративный шнур (3 х15-20 см), шарик ваты, форма в виде крыльев из прозрачной грубой ткани.

C:\Users\1\Desktop\1..jpg

2

Взять лоскутокткани для основы и комочек ваты, находим середину на лоскутке и формируем голову ангела, фиксируя декоративным шнуром.

один лоскуток (для основы) ткани, декоративный шнур, комочек ваты.

C:\Users\1\Desktop\4955e45a6a02.jpg

3

Взять декоративный шнур и завязать его в верхней части головы,  

 декоративный шнур

4

Взять 2 лоскутка ткани одного цвета и сложить треугольником, приложить сложенные лоскутка к основной части с двух сторон фиксируя декоративным шнуром.

два лоскутка ткани, декоративный шнур

C:\Users\1\Desktop\4757ec71-82f2-303b-ca33-863048c5920c.jpg

5

Взять форму крыльев и зафиксировать   декоративным шнуром из предыдущего шага.

форма крыльев

C:\Users\1\Desktop\4757ec71-82f2-303b-ca33-863048c5920c.jpg

6

Все части выровнять, придать ангелу единый образ

7

Вот и готов наш ангел!!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Куклотерапия - сохранение и укрепление психического здоровья детей Подготовила старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Звездочка» Кузьмина Е.В.

Слайд 2

Здоровым может считаться человек, который отличается гармоничным развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека. Г.Сигерист

Слайд 3

Помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развивать самосознание . Цель куклотерапии :

Слайд 4

Расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок-родитель Задачи:

Слайд 5

Различные отклонения в развитии речи; Эмоциональная неуровновешенность ; Неадекватная самооценка; Тревожность, страхи; проблемы общении Методы:

Слайд 6

Коммуникативная- установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив; Релаксационная- снятие эмоционального напряжения; Воспитательная – психокоррекция проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций; Развивающая- развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), моторики; Обучающая – обогащение информацией об окружающем мире. Функции:

Слайд 7

Куклотерапия Татаринцева А.Ю. кандидат психологических наук, доцент, сертифицированный арт-терапевт , куклотерапевт , автор курса « Куклотерапия в работе с детскими страхами» дала свое определение: « Куклотерапия – это метод лечения с помощью кукол.»

Слайд 8

Сказка «Ангел»

Слайд 12

Изготовление «Ангела № Последовательность выполнения операций Инструменты и материалы 1 Выбрать материал 3 лоскутка ткани 20х20 см (2 одним цветом, один (белый) для основы) декоративный шнур (3х15-20см),шарик ваты, форма в виде крыльев и прозрачной грубой ткани 2 Взять лоскутками для основы и комочек ваты, находим середину на лоскутке и формируем голову ангела, фиксируя декоративным шнуром Один лоскуток (для основы) ткани, декоративный шнур, комочек ваты 3 Взять декоративный шнур и завязать его в верхней части головы Декоративный шнур 4 Взять 2 лоскута ткани одного цвета и сложить треугольником, приложить сложенные лоскутка к основной части с дух сторон фиксируя декоративным шнуром Два лоскутка ткани, декоративный шнур 5 Взять форму крыльев и зафиксировать декоративным шнуром из предыдущего шага Форма крыльев 6 Все части выровнять, прдиать ангелу единый образ 7 Вот и готов наш ангел

Слайд 13

литература Е. Берстенева . Н. Догаева . Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. М.: Белый город, 2010. – 112с. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес». Развивающаясказкотерапия для детей.- СПб.: Речь,2006.-224с. Татаринцева А.Ю., Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям.- СПб.: Речь, 2008г.-218с. Фаустова И.В. Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста (текст)/ Фаустова И.В.//Управление ДОУ.-2008.-№5-С.100-107-с.2008 Якушева Г.И. Народная кукла как современное педагогическое средство (текст) Якушева Г.И.// начальная школа(журнал).-2004.-№12-с.54-56.-с.2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему:«Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников – важнейшее условие эффективности процесса формирования у детей мотивационных установок к здоровому образу жизни”

Педагогический совет был разработан в 2011 году. Предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений.Форма проведения - игра "Педагогический КВН"Цель педсовета: систематизировать знания п...

"Куклотерапия" - сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников.

В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного разви...

Родительское собрание "Значимость эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления психического здоровья ребенка в семье"

Выступление педагога-психолога на родительском собрании в средней группе о значимости эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления психического здоровья ребенка в семье....

Консультация для специалистов ДОУ Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей с целью сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей

Консультация для специалистов ДОУ"Здоровьесберегающие технологиив музыкальном развитии детейс целью сохранения и укрепленияпсихического и физического здоровья детей" Несмотря на тенденцию в...

УЧЕТ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ОПОСРЕДОВАННОЙ ПАМЯТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА

Результаты экспериментальных исследований по гендерным особенностям развития опосредованной памяти старших дошкольников и предложения по разработке программы...

Сообщение на тему "«Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей в музыкально-ритмической деятельности»

"Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей в музыкально-ритмической деятельности"...