Главные вкладки

    Родительское собрание "Значимость эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления психического здоровья ребенка в семье"
    методическая разработка (средняя группа) по теме

    Якунина Оксана Константиновна

    Выступление педагога-психолога на родительском собрании в средней группе о значимости эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления психического здоровья ребенка в семье.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie_psikhologa.doc42.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Значимость эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления психического здоровья ребенка в семье

    Якунина О.К.,

    педагог-психолог

    МБДОУ детский сад  №29 «Рябинушка»

    Цель: изучение факторов, нарушающих эмоциональное благополучие ребенка и влияющих на его психическое здоровье.

    Задачи: выявить факторы, влияющие на психическое здоровье ребенка; практически освоить способы налаживания и оздоровления взаимоотношений «ребёнок-взрослый»; научить способам эффективной коммуникации для разрешения проблем.

    1. Вступительная часть.

    Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня я хотела бы с вами поговорить о значимости эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления психического здоровья ребенка в семье.

    2. Разминка.

    Упражнение «Улыбайтесь!»

    Всем нам, взрослым, крайне необходимо приучить себя к тому, чтобы наше лицо всегда украшала тёплая и доброжелательная улыбка. Если её нет, должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда. с этой целью утром нужно подольше задерживать взгляд на своем отражении в зеркале. Полюбоваться собой, покривляться, показать себе язык: это вас рассмешит, и вы улыбнётесь. Стоп! Именно такое, а не «казённое» лицо должно быть у вас в течение дня. Обещайте себе это, прежде чем выйти на улицу.

    А сейчас давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Подарите свои улыбки соседу справа и слева.

    3. Основная часть.

    Нервно-психическое здоровье – один из критериев здоровья в целом. Учёные относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка. При неблагоприятных условиях у детей возникают эмоциональное напряжение и как результат – появление неврозов.

    На современном этапе развития общества жизненный уровень населения понизился, ускорился темп жизни. В связи с этим повысилась агрессивность людей, их занятость, и от этого страдают дети. Из-за постоянной загруженности родителей, дефицита внимания базовые потребности ребёнка в любви, ласке не удовлетворяются. В результате этого нарастают напряженность, агрессивность, озлобленность у детей.

    Известный семейный психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать своего ребёнка несколько раз в день, говоря, что 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день не только ребёнку, но и взрослому.

    Социологический опрос родителей.

    Я предлагаю вам два теста. Мы не будем обсуждать и анализировать ваши ответы. Вы сделаете это сами. Тесты очень просты. Надо быстро ответить на вопросы и сделать для себя выводы, стоит ли работать над собой и менять свои взаимоотношения с ребенком или в вашей семье всё прекрасно.

    Тест 1. «Кто я?»

    Задание. 10 раз задайте себе этот вопрос и запишите ответы на листочке.

    Обработка результатов.  Родители оцените результаты: «Посмотрите, на каком месте стоит ответ «Я мать» или «Я отец». Если вы об этом написали вначале, значит родительская позиция является для вас наиболее важной в жизни. Если же такой ответ встречается в числе последних  или не встречается вообще, это может свидетельствовать о том, что вы несколько отдалились от своего ребенка, отвлеклись на повседневные заботы или же очень загружены работой».

    - Конечно, результаты тестирования нельзя воспринимать как истинное положение вещей. Я только призываю вас задуматься над тем, не потерялось ли в повседневной суете ваше главное предназначение – материнство и отцовство. И решать это только вам самим!

     Тест 2. «Какой мой ребёнок?»

    Задание. Нужно написать 10 эпитетов, которые отражают особенности вашего ребёнка.

    Затем оцените каждое качество знаком «+» или «-», но не в общепринятом смысле, а только с вашей точки зрения. Например, щедрость принято считать положительным качеством, но у вашего ребёнка она настолько выражена, что вы склонны считать это недостатком. Будьте предельно откровенны с самими собой, иначе тест теряет смысл».

    Обработка результатов.  Подсчитайте, сколько получилось плюсов и минусов. Если преобладают плюсы (не менее 8), то ваше отношение к ребёнку все в порядке. Вы любите его, стараетесь принимать таким, каков он есть. Если нет ни одного минуса, то эта крайность не имеет ничего общего с принятием и истинным расположением. «Слепая любовь» не поможет ребёнку избавиться от имеющихся у него недостатков. Сначала надо их признать. Если результаты 50 на 50, то ваше принятие ребенка можно поставить под сомнение. Считать своего ребёнка наполовину плохим может или очень критично настроенный родитель, или недостаточно любящий. Если же вы видите в ребёнке в основном плохие качества, то ни о каком принятии не может быть и речи. Вы выделяете в ребёнке недостатки для того, чтобы бороться с ними, не подозревая, что в этой борьбе можете потерять главное – любовь и искренность ребёнка.

    Дошкольный возраст – самое подходящее время для того, чтобы вселить в человека уверенность в себе, своих силах, построить гармоничные взаимоотношения с ним в семье. Позже это будет сделать очень трудно.

    Общение играет огромную роль для любого человека, а тем более для ребёнка. От самого процесса общения и его результатов между родителями и детьми во многом зависит психическое здоровье ребёнка – его настроение, его чувства и эмоции. Дети требуют не столько внимания-опеки, сколько внимания-интереса, которое им можете дать только вы – родители. Общение по его интересам приносит ребенку массу положительных радостных переживаний. А главное для дошкольника – игра. Простые игры можно организовать по дороге в детский сад, в ванной комнате (можно знакомить с понятиями «много-мало», «полное-пустое», «половина», «на донышке», «через край»),  игры между делом, игры на кухне.

    Давайте рассмотрим другие причины, нарушающие эмоциональное благополучие ребенка:

    • Несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду.
    • Нарушение режима дня.
    • Избыток информации, получаемой ребенком (интеллектуальные перегрузки).
    • Желание родителей дать своему ребенку знания, которые не соответствуют его возрасту.
    • Неблагополучное положение в семье.
    • Частое посещение ребенком мест массового скопления людей.
    • Чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что-то не так.
    • Снижение двигательной активности.
    • Недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери.

    Всё это порождает изменения в эмоциональной сфере. Известный психолог Л.С. Выготский отмечал феномен «засушенное сердце» (отсутствие чувств), который он наблюдал у своих современников и который связан с «воспитанием, направленным на интеллектуализированное поведение». К сожалению, этот феномен актуален и в наше время.

    Ответьте себе честно: существуют ли в вашей семье факторы, нарушающие эмоциональное благополучие ребенка? Если есть один фактор, возьмите зеленое сердечко и прикрепите его к большому сердцу. Если два – приколите синее сердечко. Если три и более приколите - черное. Красное сердечко возьмет тот, кто считает, что в его семье нет ни одного фактора, нарушающего эмоциональное благополучие ребенка. (Выполнение задания. Обсуждение результатов).

    4. Заключительная часть.

    Я надеюсь, что наша работа, помогла разобраться в том, что надо делать, чтобы не допускать нервных срывов у ребенка. (Раздаю памятки. Приложение 1).

    Рефлексия.

     

    Приложение 1

    ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

    по созданию благоприятной семейной атмосферы

    1. Помните: от того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день.

    2. Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребёнок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда вы его будите.

    3. Если у вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте её. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.

    4. Научитесь встречать детей после их пребывания в детском саду. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?», лучше задавать нейтральные вопросы: «Чем занимался?», «Как твои успехи?» и т.п.

    5. Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его жизни.

    6. Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.

    7. Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический совет на тему:«Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников – важнейшее условие эффективности процесса формирования у детей мотивационных установок к здоровому образу жизни”

    Педагогический совет был разработан в 2011 году. Предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений.Форма проведения - игра "Педагогический КВН"Цель педсовета: систематизировать знания п...

    Родительское собрание «Эмоциональное благополучие ребенка в семье»

    Берегите своих детей,Их за шалости не ругайте.Зло своих неудачных днейНикогда на них не срывайте....

    Родительское собрание. «Эмоциональное благополучие ребенка в семье и социуме"».

    Консультация "Эмоциональное и познавательное развитие детей дошкольного возраста"...