Краткосрочный проект "Развитие коммуникативной деятельности у детей старших групп логопедического детского сада".
проект по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Иванова Татьяна Николаевна

В данном проекте представлена диагностика сформированности коммуникативной деятельности у детей старших групп; разработаны рекомендации для педагогов и родителей по данной проблеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kratkosroch_proekt_po_kommunikatsii.doc592.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 322 компенсирующего вида»

---------------------------------------------------------------------------

660130, г. Красноярск, ул. Гусарова 31, тел. 246-47-79

Тема проекта: "Развитие коммуникативной деятельности у детей старших групп логопедического детского сада".

Проект разработала:

Иванова Т.Н педагог-психолог

Красноярск 2015

Вид проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети старших групп, родители детей, воспитатели.

Время реализации проекта: сентябрь.

Актуальность: Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Именно поэтому нам, родителям и педагогам, нужно всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом. Ведь именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания. Важным фактором развития коммуникативных умений ребенка-дошкольника является совместная партнерская деятельность дошкольного учреждения и семьи.

В период 5 – 6 лет в норме формируется контекстная речь, т.е. самостоятельное порождение текста. Это период, когда интенсивно развивается и существенно усложняется механизм перехода внутренней речи во внешнюю. Появляется интериоризация речи. Часто возникает короткая стадия, когда ребенок озвучивает мысли, возникающие в уме, и еще не может отделить внутреннюю речь от внешней. В следующий период внутренняя речь становится инструментом словесно-логического мышления.

Поэтому именно в возрасте 5-7 лет, как в наиболее благоприятном, необходимо стимулировать проявление собственной речевой активности и правильному изложению своей точки зрения, развивать умение слушать собеседника и уважительно относится к его мнению, учить бережному отношению к слову, с которым обращаешься к собеседнику и учитывать его эмоционально-личностные особенности.

Цель проекта: выявление сформированности коммуникативных умений у детей с тяжелыми нарушениями речи 5-6 лет.

Задачи проекта:

-Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.

- Подбор диагностического инструментария.

- Повышение уровня компетентности родителей и педагогов в вопросе формирования коммуникативных умений у детей с тяжелыми нарушениями речи 5-6 лет.

- Разработать долгосрочный проект по сопровождению детей с низким уровнем сформированности коммуникативных умений.

Ожидаемый результат:

  1. Выявление детей группы риска.
  2. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей, воспитателей в вопросах формирования коммуникативных умений.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап.

• Подбор и изучение необходимой психолого-педагогической литературы.

• Разработка диагностического инструментария для выявления уровня сформированности коммуникативных умений у детей 5-6 лет. (Приложение 1).                                                                                                                                                                                                                                                    

2. Основной этап.

• Проведение диагностического обследования детей старших групп логопедического детского сада с целью выявления категории риска.

3. Заключительный этап.

•  Анализ  результатов диагностического обследования.

•  Разработка  рекомендаций  для  родителей  и воспитателей по  развитию коммуникативных умений у детей 5-6 лет (Приложение 2).

•  Разработка долгосрочного проекта с детьми группы риска. 

Приложение 1.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ФОРМ ОБЩЕНИЯ (по М. И. Лисиной)

Для использования методики М.И.Лисиной по диагностике форм общения необходимо познакомиться с предлагаемой автором классификацией форм общения и их основных параметров дошкольном возрасте, которая представлена в таблице 3.1.

В   предлагаемой   М. И. Лисиной   методике   исследуются   три формы   общения   за   исключением   ситуативно-личностной,   так к она проявляется лишь у детей раннего возраста (до 6 месяцев).

1. Ситуативно-деловая (СД) форма общения. Для ее изучения организуется игра с участием взрослого. Он предварительно рассказывает, в чем состоит игра, как пользоваться игрушками. Затем ребенок разворачивает свою деятельность. Взрослый наблюдает, оказывает при необходимости помощь: отвечает на вопросы, откликается на предложения ребенка. Здесь общение протекает на фоне практических действий с игрушками.

2.  Внеситуативно-познавательная    (ВП)    форма    общения. С целью изучения  этой формы общения осуществляется чтение обсуждение книг. Книги подбираются соответственно возрасту

детей и имеют познавательный характер (о зверях, машинах...). Взрослый  читает   книжку,   объясняет,   что  нарисовано   на  картинках,   дает  возможность  ребенку сообщить  о  своих  знаниях в соответствующей  области,   подробно  отвечает  на вопросы  ребенка.   Тему   беседы   и   конкретную   книжку   ребенок   выбирает сам из ряда предложенных.

3. Внеситуативно-личностная (ВЛ) форма общения. С детьми проводится беседа на личностные темы. Экспериментатор задает вопросы ребенку о его семье, друзьях, отношениях в группе. Взрослый рассказывает  о  себе,  о поступках разных людей,  оценивает свои достоинства и недостатки, старается быть равноправным и активным участником беседы.

Описание методики

Цель: определение ведущей формы общения ребенка со взрослыми.

Проведение обследования. Диагностика форм общения проводится следующим образом. Педагог приводит ребенка в комнату, где на столе разложены игрушки и книжки, и спрашивает, что бы он хотел: поиграть с игрушками (I ситуация); почитать книжку (II ситуация) или поговорить (III ситуация). Затем педагог организует ту деятельность, которую предпочел ребенок. После этого ребенку предлагается на выбор один из двух оставшихся типов деятельности. Если ребенок не может самостоятельно сделать выбор, педагог предлагает последовательно поиграть, потом почитать, а затем поговорить. Каждая ситуация длится не более 15 мин.

Во время обследования при выборе каждой новой ситуации психолог  (педагог)   заполняет   на  ребенка   отдельный  индивидуальный   лист   протокола   (табл.   3.2).   Таким   образом,   в каждом обследования будет  заполнено три протокола —  на каждую ситуацию.

В случае, если ребенок вновь и вновь выбирает, например, игровую ситуацию, не проявляя интереса к познавательному и личностному общению (это отмечается в протоколе, см. графы 2, 3, 4), взрослый после самостоятельного выбора ребенка мягко, но настойчиво предлагает ему отдать предпочтение двум оставшимся ситуациям общения (отмечается в графах 5—10 протокола).

В   протоколах   фиксируются   6   показателей   поведения   детей:

- порядок выбора ситуаций;

- основной объект внимания в первые минуты опыта;

- характер активности по отношению к объекту внимания; I

- уровень комфортности во время эксперимента;

- анализ речевых высказываний детей;

- желательная для ребенка продолжительность деятельности.

Типы   общения   выделяют   по  предпочтению   одной   из   трех ситуаций:

1-я ситуация (совместная игра) — ситуативно-деловое общение;

2-я ситуация (чтение книг) — внеситуативно-познавательное общение;

3-я ситуация (беседа) — внеситуативно-личностное общение.

Обработка  результатов

При определении ведущей формы общения у детей показатели их действий оцениваются в баллах. Особое внимание уделяете тематике и содержанию речевых высказываний. Наибольшее количество баллов выставляется за внеситуативные, социально-значимые, оценочные высказывания, свидетельствующие о способности ребенка к внеситуативно-личностному общению со взрослыми (табл. З.З.).

Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считаете та форма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.

Шкала показателей для определения ведущей формы общения ребенка со взрослыми

№ п/п

Показатели поведения

Количество баллов

I

Порядок выбора ситуации:

игры-занятия

чтение книги

беседа на личностные темы

1

2

3

II

Основной объект внимания в первые минуты опыта:

игрушки

книги

взрослый

1

2

3

III

Характер активности по отношению к объекту внимания:

не смотрит

беглый взгляд

приближение

прикосновение

речевые высказывания

0

1

2

3

4

IV

Уровень комфортности во время эксперимента:

напряжен, скован

озабочен

смущен

спокоен

раскован

весел

0

1

2

3

4

5

V

1.

2.

3.

4.

Анализ речевых высказываний детей:

По форме:

ситуативные

внеситуативные

По теме:

несоциальные (животные, игрушки, бытовые вещи, предметы и т.д.)

социальные (я, другие дети, экспериментатор, родители и т.д.)

По функции:

просьбы о помощи

вопросы

высказывания

По содержанию:

констатирующие высказывания

высказывания о принадлежности

оценка мнения

1

2

1

2

1

2

3

1

2

3

VI

Продолжительность деятельности:

минимальная - до 3 мин

средняя -  до  5 мин

максимальная - до 10 мин и более

1

2

3

Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считается норма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.

Методика «Рукавички» модифицированный вариант Г.А. Цукерман.

Цель исследования: изучение отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений.

Исследуемые критерии: умение договариваться, взаимный контроль, отношение к результату деятельности, взаимопомощь, рациональное использование средств совместной деятельности.

Материал: силуэтные изображения рукавичек или других несложных предметов, составляющих пару, 2 набора по 6 цветных карандашей.

Исследование проводится с детьми 4–7 лет.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием детей, работающих парами, и анализ результата.

Ход работы: проводится в виде игры. Для проведения из бумаги вырезают рукавички с различными незакрашенными узорами. Количество пар рукавичек соответствует числу пар участников. Детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Оценка результатов теста:

Анализируется, как протекало взаимодействие детей в каждой серии, по следующим признакам:

  • умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т.д.;
  • как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
  • как относятся к результату деятельности, своему и партнера;
  • осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается;
  • умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во второй и четвертой сериях).

Уровни оценивания:

  1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.
  2. Средний уровень: сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
  3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Делаются выводы о сформированности коммуникативных умений у детей.

Приложение 2. 

Специалисты и родители все чаще замечают, что многие дети дошкольного возраста, замыкаясь на компьютере и телевизоре, не умеют правильно общаться с ровесниками и взрослыми. Они не способны вежливо попросить о чем-то, достойно ответить на просьбу и обращение к ним, не могут сопереживать, часто недружелюбны или вообще отказываются от коммуникации. Однако без общения детская жизнь становится скучной и маловыразительной, да и умение взаимодействовать является залогом успешного развития личности. Вот почему воспитание коммуникативных способностей у дошкольников – основная цель родителей, желающих подготовить малыша к взрослой жизни.

Ребенок общителен с самого рождения – он вступает в контакт с матерью и другими значимыми родственниками, внимательно отслеживает, все способы коммуникации и проявляет характер – плачет, требуя внимания, гулит в ответ на мамины слова. Взаимодействуя с родителями, малыш узнает принципы плохого и хорошего общения с окружающими людьми. Поскольку дети восприимчивы, подобное обучение происходит порой незаметно, однако его результаты можно увидеть уже к дошкольному возрасту.

Коммуникативные навыки дошкольников к моменту выпуска из детского сада должны включать в себя: умение с пониманием относиться к окружающим; способность встать на место другого человека; выражать негативное отношение к словам, которые могут ранить чувства и эмоции собеседника; желание вступать в контакт и вести беседу как со сверстниками, так и взрослыми людьми.

Сами родители и, в первую очередь, мамы могут в домашних условиях научить своих чад правильно и продуктивно общаться.

1. Постепенно расширяйте круг общения малышей (если полуторагодовалому крохе было достаточно играть и взаимодействовать с родителями, то детям старшего возраста ограниченное пространство противопоказано). Важно реализовать их потребность в социализации и стремление расширить кругозор.

2. Конфликты – еще один способ обучения коммуникативным умениям, так сказать в «полевых условиях». Не стоит сразу вмешиваться и разрешать конфликтную ситуацию между детьми, дайте им немного времени самим разрешить конфликт, если конечно, он не переходит в драку. Ребенку необходимо учиться решать конфликты самостоятельно.

3. Общайтесь с детьми, учитывая их возраст – так, детям старшего дошкольного возраста лучше делать замечания наедине. Возрастной фактор следует учитывать и при знакомстве с ровесниками – дошкольникам можно порекомендовать приятеля, а вот дети постарше сами должны выбирать, с кем им интересно общаться. Научите малыша находить в каждом собеседнике приятные и интересные черты характера. Обращайте внимание на плюсы другого человека, к примеру, если ребенок не хочет играть с одногруппником, потому что тот «некрасиво одевается», приведите другой довод: «Зато он рассказывает любопытные истории, которые очень интересно слушать».

4. Введите правило авторитета, то есть расскажите (а еще лучше – покажите на своем примере), почему нужно уважать взрослых. Это раньше можно было просто сказать малышу: «Слушайся тетю Машу, потому что она знает больше тебя». Подросшему же ребенку следует подробнее, но доступно и понятно растолковать, почему взрослые люди авторитетнее – они мудрее, опытнее, заслуживают уважения.

5. И еще один важный совет – не перегните палку с коммуникабельностью. Недопустимо ставить малышей в неловкое положение насильно знакомя со сверстниками на детской площадке. Старайтесь проявлять терпение и чуткость – лишь в этом случае ваше чадо проявит инициативу. И, конечно, не лишним будет повторить правила поведения с незнакомыми людьми на улице.

Стоит ли вообще целенаправленно развивать коммуникативные способности у детей? Ведь все дети разные, возможно, ребенок – явный интроверт, не желающий общаться и взаимодействовать с большим числом собеседников. Безусловно, переступать через индивидуальные особенности своего чада нельзя, но помогать выстраивать отношения с окружающим миром чрезвычайно важно. Рядом с детьми столько всего необычного, любопытного и неизведанного, что без навыков общения порой не обойтись.

                                                                                                                         Муниципальное бюджетное дошкольное

                                                                                                               образовательное учреждение

                                                                                                                 «Детский сад № 322 компенсирующего вида»

                                                                                                     ----------------------------------------------------------

                                                                                                                 660130, г. Красноярск, ул. Гусарова 31, тел. 246-47-79

   

Развитие коммуникативных умений.

Советы родителям и педагогам.

http://www.detkiuch.ru/pics5/letnie_igry_detej.png

Педагог-психолог: Иванова Т.Н.

                                                                                                                                                                 Красноярск 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

коллективная работа детей старшей группы № 91 детского сада № 189 "Спутник АНО ДО "Планета детства Лада" " Наш любимый снеговик Тоша"

коллективная работа детей группы № 91 старшего дошкольного возраста "Наш любимый снеговик Тоша"...

Организованная образовательная деятельность для детей младшей группы общеобразовательного детского сада

 Организованная образовательная деятельность по лексической теме "Домашние животные" с использованием логопедических приемов...

Сценарий летнего развлечения для детей старшей группы в детском саду «Здравствуй лето!»

Сценарий летнего развлечения для детей старшей группы в детском саду «Здравствуй лето!»...

НОД с использованием здоровье сберегающих технологий для детей старшей группы в детском саду

На данном занятии я использовала здоровье сберегающие технологии в течении всего времени...

«Образовательная деятельность с детьми старшей группы в детском саду по развитию музыкально-ритмических способностей детей с использованием технологии моделирования»

Основная цель: закрепление выразительного исполнения русских народных движений в танце полька, используя технологию моделирования, при помощи кодирования движений  в сигналы-картинки; свободное о...

Рабочая программа по взаимодействию детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей старшей группы МБДОУ детского сада «Сайзанак»

Рабочая программа «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей  старшей группы» разработана на основе «Основной образовательной программы м...