взаимодействие с ребёнком аутистом в детском саду
консультация по коррекционной педагогике ( группа) на тему

Массарова Любовь Владимировна

По статистике, глубокий аутизм встречается только у одного ребенка из тысячи. В повседневной практике, в детском саду , мы, как правило, сталкиваемся с детьми, имеющими лишь отдельные аутистические признаки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_s_rebenkom_autistom_v_sadu.docx88.02 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ, В ДЕТСКОМ САДУ , ИМЕЮЩИХ АУТИСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАК

По статистике, глубокий аутизм встречается только у одного ребенка из тысячи. В повседневной практике, в детском саду , мы, как правило, сталкиваемся с детьми, имеющими лишь отдельные аутистические признаки.

Специальной системы детских дошкольных учреждений для аутистов не существует. Многие малыши с неглубокими нарушениями могут посещать и массовые муниципальные детские сады вместе со здоровыми детьми. Здесь все зависит от личности педагога. В самых обычных детсадах могут быть хорошие, чуткие, внимательные воспитатели, которые помогут ребенку адаптироваться в группе. Аутичному ребенку тяжелее адаптироваться к новым условиям и требованиям, чем его здоровым сверстникам. Он более тревожный, его страхи легче формируются и фиксируются на более долгое время. Поэтому в детском саду ему нужно уделять больше доброжелательного внимания, помогать общаться с другими детьми и вписываться в режим.

Роль воспитателя в формировании навыков общения аутичного ребёнка очень важна. Коль в вашей группе оказался аутичный ребёнок, Вы должны принимать его таким, какой он есть, учитывая его особенности, вы должны  помочь ему приспособиться к миру.  Как вы уже знаете, аутичный ребёнок живёт в своём мире, он очень замкнут. И чтобы  до него достучаться, для того, чтобы он открыл Вам дверь к себе – тут Вам придется искать путь самим. Потому что остаются организационные моменты, когда нужно спать, есть, гулять и т.п., и это принято делать всем вместе. Могу только порекомендовать,  не оказывать никакого давления, иначе дверь перед Вами еще плотнее закроют.

Адаптация аутичного ребенка к детскому саду – процесс долгий и постепенный, требующий согласованных действий близких и персонала  детского сада. Такой ребенок требует дополнительного внимания, которое может проявляться, в частности, в следующем:

Во - первых: Пребывание ребёнка в детском саду должно быть дозированно, в  целях избегания пресыщения ребенка, его усталости от постоянного пребывания в большой группе, предотвращения возможных на этом фоне аффективных срывов. Вместе с тем регулярность посещения и определенные режимные моменты, которые может выдержать такой малыш, должны соблюдаться и аккуратно поддерживаться. Это создаст определенный привычный стереотип, который сам будет работать на организацию поведения ребенка, а соблюдение проговоренных и эмоционально осмысленных вместе с близкими его деталей будут давать малышу также ощущение стабильности и комфорта.

Во – вторых.  Такой малыш нуждается в особом внимании со стороны взрослых. Воспитателю необходимо постараться  помогать ребенку, понять смысл всего, что происходит в группе , поэтому комментируем для него все происходящее и намечаемые действия ( «Сейчас все собираются на музыкальное занятие , и ты тоже пойдешь на него ; потом будем одеваться на прогулку, а когда вернемся – будем обедать»)  и, если нужно, взять за руку, отвести туда, куда нужно.  Крайне важно, чтобы хватало терпения «не выдергивать» его из занятия, за которым он предпочитает проводить время (например, за игрой в конструктор или складыванием пазлов),  а дать ему возможность довести начатое дело до конца. Надо также учитывать, как тяжело даются такому ребенку все бытовые навыки, и быть терпеливыми в их стимулировании и поддержке.

 В- третьих,  помогаем ребенку налаживать контакт с другими детьми: стараемся вовлекать в общие игры, рассказывать и объяснять, что они делают, во что играют, дать возможность понаблюдать со стороны; в какие-то общие занятия можно дозированно включаться вместе с ребенком (держа его за руку или даже на руках), но не исключать его из общей жизни детского коллектива. При соблюдении осторожности, мягкости и настойчивости одновременно такой ребенок может хорошо удерживаться в режиме.

Перед психологами и родителями стоит вопрос, как общаться с  ребёнком, постоянно находящимся "внутри себя". При работе с аутичным ребёнком нужно включать наблюдение. Вашим инструментом может быть интерес. Вам придется искать то, что нравится этому ребёнку, что ему интересно. Говорить с ним  через понятия принуждения бессмысленно, все «надо», «должен», «все детки так делают» его оставят равнодушно-невозмутимым. Ищите его конек- это может быть, что угодно:  музыка, рисунок, лепка, конструкторы, звери, цветы, или что-то еще. На языке того, что ему нравится, и тогда,  Вы сможете с ним обо всем договориться.  Сумеете заинтересовать – считайте, дело сделано.

  Аутичный  ребенок видит смысл какой – либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована: ребенок должен знать , что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить. Применение пооперационных карт помогает четко организовать деятельность ребенка. Он видит конечный результат, которого ему необходимо достичь, благодаря чему снижается эмоциональный дискомфорт ребенка. С этой целью в группе, где находится аутичный ребенок, рекомендуется  размещать эти  карты, на которых в виде символов обозначена четкая последовательность действий. Так, схему, отражающую в нужную последовательность действий ребенка при сборах на прогулку, можно разместить на шкафчике. Пооперационные  карты могут быть  в виде блокнота, фотоальбома, кубика, календаря плаката и др. Эти карты являются своеобразной формой коммуникации с аутичным ребенком. Они применяются в групповой и индивидуальной работе с детьми, а также в режимных моментах. Карты находятся в раздевалке, в групповом помещении, на столах во время занятий. Применение пооперационных карт помогает ребенку в дальнейшем легче адаптироваться в детском коллективе сверстников. Благодаря такой карте ребенок будет четко знать, что будет, что  происходит в следующий момент. Это будет способствовать уменьшению тревожности ребенка и снижению проявлений возможных негативных поведенческих реакций. Создание адекватной развивающей среды для аутистов, способствующей развитию у детей, прежде всего социальных и коммуникативных навыков (игровые пособия, мобильная мебель, различные ширмы, пооперационные карты)  помогает открыть путь к   более или менее независимой жизни  в детском сообществе.

Конечно, такие меры требуют от нас, сотрудников детского сада, большого терпения и дополнительных усилий, но они помогают организовать поведение аутичного ребенка, сделать его более упорядоченным.

Для развития тактильного, зрительно-тактильного, кинестетического восприятия можно использовать такие игры, как «Волшебный мешочек», «Угадай предмет». Полезно предложить детям складывать головоломки на ощупь, с закрытыми глазами.

 Для улучшения пространственно-временной ориентации аутичного ребенка необходима терпеливая работа педагога. Можно составить план группы с указанием расположения предметов; оформить распорядок дня, используя символы и рисунки. Однако недостаточно просто составить и повесить схемы, необходимо как можно чаще «путешествовать» с ребенком по ним, узнавая и называя предметы (на первых этапах, если ребенок не захочет повторять названия, воспитатель может делать это сам). Если ребенок не принимает инструкций и правил, которые вы ему предлагаете, ни в коем случае не навязывайте ему, займитесь тем, что ему интересно. Это поможет наладить с ребенком контакт.

Составляя список игр для коррекционных занятий с античным ребенком, следует также помнить, что играть он с вами будет только в те из них, которые в наибольшей степени совпадут с его интересами.

Наиболее сложные для аутичных детей игры – это коллективные игры, которые предполагают их включение во взаимодействие со сверстниками. Эти игры вы будете использовать после проведения индивидуальной подготовительной работы и, конечно, при желании самого ребенка.

        

 Практическое задание «Портрет аутичного ребенка»

Цель: Дать почувствовать, насколько необходим контакт глаз при общении.
Содержание: Все участники сидят (или стоят) в кругу Тренер по очереди подходит к каждому игроку и, глядя на него, задает ему один вопрос. На этот вопрос отвечает не тот, на кого смотрит ведущий, а тот, кто сидит (стоит) слева от него.

Вопросы должны быть подготовлены заранее, чтобы игра проходила в быстром темпе. Суждение: Участники отвечают на вопрос, что они чувствовали во время игры, насколько для них важен контакт глаз с партнерами, который часто отсутствует при общении у аутичных детей.

ВОПРОСЫ К ИГРЕ «Отвечай, СОСЕД СЛЕВА»

  1. Какой сегодня день недели?
  2. У вас есть домашнее животное?
  3. Где вы работаете?
  4. На какой улице вы живете?
  5. Сколько у вас детей?
  6. В каком месяце вы отмечаете свой день рождения?
  7. Сколько лет вы работаете педагогом?
  8. Какого цвета ваша одежда?
  9. К какой станции метро вы живете ближе?
  10. Назовите ваш любимый фрукт.
  11. Как зовут вашего соседа справа?
  12. На каком этаже вы живете?
  13. Назовите первую цифру вашего рабочего телефона.
  14. Назовите ваш любимый фильм.
  15. Какую книгу вы сейчас читаете?
  16. В каком городе мира хотели бы побывать?
  17. Какой вид домашней работы вам не нравится больше всего?
  18. Назовитё ваши любимые цветы?
  19. Какого цвета ваши глаза?
  20. Ваш любимый праздник в году.
  21. Какого цвета одежда у вашего соседа справа?
  22. Какого числа ваш день рождения?
  23. Какую музыку вы предпочитаете?
  24. Остановка, какого вида транспорта находится рядом с вашим домом?
  25. Какого цвета стены вашей кухни?
  26. . Назовите вашего любимого артиста.
  27. Сколько этажей в вашем доме?
  28. В каком музее вы были в последний раз?

Практическое задание «Работа с пооперационными картами» (работа в подгруппах)

Для того чтобы аутичный ребенок чувствовал себя уверенно в процессе обучения (игры) и выполнения режимных моментов, рекомендуется использовать в работе с ним пооперационные карты. (Образец дан в приложении № 25.) С целью отработки воспитателями навыка составления таких карт рекомендуется выполнить следующее практическое задание.

Каждая подгруппа получает карточку с заданием составить пооперационную карту для работы с детьми.

1. Сбор на прогулку.

2.        Лепка фигуры животного.

3.        Дежурство перед обедом.

4.        Рисование животного.

По завершению выполнения задания ходит общее обсуждение и обмен готовыми пооперационными картами.

 Игра «Рукавички»

Цель: Игра способствует установлению взаимопонимания с партнером, развитию умения устанавливать контакт с окружающими.
Содержание: Тренер делает заготовки: вырезает из бумаги рукавички, количество их пар должно с ответствовать количеству пар участников игры. Ведущий выдает всем играющим по одной рукавичке. Каждый должен найти пару. Затем пара отходит в сторону и без слов, использует три карандаша разного цвета, как можно быстрее раскрашивает совершенно одинаково свои рукавички. (См. Кряжева Н. А., 1997.)

Игра «Охота на динозавриков»

Цель: Эта игра учит взаимодействовать с окружающими не только вербально, но и невербальное, способствует формированию умения фиксировать малейшие изменения партнера по общению, что является необходимым при работе с аутичными детьми.

Содержание: Группа участников встает в круг. Водящий выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко считать до 10. В это участники передают друг другу маленького игрушечного динозаврика. По окончании счета тот, У которого находится зверек, вытягивая руки вперед, закрывает его ладошками. Остальные участники повторяют этот жест. Задача ведущего найти, у кого в руках динозаврик.

Обсуждение: Группа обсуждает, как данная игра может помочь при работе с аутичными детьми. Как правило, аутичным детям трудно включиться в игру, поэтому сначала необходимо дать им возможность понаблюдать со стороны, как играют другие дети, а затем, если ребенок сам захочет, включить его в общее действие.

Игры с чудесным мешочком (Черепанова Г.Д)

Цель: Развитие кинестетических ощущений, восприятия цвета, формы, умения сотрудничать со взрослыми.

Содержание: На левую руку ребенку надевают «Волшебный мешочек», в котором находятся изготовленные из плотного цветного картона (из пластика, из дерева) геометрические фигуры. Мешочек должен быть чуть больше ладошки (по краю отверстия пришивается резинка, мешочек лучше сшить из ярких разноцвет лоскутков).

На ощупь ребенок левой рукой выбирает по заданию взрослого определенную геометрическую фигуру, а правой рисует на контуры. Затем из мешочка вынимается выбранная фигурка, она сравнивается с нарисованной и раскрашивается тем же цветом, что и оригинал. Желательно, чтобы ребенок во - время работы произносил вслух название фигуры, цвета и те дёйствия, которые он производит.

Примечания: Игру лучше проводить в такой последовательности: сначала в мешочке должны находиться предметы только одной формы (например, только треугольники), затем — двух форм, трех форм, четырех форм и т. д.
Всякий раз (кроме первого варианта) ребенку дается такая установка: «Выбери такой предмет, как я тебе покажу. «Или более сложный вариант: «Нарисуй предмет, который держишь в левой руке в мешочке» — в этом случае образец отсутствует, ребенок действует только по словесной инструкции.

 «Физкультурники» (Черепанова Г.Д)

Цель: Развитие координации движений, обучение ребенка навыкам работы с, пооперационными картами.

Содержание: Взрослый объясняет ребенку, что сейчас они вместе будут играть в физкультурников. Физкультурники должны будут выполнять различные упражнения, например, поднимать руки вверх и опускать их вниз, прыгать на одной или на двух ногах, хлопать в ладоши над головой и т. д.
Для того чтобы не забыть, какое упражнение и как надо выполнять, перед началом игры необходимо заготовить схемы (пооперационные карты). Взрослый и ребенок вместе рисуют схему к одному из упражнений, например:

После того, как заготовлены 2—З схемы (или 4—5, в зависимости от возможностей ребенка), взрослый кладет перед ребенком одну из них и просит сделать то, что на изображено. Когда ребенок научится «читать» схему (а на это может уйти несколько занятий) взрослый предлагает ему освоить вторую схему.

Затем ребенку предлагается выполнить последовательность из первого и второго упражнения и т. д.

Выполненные совместно с ребенком рисунки - схемы к данной игре способствует - развитию умения у ребенка взаимодействовать со взрослым, установлению доверительных отношений между ними, а также помогают обучить ребенка рисованию движущейся фигуры человека.

 «Менялки игрушек» (Карпова Е.В., Лютова Е.К.)

Цель: Эта игра учит взаимодействовать с окружающими при помощи не вербальных, но и невербальных средств, например осуществлять контакт глаз.
Содержание: Все дети встают в круг, каждый держит в руках какую-либо игрушку. Водящий стоит спиной к играющим и громко считает до 10. В это время некоторые играющие меняются предметами. При этом все действия выполняются молча. Меняться дважды одной игрушкой не разрешается. Водящий входит в круг. Его задача — угадать, кто с кем поменялся игрушками. Можно договориться заранее, СКОЛЬКО попыток дается ведущему для отгадывания.

Как правило, аутичным детям бывает трудно сразу включиться в игру.
Обычно они сначала (иногда в течение нескольких дней или даже недель) просто наблюдают за игрой со стороны, затем, при желании, они могут встать в круг и принять участие в игре, а затем они могут согласиться водить. Причем, если ребенок не может или не хочет считать вслух, за него ЭТО сделать может взрослый или кто-то из ребят.

 «Создаем мультфильмы» (Слухова А. А.)

Цель: Учить детей восстанавливать последовательность происходящих событий, развивать коммуникативные склонности.

Содержание: Ребенку предлагается вспомнить основные события, которые происходили в течение предыдущего дня. Затем взрослый на карточках небольшого размера сложенных в гармошку вместе с ребенком делает зарисовки к основным режимным моментам. На листе плотной бумаги взрослый рисует телевизор, прорезает в нем окошки и начинаёт с ребенком «просмотр» мультфильмов: «Вот ты встал утром, вспомни, что сказал маме? Затем ты сел завтракать, выходя из-за стола, что ты сказал?» и т. д.

http://ok-t.ru/studopediaru/baza9/458757416777.files/image160.jpg

По окончании занятия ребенок может сложить карточки и взять с собой, чтобы смотрет

«Симметрические рисунки» (Черепанова Г.Д.)

Цель: Развитие коммуникативных склонностей, умения работать с партнером. 
Содержание:Предлагается по образцу нарисовать предмет вместе со взрослым от оси: ребенок рисует справа (слева, если левша), взрослый — слева. 
Договариваются каким карандашом. Взрослый определяет исходные точки. Карандаши ставят одновременно в одну точку и проводят в одном ритме.
http://ok-t.ru/studopediaru/baza9/458757416777.files/image158.jpg

«Физкультурники» (Черепанова Г.Д)

Цель: Развитие координации движений, обучение ребенка навыкам работы с, пооперационными картами.

Содержание: Взрослый объясняет ребенку, что сейчас они вместе будут играть в физкультурников. Физкультурники должны будут выполнятьразличные упражнения, например, поднимать руки вверх и опускать их вниз, прыгать на одной или на двух ногах, хлопать в ладоши над головой и т.д. 
Для того чтобы не забыть, какое упражнение и как надо выполнять, перед началом игры необходимо заготовить схемы (пооперационные карты). Взрослый и ребенок вместе рисуют схему к одному из упражнений, например:
http://ok-t.ru/studopediaru/baza9/458757416777.files/image156.jpg

После того, как заготовлены 2—З схемы (или 4—5, в зависимости от возможностей ребенка), взрослый кладет перед ребенком одну из них и просит сделать то, что на изображено. Когда ребенок научится «читать» схему (а на это может уйти несколько занятий) взрослый предлагает ему освоить вторую схему.

Затем ребенку предлагается выполнить последовательность из первого и второго упражнения и т. д.

Выполненные совместно с ребенком рисунки - схемы к данной игре способствует - развитию умения у ребенка взаимодействовать со взрослым, установлению доверительных отношений между ними, а также помогают обучить ребенка рисованию движущейся фигуры человека.

«Говорящие инструкции» (Черепанова Г.Д)

Цель:Развитие наблюдательности, коммуникативных склонностей, умения работать с пооперационными картами и составлять их.

Содержание:Ребенок получает пиктограмму и выполняет действия в соответствии с указанием на рисунке. Затем он рассказывает взрослому о том как он догадался, что нужно сделать именно это. После небольшого диалога ребенок взрослый могут поменяться ролями. Теперь уже взрослый выполняет изображенное схематично ребенком задание, а затем отвечает на его вопросы. 
Пример пиктограммы:
http://ok-t.ru/studopediaru/baza9/458757416777.files/image154.jpg

«Покажи по-разному» (Черепанова Г.Д.) Цель: научить детей распознавать и показывать различные ощущения и действия, ознакомить их со словами-антонимами. 

1 этап игры: Взрослый говорит:

—  Вот я захожу в ворота высокие (и сопровождает свои слова показом), а вот я захожу в ворота …. (взрослый пригибается) Какие? Ребенок должен назвать антоним к слову «высокие».

—  Я несу легкий пакет (показывает), а теперь я несу (показывает) … Какой пакет?

11 Шпаргалка для взрослых

—  Я перехожу широкую реку (показывает), а вот я перепрыгиваю через ручей (показывает)… Какой?

-*- Я иду медленно, а вот я иду… Как?

—  Я гуляю, мне жарко. Но вот подул ветер, и мне…

—  Я смотрю грустный спектакль. А теперь смотрю… 2 этап игры: Все действия выполняет ребенок, а взрослый комментирует или устанавливает правила игры, например: «Если я скажу, что ворота высокие, то ты идешь, как обычно, а если я скажу, что ворота низкие, то ты пригибаешься» и т.д.

"Покажи нос" 

Цель: помочь детям ощутить и осознать свое тело. Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем мы играть. Вы смотрите, не зевайте И за мной все повторяйте, Что я вам сейчас скажу И при этом покажу. Воспитатель, называя части своего тела, показывает их на себе, кладет на них руку. Дети повторяют за ним движения, показывая на себе на себе названные части тела. Затем воспитатель начинает "путать" детей: называть одну часть тела, а показывать другую. Дети должны заметить это и не повторить неверные движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашний детский сад. Взаимодействие частной инициативы и муниципального детского сада по организации работы с детьми, неохваченными услугами дошкольного образования

АннотацияВыпускной аттестационный проект посвящен решению актуальной проблемы повышения доступности дошкольного образования в России путем создания домашних детских садов. Автор провел анализ организа...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА, ДЕФЕКТОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА В РАБОТЕ С СЕМЬЁЙ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЁНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Объединение усилий дефектолога, логопеда, воспитателей и родителей помогут создать благоприятные условия для успешной коррекции ЗПР и полноценного личностного развития детей....

Консультация для родителей "Адаптация детей 2-3 лет в детском саду" Как облегчить ребёнку привыкание в детском саду"

Консультация для родителей "Адаптация детей 2-3 лет в детском саду" "Как облегчить ребёнку привыкание в детском саду"...

Методические рекомендации для родителей детского сада "Почему ребёнок плачет в детском саду".

Методические рекомендации для родителей детского сада "Почему ребёнок плачет в детском саду". ...

«Детский сад и семья: аспекты взаимодействия. Рекомендации по организации в детском саду дистанционного образования»

laquo;Детский сад и семья: аспекты взаимодействия» «Рекомендации по организации в детском саду дистанционного образования» - Старший воспитатель Шпенева А.В.При реализации обра...

Единство требований к ребёнку со стороны детского сада и семьи, их согласованность и взаимодействие.

В воспитании необходимо единство требований к ребёнку со стороны детского сада и семьи, их согласованность и взаимодействие. Значение взаимопомощи в человеческом мире велико. Ведь помогая друг другу, ...