Родительское собрание. «Эмоциональное благополучие ребенка в семье и социуме"».
консультация (подготовительная группа) на тему

Зырянова Ирина Анатольевна

Консультация "Эмоциональное и познавательное развитие детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod._sobr_emotsionalnoe_blagop_rebenka.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание.

Тема: «Эмоциональное благополучие ребёнка в семье и социуме»

Консультация: «Эмоциональное и познавательное развитие детей  дошкольного  возраста».

Подготовила и провела: учитель-логопед Зырянова И.А.

д/с № 23 г.Зеленогорск

       В процессе формирования личности ребенка, особенно на ранних этапах его развития, эмоциональная сфера является важнейшей системой, регулирующей его психическую жизнь. Именно во взаимодействии эмоциональной и поведенческой сфер заключается постепенное  развитие детей. Понимание своих эмоций и чувств также эмоционального состояния окружающих  и умение управлять своими эмоциями  является важным моментом в становлении личности растущего человека, так как  никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать друг друга.  При всей кажущейся простоте,  распознавание и передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития.
             Какие эмоциональные состояния человека вы можете назвать?

Радость, удивление, тревога, доверие, презрение, печаль и горе, гнев, страх, боль, спокойствие. Чувства?  Ни одну из этих эмоций нельзя назвать хорошей или плохой, полезной или вредной, так как каждая из них чему-то учит. Задача взрослых научить понимать сначала своё эмоциональное состояние и, а затем и состояние окружающих взрослых и детей.

Задание № 1 Покажите любое эмоциональное состояние, а мы  попробуем назвать его.

«Тренируем эмоции» - улыбнуться как хитрая лиса, как радостный человек;  позлиться как ребёнок, у которого отняли мороженое; испугаться как заяц, увидевший волка; отдохнуть как турист, снявший тяжёлый рюкзак.

           Для  младшего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребёнка  (радость, печаль и горе, страх и боль).  Наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребёнок. Он пытается сделать  что-то самостоятельно, но у него не получается или рядом не оказывается взрослого – некому прийти на помощь. В такой ситуации  вполне вероятна эмоциональная вспышка.  Аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности – вообще игнорируют. Иногда особое внимание взрослых действует как подкрепление: ребёнок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы  этого добиться.  Ребёнка младшего возраста легко отвлечь играми или игрушками.

          Дети старшего дошкольного возраста в целом способны управлять своими эмоциями  и  правильно воспринимать эмоциональное состояние человека, и определять  эмоции других людей. При этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти,  испуга, удивления.  Они  прежде всего обращают внимание на выражение лица. А выражение лица при недовольстве, обиде, грусти и печали почти что одинаково. И детям трудно только по мимике распознавать эти эмоции.            

     Психическое развитие ребенка немыслимо без существования игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать чувства, исследовать окружающий мир, учит общаться и познавать себя. Действуя с игрушками, ребенок интенсивно осваивает способы взаимодействия с миром и людьми, может более точно, чем словами, рассказать, что он чувствует по поводу себя самого, значимых людей и событий своей жизни. На определенном этапе его развития игра является языком, а игрушки – словами.

Задание № 2 «Разыгрывание ситуаций»:  Тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят в группе. Попроси её.

Ты нашёл на улице слабого, замёрзшего котёнка – пожалей  его.

Эмоции ребёнка 3-4 лет  определяются уже оценочным реагированием на успехи и неудачи не только собственных действий, но и действий других, появляется эмоциональное предвосхищение некоторых знакомых действий в знакомых ситуациях.

  • На 3-4 году жизни у ребёнка на эмоциональной основе происходит осознание и утверждение себя (понимание собственного «Я»), возникает чувство сопереживания, эмпатии, ликования, гордости. Познавательные эмоции пронизывают все сферы жизнедеятельности малыша.

            От того какие эмоции  возникают у него в процессе обучения, какие чувства  он испытывает  от своих  успехов и неудач зависит дальнейшее развитие познавательной активности.

            За последние годы  появляется всё больше людей  с нарушениями психо-эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, гиперактивность. Это приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Должным  образом организованная работа (занятия, совместная и  самостоятельная деятельность) по индивидуальному развитию  способна  обогатить  эмоциональный мир ребёнка.

  (фрагменты праздника)

Основные задачи работы с детьми младшего возраста  нашей группы являются:.

  • Побуждение детей к эмоциональному реагированию, поддержание потребности в доброжелательном отношении и общении с окружающими,
  • Больше общаться с ребёнком, играть, сообщать новую информацию об окружающем,  увиденном; формирование представлений о себе, о половой принадлежности: мальчик, девочка.
  • Формирование умения фиксировать внимание на лице взрослого, другого ребёнка и понимать выражение эмоций радость, печаль, спокойствие.
  • Закрепление положительной реакции на окружающую среду и коллектив группы; ознакомление с элементарными нормами поведения и правилами этикета (здороваться, прощаться, благодарить, не бросать игрушки).
  • Формирование положительной реакции на разные виды деятельности, выполнение режимных моментов (приход в д/с, приём пищи, занятия, прогулки, тихий час, прощание, уход домой).
  • Развитие и укрепление мимических мышц лица (массаж, упражнения артикуляции, формировать умение расслаблять мускулатуру лица для снятия мышечного напряжения).
  • Развитие познавательного и эмоционального  фона через сенсорные игры, которые активизируют механизмы эмоционального отклика. Эти игры не требуют большой предварительной работы и привлекательны для детей любого  возраста:
  • Игры с водой (запуск кораблика, переливание, лить воду из лейки, имитация моря, волн).
  • Живое домино (завязать детям на руки ленты разных цветов, дети танцуют под музыку, музыка стихает, надо найти пару с лентой  того же цвета.
  • Рисование по сыпучим материалам (манка). Песочная терапия.
  •  Мир в кляксе (рисование красками,  яркие ладошки).
  • Лепка из теста и пластилина.

Для старшего возраста работа по развитию эмоций дополнена следующими задачами:

  • Воспитание доброжелательного отношения к любой деятельности, побуждение к взаимодействию с другими детьми.
  • Воспитание эмпатийных чувств по отношению к товарищам; формирование желания помочь, проявить заботу, поделиться, уступить.
  • Обогащение пассивного и активного эмоционального словаря.
  • Закрепление умения понимать эмоции и воспроизводить их, глядя в зеркало или другого человека. Видео занятий – эмоции.
  • Умение адекватно понимать эмоциональное состояние окружающих людей и животных.
  • Учить сообщать о своём эмоциональном состоянии, настроении, самочувствии движениями, жестами, словами.
  • Закрепление и дальнейшее обучение мимической  гимнастике и учить снимать мышечное напряжение отдельных частей тела.
  • Формирование представлений о хороших поступках и плохих.

Задание № 3  Игра: Добрый львёнок» - снятие эмоционального напряжения, агрессии.

            Дети раннего возраста деятельны, любопытны, искренни, забавны. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребёнок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь ближних, на их доброжелательность и ласку. Когда ребёнку хорошо и спокойно, он  развивается. Необходимо обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша. Достичь этого можно доброжелательностью и терпением. Раздражительность и нетерпимость вредны и ребёнку и взрослому. Развитие всех познавательных функций малыша тесно связано с его эмоционально-волевой сферой. Ребёнок эмоционально реагирует на то, что находится в данный момент в поле его зрения

           Чтобы ребёнок не был замкнутым, лучше развивался, познавал окружающий мир – чаще играйте, предлагайте игры сами. Делайте ваш отдых полезным, содержательным и интересным.

Спасибо за внимание! Задавайте вопросы, которые возникли по ходу консультации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания : «Эмоциональное благополучие ребенка»

Цель: создание условий для возникновения партнерских от­ношений между родителями и педагогами.     Задачи: привлечь родителей к активному участию в образова­тельном процессе детей...

Конспект родительского собрания "Эмоциональное благополучие ребенка"

Конспект родительского собрания и презентация на тему: "Эмоциональное благополучие ребенка"...

Родительское собрание «Эмоциональное благополучие ребенка» в форме «аукциона советов» (старшая группа)

Форма проведения:«Аукцион советов»Цель: Повысить уровень компетентности родителей в вопросах эмоционального благополучия ребенка. Дать практические советы по созданию в дома комфортной, спокойной псих...

Родительское собрание «Эмоциональное благополучие ребенка в семье»

Берегите своих детей,Их за шалости не ругайте.Зло своих неудачных днейНикогда на них не срывайте....

Родительское собрание "Эмоциональное благополучие ребенка в семье"

Родительское собрание "Эмоциональное благополучие ребенка в семье"...

Родительское собрание "Эмоциональное благополучие ребенка в семье"

Родительское собрание Круглый стол, в средней группе "Эмоциональное благополучие ребенка в семье"...