Зарядка для ума и тела с феей Кинезиологии
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Мастер- класс по кинезиологии для детей старшего дошкольного возраста логопедической группы, направленные на развитие межполушарного взаимодействия, способствуют активизации мыслительной деятельности. Приведенные упражнения развивают мелкую моторику, память, внимание и речь детей, воспитывают активность и сообразительность воспитанников. Упражнения объединены в блоки: формирование пространственных представлений ("Пространство моего тела", "Пространство тела моего соседа", "Тень"), межполушарное взаимодействие ("Колечко", "Лезгинка", "Ухо- нос", "Лягушка", "Кулак - ребро - ладонь"), общая моторика ( "Дерево". "Вращение кистями рук"), растяжки по осям, перекрестные движения ( "Перекрестное марширование", "Прыжки"), самомассаж ( "Поиграем ручками"), артикуляционная моторика ( движения языком, цокание, щелкание, посвистывание), зрительное восприятие ( "Рисующий слон", "Воображаемая фигура", "Совместные движения глаз и языка"), мимические упражнения ( "Рожицы", "Улыбка"), мелкая моторика ("Ладошка", "Волна"), тактильный гнозис ("Волшебный мешочек"),зеркальное рисование, дыхательные упражнения, симметричное рисование, релаксация ( "Дерижер"), самоанализ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineziologicheskiy_kompleks_na_konkurs.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Задачи:

Образовательные: синхронизация работы обоих  полушарий  головного мозга;

Развивающие: развитие мелкой моторики, памяти, внимания, речи;

Воспитательные: воспитание активности, сообразительности.

Игровой прием. Здравствуйте, ребята! Я – фея волшебной страны Кинезиологии.  Я научу вас удивительным упражнениям, которые помогут вам быстро запоминать, выговаривать все звуки русского языка,  стать внимательнее и сообразительнее. Начинаем зарядку для ума и тела.

Формирование пространственных представлений.

1. Пространство моего тела.

Покажем  у себя правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу

Дотронемся   левой рукой до левого уха, левой рукой до правого уха.

Покажем  правый глаз правой рукой, покажем  правый глаз левой рукой.

Покажем, что у вас впереди, сзади, вверху, внизу.

2.Пространство тела моего соседа.

 Объединяемся в пары.

Покажем у соседа правую руку, левую руку.

Покажем  левую (правую) руку соседа.

Положим правую руку на правое плечо соседа

Положим правую руку на левое плечо соседа.

3.«Тень»

Один ребенок придумывает  какую либо фигуру, другой отображает ее в точности, как если бы от нее падала тень.

Межполушарное взаимодействие.

Будем с вами мы играть,

Ручки будем развивать.
Ловкими станут пальчики,
Умными — девочки и  мальчики.

1.«Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

2.Лезгинка

Любим ручками играть

И лезгинку танцевать.

 Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

3.  "Ухо-нос"

Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши  и поменять их положение.\

4. «Лягушка»

 Положить руки на пол (стол). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно дети меняют положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.  

5.«Кулак - ребро-ладонь»

 Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро - ладонь).

Общая моторика

1“Дерево”

Мы растем, растем, растем

И до неба достаем.

Сидя на корточках, стряпать голову в колени, колени обхватить руками. Это — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер — раскачивать тело, имитируя дерево.        (10 раз)

2.«Вращение кистями рук»

Вытянуть руки перед собой, затем вращать кистями по и против часовой стрелки ( сначала однонаправлено, затем разнонаправлено.

Растяжки по осям.

«Лучики».И..п. Ноги врозь, руки вверх в стороны. Напрягаем руки, ноги расслаблены. Теперь напрягаем ноги, руки расслаблены.

Напрягаем левую половину тела, правая -  расслаблена, напрягаем правую половину тела.

Напрягаем левую руку и правую ногу, затем правую руку и левую ногу

Напрягаем все вместе, расслабляем.

 Каждое упражнение повторяем два раза.

Перекрестные движения

1. “Перекрестное марширование”

Любим мы маршировать,

Руки, ноги поднимать.

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

2.«Прыжки». И.п. Вытянутые руки вперед, ноги вместе. При прыжке руки отводим вправо, ноги влево, затем - руки отводим влево, ноги – вправо

Самомассаж

 «Поиграем с ручками»

  • Большим и указательным пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
  • Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытьё рук.
  • Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка  трём их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
  • Переплетённые пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.
  • Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
С ноготками поиграю,
Друг о друга их потру.
Потом руки «помочалю»,
Плечи мягко разомну.
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Вытяну я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра,
Отдыхает детвора .

Артикуляционная моторика

1.Движения языком. Влево и вправо.

2. Цоканье, щелканье, посвистывание. Затем выполните последовательность - два цоканья, два щелканья, два посвистывания и т.д.

Зрительное восприятие.

 1. .« Рисующий слон».

Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

2..«Воображаемая фигура».

Нарисуем большой круг

И осмотрим все вокруг.

 Следить глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, квадрат)

3.«Совместные движения глаз и языка»

Однонаправленно – глаза смотрят влево и язык влево, глаза вправо и язык вправо.

Мимические упражнения

1.«Рожицы»

Надуваем щеки – толстые щеки

Втягиваем щеки – худые щеки

Широко отрываем рот – удивляемся

Хмуро сдвигаем брови – сердимся

Улыбка

Выдвигаем язык вперед – дразнимся

Мелкая моторика

1.“Ладошка”

С силой на ладошку давим,

Сильной стать ее заставим.

Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев.    (10 раз)

2.«Волна»

Делать волнообразные движения сначала левой рукой направо, затем правой рукой налево. Следующий этап – одновременно обеими руками навстречу друг другу.

Тактильный гнозис

  1. «Волшебный мешочек»

На ощупь угадать предмет одной рукой, а другой нарисовать его в воздухе.

  1. С закрытыми глазами опознать предмет, данный в руку

 ( ключ, пуговица, скрепка, орех  и т.д.)

Зеркальное рисование.

В воздухе двумя руками одновременно нарисовать елочный шар, снеговика, елку.

Дыхательные упражнения

1 .Вдох, задержка дыхания, выдох.

  1. Вдох глубокий, выдох толчками.
  2. Ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.
  3. Вдох, медленный выдох.

Тихо-тихо мы подышим,

Сердце мы свое услышим.

Симметричное рисование.

Ставим карандаши близких цветов на точки в начале рисунков и начинаем одновременно проводить цветные линии по контуру на правой и левой сторонах страницы.

Релаксация

1. “Дирижер”

Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка)

Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком.  Пусть  в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

Самоанализ.

Фея. Хочу я вам, ребята, на память о нашей встрече подарить значки – знак того , что вы научились кинезиологическим  упражнениям. Зеленый значок путь возьмет тот, кому было интересно делать зарядку для ума и тела, синий значок – тому, кому трудно было выполнять задания, красный значок пусть возьмет тот , кому было скучно и неинтересно.

До скорых встреч!





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАРЯДКА ДЛЯ УМА И ТЕЛА

Грамотно организованные движения пробуждают и активизируют умственные способности, улучшают контроль и регуляцию деятельности, стимулируют интеллектуальное развитие, решают проблемы эмоционального пла...

Кинезиологическая зарядка - для ума и тела

Кинезиология  это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.  Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшит...

консультация для родителей "Образовательная кинезиология или зарядка для ума"

    Межполушарное взаимодействие можно развивать при помощи комплекса специальных упражнений «гимнастика для мозга или, если выражаться научным языком, «Кинезиол...

Тема самообразования: «Зарядка для ума и тела» (кинезиологические упражнения- как метод развития мозговой деятельности) 2022 -2023 уч.год

План работы по самообразованию воспитателя Савельевой Ирины Владимировны на 2022 -2023 учебный годТема: «Зарядка для ума и тела» (кинезиологические упражнения- как метод раз...

Гимнастика мозга – зарядка для ума и тела

Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненныйМишель де Монтень Все мы хотим видеть своих воспитанников целеустремлёнными, волевыми, настойчивыми, интеллектуально развитыми и...

Кинезиология – зарядка для ума, как одна из здоровьесберегающих технологий в ДОУ

В статье рассказывается о новой занимательной здоровьесберегающей технологии - кинезиологии, упражнения которой  помогает детям в их развитии и очень увлекает детей...