Кинезиологическая зарядка - для ума и тела
картотека по коррекционной педагогике ( группа) по теме

Кинезиология  это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.  Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineziologicheskaya_gimnastika.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

«Мозг хорошо устроенный стоит больше,

чем мозг хорошо наполненный».

                                М. Монтень

Кинезиологическая зарядка -  для ума и тела

(кинезиологические упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие)

Кинезиология  это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.  Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Упражнения выполняются комплексно, а также органично вписываются в структуру занятий как физкультминутка.

Упражнения необходимо проводить ежедневно в течение шести-восьми недель по 15-20 минут в день.

1. Массаж ушных раковин. Уши сильно разотрем и погладим, и помнем. Мягко расправить и растянуть одноименной рукой внешний край каждого уха в направлении вверх – наружу от верхней части к мочке уха 5 раз. Помассировать ушную раковину.

2. Качание головой. Покачаем головой – неприятности долой.

Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперед и медленно раскачивать головой из стороны в сторону.

3. Кивки. Покиваем головой, чтобы был в душе покой.

Медленные наклоны головой к плечам и «кивающие» движения вперед – назад.

4. «Домик». Мы построим крепкий дом, жить все вместе будем в нем.

Соединить выпрямленные пальцы рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев.

5. «Ладошка». С силой на ладошку давим,  сильной стать ее заставим.

Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки.

6. «Колечко».    Покатилось, покатилось

                           Олино колечко,

                           Покатилось, покатилось

                           С нашего крылечка,

                           

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний, безымянный, мизинец. Упражнения выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

7. «Внимание». Чтоб внимательными быть – нужно на ладонь давить.

Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. При нажатии – выдох, при ослаблении – вдох. То же самое с правой рукой.

8. «Поворот». Голову ты поверни – за спиной что посмотри.

Повернуть голову назад и постараться увидеть предметы сзади.

9. «Ладошки». Мы ладошки разотрем, силу пальчикам вернем.

Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх – вниз по ладони левой руки. То же для правой руки.

10. «Дерево». Мы растем, растем, растем и до неба достаем.

Сидя на корточках, спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер. Раскачивать тело, имитируя дерево.

11. «Книга». В библиотеке для ребят, на полках книги в ряд стоят. 

Лечь на спину вытянуть руки. По команде одновременно поднять прямые ноги, руки и голову. Держать позу максимально долго.

12. «Клад». В комнате прячется игрушка или конфета. Ребенок ищет ее, ориентируясь на команды ведущего, например: «Сделай два шага вперед, один направо и т.д.».

13. «Зеркало» Упражнения в парах: дети встают лицом друг к другу. Один из партнеров выполняет движения руками или ногами, другой должен их зеркально отобразить.

14. «Паровозик». Правую руку положить на левое плечо, одновременно делая 10-12 маленьких кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой, плечом вперед, затем столько же назад. Поменять позиции рук и повторить упражнение.

15. «Мельница».  Предложить ребенку делать одновременные круговые движения рукой и ногой. Сначала левой рукой и левой ногой, правой рукой и правой ногой, левой рукой и правой ногой, правой рукой и левой ногой. Сначала движения выполняются вперед, затем назад, затем рукой вперед, а ногой назад. Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Дыхание произвольное.

16. «Рисующий слон». Сесть в позу слона. Колени слегка подогнуты. Наклониться головой к плечу. Вытянуть руку вперед и рисовать ей горизонтальную восьмерку большими мазками. Затем повторить то же другой рукой.

17.  «Колено – локоть». Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой.

18. «Кулак, ребро, ладонь».  Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет движения вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом  левой, затем  двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

19. «Лягушка».  Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправлено менять положение рук.

20. «Ухо-нос».  Ребенку предлагают левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «наоборот».

21. «Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется положение правой и левой рук в течении 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

22. «Змейки». Предложить ребенку представить, что его пальцы это маленькие змейки. Они могут двигаться, извиваться, вращаться направо, налево, снизу вверх и сверху вниз.

23. «Перекрестное марширование». На первом этапе ребенок медленно шагает, попеременно касаясь то правой, то левой рукой противоположного колена (перекрестные движения). На этапе усвоение упражнения воспитатель отсчитывает 12 раз в медленном темпе. На втором этапе ребенок также шагает, но уже касаясь одноименного колена (односторонние движения). Также 12 раз. На третьем и пятом этапах – перекрестные движения, на четвертом – односторонние. Обязательное условие начинать и заканчивать упражнение перекрестными движениями. После того как ребенок освоил данное упражнение под внешний счет, можно предложить выполнить его самостоятельно, считая и контролируя последовательность и переключение с движение на движение.

24. "Веселые карандаши" На стол выкладывается 5–10 карандашей. Собираем карандаши в кулак:

а) правой рукой;
б) левой рукой;
в) обеими одновременно.

Затем по одному выкладываем карандаши на стол:

а) правой рукой;
б) левой рукой; 
в) обеими руками одновременно.

Литература:

  1. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2002
  2. Кинезиология// Википедия – свободная энциклопедия. Интернет.
  3. Межполушарная ассимитрия// Википедия – свободная энциклопедия. Интернет.
  4. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
  5. Сиротюк А.Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 60

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАРЯДКА ДЛЯ УМА И ТЕЛА

Грамотно организованные движения пробуждают и активизируют умственные способности, улучшают контроль и регуляцию деятельности, стимулируют интеллектуальное развитие, решают проблемы эмоционального пла...

Зарядка для ума и тела с феей Кинезиологии

Мастер- класс по кинезиологии для детей старшего дошкольного возраста логопедической группы, направленные на развитие межполушарного взаимодействия, способствуют активизации мыслительной деятельности....

КОМПЛЕКС « УМНАЯ ЗАРЯДКА» вошли элементы следующих методик : Г. Деннисон, И. Деннисон «Гимнастика мозга», Л.Д. Столяренко «Гимнастика для гармонизации деятельности полушарий мозга», •Массаж профессора Ауглина, •Кинезиологические упражнения А.Л. Сиротюк •П

Комплекс по развитию познавательных функций через движениерекомендуется как дошкольникам, у которых отмечаются нарушение внимания,повышенная отвлекаемость, проблемы с памятью, заторможенность илирасто...

Кинезиологическая зарядка

Сборник упражнений, рекомендованных родителям и педагогам для работы по активизации умственной деятельности дошкольников...

Тема самообразования: «Зарядка для ума и тела» (кинезиологические упражнения- как метод развития мозговой деятельности) 2022 -2023 уч.год

План работы по самообразованию воспитателя Савельевой Ирины Владимировны на 2022 -2023 учебный годТема: «Зарядка для ума и тела» (кинезиологические упражнения- как метод раз...

Гимнастика мозга – зарядка для ума и тела

Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненныйМишель де Монтень Все мы хотим видеть своих воспитанников целеустремлёнными, волевыми, настойчивыми, интеллектуально развитыми и...