Методическая разработка мастер-класса «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность на примере опытов с водой»
методическая разработка по окружающему миру

Цель: повышение мотивации педагогов к овладению опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Задачи:

1.  Познакомить педагогов с опытно-экпериментальной деятельностью  с детьми старшего дошкольного возраста.

2.  Показать педагогам основной способ опытов с водой

3.  Упражнять в применении опытов с водой;

4.  Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития исследовательской деятельности, познавательной активностипедагогов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_stepnova.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «МАЯЧОК» комбинированного вида

Детский сад № 95

Методическая разработка мастер-класса

«Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность на примере опытов с водой»

Воспитатель: Степнова Татьяна Александровна

2019

«Свойства воды»

или использование экспериментов в работе со старшими  дошкольниками

Цель: повышение мотивации педагогов к овладению опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с опытно-экпериментальной деятельностью  с детьми старшего дошкольного возраста.
  2. Показать педагогам основной способ опытов с водой
  3. Упражнять в применении опытов с водой;
  4. Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития исследовательской деятельности, познавательной активностипедагогов.

Форма проведения: лекция с показом презентации + практическая работа.

Оформление: презентация по теме мастер-класса; буклеты; картотека опытов и экспериментов с водой.

Материалы и инструменты для работы: экран для показа презентации, столы для участников мастер класса, прозрачные емкости, вода, соль, сахар, мука, растительное масло, ватные диски, салфетки.

Ход мастер - класса:

Развитие в наших детях познавательных ( умственных способностей) - одна из важнейших задач современного образовательного учреждения. Реализация задач по развитию познавательных  способностей дошкольников находится в центре внимания реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательной области «Познавательное  развитие». Как показывает практика, очевиден тот факт, что традиционных подходов в решении проблемы развития познавательных способностей, учитывая потенциал нового поколения, недостаточно для развития, чтобы самостоятельно найти поиск знаний или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества. В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребёнка происходит первичное зарождение мира. В детском экспериментировании дошкольник берёт роль исследователя, и самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы и воздействия на него.  В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания.

Одним из видов детского экпериментирования являются опыты с водой.

Дошкольники усваивают представления о состоянии воды, в которой она встречается с природой

(На фоне журчащей воды произносится текст)

«Вода - это самое мягкое и самое слабое существо в мире,но в преодолении твердого и крепкого она непобедима,и на свете нет ей равного.»Дао Дэ Дзин ("Книга о Пути и Силе") мудрец Лао-Цзы

Жизнь зародилась в воде… И красота вселенной тут же отразилась в ее звенящих струях. Вода – стихия своенравная и непостоянная. Любое нарушение ее покоя заставляет водный глянец меняться. (музыка закончилась)

А вы пробовали проводить опыты на  воде? Если нет, то сегодня попробуем вместе с вами! Это так интересно, что не может не увлечь! Результат всегда неповторим! Мои воспитанники от этого занятия просто в восторге.

Применение в работе с дошкольниками опытов с водой  позволяет развивать умственные способности детей, понимать простейшие связи между явлениями природы и правильному познанию окружающего мира.

Данная техника помогает решить следующие задачи:

1. Обогащать знания детей через знакомство с опытно-экпериментальной деятельностью.

2. Формировать желание экспериментировать с водой.

3. Развивать познавательные способности, видеть  самоидентификацию в работе, целенаправленность деятельности.

4.Воспитывать желание у воспитанников проявлять познавательную самореализацию и индивидуальность.

Так как опыты и эксперименты с водой не является единственной задачей в развитии познавательных способностей, применяемой мною в работе с воспитанниками, то я оформила в группе «Центр экпериментирования», в котором собрала все необходимые материалы детского эксериментирования (представляю на презентации).

 «Центр экспериментирования» обязательно будет пополняться материалами для экспериментирования , рекомендованными ФГОС ДО.

 Так как вода имеет различные применения, мы познакомимся со свойствами воды в жидком и твердом состоянии.

В итоге, выяснив все свойства, воды в жидком состоянии мы приступим  к экспериментированию.

Для этого вам  необходимо налить прозрачную воду в прозрачный пластиковый стакан. Предлагаю посмотреть сквозь него на окружающее. Педагоги  делают вывод, что вода прозрачна.

Далее предлагаю понюхать воду, пахнет она или нет. Воспитатели делают выводы, что вода прозрачна.

Теперь переходим к самому экпериментированию с водой. Участники  добавляют в стакан с водой  муку. Они перемешивают и видят, что вода становится мутной, затем оседает на дно. Во втором случае прошу добавить сахар, дети сделали выводы, что сахар растворился. В третьем случае добавляем растительное масло. Педагоги  обнаружили, что масло не растворилось, а растворяется по воде тонкой плёнкой и сворачивается виде жёлтых капелек.

Следующий этап это очистка воды от примесей.

Предлагаю коллегам  в чистый стакан вставить воронку, положить туда 2-3 ватных диска и потихоньку выливать растворы. Для каждого раствора педагоги берут чистый стакан и диски. Участники выливают в один из стаканов раствор с маслом, видят, что вода ушла, а на ватном диске и в воде остались жирные пятна. Раствор с сахаром полностью просочился, вода прозрачная.  Раствор с мукой, после фильтрования, оставил большой след мокрой муки на диске и не дал воде полностью процедиться.

Для следующего опыта нам понадобится яйцо, два прозрачных пластиковых стакана, вода, соль. Сначала яйцо опускаем в обычную воду, а затем в другой стакан добавим 2 столовые ложки соли, отпустим туда  яйцо. Участники  видят, что в солёной воде яйцо плавает, а не в соленой воде оно утонуло. Вместе с воспитателями делаем выводы, что солёная вода имеет большую плотность, чем обычная водопроводная, именно соль поднимает яйцо на поверхность.

Вывод: Обобщаю полученные практические умения в ходе мастер-класса: в процессе детского экспериментирования можно сделать вывод, что осуществляемое широкое включение в педагогический процесс разнообразных занятий по познавательно-исследовательской деятельности, максимальное внимание и уважение к формированию познавательных действий, широкое их использование в жизни дошкольников наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости.

Уважаемые коллеги! Вы извлекли что-то новое для себя?  Я рада, что частичка воды, с которой вы сегодня экспериментировали, наполнит вас энергией, творчеством и желанием творить, исследовать, познавать мир с детьми.