«Развитие продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста и приобщение к истокам родного края через декоративно-прикладное искусство».
статья (старшая, подготовительная группа) по теме

Тесля Ирина Сергеевна

Эта статья о работе кружка "Народные умельцы" . Основой кружка является знакомство с промыслами Воронежского края и сравнение их с другими промыслами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_konferentsii_teslya_i_s.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Областная научно-практическая конференция на тему: «Актуальные условия формирования интегративно-целостного направления в краеведческой деятельности младших школьников и дошкольников»

«Развитие продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста и приобщение к истокам родного края через декоративно-прикладное искусство».

                                                                     Выполнила: Тесля Ирина Сергеевна

     (  Слайд № 3)Одним из действенных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания интерес к народной культуре как корневой системе, питающей современное воспитание подрастающих поколений и способствующий его духовному оздоровлению представляется вполне закономерным.

    (Слайд №4)Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем нашей страны, знакомятся с произведениями искусства и мастерами, создающими их, впитывают уважение к труду. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства.

     Ознакомление дошкольников с народным – прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Мы даем детям не только определенный объем знаний о промыслах, но и учим их видеть и понимать красоту, воспитываем уважение к труду народных мастеров, знакомим с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.

(Слайд №5)  Академик Д. С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству»

(Слайд №6) Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

        (Слайд №7) Именно поэтому  в  работе  с детьми  я уделяю большое внимание приобщению их  к истокам русской народной культуры. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д..  Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества , показать приемы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Современная деятельность предъявляет новые требования к воспитанию: не подавляя авторитарно ребенка, его волю, воспитывать самостоятельную личность, учитывать и разумно направлять потребность и интересы ребенка, стремиться понимать его внутренний мир. Именно поэтому и видя, что ребятам интересно и нравится работать с народным творчеством, я выбрала кружковую работу, куда дети ходят по желанию.

  Кружок «Народные умельцы» существует уже два года. Целью кружковой работы является:  развитие  продуктивной деятельности и приобщение к истокам родной страны, родного края  через народное декоративно-прикладное искусство.

     Основой моей кружковой работы  является то, что при знакомстве с любым промыслом нашей необъятной страны мы всегда сравниваем его с промыслом нашего родного края.

    (слайд №9)  Так, например, при рассмотрении глиняных игрушек, сравниваем дымковскую барышню с воронежской, находим сходство и отличие. Обращаем внимание на форму, цвет, элементы росписи. (слайд №10)Яркие филимоновские и городецкие свистульки сопоставляем с рамонскими свистульками из с. Карачун.

     (слайд №11) Колоритная хохломская роспись рассматривается параллельно воронежской росписи, появившейся благодаря Матвеевой Елене Геннадьевне, которая вдохновилась мотивами «барановского платка»: необычными узорами и цветами на красном фоне.  (Слайд №12) Она же является и создательницей Воронежской матрешки, которая очень понравилась моим детям.  (Слайд №13)Мы рассмотрели ее необычную форму, напоминающую пасхальное яйцо.   Сравнили форму нашей матрешки с формой семеновской, полхов-майданской  и других матрешек. (Слайд №14) Выделили основные элементы украшения всех матрешек и перевоплотились в мастеров матрешек разных областей: изобразили  матрешек, а потом устроили их презентацию. Краткий рассказ о матрешке, ее наряде, форме и т.д.  

      (Слайд №15) На основе нашей родной матрешки познакомились и с традиционным воронежским костюмом, т.к. абсолютно все детали одежды и аксессуары у матрешки взяты от  костюма Воронежской губернии. Дети узнали, что означают красные и желтые линии на черной юбке матрешки. (Слайд №16)   У них была даже возможность примерить такие костюмы, рассмотреть элементы вышивки: самые распространенные - ромб, символизирующий солнце и крестик.

      (Слайд №17) Не прошел мимо нас стороной и такой интересный и самобытный вид художественного промысла, как ковроткачество Воронежской губернии.  Дети узнали, что воронежские ковры отличаются яркостью и многокрасочностью, здесь сталкиваются оранжевый с синим, красный с зеленым, черный с белым или желтым. Подобные коврики в селе Елань-Колено встречаются в домах жителей и в настоящее время. «Ткали» мы с детьми такие коврики, используя бумажно-ленточный способ, стараясь отразить все особенности родного промысла.

     (Слайд №18) Тряпичные куклы из Богучара вызывают искренний восторг у маленьких и взрослых почитателей народной игрушки. Рассказывая детям об этих куклах, они сами изъявили желание смастерить что-то подобное. А потом искренне и с удовольствием радовались результатам своего труда.

(Слайд №19) Лепка фигурных пряников по типу воронежских вызвала у ребят восторг,  (Слайд №20) а просмотр иллюстраций резных орнаментов наличников, ставен окон, дверей борисоглебских домов – желание посетить этот замечательный старинный город нашей области.

  (Слайд №21)Я надеюсь, что к концу обучения  мои дети будут очень много знать о народном декоративно-прикладном творчестве:

- уметь различать разные виды народно-прикладного творчества;

- владеть навыками и умениями расписывая игрушки;

- с гордостью рассказывать о народных промыслах родного края;

- у детей будет сформировано позитивное отношение к своей малой Родине.

Ведь воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания декоративного богатства своего народа, освоения народной культуры. (Слайд №22)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».

ВЫСТУПЛЕНИЕ  ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры»....

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».

laquo;Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры»....

Программа развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем «КРАСКИ СЕВЕРА»

Новизна и актуальность программы. В условиях многонациональности, культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, нашего посёлка большую актуальность приобретает проблема сохра...

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста патриотизма и любви к родному краю через знакомство их с местными народными промыслами.Михайловское кружево.

Известно, что заложено с детства, наиболее эффективно. Знания о родном крае, любовь к Родине, своему народу – это фундамент в сознании человека на котором впоследствии формируется его этические ...

«Формирование патриотических чувств и национального самосознания у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам народной культуры Оскольского края»

         На современном этапе развития системы дошкольного образования приоритетным является духовно-нравственное воспитание и социально – коммуникативное развити...


 

Комментарии

Болховитина Елена Анатольевна

Ирина Сергеевна, полностью с вами согласна. Невозможно научить детей любить свой родной край, не приобщая их к его культуре. Народные промыслы всегда близки и понятны детям, можно сказать, что дети чувствуют их. И очень хорошо, что Вы знакомите детей с народной культурой так подробно. Уверена, что Вашим воспитанникам это интересно и пригодится в дальнейшем.