Проект вместе с мамой и папой
проект по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Доронина Елена Геннадьевна

Цель проекта - повышение уровня педагогической компетенции родителей детей с задержкой психоречевого развития среднего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vmeste_s_mamoy_i_papoy.docx25.23 КБ

Предварительный просмотр:

Проект вместе с мамой и папой.

Актуальность.

Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью ее чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети. Родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Зачастую они испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих “педагогических” возможностях.

Специалисты, педагоги ДОУ должны оказывать помощь родителям в развитии и воспитании ребенка, особенно если у ребенка наблюдаются особенности (проблемы) психоречевого развития. Успешность коррекционной работы с такими детьми предполагает активное участие в ней родителей. Совместная работа специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога) с участниками семьи ребенка является неотъемлемой частью всего педагогического процесса, частью которого и будет повышение уровня педагогической компетенции родителей.

Особое место в работе специалистов с родителями, воспитывающими ребенка с отклонениями в развитии, мы отводим консультативной деятельности. В целом, эта форма работы направлена на оптимизацию внутрисемейных отношений, формирование у родителей позитивного взгляда на ребенка, укрепление веры родителей в возможности и перспективы роста и развития ребенка. В течении учебного года тематика консультаций определяется с учетом возникающих потребностей детей и родителей и могут быть как заранее предусмотренные специалистами, так и проводимые по инициативе родителей (на наш взгляд именно последние наиболее ценны и значимы для успешного сотрудничества).

Проблема.

Исследование семьи в условиях кризисного общества выявляет возрастную отчужденность родителей и детей, дефицит душевного тепла, ласки, внимания к детям и их проблемам со стороны родителей. Вместо общения с родителями ребенок “общается с телевизором и компьютером”. Многие педагоги и специалисты отмечают равнодушие к проблемам детей, низкую компетентность родителей, которая характеризуется определенной суммой психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний и умений применять их в практике воспитания детей.

Успешность выполнения семьей воспитательных и коррекционно-развивающих функций зависит от ряда факторов. Важнейшим среди них является педагогическая культура родителей, уровень которой в настоящее время у большинства населения не высок. Именно поэтому работа по повышению педагогической культуры семьи – одно из важных условий помощи семье в процессе взаимодействия с ДОУ.

Цель: организация условий для повышения уровня педагогической компетенции родителей детей с задержкой психоречевого развития среднего дошкольного возраста.

Задачи:

- выявить реально существующие проблемы родителей, их ценностные ориентации в жизни и общении с ребенком, уровень общей и педагогической культуры (предварительный этап);

- организация и проведение непосредственно процесса обучения родителей, проходящего в различных формах: проведение родительских собраний, оформление стендов и уголков, консультации, беседы и пр. (практический этап);

- проследить результаты обучения, понять насколько они соответствуют пожеланиям и позитивному развитию родителей, проследить последствия “образования” (обобщающий этап);

- привлечь родителей к активному участию в коррекционно-развивающем процессе;

- создать доверительные отношения между специалистами группы и родителями.

Вид проекта: практико-ориентированный, информационный.

Тип проекта: долгосрочный (9 месяцев: сентябрь 2015 – май 2016), в рамках одной возрастной группы

Участники проекта: специалисты группы коррекционной направленности (с ЗПР) (учитель-дефектолог, учитель-логопед),  родители детей группы, воспитанники.

Условия реализации проекта: заинтересованность родителей, регулярность и систематичность работы.

Предполагаемые результаты:

- улучшение отношений родителей с педагогами и специалистами ДОУ;

- улучшение отношений родителей с ребенком, их взаимопонимание через повышение уровня педагогической компетентности;

- осознание родителями значимости коррекционно-развивающего процесса, его сути, значимости работы специалистов группы;

- осознание родителями важности своей родительской деятельности, появление родительской ответственности;

- появление оптимистического взгляда родителей на дальнейшее развитие и воспитание ребенка, появление родительской солидарности, сплоченности, организованных форм позитивной активности.

Сроки реализации проекта:

1 этап. Предварительный: август 2014г. – октябрь 2014г.

2 этап. Практический: октябрь 2014г. – май 2015г.

3 этап. Обобщающий: май 2015г.

Этапы реализации проекта.

Сроки

Мероприятие

Участники

 

1 этап. Предварительный: август 2015г. – октябрь 2016г.

 

Август

Подбор и анализ литературы, изучение документации детей.

Работа по оформлению теоритической части проекта (определение актуальности, задач и пр.), подготовка анкетирования родителей в рамках проекта:

- Анкета №1 (первичная – ознакомительная).

- Анкета №2 (определение уровня педагогической компетенции родителей).

- Анкета №3 (итоговая).

Учитель-логопед

Учитель-дефектолог

Сентябрь

(начало месяца)

Родительское собрание (ознакомительное, установочное).

- Консультация учителя-дефектолога на тему “Особенности и основные направления работы дефектолога в группе для детей с ЗПР”.

- Консультация учителя-логопеда на тему “Особенности и основные направления работы логопеда в средней группе для детей с ЗПР”.

 

Учитель-дефектолог

 

Учитель-логопед

Проведение анкетирования (Анкета №1)

Обработка результатов анкетирования

Учитель-логопед

Учитель-дефектолог

Родители

Сентябрь

(середина – конец месяца)

Проведение анкетирования (Анкета №2)

Учитель-логопед

Учитель-дефектолог

Родители

Октябрь

(начало месяца)

Обработка результатов второго анкетирования.

Составление таблицы «Мониторинг педагогической компетентности родителей детей с ЗПР среднего дошкольного возраста».

Учитель-дефектолог

Учитель-логопед

 

2 этап. Практический: октябрь 2015г. – май 2016г.

 

Октябрь (середина месяца)

День открытых дверей.

Подгрупповое  занятие дефектолога «Путешествие в осенний лес».

Индивидуальное занятие логопеда «В гостях у ёжика».

Учитель-дефектолог

Учитель-логопед

Октябрь (конец месяца)

Консультации:

-“Развитие артикуляционного аппарата у детей”.

- “Правила проведения занятий с ребёнком по рекомендации учителя-дефектолога, логопеда в домашних условиях.”

Учитель-логопед

Учитель-дефектолог

Ноябрь

Консультация “Развитие мелкой моторики ребенка. Подготовка руки к письму”.

Индивидуальные беседы.

Учитель-дефектолог

Январь

(конец месяца)

Родительское собрание (результаты коррекционной работы за первое полугодие)

Консультация “Особенности развития психических и познавательных процессов у дошкольников с ЗПР”

Консультация “Воспитание у детей правильного звукопроизношения”

Индивидуальные беседы.

 

Учитель-дефектолог

Учитель-логопед

Февраль

Консультации для родителей:

- “Фонематический слух – основа правильной речи»”

- “Формирование, обогащение и накопление словаря у детей с ЗПР на занятиях по ознакомлению с окружающим миром”

Учитель-дефектолог

 

Учитель-дефектолог

Март

Консультация для родителей:

- “Работа дефектолога по развитию элементарных математических представлений у детей с ЗПР”

- Презентация “Развитие фонематических процессов у детей с ЗПР”

Учитель-дефектолог

Учитель-логопед

Апрель

Консультации для родителей:

-“Развитие правильных речевых навыков”

- «Что делать по дороге в гости.»

 

Учитель-дефектолог

 

3 этап. Обобщающий: май 2015г.

 

Май

(начало-середина месяца)

Итоговое анкетирование (анкета №3)

Учитель-логопед

Учитель-дефектолог

Родители

Май

(конец месяца)

Обработка результатов итогового анкетирования.

Соотнесение результатов с поставленными целями.

Разработка выводов и результатов по теме проекта.

Учитель-дефектолог

Учитель-логопед

- Еженедельное размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей с ЗПР (среднего возраста) в домашних условиях по лексическим темам.

- Методические рекомендации для родителей по выполнению заданий в домашних тетрадях с детьми.

 

Итоги проектной деятельности.

На различных этапах проектной деятельности подтверждалась актуальность данной работы с родителями. Опираясь на советы, рекомендации специалистов группы, процесс работы родителей по коррекции речевых и психических недостатков становился более плодотворным и результативным. С каждым месяцем родители проявляют большую заинтересованность в совместной деятельности с педагогами, их знания по проблемам работы с детьми становятся более конкретными и предметными. Данный опыт взаимодействия с родителями показал, что одним из важнейших параметров консультативной деятельности является установление контакта на уровне так называемой обратной связи. Очень важно, чтобы не только дефектолог и логопед проявляли инициативу (привлекая и приобщая родителей к совместному процессу коррекции имеющихся у детей когнитивных и речевых нарушений), но и сами родители и другие члены семьи малыша (понимая, что им сочувствуют, искренне пытаются помочь, оказывая профессиональную поддержку), стремились контактировать со специалистами и повышать свой уровень образованности в вопросах психоречевой коррекции.

Обработка результатов итогового анкетирования показала:

- на конец учебного года более высокую заинтересованность родителей в совместной работе со специалистами, их желание и стремление продолжать работу в данном направлении;

- повышение уровня педагогической компетенции родителей по вопросам понимания структуры психоречевых нарушений у их детей и направлений и сути работы специалистов по их коррекции;

- повышение качества взаимосвязи “родитель-специалист”; повысилась степень доверия родителей по отношению к педагогам;

- появление оптимистического взгляда родителей на дальнейшее развитие и воспитание ребенка, появление родительской солидарности, сплоченности, организованных форм позитивной активности.

В проекте были использованы:

Анкета №1 (первичная – ознакомительная).

Цель: получение информации о ребенке и его семье, особенностях его развития и воспитания.

Источник: Преодоление задержки психического развития у детей 4-7 лет: система работы с родителями, планирование, мастер-класс / авт.-сост. О.А. Романович. – Волгоград: учитель, 2013. – с. 216 – 219.

Анкета №2 (определение уровня педагогической компетенции родителей).

Цель: выяснение знаний и представлений родителей об основных направлениях коррекционной работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда для дальнейшего повышения уровня педагогической грамотности родителей и участия их в коррекционно-образовательном процессе.

Источник: Преодоление задержки психического развития у детей 4-7 лет: система работы с родителями, планирование, мастер-класс/авт.-сост. О.А. Романович. – Волгоград: учитель, 2013. – с. 219 – 224.

Анкета №3 (итоговая).

Цель: выяснить отношение родителей к проведенной коррекционной работе с их ребенком, проследить, как изменились представления родителей о работе специалистов в группе.

Источник: Преодоление задержки психического развития у детей 4-7 лет: система работы с родителями, планирование, мастер-класс/авт.-сост. О.А. Романович. – Волгоград: учитель, 2013. – с. 224 - 225. 

Критерии оценки уровня функции (к мониторингу педагогической компетенции родителей)

  • “1 балл” - родители не знакомы с данными понятиями, не владеют знаниями, умениями и навыками по развитию данной категории; или же их знания носят скорее неверный характер.
  • “2 балла” - родители знакомы с данными понятиями; частично владеют знаниями, умениями, навыками по развитию данной категории, но не применяют их в практической деятельности; или же эти знания носят ошибочный или неполный характер.
  • “3 балла” - родители знакомы с данными понятиями; владеют знаниями, умениями и навыками по развитию данной категории, применяют их в практической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Вместе с мамой, вместе с папой мы идем в страну Здоровья"

Организация совместных физкультурных занятий поможет родителям лучше видеть и понимать интересы и потребности детей, искать и осваивать новые для себя методы оздоровления детей и применять их в семейн...

Педагогический проект "Вместе с мамой, вместе с папой!"

Проблема написания проекта:пассивное участие родителей в жизни детского сада.Причины: загруженность родителей, потребительское отношение к детскому саду, нежелание родителей, недостаточная реклама про...

Проект "Вместе с мамой, вместе с папой!"

Особое внимание я уделяю оздоровлению детей, а также привлечению родителей к этой проблеме. Самым интересным для детей и познавательным для родителей считаю метод проекта, в нём в игровой и заниматель...

Проект "Вместе с мамой, вместе с папой"

Презентация занятий совместных с родителями по физической культуре в адаптационных группах....

ПРОЕКТ "Вместе с мамой, вместе с папой я здоровым быть хочу"

laquo;Могучая, духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители  лучше узнают своих детей,  станов...