Семинар-практикум для родителей по формированию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста
консультация (средняя группа)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_zkr_s_roditelyami.docx30.52 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №1 «РЯБИНКА»

Семинар – практикум  для родителей

«Формирование звуковой культуры речи

у детей среднего дошкольного возраста»

Разработала:

Воспитатель Филь О.А.

Нефтеюганск 2019г.

Форма проведения: семинар - практикум.

Участники: родители детей среднего дошкольного возраста.

Цель: Повысить компетентность родителей в вопросах развития звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста,

Задачи:

1. Показать значимость развития мелкой моторики для формирования правильного звукопроизношения.

2. Вовлекать родителей в процесс формирования ЗКР детей через игру.

3.  Побуждать родителей использовать полученные практические умения для формирования правильного речевого дыхания, развития мелкой моторики, автоматизации звуков у детей.

4.Активизировать знания родителей о значимости развития артикуляционной моторики.

5.Сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений.

6.Познакомить с правилами организации артикуляционной гимнастики дома.

7. Обучить игровым способам развития речевого дыхания у детей.

8.Предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие звуковой культуры речи детей.

Ход мероприятия:

Педагог: тема нашей с Вами встречи «Формирование звуковой культуры речи».

Не все родители знают, какие приёмы  использовать для формирования у ребёнка звуковой культуры речи.

Наша общая  задача – формирование звуковой культуры речи у детей, особенно в среднем дошкольном возрасте.

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, т.к. это наиболее заметный дефект. Не только окружающие, но и родители могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот неправильное звукопроизношение – как на ладошке.
Какие же приёмы можно использовать, чтобы помочь ребёнку говорить звуки чётко и правильно?

Поэтому формирование правильного звукопроизношения напрямую зависит от развития мелкой моторики ребёнка.

1.Самомассаж.

Самомассаж кистей и пальцев рук – это активное механическое воздействие на нервные окончания с целью стимуляции речевых зон коры головного мозга. Кинестетические импульсы, идущие от пальцев рук, изменяют функциональное состояние коры головного мозга, усиливают её регулирующую и координирующую функции. Самомассаж осуществляется с помощью  различных приспособлений:

Массажных мячиков;

Шестигранных карандашей;

Бельевых прищепок;

Ватных палочек;

Щёток массажных;

Губок;

Бигуди;

Сосновых шишек;

Грецких орехов;       

Начинать занятия массажем и самомассажем лучше с небольшой разминки - сгибания и разгибания пальчиков, движений кистей рук, сгибания и разгибания локтей. Медленно показывайте ребёнку позу кисти руки, при затруднении помогайте своими руками, действуйте совместно. Проговаривайте действия, выполняя движения. Показывайте движения сначала на своей руке, а потом на руке ребёнка.

     КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ

1.Самомассаж ладоней сосновыми шишками

Осень шагает в жёлтом пальтишке,

С кедров сшибает бурые шишки.

Г. Граубин

«Шагают» пальчиками по поверхности стола.

Крепко сжимают шишки в ладони.

2.Самомассаж ладоней массажными мячиками

Жёлудь, жёлудь, прорастай!

И дубочек вырастай!

Дорастай до тучи!

Крепкий дуб, могучий!

Н. Быкова.

Катают мячик между ладонями круговыми движениями.

Поднимаются на носочки.

Поднимают руки.

Опускают руки, катают мячик вокруг большого пальца.

3.Самомассаж пальцев рук с помощью бельевых прищепок

«Морковка»

Мы приходим в огород.

Что это у нас растёт?

Ухватив за хвостик ловко,

Тянем спелую морковку!

О. Узорова, Е. Нефёдова.

Дети «идут» пальчиками по столу.

«Рисуют» указательным пальцем правой руки на левой ладони знак вопроса.

Тянут безымянный палец левой руки прищепкой, затем меняют руки, повторяют несколько раз.

4.Самомассаж ладоней сушёным горохом в «сухом» бассейне

Твёрдые горошинки прямо в землю брошены –

Значит, вырастет горох, урожай совсем неплох!

М. Манакова

Сжимают горсть гороха в руке.

Катают горох круговыми движениями между ладонями.

5.Самомассаж головы «Шапка»

Мама шапку мне связала,

Чтобы я не замерзала,

Во дворе весь день гуляла,

С детворой в снежки играла.

В. Лихоед

Ведём пальцами, словно граблями, от макушки ко лбу, вискам, затылку.

Пальчики «бегают» по поверхности головы, затем расчёсывают волосы пальцами.

6.Самомассаж ладоней щётками «Лошадка»

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

А. Барто

Поглаживающие движения щёткой по ладоням.

7.Самомассаж ладоней шестигранным карандашом «Юла»

У щенка забот немало: вот юла затанцевала –

Раскрутил щенок в углу эту юркую юлу.

М. Манакова

Вращать шестигранный карандаш между большим, средним, указательным пальцами.

8.Самомассаж грецкими орехами и прищепками «Белкин обед»

Яблоко ела, куснула морковку,

Орехи разгразла

Быстро и ловко.

Всё надкусила,

Что рядышком было!

Как лучшее блюдо, особый успех имел очень прочный грецкий орех.

А. Шевченко

«Покусывают» пальцы прищепкой на каждое название.

Хлопают в ладоши.

Покусывают пальцы прищепкой на другой руке.

Хлопают в ладоши.

Катание грецких орехов между ладонями.

9.Самомассаж ладоней еловыми шишками, грецкими орехами

Сколько на ёлочке шариков цветных,

Розовых пряников, шишек золотых.

З. Александрова

Катают предмет между ладонями круговыми движениями.

10.Самомассаж шестигранным карандашом

Самолёт построим сами, понесёмся над лесами,

Понесёмся над лесами, а потом вернёмся к маме.

А. Барто

Удерживаем карандаш между большим, указательным и средним пальцами, затем вращаем по часовой стрелке.

11.Самомассаж с помощью бигуди

По шоссе снуют машины,

По шоссе снуют их шины.

Под шуршанье шустрых шин

Сладко спит шофёра сын.

А. Шевченко

Дети катают бигуди между ладонями вращательными движениями.

2.Пальчиковые игры:

Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией.

Пример, педагог проводит с родителями пальчиковую игру

Развитию мелкой моторики также способствует лепка, раскрашивание, вырезание из бумаги.

3.Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1.Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз.

2.Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3.Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4.Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

5.Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Педагог: чтобы детям интереснее было выполнять артикуляционную гимнастику, можно использовать сказки. Например, «Сказка о божьей коровке».

Педагог показывает. Рассказывает о порядке выполнения артикуляционного упражнения, демонстрирует правильное выполнение.

Педагог: А теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить артикуляционные упражнения.

Родители выполняют артикуляционные упражнения совместно с педагогом по ходу предложенной сказки.

«Трудолюбивая божья коровка»

Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку, Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.

— Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, — говорили они.

— Да ты просто красный жук, — вторили другие.

Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова вы глянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу.

«Улыбочка».

— Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудно­стей, — сказало солнышко и по­дарило божьей коровке книжку.

Божья коровка ее долго разгля­дывала, потом стала делать уп­ражнения, написанные в книжке. У нее сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошле­пала его.

«Непослушный язычок».

И он стал ровным, как лопаточка.

«Лопатка».

Вскоре набежала легкая тучка и помыла божью коровку дожди­ком. Но и тут она не растерялась: сложила свой язычок чашечкой

«Чашечка».

и набрала дождевой водички для чая. Попила чайку с бубликом

«Бублик»,

и снова за работу. На картинках она увидела лошадку,

«Лошадка».

веселого  маляра,

«Маляр».

грибок

«Грибок».

и даже гармошку.

«Гармошка».

 Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились чер­ненькие пятнышки.

—  Божья коровка, пора ло­житься спать, — обратилось к ней солнышко.

— Хорошо, солнышко, давай  я угощу тебя вареньем за такую  чудесную книжку, — весело ответила божья коровка. Они попили чай с вареньем

«Вкусное варенье».

И отправились спать. Солнышко за  горку, а божья коровка под грибок.

«Грибок».

А утром произошло чудо! Божья  коровка вылетела из своего домика и полетела на праздник, где  собрались все жители поляны.  Там одуванчик Большие Щеки  открыл новый аттракцион. Мож­но было каждому прокатиться на парашютике.

«Парашютик».

Божья коровка первая попросила одуванчика прокатить ее, и тут все увидели, что у нее появились... пятнышки. Они были кругленьки­ми и блестящими и так прекрасно смотрелись на красной спинке. С тех пор все жители поляны ходят к божьей коровке в гости: кто по­учиться, кто книжку посмотреть.

4.Игры на развитие речевого дыхания.

Педагог: правильное дыхание имеет огромное значение при формировании звуковой культуры речи дошкольника, во многом определяет, насколько внятной и чёткой будет речь вашего ребёнка. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности

Игры с ватными шариками, «снежинками» и т.д.

Подведение итогов.

Педагог подводит итог семинара. Спрашивает о впечатлениях родителей, что

услышали нового, полезного. Будут ли использовать на практике.

Вручение родителям  памяток (брошюр) с описанием различных игр для развития ЗКР, в которые родители могут играть вместе с детьми самостоятельно.

Благодарит родителей за активное участие в семинаре – практикуме.

Приложение.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1.Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз.

2.Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3.Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4.Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

5.Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома.

1.Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.

2.Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

3.Покажите правильное выполнение упражнения.

4.Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.

5.Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Жил-был Веселый Язычок. Он любил играть, путешествовать. Захотелось

язычку порезвиться. Открыл он сначала одну дверцу домика (губы), затем

вторую дверцу (зубы).

(Упражнение «Окошко»)

Выглянул из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться,

позагорать. (Упражнение «Лопаточка»)

Позагорал и опять спрятался в домик.

Снова выглянул из домика Язычок, посмотрел направо, потом налево.

Понравилось ему смотреть по сторонам и закачался он, как маятник в

старинных часах: вправо-влево. (Упражнение «Часики») Покачался-покачался

и в домике спрятался.

Через минутку непоседа выглянул снова. Увидел, как девочка на качелях

качается: вверх – вниз. Сначала медленно, потом быстрее и быстрее.

(Упражнение «Качели») И он также покачался.

Вдруг услышал Язычок веселую дробь барабана. Это Буратино стучит

своими барабанными палочками по красному барабану. Д-д-д – слышалось

вокруг. «Д-д-д», – повторял за барабаном Язычок. (Упражнение

«Барабанщик»)

Увидел Веселый Язычок лошадку и вспомнил, что давно не катался. А

лошадка хороша! (Упражнение «Лошадка»)

Ну и лошадка!

Шерстка гладка,

Чисто умыта

С головы до копыта.

Травки поела –

И снова за дело.

Наигрался, нарезвился Веселый Язычок и пошел домой отдыхать, закрыл

за собой белую дверь (зубы), алую дверь (губы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение элементов логоритмики при формировании звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста.

Применение элементов логоритмики при формировании звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста....

Методические рекомендации по формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки

Методические рекомендации по формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки...

Методическая разработка. Коррекционно-развивающая деятельность по теме: «Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе индивидуальной деятельности»

Методическая разработка коррекционно - развивающей работы в процессе индивидуальной деятельности рассчитана на детей старшего возраста. Для достижения целей и реализации задач используются современные...

Система работы по формированию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста

В  материале представлена система работы по формированию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста в соответствии с календарно-тематическим планированием....

Система работы по формированию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста

Система работы по формированию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста...