Пальчиковые игры
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Данилюк Раиса Петровна

Почему многие педиатры рекомендуют родителям для наилучшего развития ребенка использовать пальчиковые игры?

Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует определенная связь. Подобная тесная связь присутствует и между рукой и речевым центром мозга. Адекватное развитие движений тела, мелкой моторики рук и органов речи является залогом формирования правильного произношения, дает возможность не допустить монотонности речи, нормализует её темп, помогает в правильной расстановке речевых пауз, Уменьшает психическое напряжение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovye_igry1.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры в ритме года

Сентябрь.

Мышка.

Мышка, мышка, что не спишь?    На первые три строчки гладим ладонями по                     голове.

Что соломкою шуршишь?

Не могу уснуть, сестрица,

Кот усатый мне приснился.           Большие пальцы обеих рук прижаты к верхней губе,

имитируем усы кота.

Паучок.

На изогнутый сучок                         Правая рука согнута в локте,

Сломанной осинки,                         кисть опущена вниз.

Приземлился паучок                       Правая рука изображая паучка

С крестиком на спинке                   опускается на кисть левой руки.

Свил уютный гамачок ,                  Правая ладонь ползёт «ползёт» по руке

Сел в сторонку и молчок.               до плеча, и сжимаясь в кулачок прячется подмышку.

Мирись.

-Кто кого обидел первый?             Хлопаем в ладоши.

-Он меня, и он меня.                      Показываем указательные пальцы левой  и правой рук.

-Кто кого ударил первый?

-Он меня и он меня.                        Пошевелить указательными пальцами поочерёдно.

-Вы же раньше так дружили!         Хлопаем в ладоши.

-Я дружил, И я дружил.                  Пошевелить указательными пальцами.

-Что же вы не поделили?

-Я забыл, и я забыл.                        Пошевелить указательными пальцами.

Мирись - 3 раза                               Сцепить указательные пальцы.

И больше не дерись.

Про кашу.

1.Кашка - малашка                          Мизинец левой руки согнут, указательным пальцем

Ты так хороша,                                правой руки делаем круговые движения (мешаем кашку)

Если добавить чуть-чуть молока,  Складываем кончики пальцев  правой руки вместе и

Сахар и соль и изюмчик клади,     приставляем к мизинцу левой руки – 3раза.

Кашку - малашку                            Изображаем движение – кормление.

Мы гномам дадим.

2.Кашка-малашка,                            Левая ладонь изображает миску,

Ты так хороша,                                 правым указательным пальцем «мешаем кашку».

Если добавить стакан молока,        Пальцы правой руки согнуты в «стаканчик»,

Сахар и соль понемножку клади,   изображая горсть, приставляем к левой руке.

Кашку-малашку                                Движение -  кормление.

Мы детям дадим.

3. Кашка-малашка                             Левая рука согнута в локте, кисть соприкасается

Ты так хороша,                                  с грудью – «большая миска», правой мешаем кашку.

Если добавить ведро молока,            Правая рука согнута в локте изображая ведро,

Сахар и соль мы горстями кладём,    изображая горсть, приставляем к левой руке.

Кашку-малашку                                 Движение – кормление.

Мы великанам дадим.

Октябрь

 Ёжик.

Куча листьев здесь лежит.                  Руки на коленях, правая рука на левой руке.  

Кто тут листьями шуршит?                Шевелим пальцами.

Топ-топ – топ сюда,                            Указательные пальцы правой и левой руки медленно

Топ-топ-топ туда.                                переступают по коленям то влево, то вправо.

Без тропинок и дорог                          Остальные пальцы согнуты в кулачки.

Шорох вдоль и поперёк.                     Ладони сомкнуты, мизинцы шевелятся вправо, влево.

В куче листьев чёрный нос,               Пальцы сцеплены в замок и  оттопырены.

Клубок иголками оброс.                     Мизинцы кончиками соприкасаются друг с другом

Вы, наверно, догадались:        Ладони, имитирующие ёжика, ходят по коленям

Мы с ежонком повстречались,            то в влево, то вправо.

Топ-топ-топ сюда,                                

Топ-топ-топ туда.                                

Без тропинок и дорог                          Снова руки на коленях, правая ладонь на левой, паль-

Шорох вдоль и поперёк.                     цы шевелятся.

Убежал ежонок в лес,                          

В куче листьев шум исчез.                 Руки замерли.

Гости.

- Мама, мама!                                      Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга. 

-Что, что, что?                                     Три раза постукивают друг о друга указательные           - Гости едут!                                        Постукивают мизинцы.

 - Ну и что?                                          Постукивают указательные пальцы.

- Здравствуйте, здравствуйте!           Перекрещиваем пальцы.

- Чмок, чмок, чмок!                             (Гости целуются) Кончики пальцев левой руки  и   

                                                              правой соприкасаются.                                                     

Про погоду.

Дождь. Дождь.                                    Кисти правой руки и левой наклонены вниз,        

Надо нам разбегаться по домам.       имитируя струи дождя.

Град. Град.                                          Кулачками стучим по коленям

Сыплет град.

Все под крышами сидят.                    Руки подняты над головой, кончики пальцев                  

                                                              соприкасаются (крыша).  

Гром. Гром. Гром гремит.                  Хлопки в ладони над головой.

В небе молния блестит - 2 раза         Разводим руками в разные стороны.

Посмотрите из окна.                            Две горизонтально поставленные руки у лица,

В небе радуга видна!                           отводим правую руку в сторону.

Вышло солнышко опять.                         Правой и левой рукой делаем круг над головой.

Мы теперь пойдём гулять.                      Шагаем на месте. 

 

Девочки и мальчики.

Дружат в нашей группе                           Обхватить правой ладонью левую и покачивать

Девочки и мальчики.                               в  ритме стихотворения.  

Мы с тобой подружимся                         Обхватить левую ладонь правой и покачивать

Маленькие пальчики.                               в ритме стихотворения.

Один, два, три, четыре, пять                   Поочерёдно отгибаем пальцы на левой руке. 

Начинай считать опять 

Один, два, три, четыре, пять                    Отгибаем пальцы на правой руке.

Мы закончили считать.                            Хлопаем.

Жёлудь.

Качался жёлудь – мужичок                     Левая рука поднята вверх и согнута в локте,

На ветке дуба.                                           кисть руки сомкнута в кулачок.

Надвинув шапку на глаза,                       Кулачок качается.

Висел, качался.

Лежала на плечах листва                         Правая ладонь имитирует шапку, лежит на левой.

Как лисья шуба,

В ней грелся рыжий мужичок                 Гладим правое плечо левой рукой, а левое правой.

И вдруг сорвался.                                    Левая рука, поднятая вверх, падает вниз на ладонь.

Упал он в мягкую траву и удивился.      Пальцы правой руки подняты вверх, кисть правой

А удивился почему?                                 руки лежат на коленях, пальцы шевелятся.

Что не разбился.

Ореховый гном.

В орехе одном,                                           Левая рука согнута в локте и поднята вверх,

В орехе лесном                                           кулак правой руки прижат к кончикам пальцев

Вчера поселился ореховый гном             левой руки.

В ореховом доме он скрылся от всех      На остальные строки делаем покачивания.

Но ветку согнули, сорвали орех.              Кулачок правой руки резко опускается на колени.

Теперь он живёт в лукошке моём            На ладонь левой руки положить кулачок правой    

                                                                     руки.

Качается дом, кувыркается гном.             На остальные строки движения – покачивания.

Гадает, куда понесут,

Отпустят, съедят или впрок запасут?

Ноябрь

                                                                                                                                                                                       

Три гнома.  

1.Есть маленький гномик                            Мизинцы соединены (крыша)

И маленький домик                                                             - // -

И маленький красный колпак.                                           - // -

И маленький гномик                                    Показываем мизинец правой руки.

Он любит свой домик                                  Гладим мизинцем правой руки себя по голове.

И смотрит в окошко. Вот так.                     Кончики большого пальца и мизинца левой

                                                                        руки соприкасаются друг с другом «окошко,    

                                                                        мизинец правой руки «смотрит в окошко».  

На ближней полянке                                     Мизинец левой руки согнут (корзиночка).

Собирает землянику                                     Мизинец правой руки делает касательные 

В малютку- лукошко кладёт                        движения к левому мизинцу.

С малюткою свечкой берёт челночок         Движение - чирканья спичкой правым мизинцем 

И чудный ковёр себе ткёт.                            о левую ладонь.

& Через одну- 4 раза                                      Пальцы правой руки собраны вместе, как бы               

    Через одну и через две,                              держа иголку.

     Через одну, через одну.                             Делаем маховые движения «шьём».

2. Есть гномик побольше                              Указательные пальцы соединены (крыша). 

И домик побольше,                                    - // -

Побольше есть красный колпак,                                            - // -

И гномик побольше                                    Показываем указательный палец правой руки.

Он любит свой домик                                Гладим указательным пальцем правой руки 

                                                                      себя по голове.                

И смотрит в окошко. Вот так.                    Кончики большого  и указательного пальцев

                                                                      соприкасаются друг с другом «окошко»

                                                                      Указательный палец правой руки «смотрит в

                                                                      окошко».

На ближней полянке                                  Указательный палец правой руки делает каса- 

Собирает землянику,                                 тельные движения к большому пальцу

В корзинку побольше кладёт.                   левой руки.

Со свечкой побольше берёт челночок      Движение – чирканья спичкой правым указа-

И чудный ковёр себе ткёт.                         тельным пальцем о левую ладонь.

& песня

3. Есть гномик огромный                           Обе руки подняты вверх,

И домик огромный                                      пальцы соприкасаются друг с другом – 2 раза

Огромный есть красный колпак                                    - //-

И гномик огромный,                                     Правая рука, согнутая в локте, поднята вверх

                                                     ладонь сжата в кулак.        

Он любит свой домик                                  Гладим ладонью правой руки себя по голове.

И смотрит в окошко. Вот так.                     Правая рука поднята над головой, левая опуще-

                                                                        на, руки согнуты в локтях  (окно).          

 На ближней полянке                                    Левая рука согнута в локте, пальцы соприкаса-

Собирает землянику,                             ются с животом «корзина», кистью правой руки,       В большую корзину кладёт.                        делаем маховые движения в сторону «корзины».                                           

                                                                     

С огромной свечкой берёт челночок            Левая рука согнута в локте и поднята вверх. 

И чудный ковёр себе ткёт.                             Пальцы правой руки собраны вместе, как бы

                                                                          держа иголку.                  

Ковёр он нам принесёт,                                  Делаем круговые движения ладонями вокруг

                                                                           друг друга.

Его развернём.                                                 Разводим руки в стороны.

А мы прыг на ковёр.                                        Прыжок вперёд.

 

Дождь пошёл.                                                                

Один построил свой дом на песке -3 раза      Правая рука накладывается на левую, левая

                                                                            на правую (несколько раз)

                                                                           

И дождик пошёл.                                               Руки вверху, ладони выпрямлены,

                                                                             шевеля пальцами, руки опускаем вниз.

И дождь пошёл,   \                                             Шевеля пальцами, руки опускаем вниз/

И вода поднялась \-3 раза                                 Ладонями вверх,  руки быстро поднимаем/-3р

И рухнул тот дом.                                              Руки, имитирующие «дом»  падают вниз.                           

                                                                                             

Другой на камне построил свой дом – 3 раза Движения повторяются.                                                                                            

И дождик пошёл.                                                              

И дождь пошёл – 3 раза                                                  

А дом устоял.                                                    Руки, имитирующие «дом» не опускаются.     

                                                                                             

И ты из камня построишь свой дом – 3 раза              -//    - // -   - //-

И дом устоит.                                                                      

                                                                                                                                                                                       

Гномик.

Как в огромнейшей горе                               Правая рука обводит полукруг, изображая гору 

Дремлет гномик на заре.                               Выставить правую ладонь вперёд, спрятать

                                                                         большой палец в кулак – рука замерла.

Солнце всходит над землёй,                         Вытянутая левая рука описывает в воздухе 

Словно шарик золотой.                                 2 круга.  

Поют птички:                                                 Указательный и большой палец левой руки

Пи- пи- пи, лежебока, встань, не спи!         соприкасаются несколько раз друг с другом.

Гном не слышит песни той,                         Кулачок правой руки делает движение -

Спит да спит весь день-деньской.               покачивание.

Но тут ползёт усатый жук,                            Шевеля пальцами левой ладони, движемся по 

С трудом взобрался на сундук,                      колену, животу, груди (движение жука), пра-

                                                                          вому плечу, до правой кисти.  

Потом в нос гномику залез.                           Указательный палец левой руки вставить  в

                                                                          правый кулачок.

Апчхи! Проснулся гномик здесь!                  Показываем палец правой руки.

Пимпельман и Гимпельман.

Пимпельман и Гимпельман                             Выставляем вперёд большие пальцы рук.

Влезли на гору в туман,                                    Кулачки рук  (большие пальцы выставлены)

                                                                             медленно поднимаются вверх.

Гимпельман был гномиком,                             Показываем сначала  большой палец левой,

Пимпельман был карликом.                              а затем правой руки.

Долго там они сидели,                                      Руки вытянуты, большие пальцы соприка-   

Вдаль задумчиво смотрели.                              саются друг с другом, остальные сжаты в                            

                                                                             кулачки.

А потом после жары,                                        Руки вытянуты, большие пальцы прячем  

Спрятались в глубину горы.                             внутрь кулачков.

Там сейчас они лежат,                                       Кулачки   покачиваем вверх, вниз.

Спят и носиком сопят.                                     / Дышим шумно носиком     

Тише, тише не шумите -3 раза                         /Из кулачков между указательным и  сред-

                                                                            /ним пальцами высунуть большие пальцы  

                                                                              Повторить 3 раза.

Хэлло, хэлло, а вот и мы!                                  Выставить вперёд большие пальцы.

                                                               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....

Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.

Как правильно  проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....

Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"

Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...