"Развитие продуктивной деятельности детей через взаимодействие специалиста по изобразительной деятельности и воспитателя".
статья по рисованию (средняя группа) по теме

Грицкова Татьяна Александровна

 

Рисование, лепка и аппликация - любимые детские занятия. Порой дети начинают рисовать раньше, чем говорить. Поэтому важно поддержать ребенка в самом начале его творческого пути и произнести первую формулу образования " Ты все можешь!"

Вместе с тем многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества отечественных ученых (Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой и др.) убедительно показали, что без целенаправленного руководства, понимания и поощрения со стороны взрослых дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности.

      Что делать? Конечно, руководить развитием детей в ИЗО необходимо. Поэтому мы - воспитатели стараемся найти золотую середину между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами ИЗО в той мере, чтобы обеспечить их развитие. Учитываянеповторимость и уникальность личности каждого ребенка, поддерживая его индивидуальные интересы и потребности, мы -  педагоги осуществляем личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.  

 Чтобы обучение изображению не порождало штампов (это когда дети копируют заданный образец, например, рисуют солнце, домик, забор по образцу воспитателя) и не лишало детей возможности самостоятельно изображать что-либо, мы учим детей не впрок, а по мере необходимости тому, в чем ребенок нуждается сейчас.Мы создаем атмосферу заинтересованности в работе у каждого ребенка и стимулируем детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.  Поэтому рисунки детей наполнены не учебным, а детским содержанием, его отношением к тому, что он изобразил. Дети у нас рисуют то, что поразило их воображение, вызвало восторг, удивление, чувство страха, грусти и др.

Воспитатель по ИЗО и воспитатель группы работают в тесном контакте. Накануне занятия мы узнаем тему, оговариваем план проведения занятия, продумываем, как дети войдут в студию, чтоб у них появилась уверенность, исчез страх, было хорошее настроение и желание рисовать, лепить.

Интегрированный метод обученияявляется    для    дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, поэтому многие занятия объединены одной целью. Преемственность в планировании позволяет развивающий и обучающий процесс сделать монолитным, поэтому занятия связаны между собой, одно предваряет или развивает другое. Так, например, работа по изучению правил дорожного движения, по формированию у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города первоначально рассматривалась на занятии по ознакомлению с окружающим миром, во время экскурсий к пешеходному переходу и светофору, в утренних беседах и т.д., а потом уже на занятиях по рисованию, лепке продолжили данную тему. Дети самостоятельно действовали с материалом и изображали  то, что им нравится (городской транспорт, улицу города), им легче было изобразить образ.         Оценка и коррекция процесса и результата работы каждого ребёнка в ходе занятия обязательна. Мы вместе внимательно наблюдаем за работой детей, стараемся вовремя прийти на помощь всем, кто в этом нуждается, следим за настроением детей и стремимся поднять его, воодушевить тех, кто не может добиться желаемого результата. Когда необходимо, помогаем восстановить в памяти образ, выделяем и подчеркиваем его основные признаки, даем необходимые указания. Но при этом мы уверены в том, что ребенок в состоянии решить поставленную перед ним изобразительную задачу, и, получив результат, почувствовать удовлетворение от своего достижения.

 Мы создаем все условия для формирования у каждого ребёнка высокой самооценки, уверенности в своих силах. С теми детьми, которые закончили работу, мы внимательно рассматриваем рисунок, хвалим его, интересуемся содержанием. Не забываем, что дети весьма чувствительны к отрицательной оценке.  Обсуждаем с детьми не только то, что "мы узнали" (чем овладели), но и то, что им понравилось и не понравилось, почему, что бы они хотели выполнить еще раз, а что сделать по-другому.

Анализ работ тоже заранее обговаривается воспитателями. Например, какую проводим игру, используя детские работы, или какую сказку рассказываем, иллюстрируя ее рисунками детей. Ребенок, делясь с воспитателями впечатлениями о том, как только что рисовал (лепил) осознает, чему он научился, что сделал хорошего, и как будет поступать в дальнейшем. В конце рабочего дня совместно анализируем работы детей, делаем вывод, чему ещё предстоит учить, над чем работать. Свои рекомендации по индивидуальной работе специалист записывает в тетрадь.

Воспитатель является как бы связующим звеном между руководителем студии и родителями. Вечером, встречаясь с родителями, воспитатель в присутствии ребенка рассказывает о его достижениях, проводит с родителями беседы по рекомендациям специалиста, консультации, предлагает разнообразные домашние задания, рекомендуемые для каждого ребенка.

Индивидуальная работа имеет большое значение. У нас в группе созданы условия для разнообразной художественной деятельности, которой дети занимаются как под руководством воспитателя, так и по собственной инициативе. Создана непринужденная, близкая к домашней, обстановка, раскрепощающая ребенка, что очень важно для творческой деятельности.

Например, когда мы были в младшей группе, детям необходимо было запомнить и правильно воспроизвести элементарные приемы работы краской. Для этого требовалось длительное время, и здесь необходима была индивидуальная работа. Если между занятиями длительный перерыв, то каждый раз придется фактически начинать сначала. Поэтому по рекомендации специалиста мы не ограничивались одним занятием, а проводили свободное рисование краской в течение месяца-двух. Навыки закрепились и стали у большинства детей настолько прочными, что стали выдерживать длительный перерыв между занятиями, и воспитателю по ИЗО не приходилось вновь обращаться к их формированию.

На одном из развлечений специалист по ИЗО рассказывала, как возникло декоративно-прикладное искусство, вместе с детьми рассматривала узор на хохломских, жостовских, городецких, гжельских изделиях. Это формирует положительное эмоциональное отношение к ИЗО, подводит к пониманию значимости и важности труда художника. А в группе воспитатель объяснила детям, что не только профессиональные художники, но и сами дети в рисовании, лепке могут передать свое отношение к окружающей действительности.

Дети много рисуют, лепят.Мы - педагоги поощряем стремление детей предлагать свои собственные способы работы, анализировать в ходе занятия способы, предлагаемые другими детьми, и стремление поддерживать наиболее оптимальные и рациональные из них.

 Благодаря совместной работе специалиста по ИЗО, воспитателя, индивидуальной работе, дети постепенно овладевают техническими умениями и навыками рисования, лепки. У них стала ярче проявляться индивидуальная манера изображения. У нас появилась необходимость создавать экспозиции. Например, в мы организовывали выставки рисунков на тему "Красный, желтый, зеленый", "Моя бабушка", "Зимушка-зима", "В гостях у сказки", «Самая лучшая мама на свете», «Космос. Звезды. Вселенная», помещали на стенд работы, созданные на занятии по рисованию. Дети очень любят то, что сотворили, и здесь они могут насладиться своими шедеврами, рассказать о них, быть в роли экскурсовода.

Таким образом, у детей формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Рисование и лепка стали одним из любимых занятий детей.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 в изобразительной деятельности "Детство-Пресс"   Санкт-Петербург, 2002

2.  Журнал "Дошкольное образование" №6, 1991

3.  Журнал "Дошкольное образование" №1, 1998

4.  Журнал "Ребенок в детском саду" №5, 2004

5.  Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать "Столетие" М., 1998

6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду Из-во Карапуз-Диалектика, Творческий центр Сфера, М.,2007

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность /Методическая разработка/

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возрастачерез изобразительную деятельность/Методическая разработка/  Программные задачи:-продолжать формировать интерес детей ...

«Развитие продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста и приобщение к истокам родного края через декоративно-прикладное искусство».

Эта статья о работе кружка "Народные умельцы" . Основой кружка является знакомство с промыслами Воронежского края и сравнение их с другими промыслами....

Развитие речевой деятельности детей через взаимодействие ДОУ и семьи.

Вовлечение и создание условий для активного участия родителей в коррекционно-образовательном процессе....

Буклет Мастер-класс «Волшебство в молоке» «Развитие творческих способностей у детей через художественное экспериментирование в изобразительной деятельности»

Буклет предназначен для ознакомления с  опытом работы по нетрадиционному рисованию представленному в виде мастер-класса "Волшество в молоке"...

Перспективный план работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность

Перспективный план работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельностьЭтапы Месяцы по неделямрисованиелепкааппликация  2 этапПрактиче...

Развитие творчества детей через сочетание разных видов изобразительной деятельности

Чем разнообразнее, интереснее  средства, приёмы, техники изобразительной деятельности, их сочетание, тем ярче и индивидуальнее будут работы ребёнка....

« Развитие творческих способностей у детей через художественное экспериментирование в изобразительной деятельности »

laquo; Развитие творческих способностей у детей через художественное экспериментирование в изобразительной деятельности »...