Проект "Сопровождение детей с ОВЗ специалистами ДОУ"
проект по коррекционной педагогике ( группа) на тему

Иванова Татьяна Николаевна

Представлен пилотный проет по организации сопровождения детей с ОВЗ в логопедическом детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_soprovozhdenie_detey_s_ovz.docx60.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 322 компенсирующего вида»

---------------------------------------------------------------------------

660130, г. Красноярск, ул. Гусарова 31, тел. 246-47-79

Тема проекта: "Сопровождение детей с ОВЗ специалистами ДОУ".

Проект разработала:

Иванова Т.Н педагог-психолог

Красноярск 2015

Вид проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети 2-ой младшей группы, средних, старших, подготовительных групп логопедического детского сада.

Время реализации проекта: сентябрь 2015- май 2016г.

Актуальность: Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошкольного возраста составляют дети с отклонением в речевом развитии.

Ряд авторов отмечают у детей с ОНР недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения (Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Н.В. Нищева). При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Исследование функции внимания показывает, что дети с ОНР быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны экспериментатора, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы.

Дети с ОНР малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют. В исследованиях Ю. Ф. Гаркуши и В. В. Коржевиной (2001) отмечается, что:

- у дошкольников с ОНР имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости мотивационно-потребностной сферы;

- имеющиеся трудности связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений;

Наличие общего недоразвития у детей приводит к стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.

Наряду с общей соматической ослабленностью детям с ОНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы, скорость, и четкость их выполнения снижены. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

У детей с ОНР отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики — общей, мимической, мелкой и артикуляционной.

Поэтому основным специалистом, который осуществляет коррекцию речевых нарушений, является логопед, именно он намечает план коррекции речи, дает необходимые рекомендации специалистам, работающим в ДОУ и родителям. Но для большей эффективности коррекционной работы, к процессу подключается педагог – психолог, т.к. при задержке и недоразвитие речи, наблюдается значительное снижение познавательной деятельности, логических и мыслительных операций. Наблюдается ряд особых эмоциональных особенностей: плаксивость, раздражительность, быстрая утомляемость и отвлекаемость и т.д., что ведет к снижению эффективности коррекционных мероприятий. Следует так же отметить, что вместе с детьми с ТНР, в стенах ДОУ находятся дети, у которых наряду с речевыми нарушениями, имеются сопутствующие нарушения, осложняющие коррекционно-развивающий процесс, например расстройства аутистического спектра, нарушения интеллекта легкой и средней степени тяжести, грубые нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения.

Поэтому необходимым условием реализации ФГОС [4] в настоящее время становится интегративный подход к коррекционно-образовательному процессу. Важно, чтобы специалисты ДОУ ориентировались не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом и родителями.

В связи с этим, а нашем дошкольном учреждении активно совершенствуется система комплексного сопровождения ребенка, которая позволяет осуществлять обмен опытом среди специалистов ДОУ (воспитателей, логопедов, психологов), а также вовлекать родителей в коррекционно-образовательный процесс. Таким опытом стала организация комплексных занятий нескольких специалистов.

В процессе разработки данных занятий, мы пришли к выводу, что основным критерием для организации коррекционно-развивающего занятия будет являться речевой дефект и дефект звукопроизношения.

В ходе занятия, на материале лексической темы, предусмотренной программой ДОУ, логопед отрабатывает речевой материал и контролирует звукопроизношение детей, а психолог работает в это время над развитием познавательной и эмоционально-волевой сферы. Таким образом, два специалиста одновременно работают с детьми, плавно сменяя друг друга. В некоторых занятиях, воспитателю или другим педагогам отводится место для проработки своего блока заданий, что позволяет расширить границы взаимодействия, решить воспитательные задачи или задачи поставленные дефектологом, работником по физической подготовке и т.д.

Цель проекта- разработка и реализация комплексных занятий специалистами ДОУ, с целью осуществления комплексного и эффективного сопровождения детей с ОВЗ.

Задачи:

-анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;

- разработка эффективной системы взаимодействия между специалистами ДОУ;

- разработка комплексных совместных занятий.

Ожидаемые результаты:

  • интеграция в образовательный процесс детей, которым не доступна групповая и подгрупповая форма работы
  • осуществление обмена опытом между специалистами ДОУ,
  • вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап.

  • Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.
  • Разработка тематического плана проведения занятий с детьми на 2015-16гг.

2. Основной этап.

  • Реализация занятий с детьми. (Приложение 1).

3. Заключительный этап.

  • Анализ  результатов деятельности по проекту;
  • Диагностика уровня развития познавательной деятельности детей;
  • Обсуждение результатов реализации проекта на итоговом собрании;
  • Планирование работы на следующий год.

Приложение 1.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 322 компенсирующего вида»

---------------------------------------------------------------------------

660130, г. Красноярск, ул. Гусарова 31, тел. 246-47-79

Конспект комплексного игрового занятия в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме «Обувь».

«Туфелька для Бабы-Яги»

Авторы-составители:

Плотникова Татьяна Николаевна, учитель-логопед;

Иванова Татьяна Николаевна, педагог-психолог;

Абдина Тарина Владиславовна, воспитатель.

Красноярск 2015

Цель:  Закрепить представление детей об обуви, ее назначении, деталях, материалах,  из которых она сделана.

Коррекционно-образовательные задачи: 

  • Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «обувь»;
  • Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование в речи относительные и качественные прилагательные).
  • Учить детей передавать форму и взаимное расположение частей обуви.
  • Закреплять умение аккуратно наклеивать.
  • Вызывать желание дополнять композицию соответствующими деталями.
  • Развивать умение работать в паре.
  • Формировать положительную мотивацию на участие в занятии.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость детей на различное музыкальное сопровождение.
  • Снятие психофизической нагрузки.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать внимание, мышление, чувство ритма, мелкой моторики, координации речи с движениями.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать у детей навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности, доброжелательного отношения к сверстникам и к окружающим; воспитывать бережное отношение к обуви.

Оборудование:  Костюм Бабы-Яги, костюм «Обувного мастера», ТСО, «следы Бабы-Яги», воздушный шарик, детская туфелька, табличка  «Обувная мастерская», табличка «Обувной магазин», модель сапога с частями, клей ПВА,  предметные картинки обуви.

В роли Бабы-Яги – педагог-психолог, обувной мастер – воспитатель.

Ход занятия:

  1. Оргмомент.

Логопед обращает внимание детей на следы, оставленные на полу.

Логопед: Ребята, посмотрите, что это у нас на полу?

Дети: Следы.

Логопед: Интересно, чьи это следы?

Дети: Варианты ответов.

Логопед: Может быть, пойдем по этим следам и узнаем, чьи они?

Дети: Да.

Дети проходят по следам и встречают Бабу-Ягу (звучит музыка).

Баба-Яга: А что это вы здесь все собрались? Да еще и натоптали?

II.Работа по теме.

Логопед: Баба-Яга, это не наши следы. Ребята, посмотрите на свои ноги, что у вас на ногах?

Дети: Варианты ответов.

Логопед: Что это, одним словом?

Дети: Обувь.

Игра «Веселый шарик».

Логопед: Шарик ты передавай, громко обувь называй.

Дети называют обувь.

Логопед: Наша обувь, какая?

Дети: Чистая, красивая.

Логопед: Тогда, кто же оставил следы?

Дети: Баба-Яга.

Баба-Яга: Все вы знаете, все вы замечаете.

У Бабы-Яги вываливается детская туфелька.

Логопед: Что это у тебя, Баба-Яга?

Баба-Яга: Прошлась я по вашему детскому саду, вижу, лежит никому не нужная туфелька. Такая красивая! Хочу себе такую! Заберу и не отдам!

Логопед: Ребята, а Баба-Яга красиво поступила? Можно брать чужие вещи?

Дети: Варианты ответов.

Баба-Яга: Но мои туфли совсем старые, рваные, а эта такая красивая, новая!

Логопед: Ребята, поможем Бабе-Яге? Где ремонтируют обувь?

Дети: В обувной мастерской.

Логопед: Отправляемся в обувную мастерскую.

Отработка слоговой структуры слов.

Дети шагают и хором проговаривают:

Дети: В обувной мастерской чинят обувь день-деньской.

Дети проходят к столам, садятся на стульчики.

Мастер: Здравствуйте, дети. Я обувной мастер. У меня очень много работы и я не успеваю все делать. Поможете мне?

Дети: Да.

Называние частей обуви.

Мастер: Нужно отремонтировать сапоги. Но сначала, мы повторим части обуви.

Дети: У сапога есть носок, пятка, каблук, подошва, молния, голенище.

Мастер: Приготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика.

Посчитаем в первый раз, сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки, для Наташки и Сережки,

Да еще ботинки для нашей Валентинки,

А вот это валенки для малышки Галеньки.

Выполнение аппликации.

Мастер: Ребята, вы молодцы! Спасибо за помощь.

Логопед: Что ты сделал, Миша? Что сделала Даша? Что сделал Егор?

Дети: Я приклеил подошву. Я приклеил каблук. Я приклеила пятку.

Баба- Яга: Молодцы, ребята! Но и я кое- что умею.

Физминутка: «Заколдованные башмачки».

Баба-Яга: Сейчас мы все встанем в круг. Буду колдовать! Сделаю ваши башмачки веселыми, грустными и злыми. Как танцуют веселые башмачки? Как грустные? А как злые? Молодцы! Сейчас внимательно послушайте музыку и угадайте какие у нас башмачки!

Дети танцуют под разное эмоционально окрашенное музыкальное сопровождение.

Логопед: Баба-яга, отдаешь туфельку детям?

Баба-Яга: Отдам, но мне нужна новая обувь.

Логопед: Ребята, а где можно приобрести новую обувь?

Дети: В обувном магазине.

Дети садятся на стульчики перед  мольбертом. На мольберте предметные картинки обуви. Вывеска «Обувной магазин».

Согласование существительных с качественными и относительными прилагательными в предложениях.

Логопед: Ребята, какая обувь продается в магазине? Для женщин? Для мужчин? Для детей? Для дома? Для улицы?

Дети: Варианты ответов. В магазине продается женская обувь. В магазине продается мужская обувь и т.д.

Логопед: Обувь из кожи, какая? Из замши? Из лаковой кожи? Из резины?

Баба-Яга: Молодцы, ребята! Все мне рассказали, показали. Обязательно куплю в магазине новые туфли. А эту туфельку возвращаю детям. А теперь мне пора возвращаться в волшебный лес на своей метле.

Метла моя сломалась, лететь отказывается. Помогите метлу завести.

Дыхательная гимнастика Ветерок.

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).

Баба-Яга: Спасибо дети, моя метла зара

Баба-Яга улетает.

III. Итог занятия.

Логопед: Ребята, вам понравилось? Вы молодцы? Будем еще Бабу-Ягу в гости ждать? Похлопаем друг другу.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 322 компенсирующего вида»

---------------------------------------------------------------------------

660130, г. Красноярск, ул. Гусарова 31, тел. 246-47-79

Конспект комплексного игрового занятия в средней логопедической группе.

«Пропали игрушки»

Авторы-составители:

Зырянова Татьяна Владимирована, учитель-логопед;

Иванова Татьяна Николаевна, педагог-психолог.

Красноярск 2015

Цель: учить детей договариваться друг с другом.

Задачи:

  1. Развивать речевую активность детей.
  2. Упражнять в практическом употреблении притяжательных прилагательных.
  3. Расширять словарный запас по теме «Игрушки».
  4. Учить детей составлять описательные рассказы.
  5. Формировать умение работать в паре.
  6. Формировать положительную мотивацию на участие в НОД.
  7. Формировать навыки саморегуляции и самоконтроля.
  8. Формировать навык взаимодействия.

Предварительная работа:

 В начале недели дети получили задание принести в детский сад свою любимую игрушку. Для принесенных игрушек в игровой комнате отведено специальное место. В течение недели с игрушками проведены игры «Чего не стало», «Волшебный мешочек», «Магазин игрушек». Педагоги  учили детей делиться своими игрушками.

Оборудование: игрушки по количеству детей, мешок, ноутбук, аудиозапись с песней    Е. Железновой «Автобус»,  записка Дюдюки, круги из картона по количеству детей, фигуры для украшения , клей, схема описания игрушки.

Ход занятия:

  1. Организационный момент «Пропали игрушки».

Логопед обращает внимание детей на отсутствие игрушек, принесенных ребятами из дома.

Логопед: Ребята, посмотрите, наши игрушки пропали, а вместо них лежит записка.

Читает вслух.

Логопед: Кто написал записку (показывает картинку)?

Дети: Дюдюка!

Логопед: Что мы будем делать?

Дети: высказывают свои предложения.

Логопед: Давайте попробуем с ней договориться. Поедем к Дюдюке на волшебном автобусе.

Дети рассаживаются на заранее поставленные стульчики в виде автобуса. Звучит музыка Е. Железновой. Дети выполняют движения по ходу песни.

Логопед: Вот мы и приехали. Здесь живет Дюдюка.

Дети и логопед заходят в спальню,  там сидит Дюдюка с мешком игрушек.

Логопед: Ребята, поздоровайтесь. Давайте вежливо попросим вернуть у Дюдюки наши игрушки.

Дети: Верни наши игрушки, пожалуйста!

Дюдюка: Просите вы дружно, но игрушки я вам не отдам, сначала посмотрю, умеете ли вы также дружно выполнять задания и помогать друг другу.

Дюдюка приглашает детей сесть за столы.

Дюдюка: Перед вами лежат мячи и фигурки. Чтобы мячи были красивыми, нужно украсить их фигурками. Главное условие - мячи должны получиться одинаковыми! Для этого вы должны ДОГОВОРИТЬСЯ между собой, какие мячи у вас получатся, где будут находиться фигурки. Сначала разложите фигурки.

Дети раскладывают фигурки.

Дюдюка: Теперь возьмите в руки клей и приклейте фигурки на мячи.

Логопед: Теперь, Дюдюка, отдавай наши игрушки!

Дюдюка: Очень жаль расставаться с вашими игрушками, я их даже рассмотреть не успела.

Логопед: Дюдюка, ты обещала вернуть игрушки, а слово свое нужно держать.

Дюдюка отдает игрушки логопеду.

Логопед: Спасибо. Мы обещаем тебе игрушки наши показать и все про них рассказать.

Логопед: Ребята, давайте вернемся в группу, сядем на стульчики.

Дети рассаживаются по местам. Логопед достает игрушку из мешка и ставит ее на стол.

Логоп: Чья машина?

Дети: Ванина!

Логоп: Чей мишка?

Дети: Сашин! и т.д.

Логопед: Ребята, давайте расскажем Дюдюке про свои игрушки с помощью нашей схемы-подсказки.

Заслушивается рассказ одного или двухдетей.

Физминутка:

Логопед: Вокруг себя покрутитесь,

В игрушки превратитесь.

Девочки и мальчики прыгают как мячики,

Раз, два, три - мячик отдохни.

Вот веселая юла, быстро кружится она,

Раз, два, три - юла отдохни.

Вот милашка, кукла-неваляшка,

Раз, два, три - неваляшка отдохни.

Дети садятся за стульчики и слушают рассказ одного ребенка.

Логопед: Занятие подходит к концу, остальные ребята расскажут свои рассказы Дюдюке позже, а сейчас ей пора уходить.

Дюдюка: До свидания, ребята!

Дети: До свидания!

Логопед: Ребята, вы молодцы, смогли и с Дюдюкой договориться и  друг с другом. Давайте поставим свои игрушки на место. Помните, что игрушками нужно делиться и играть дружно, не ссориться!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 322 компенсирующего вида»

---------------------------------------------------------------------------

660130, г. Красноярск, ул. Гусарова 31, тел. 246-47-79

Коррекционно – образовательная деятельность комбинированного вида для детей старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях ДОУ.

«Зимушка-зима».

Авторы-составители:

Тихоновцева Оксана Генадьевна, логопед;

Иванова Татьяна Николаевна, педагог-психолог;

Войтехович Татьяна Александровна, воспитатель.

Красноярск 2015

Тема: Согласование числительных  с  существительными и прилагательными  по лексической теме «Зима. Зимние забавы» с использованием психологических приемов по снятию эмоциональной и физической нагрузки. 

Коррекционно-образовательные цели:

уточнение и расширение представлений о зиме, о зимних играх. Обобщение и активизация словарного запаса по теме. Развитие и формирование грамматического строя речи: согласование числительных  с  существительными и прилагательными, формирование математических представлений, закрепление знаний о геометрических фигурах.  

Коррекционно-развивающие цели:

развитие речевого дыхания. Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия, мышления, памяти, общей и мелкой моторики, координации речи с движением. Развитие произвольности и самоконтроля. Развитие навыков межличностного общения.

Коррекционно-воспитательные цели:

формирование положительной установки детей на участие в занятии. Воспитание навыков взаимодействия, самостоятельности, доброжелательного отношения к сверстникам и к окружающим.

Оборудование: фланелеграф, сюжетная картина «Зима. Зимние забавы», предметно-сюжетные картинки отдельных фрагментов сюжетной картины «Зима. Зимние забавы», набор разных по форме и цвету геометрических фигур, снежинки, мешочек для снежинок, закрытые конвертики с предметными изображениями зимы внутри, магнитофонная запись звучания вьюги.

Предварительная работа: Игра «Скажи какой, какая, какое, какие». Разучивание физ.минутки, разучивание стихотворения о снеговике.

ХОД:

1. Орг.момент:

Уч.-логопед:- Посмотрите, что появилось в нашей группе (на доске, на предметах мебели прикреплены снежинки). Наверное, ночью была вьюга, и снежинки залетели через окно. А что такое вьюга? (ответы детей) Попробуем изобразить вьюгу. Нам поможет звук [Ш]. Проведение дыхательной гимнастики с движением рук над головой.

2. – А кто знает, когда бывает вьюга, в какое время года? (зимой). Когда наступает зима? А что вы можете рассказать о зиме? Помогу нам картинки. Из них мы выберем картинки о зиме (дети поочередно подходят к доске, выбирают картинку из различных картинок времен года картинки о зиме и прикрепляют на фланелеграф).

3. Звучит магнитофонная запись звучания вьюги и входит педагог-психолог в образе Зимы.

- Это я наслала на вас вьюгу и рассыпала свои снежинки. Вы узнали, кто я? Кто может рассказать об мне, какая я бываю?

Уч.-логопед: Зимушка-зима, ты надень свою красивую снежную корону на голову каждого, и дети о тебе  расскажут.

Зима поочередно надевает на голову ребенка корону, дети подбирают слова-признаки (зима холодная, снежная, злющая, долгая  и.д.)

Уч.-логопед: Ребята, нам надо отдать красивые снежинки Зиме, а то что с ними случится? (они растают) Мы сейчас их посчитаем и в мешочек сложим. Снежинки блестят, значит они какие? (блестящие), поэтому мы будем считать их, называя с этим словом.

Дети снимают снежинки и кладут в мешочек для Зимы, считая: одна блестящая снежинка, две блестящих снежинки и т.д.

4.Уч.-логопед: Ребята, а что может делать снег? Если о снеге говорят, что он искрящийся, значит он что делает? (искрится),  падающий…, тающий…, скрипящий…, хрустящий…, замерзающий…, идущий…   .

5. Проведение психогимнастики «Какие разные снежинки» с использованием различного музыкального ритма.

Цель: снятие психофизической нагрузки, определение эмоционального состояния музыкального сопровождения.

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
( Дети поднимают руки вверх, кружатся. )
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
(Разбегаются по группе, выполняя танцевальные движения. )
Встанем вместе мы в кружок-
Получается снежок.
(Встают в тесный круг)
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
(Разбегаются. Взмахивают руками вверх, вниз, в стороны.)

Педагог-психолог: Ребята, как могут падать снежинки? Варианты ответов детей. Сейчас вы все вместе будем снежинками. Вам нужно будет внимательно послушать музыку и показать как падают снежинки.

6. Уч.-логопед: - Во что можно играть зимой? Ответы детей.

Зима нам приготовила загадочные конвертики с рисунками о зиме. Их нельзя раскрывать, но нарисованные картинки нужно посчитать. Как же это сделать? (дети предлагают посмотреть на свет, чтоб картинка просвечивалась) Ответы детей: на моей картинке три елочки и пять снежинок и т.д. Зима хвалит детей.

7. Чтение ребенком заранее приготовленной загадкой о снеговике.

Что за нелепый человек пробрался в двадцать первый век.

Морковный нос, в руках метла. Боится солнца и тепла.

8. Воспитатели в группе предлагают на столе выбрать из предложенных разноцветных геометрических фигур, те которые необходимы для создания снеговика. Приглашается 3-4 ребенка.

Воспитатели: -  Сколько снежков понадобилось для снеговика. Ведется коллективный счет: один снежок, два снежка и т.д.

9. Речь с движением «Снежок».

Раз, два, три, четыре. Мы снежок с тобой лепили.

Очень круглый, очень гладкий. Но совсем, совсем несладкий.

Раз – подбросим.

Два – поймаем.

Три – уроним.

И сломаем.

10. Итог. Поощрения.

Педагог-психолог: Ой, как много нового я сегодня узнала о зиме. Все вы были молодцы и поэтому хочу вам вручить подарок-снежинки (каждому ребенку дается по конфете). Вот, много нового узнала, подарки подарила, теперь можно и прощаться. До свидания ребята!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 322 компенсирующего вида»

---------------------------------------------------------------------------

660130, г. Красноярск, ул. Гусарова 31, тел. 246-47-79

Интегрированное занятие

(совместно с логопедом, психологом, воспитателем, музыкальным руководителем)

Деревенские посиделки

Авторы-составители:

Борисова Н.Б., учитель-логопед

Иванова Т.Н., педагог-психолог

Белясова И.Ю., воспитатель

Белова С.Ф., музыкальный руководитель

Красноярск 2016

Цель: Систематизировать знания детей о народных традициях, фольклоре.

Задачи:

  • Ознакомление с традиционными обычаями деревенских посиделок, с предметами крестьянского быта.
  • Обогащение и расширение словарного запаса детей.
  • Создание доброжелательной, эмоционально-насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых.
  • Развитие памяти, внимания, логического мышления, речи через малые фольклорные жанры.
  • Формирование положительной мотивации на участие в занятии.
  • Формирование навыков саморегуляции и самоконтроля.
  • Воспитание любви детей к устному народному творчеству.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Под тихую музыку Баба подметает ковер.

Хозяюшка (воспитатель): Сорока-белобока принесла мне на хвосте новость, что идёт ко мне много гостей со всех волостей. Наведу в доме чистоту, да буду гостей ждать. Гостям я всегда рада, да только кто же меня решил навестить?

Звучит русская народная музыка. Входят дети.

Хозяюшка (воспитатель): Здравствуйте, красные девицы! Здравствуйте, добрые молодцы! Проходите, гости к нам! Рады мы всегда гостям! (Низкий поклон Хозяйки)

Логопед:

Хозяева встречают,

Поклоном отвечают.
         Приглашают в дом гостей,

 Чтобы было веселей.

Логопед: Давайте ребята встанем в круг и поздороваемся.
– Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте! Мы рады, вам очень! Мы рады Лизе, Даше, Алёше, Саше, Полине и т.д.

А теперь и пальчики поздороваются:         

Я здороваюсь везде –

Дома и на улице.
        Даже «Здравствуй!» говорю
Я соседской курице.

Хозяюшка: Ребята! Я очень рада вас видеть у себя дома. Сегодня у нас будет праздник большой, праздник радостный. По старинному обычаю он посиделками называется. Проходите в избу, присаживайтесь на самые удобные скамейки. Посидим рядком, поговорим ладком. Посмотрите, ребята, сколько в моей избе интересных старинных вещей, назовите их. (Бабушкин сундучок).

- Посмотрите, что хранится в сундучке? (Ответы детей) Это рушник. Его расшивала моя бабушка. Ему уже сто лет.

- Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать.

В избе – изба, на избе труба.
Зашумело в избе, загудело в трубе,
Видит пламя народ,
А тушить не идет!
(Печка)

Логопед: Для чего людям нужна печь?

Дети: Готовить еду, подогревать, греться на печи.

Хозяюшка:  Да, самое большое место в избе занимает русская печь. Благодаря ей люди в старину грелись, лечились, спали на печи и даже мылись в печи.

У хозяев гордость – печь! Поведу о ней я речь!
Все готовится в печи - и хлеба, и калачи,
Каши и картошка и баранья ножка!

Хозяюшка: Раньше за печкой жил домовой. Домовой защищал от всего плохого дом, людей, животных, которые там жили. Он не любит ленивых. И сам помогает хозяйке заниматься домашней работой. У меня тоже есть помощник, зовут его Кузя. А показывается он только хорошим и добрым людям.
– А вы хорошие? Добрые? Дружные ребята?

Дети: Да!

Хозяюшка: Давайте позовем домовенка Кузю.

Приходи к нам домовой!
Поиграем мы с тобой!

Домовой не выходит.

Логопед: Давайте позвеним в колокольчик.

Выходит домовой Кузя.

Домовой Кузя (психолог):  Здравствуйте, ребята, вы меня звали?

Дети: Да!

Домовой Кузя: А я к вам пришел не один, а с моими друзьями. Отгадайте загадку:

Рано, рано по утру
Нам кричит ку-ка-ре-ку
Кто это?
(Петушок)

Петушок (ребенок): Здравствуйте, ребята, какие вы нарядные, красивые. У вас праздник? А какой? (Посиделки) А вы знаете потешки про меня?

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь?
Деточкам спать не даешь?

Логопед: Ребята, петушок какой?

Дети: Красивый, разноцветный, гордый, смелый, нарядный.

Логопед: А из какой сказки петушок?

Дети: Из сказки «Заюшкина избушка».

Логопед: Кому петушок помог в сказке?

Дети: Зайчику!

Логопед: Каким был петушок?

Дети: Смелым, отважным.

Петушок: Молодцы, ребята, все-то вы умеете, все знаете. Хорошо мне с вами, но меня курочки ждут. До свидания.

Логопед: Ой, ребята, слышу кто-то идет. Угадайте по первым звукам названий картинок, кто это?

Дети: Коза!

Входит коза (ребенок)

Логопед: Давайте козе расскажем потешку:

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Глазками хлоп-хлоп,
Ножками топ-топ.

 (Дети рассказывают хором).

Логопед: Ребята, а что любит коза есть?

Дети: Капусту.

Логопед: А давайте мы козе приготовим салат из капусты.

Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трем, трем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем.

Логопед: Ребята, коза забыла, из какой она сказки, давайте соберем картинки из частей и поможем козе вспоминать из какой она сказки

Дети: Теремок, Репка, Волк и 7 козлят. Колобок.

Логопед: Так из какой сказки коза?

Дети: Волк и семеро козлят.

Коза: Молодцы, ребята, помогли мне вспомнить сказку. А мне пора домой, ждут меня козлятушки-ребятушки.

Хозяюшка: Отгадайте следующую загадку:

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
(Кошка)

Логопед: Если мы ласково назовем кошку (кошечка, кисонька), то она придет к нам в гости.

Баба вносит кошку в корзине.

Логопед: Придумайте кошке кличку.

Логопед: Как она кричит?

Дети: Мяу-мяу.

Логопед: Как мурлыкает?

Дети: Мур-мур.

Логопед: Как шипит?

Дети: Ш-ш-ш.

Логопед: Кошка какая?

Дети: Красивая, рыжая, добрая, замечательная, радостная.

Логопед: Что любит делать кошка?

Дети: Мышей ловить, царапаться, лакать молоко, спать, бегать, играть, мурлыкать.
Логопед: Давайте кошке поможем лакать молоко.

Артикуляционная гимнастика «Кошка лакает молоко»

Логопед: Ребята, расскажите кошке потешку:

Кисонька-Мурысонька, где была? - На мельнице.

Кисонька-Мурысонька, что там делала? - Муку молола.

Кисонька-Мурысонька, что из муки пекла? - Прянички.

Кисонька-Мурысонька, с кем ела? - Одна.

Не ешь одна! Не ешь одна!

Хозяюшка: Молодцы, ребята! Наша киска захотела спать. Давайте ее уложим в корзинку и споем ей колыбельную песенку. Когда вы были маленькими, вам мама тоже пела колыбельную песенку.

Звучит музыка "Спи, моя радость, усни".

Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни;
Пчелки затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду,
Месяц на небе блестит,
Месяц в окошко глядит...
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!

Домовой Кузя: Вот вы и познакомились с моими друзьями. Мы с ними живем дружно и заботимся друг о друге. А сейчас, делу – время, а потехе – час! Давайте поиграем.

Под музыкальное сопровождения дети встают в круг.

А теперь в круг вставайте,

Дружно поиграйте!

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик,

Раз-туда, два-сюда,

Повернись вокруг себя.

Раз- присели, два- привстали.

Сели, встали,

Сели, встали,

Руки кверху все подняли,

А потом пустились вскачь,

Словно мой веселый мяч.

Раз, два, раз, два,

Вот и кончилась игра!

Быстро сделать все успели и на место тихо сели.

Логопед:  Ну, что ж, Кузя! Все ребята – молодцы! Все ребята – удальцы!

Хозяюшка: Кузя, а что ты такой грустный?

Домовой Кузя: На печке краска облупилась. Думаю, как же мне её обновить.

Хозяюшка :Да ты не расстраивайся. Мы тебе поможем украсить печку и будет она как новая. Поможем, ребята?

Дети: Да!

Работа детей - дети за столами расписывают печки.

Домовой Кузя: Спасибо, ребята, за заботу! А мне уже пора идти, устал я. Но сначала вызовем ветер, чтобы мне домой добраться.

Дыхательная гимнастика ветерок.

Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу
(руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос) 
Хочу налево посвищу
(повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо
(голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох) 
Могу и вверх
(голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох) 
И в облака
(опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками). 

Домовой Кузя: Молодцы ребята! А чтобы вы меня не забывали и в гости приглашали, подарю вам в книжный уголок книжки с русскими народными потешками, песенками и загадками. До свидания!

Логопед:

Посидели мы на славу,

Говорили от души.

На обед давно пора,
Приглашаю вас, друзья!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 322 компенсирующего вида»

---------------------------------------------------------------------------

660130, г. Красноярск, ул. Гусарова 31, тел. 246-47-79

Конспект комплексного игрового занятия во второй младшей логопедической группе для детей с ОНР

«Мишкины игрушки».

Авторы-составители:

Мартынова Е.И, учитель-логопед;

Иванова Татьяна Николаевна, педагог-психолог;

Федосенко Е.В, воспитатель.

Красноярск 2015

Цель: расширение активного словаря по лексической теме «Игрушки».

Задачи:

  1. Закрепление ранее изученного материала по теме «Игрушки».
  2. Формирование положительной мотивации на участие в занятии.
  3. Формирование навыков саморегуляции и самоконтроля.
  4. Формирование навыков взаимодействия на занятии, аккуратности.

Оборудование: игрушки (4-5 шт), аудиозапись звуков природы; коробка; рисунок торта;

Карандаши; 3 картинки с изображением игрушек, 3 картинки с изображением фруктов или овощей, свеча, колокольчик.

Ход занятия:

  1. Организационный момент «Путешествие в лес».

Псих: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости в волшебный лес. А на чем можно поехать?

Дети: На машине!

Псих: В машину мы все не поместимся. Я предлагаю поехать на паровозе. Давайте все встанем и построимся друг за другом как настоящий паровозик. Машинист держит руль и идет первым. (Даем в руки Ф. в руки руль).

Псих: (под звон колокольчика ) Поезд останавливается. Выходим из вагона (дети делают шаг в сторону). Ребята вокруг вас волшебный лес. В лесу много разных звуков, давайте послушаем (включается запись с пением птиц)

Псих: Что ты (имя ребенка) слышишь?

Ребенок1: Птицы поют.

Псих: Что ты (имя ребенка) слышишь?

Ребенок2: Птицы поют.

Включается следующая аудиозапись- журчание воды.

Псих: Что ты (имя ребенка) слышишь?

Ребенок3:Вода журчит.

Псих: Что ты (имя ребенка) слышишь?

Ребенок4: Вода журчит.

Включается следующая аудиозапись- шелест листвы.

Псих: Что ты (имя ребенка) слышишь?

Ребенок5: Листья шумят.

Псих: Что ты (имя ребенка) слышишь?

Ребенок6: Листья шумят.

Логоп: Посмотрите, кто нас встречает?

Дети: Мишка!

Психолог подходит с игрушкой мишки к каждому ребенку и ребенок здоровается с игрушкой, Ф., после того как он поздоровался с мишкой, предлагается отдельное задание, совместно с воспитателем, за столом.

  1. Упражнение «Я подарю мишке».

Логоп: У мишки сегодня праздник- День Рождения. А у нас есть для него подарки. (Логопед показывает детям коробку с игрушками).

Логоп: Какой подарок мы подарим? Доставайте и называйте: «Что это?». Свой ответ начинайте со слова «Это».

Логопед показывает детям по очереди игрушки: матрешка, барабан, кубики, мяч, кукла.

Логоп: Как назовем эти предметы?

Дети: Игрушки!

  1. Физминутка

Псих: Мишка предлагает вам поиграть. Встаем в круг. Повторяйте за мной.

«Мишка»

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)

Чтоб скорей набраться сил,

Наклонился назад, вперёд (Наклоны туловище)

Вот он по лесу идёт (Ходьба).

Повторяется 2 раза. В это время Ф. тоже участвует в проведении физминутки, если ребенок отказывается выполнять задания, то воспитатель садиться с ним за стол и дает задание.

Псих: Садитесь ребятки по местам.

  1. Упражнение  «Торт для мишки».

Воспит: Посмотрите, у нас есть торт для мишки. Но чего на нем не хватает?

Дети: Свечки.

Воспит: Возьмите карандаш и нарисуйте на торте свечки-палочки, как я. (Воспитатель показывает пример на доске).

  1. Упражнение «Игрушки-не игрушки».

Логоп: Посмотрите, какие еще подарки подарили мишке.

Логопед показывает картинки подарков и узнает у детей относятся или они к игрушкам или нет.

Логопед: Очень понравились мишке игрушки-подарки!

  1. Упражнение «Свечка».

Псих: Посмотрите, что у меня есть- свечка для мишкиного торта, а на ней горит настоящий огонек. Когда зазвонит колокольчик мы дружно подуем на свечку и окажемся снова в детском саду.

Тс-с-с, слушаем.

Звонит колокольчик.

  1. Подведение итогов занятия.

Логоп: Ну вот и вернулись мы с вами в наш детский сад. Где мы сегодня с вами были?

Дети: В волшебном лесу.

Логоп: Кого встретили?

Дети: Мишку!

Логоп: Какой праздник был у мишки?

Дети: День Рождения!

Логоп: Что мы ему дарили?

Дети: Игрушки (перечисляют).

Логоп: Вы сегодня были внимательными, хорошо справились со всеми заданиями. Давайте себе похлопаем!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 322 компенсирующего вида»

---------------------------------------------------------------------------

660130, г. Красноярск, ул. Гусарова 31, тел. 246-47-79

Конспект комплексного игрового занятия во второй младшей логопедической группе для детей с ОНР

«Части тела и лица».

Авторы-составители:

Мартынова Е.И, учитель-логопед;

Иванова Татьяна Николаевна, педагог-психолог;

Шестакова Г.Н, воспитатель.

Красноярск 2015

Цель: развитие навыков ориентировки в схеме собственного тела.

Задачи:

  • Расширить пассивный и активный номинативный словарь по лексической теме;
  • Формировать навыки употребления существительных в форме Р. И Д. п.ед. числа;
  • Учить сопряжено проговаривать предложения из 2-4 слов;
  • Создавать положительный эмоциональный фон занятия;
  • Формировать навыки выполнения 2х-ступенчатой инструкции. Развивать навыки  саморегуляции;
  • Формировать навык определения различных эмоциональных состояний по мимическим движениям;
  • Формировать умение различать гендерную принадлежность у детей 3-4 лет.

Оборудование: Ростовые куклы, картинки игрушек с недостающими частями тела, части тел игрушек, скотч, тетради по количеству детей, карандаши, демонстрационная картинка пупса, игрушки: машинка 2, конструктор, солдат, самолет, танк, фигурки, посудка, фен, кукла, пупс, мягкая игрушка, компьютер, колонки, CD диск, музыкальные записи.

Ход занятия:

1. организационный момент:

Подвижная игра с элементами логоритмики – «Это я»

Логоп: ребята, к нам пришли сегодня гости, девочка Таня и мальчик Ваня. Они очень веселые и любят играть, давайте с ними поиграем.
П.И. «Это Я»

Это глазки. Вот. Вот.

Показать указательным пальцем сначала левый глаз, потом- правый.

Это ушки. Вот. Вот.

Взяться сначала за мочку левого уха, потом- правого.

Это нос, это рот.

Левой рукой показать рот, правой- нос.

Там спина. Тут живот.

Левую ладошку положить на спину, правую- на живот.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Показать обе руки, потом сделать два хлопка.

Это ножки. Топ-топ.

Положить ладони на бедра, потом два раза топнуть одной и другой ногой.

Ой, устали, вытрем лоб.

Правой ладонью провести по лбу.

2. игра «Чего не хватает»

Логоп: - Наши гости нарисовали рисунки, но чего-то на них не хватает. Давайте внимательно рассмотрим:

Заяц без уха, Буратино, без носа, колобок без улыбки (доклеиваем недостающую деталь).

Чего не хватает у зайца? У зайца не хватает (нет) уха.

Чего не хватает у Буратино? У Буратино не хватает носа.

Чего не хватает у колобка? У колобка не хватает рта (улыбки).

3. мимическая гимнастика. Упражнение «Эмоции»

Псих: сейчас с вами будем изображать разных сказочных героев.

Поднимите вверх брови и удивитесь, как удивляется Незнайка.

Сморщите нос - изобразите Бабу-Ягу. Какое у нее выражение лица? – злое, страшное.

А теперь изобразите добрую фею, улыбнитесь.

- Феечки полетели, полетели и за столы сели.

4. пальчиковая гимнастика с мячиками.

Логоп: - ребята, Таня и Ваня принесли вам мячики, чтобы мы размяли наши пальчики:

Мячик я держу в ладошке,

Я сожму его немножко.

Буду мячик я катать,

Раз, два, три, четыре, пять.

5. работа в тетради:

Восп: Кого вы видите на рисунке у себя в тетрадях?

-это пупс.

Где у пупса живот?

Где у пупса ноги?

Где у пупса руки?

Где у пупса голова?

Чего нет на голове у пупса? - Волос!

Вот сейчас мы их и нарисуем.

(рисование коротких прямых вертикальных линий)

(встаем)

6. игра – «Раздадим игрушки детям»

Таня зовет девочек, Ваня – мальчиков. Сходятся.

Псих: - Таня и Ваня перепутали свои игрушки. Давайте раздадим игрушки для девочек Тане, а игрушки для мальчиков – Ване

(дети берут игрушки и отдают куклам).

- я отдал машинку Ване.

- я отдала куклу Тане.

И т.д.

7. итог занятия:

Воспит: - а теперь ребята, поиграем с нашими друзьями. По очереди назовем те части тела, которые покажут Таня или Ваня.

Логоп: - молодцы ребята, Тане и Ване понравилось с вами играть. Вы хорошо справились со всеми заданиями.

Псих: давайте друг – другу улыбнемся и похлопаем себе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие продуктивной деятельности детей через взаимодействие специалиста по изобразительной деятельности и воспитателя".

Рисование, лепка и аппликация - любимые детские занятия. Порой дети начинают рисовать раньше, чем говорить. Поэтому важно поддержать ребенка в самом начале его творческого пути и произнести перв...

"Школа молодого специалиста", организационные проекты мероприятий для молодых специалистов ДОУ

Организационные проеты мероприятий для молодых специалистов ДОУ, для преодоления возникших затруднений в педагогической деятельности и социальной аддаптации начинающих педагогов в коллективе ДОО...

"Использование ИКТ в работе специалистов ДОУ с детьми ОВЗ" - консультация для специалистов ДОУ.

Использование ИКТ в работе с детьми открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, возможность представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонс...

шаблон графика сопровождения детей с ОВЗ специалистами ДОУ

Шаблон удобно использовать для оформления информации об индивидуальной работе специалистов с детьми ОВЗ....

Из опыта работы: проект "Я красиво говорю" (совместная деятельность родителей. детей, педагогов и специалиста - учителя-логопеда"

Совместная деятельность родителей. детей, педагогов и специалиста - учителя-логопеда:формирование коммуникативных отношений в процессе общения, развитие  сенсорного, слухового, зрительного воспри...