Воспитание у детей старшего дошкольного возраста патриотизма и любви к родному краю через знакомство их с местными народными промыслами.Михайловское кружево.
методическая разработка (старшая группа)

Гончаренок Елена Михайловна

Известно, что заложено с детства, наиболее эффективно. Знания о родном крае, любовь к Родине, своему народу – это фундамент в сознании человека на котором впоследствии формируется его этические и нравственные идеалы. Целенаправленное ознакомление ребёнка с родным краем, его прошлым и настоящим нередко рассматривают как составляющую часть формирования у него начал патриотизма. Ведь чувство Родины связано у малыша с местом, где он родился. Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.

Знакомясь с народными промыслами, дети учатся ценить труд человека, видеть и понимать красоту им сотворённую, своеобразие изделий, присущее только данному народу, познают разнообразие и богатство культуры родного народа, усваивают традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Михайловское кружево – на вес золото…. Подготовил воспитатель Гончаренок Елена Михайловна.

Слайд 2

ИСТОРИЯ МИХАЙЛОВСКОГО КРУЖЕВА Первое упоминание о цветном михайловском кружеве относится к середине XVIII в. Михайловское значительно отличается от кружев, изготовляемых в других областях (вологодское кружево, елецкое кружево и т.д.), как по технике плетения, так и по характеру рисунка. Выполняют его в простой технике численного кружевоплетения, сохраняя старинный характер рисунка и расцветки. Эта техника уникальна и не имеет аналогов и мире. Для выполнения численного кружева не нужны были заранее нарисованные узоры – сколки. В Михайловском уезде выплетались кружева различной ширины: узкое без сколков в Виленках , среднее кружево с картонной меркой – в Стублево и Стрелецких выселках, широкое цветное кружево – в селе Новопанское .

Слайд 3

ОСОБЕННОСТИ МИХАЙЛОВСКОГО КРУЖЕВА Кружева Рязанской области значительно отличаются от кружев, изготовляемых в других областях, как по технике плетения, так и по характеру рисунка. Выполняются они в простой технике численного плетения, сохраняя старинный характер рисунка и расцветки. Кружевам михайловских мастериц присущи несложные кружевные узоры, которые носят народные названия: бубенцы, мыски и т.п. Для михайловских кружевных изделий характерно также сочетание кружева с вышивкой. Михайловский кружевной промысел можно с уверенностью назвать уникальным, потому что узор кружева носит строгий и геометричный характер.

Слайд 4

ПРИЁМЫ И ОРНАМЕНТ МИХАЙЛОВСКОГО КРУЖЕВА Основными приёмам и плетения михайловского счётного кружева были три – плетешок , который представлял собой тонкий, туго сплетённый жгутик, сетка и редкая полотнянка , которая имела тенденцию в крупных формах орнамента то сгущаться у края, то получать разреженную структуру, внося декоративный эффект не только в фактуру, но и в рисунок кружева. Позднее, в нач . XX в., в цветное кружево стали вводить сеточку и разделки из рельефных, продолговатых насновок . Основным цветом всегда был красный, дополненный жёлтым, зелёным, голубым . Изобретательность мастериц с таким небольшим количеством приёмов плетения нитей на коклюшках была поразительной. Каждый раз они находили свою, завораживающую игру цветных нитей, которые то сгущались, образуя яркие акценты, то растекались, дробясь на мельчайшие сияющие искорки. Необычные по цвету, численные кружева были, например, в Михайловском уезде.

Слайд 5

СОВЕТСКОЕ МИХАЙЛОВСКОЕ КРУЖЕВО

Слайд 6

« ТРУЖЕНИЦА » : КРУЖЕВА НА ВЕС ЗОЛОТА

Слайд 9

Михайловское кружево наше разноцветное золото.. В древности кружева ценили на вес золота: один грамм золота приравнивали одному грамму кружева. В наше время художники и мастера по-прежнему создают шедевры, которые являются «золотым запасом» современной русской культуры. Одним из российских предприятий, которое создаёт «золотой запас» страны, является Михайловская «Труженица». Сохраняя живую старину, талантливо перерабатывая художественные традиции народного искусства, художники промысла придают изделиям и современность, и неповторимое очарование прошлого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ"

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возрас...

«Развитие продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста и приобщение к истокам родного края через декоративно-прикладное искусство».

Эта статья о работе кружка "Народные умельцы" . Основой кружка является знакомство с промыслами Воронежского края и сравнение их с другими промыслами....

«Формирование любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем»

Ведь понятие «Родина» включает в себя все условия жизни; территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка, быта. Россия – родина для многих народов и народностей. Но для ...

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА И ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ ЧЕРЕЗ ХАКАССКИЙ ФОЛЬКЛОР

Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Фольклор в естест...

Из опыта работы на тему: «Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем».

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длитльного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста....