Применение элементов логоритмики при формировании звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста.
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Киселева Татьяна Вениаминовна

Применение элементов логоритмики при формировании звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_logoritmiki.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Применение элементов логоритмики при формировании звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста.

Киселева Татьяна Вениаминовна

МБДОУ «Детский сад № 24 «Весняночка»

РМЭ г. Йошкар-Ола

Дошкольное детство - самый благоприятный период для развития речи. Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать и родители, и педагоги [2].

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительности, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности.

Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. Д [9].

Но, на сегодняшний день недостаточно имеющихся методик и их включения  в программу обучения и воспитания, в частности в разделе «Формирование звуковой культуры речи».

Помочь ребенку в становлении и развитии речи может такой эффективный метод преодоления речевых нарушений как логоритмика.

Что такое логоритмика?

Это форма активной терапии, в которой формирование звукопроизношения идет путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и движением [5].

Каждое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма (выкладывание моделей, схем, рисование повторяющихся элементов и т.п.). Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных детских поэтов. Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат малышей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей [1].

Одним из условий эффективного воздействия на речь воспитанников является учет данных, полученных в ходе диагностики речевого развития детей. Это позволяет  осуществить дифференцированный подход к детям, имеющим разный уровень развития речи, оптимизировав тем самым выбор форм, методов и средств педагогического процесса.

Полноценное формирование у детей звуковой культуры речи организовано в трех основных блоках образовательного процесса:

1) на специально организованных познавательных занятиях;

2) в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем в ходе режимных моментов;

3) в самостоятельной познавательной деятельности детей.

Интегративная деятельность по формированию звуковой культуре речи с использованием элементов логоритмики,  построена с соблюдением тематического принципа планирования, подчинена единому сюжету с обязательным включением различных игр (пальчиковых, мимических, речевых, подвижных, так как только в игре у ребенка младшего дошкольного возраста могут формироваться все психические функции (в том числе и речь) это позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Такое построение позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.

Основным принципом построения НОД является тесная связь слова, движения. НОД имеет следующую структуру:

1. С детьми проводят упражнение, способствующее выработке подвижности органов артикуляционного аппарата, и в какой-то мере обеспечивающее четкое и правильное произношение звука, с которым детей будут знакомить на данном занятии.

2. Знакомят детей с новым звуком или звукоподражанием. Если возможно, педагог связывает звук с конкретным образом (жук – з-з, ж-ж) .

3. Педагог побуждает детей к произношению данного звука, предлагая 3-4 варианта заданий.

4. Звук помещается в слог. Дети выполняют задания на различение звукоподражаний, высоты и силы голоса, темпа дыхания.

5. Детей упражняют в произношении звука в словах фразовой речи: читает рассказы, стихи, игры, где используемый звук встречается.

Деятельность по формированию звукопроизношения включает следующие элементы логоритмики:

– комплекс упражнений для укрепления мышц, органов артикуляционного аппарата;

- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

- пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук;

- упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;

- игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

- упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления [7].

Применение элементов логоритмики на занятиях, способствует улучшению общего эмоционального состояния детей, улучшению исполнения качества движений. Стимуляции речевой функции, нормализации просодической стороны речи, (темп, тембр, ритм, выразительность интонации). Улучшается звукопроизношение.  Речь детей становится более выразительной и эмоциональной, словарный запас увеличился.  

Список литературы

1. Алябьева, Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения/ Е.А. Алябьева - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 64 с.

2. Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением/ О.С. Боромыкова - СПб., 1999.

3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика/ Г.А. Волкова - М., 2002.

4. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей/ Г.А. Волкова - СПб., 1993.

5. Выготский Л.С. Мышление и речь/ Л.С. Выготский - М., 1996.

6. Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям // Логопед. 2004. № 2.

7. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду/ М.Ю. Картушина - М., 2003.

8. Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно/Н.Г. Комратова - М., 2004.

9. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников/ А.И. Максаков -М., 2005.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки

Методические рекомендации по формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки...

Методическая разработка. Коррекционно-развивающая деятельность по теме: «Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе индивидуальной деятельности»

Методическая разработка коррекционно - развивающей работы в процессе индивидуальной деятельности рассчитана на детей старшего возраста. Для достижения целей и реализации задач используются современные...

Система работы по формированию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста

В  материале представлена система работы по формированию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста в соответствии с календарно-тематическим планированием....

Методическая разработка. Коррекционно-развивающая деятельность по теме: «Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности»

Методическая разработка коррекционно - развивающей работы в процессе совместной деятельности рассчитана на детей старшего возраста. Для достижения целей и реализации задач используются современные...