Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность /Методическая разработка/
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему

Зебрева Людмила Владимировна

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

через изобразительную деятельность

/Методическая разработка/

 

 

Программные задачи:

-продолжать формировать интерес детей к окружающей действительности;

-обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия;

-развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, уподобление);

-закрепить знания об основных формах предметов и объектов  природы;

-развивать эстетическое и эмоциональное восприятие окружающего мира;

-формировать умение отражать впечатления и наблюдения в художественно-творческой деятельности;

-способствовать овладению композиционными умениями;

-закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (гуашь, акварель , восковые мелки ,пастель , сангина ,карандаши ,фломастеры);

-обогащать опыт рисования в разных техниках; 

-познакомить детей с жанрами живописи;

-развивать наблюдательность, внимание, воображение и творческую активность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Период

Содержание работы

Создание предметно-развивающей среды

Организованная образовательная деятельность-рисование

Совместная и самостоятельная деятельность

1

2

3

5

6

Сентябрь

Цветоведение

 - формирование эмоционально-образного восприятия цвета

-  знакомство с основными и составными цветами

-получение составных цветов разных оттенков путем  смешивания основных красок на палитре

-дать представление о спектральном круге

-дать понятия о холодных и теплых красках

-упражнять в рисовании фона в технике размыва

-использование цвета для передачи настроения и характера изображаемого возраста

 

Дидактические игры: «Разноцветные полянки», «Жители разноцветной страны», «Цвет за цветом», «Краски веселые и грустные», «Характер и цвет»

Иллюстрации в холодных и теплых тонах

Репродукции картин:

-И.И.Левитан

«Осень золотая»

-Б.М.Кустодиев

«Масленица»

-А.А.Рылов «В голубом просторе»

Пособие: «Расположение цветов радуги»

«Разноцветная радуга», «Осенняя пылающая листва на фоне голубого неба», «Петушок с радужным хвостом», «Царство ночи», «Царство светлого дня», «Ковры волшебников»

Наблюдения на прогулке за цветущими растениями и желтеющей листвой.

Раскрашивание в альбомах-раскрасках.

Игровые упражнения «Найди различные оттенки».

Разучивание стихотворения

Е.Измайлова «Краски радуги».

Дидактические игры: «В гостях у солнышка и Снежной Королевы», «Разноцветные кляксы».

Слушание музык. произведения П.И.Чайковского из альбома «Времена года»

Октябрь

Рисование в нетрадиционной технике (по-мокрому, пальчиками, ладошками, в технике монотипия, тампонами)

-развивать художественные способности, творческое воображение

 

Репродукции картин, иллюстрации ,слайды.

Игры и упражнения на развитие творческого воображения.

Загадки ,стихи ,муз.

произведения.

 

«Волшебные цветы», «Фрукты в вазе» , «Осеннее дерево»,

«Красивые подносы», «Чудеса природы»

Наблюдения в природе.

Чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций к произведениям.

Рассматривание репродукций картин разных художников.

Слушание муз. произведений:

Л.В.Бетховен «Лунная соната»,

П.И.Чайковский «Вальс цветов», «Танец  фей».

1

2

3

4

5

Ноябрь

Жанры живописи

 

Портрет

-формировать знания детей о портретном жанре

-упражнять в рисовании портрета

-развивать умение через цвет выражать характер и свое отношение к объекту

-развивать творческие способности

 

 

Дидактические игры: «Придумай и составь портрет», «Семейный портрет», «Узнай по профилю».

Репродукции картин и слайды (портретная живопись).

Пособие: «Схема- подсказка в изображении портрета»

 

«Портрет веселого и грустного человека», «Рисуем друг друга  - ты меня, а я тебя», «Мама и папа вместе», «Портреты домашних любимцев».

Составление описательных рассказов:

«Моя семья», «Мои друзья», «Любимый герой».

Дидактические игры: «Кто спрятался?», «Угадай ,кого назову».

Рассматривание книжных иллюстраций.

Разучивание стихотворения А.С.Кушнера «Портрет».

 

Декабрь

Пейзаж

-формировать знания детей о пейзажной живописи

-способствовать    навыкам изображения пейзажа (городского, морского, зимнего).

-помочь детям отображать перспективу, строить композицию, передавать цветовую гамму

-совершенствовать умение передавать в рисунке характерные особенности деревьев

Репродукции картин о природе.

Книжные иллюстрации разных художников.

Слайды.

Аудиозаписи муз. произведений

Дидактические игры:

«Определи горизонт»,

«Найди картинку по схеме».

 

 

«Зимняя сказка», «Закат солнца», «Зимний пейзаж», «Небесное очарование», «Морской пейзаж».

Разучивание стихов о природе, стих. А.С.Кушнера «Пейзаж»

Дидактические игры: «Составь пейзаж», «Перспектива».

Январь

Натюрморт

-формировать знания о жанре натюрморта, его особенностях

-упражнять в построении композиции: по собственному замыслу, по заданному сюжету)

-формировать навыки рисования с натуры

-развивать пространственное воображение

 

 

 

 

 

Дидактические игры:

«Составь натюрморт»,

«Узнай натюрморт по модели».

Репродукции картин, иллюстрации, слайды.

Посуда, вазы, муляжи

фруктов, овощей, цветов.

«Яблоко сладкое и кислое», «Фрукты в вазе», «Цветы в вазе» (в теплых и холодных тонах), «Составь и нарисуй натюрморт», «Придумай свой натюрморт». 

 

Составление натюрморта по разрезным картинкам.

Игровые упражнения – имитации (цветок в бутоне – распускается - вянет; пузатый самовар и т. д.).

Наблюдения в окружающей обстановке.

Разучивание стихотворения            А.С.Кушнера «Натюрморт»

1

2

3

4

5

Февраль

Сказочно - былинный жанр

-дать понятия о сказочно – былинном жанре, особенностях его изображения

-закреплять знания детей о сказках через изобразительную деятельность

-развивать умение выбирать цвет как средство передачи характера героев, отношения к изображаемому событию

-упражнять в построении композиции

-поощрять детей в выборе формата бумаги для лучшего выражения своего замысла

Книжные иллюстрации к сказкам.

Дидактические игры:

«Узнай по профилю»,

«Что напутал художник», «Составь портрет сказочного героя» (разрезные картинки), «Добрые и злые герои (загадки)»

«Избушка лубяная и ледяная», «Веселый колобок», «Петушок – золотой гребешок», «Гуси – лебеди», «Герои добрые и злые»

Рассказывание сказок.

Рассматривание иллюстраций к сказкам разных художников – иллюстраторов. Театрализация     сказок.

Составление описательных рассказов о героях сказок.

Дидактические игры: «Сказки перепутались»

«Найди недостающего героя» (составление пары), «Шапка – невидимка».

Слушание русских народных мелодий.

Март

Анималистический жанр

-расширять знания детей о животном мире

Совершенствовать умения выделять характерные особенности строения

-упражнять в изображении животных, обращая внимание на изобразительные средства

-развивать наблюдательность, внимание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактические игры:

«Узнай по силуэту»,

«Угадай по профилю»,

«Чей хвост, нос и т.д.»,

«Чего не хватает»,

«Угадай, кто спрятался» .          

Рисование по сказкам.

Рисование животных и птиц в нетрадиционной технике:

«Наши любимцы»,

«Зоопарк»,

«Жители наших лесов».

Наблюдения на прогулке, дома за домашними питомцами.

Рассматривание иллюстраций.

Игры на имитацию движений, голоса и звуков.

1

2

3

4

5

Апрель

Развитие творческого воображения

-развивать наблюдательность и внимание, память и мышление

-формировать умение создавать новые образы, выражать свои чувства

-углублять представление об окружающем мире

-активизировать работу воображения поэтическим словом и слушанием муз. произведений

 

Дидактические игры:

«Таинственная коробочка», «Составь картинку и дорисуй».

Игровые упражнения на имитацию                        движений, подбор поэтических им муз. произведений.

«Я начну, а ты закончи»

«Моя мечта», «Разноцветные нитки»,

«Волшебные сны», «Хорошее настроение»

«Чего на свете не бывает».

Игровые упражнения:

«Найди самое веселое (грустное) дерево»,

«Веселый и грустный мяч».

«Игра в волшебников»

«Страна оживленных слов», «Помоги художнику» (А.А.Венгер,  О.Дьяченко  М.2009 г.)

Май

Наш город

-воспитывать интерес к родному городу

-знакомить детей с архитектурными сооружениями и достопримечательностями города

-углублять и систематизировать представления о природе родного края

-побуждать детей отражать в рисунке свои впечатления и знания о родном городе

 

 

Дидактические игры:

«Петербургское лото»,

«Узнай картинку по ее части», «Придумай решетку», «Узнай по силуэту», «Определи по фрагменту», «Составь из частей целое», «Построй мост». Домино «Петербург».

«Мой дом», «Улица, на  которой я живу»,

«Фонари на наших улицах», «Построй дворец», «Городские жители»

Конструктивно-модельная деятельность: «Мосты», «Петропавловская крепость», «Дом, в котором я живу», «Наша улица», «Строим детский сад».

Словестная  игра «Продолжи название».

Прогулки и экскурсии по городу.