« Развитие творческих способностей у детей через художественное экспериментирование в изобразительной деятельности »
статья (подготовительная группа)

« Развитие творческих способностей у детей через художественное экспериментирование в изобразительной деятельности »

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon hud_razvitie.zip15.4 КБ

Предварительный просмотр:

« Развитие творческих способностей у детей через художественное экспериментирование в изобразительной деятельности »

Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творческих способностей. Именно этот возраст дает возможность каждому ребенку представить себя маленьким исследователем. И именно изобразительная деятельность способствует созданию условий для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что – то необыкновенное, неповторимое.

Актуальность проблемы в том, что именно изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий, экспериментированием с разнообразным материалом, является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно ярко проявляются разные стороны развития ребенка.

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Вначале созданные детьми «картины», так называемые «каракули», понятны только самим «художникам». Ведь на раннем этапе им совсем не нужны краски, кисточки и карандаши, они любят рисовать пальчиками, ладошками как на запотевшем стекле, так и палочкой на песке, мелом на асфальте, водой, молоком разлитом на столе, составляют изображение из подручного материала. Дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам изобразительными материалами. Не секрет, что изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Но к сожалению как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации, воспитатели стараются придерживаться строго поставленных задач методической литературы. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. И ведь изначально детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно.

Задача педагога – познакомить и научить детей управляться с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения. Использовать в работе самые необычные средства изображения: одноразовые пакеты и посуду, коктейльные трубочки, продукты вторичного сырья, парафиновую свечку, расческу, зубную щетку, ватную палочку, нитки, разнообразные печатки – поролоновые, из пенопласта, разные виды бумаги, ткани, разнообразные пластичные материалы. Экспериментируя не только с изобразительными материалами у детей развивается фантазия, воображение, творческие способности. Этот свободный творческий процесс и не стандартное решение развивает у детей фантазию, воображение, творческие способности, снимает отрицательные эмоции, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила при использовании некоторых материалов (посолить рисунок). Проведение таких занятий по изобразительной деятельности с экспериментированием способствует снятию неуверенности в себе, обретению веры в свои силы, разовьет интерес и подарит детям новую широкую палитру ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.

Изобразительные приемы + экспериментирование:

Работа с детьми среднего, старшего и подготовительного возраста идет в двух взаимосвязанных направлениях: знакомство и освоение новых изобразительных приемов наряду с усложнением, модификацией и комбинированием уже освоенных техник. Например, в технике размытого рисунка (рисование по сырому фону) можно попытаться использовать вместо бумаги ткань - тогда ребенку станут видны различия в оттенках и изображении, получаемом на различном материале.

Экспериментирование с водой, красками и материалами способствует рождению модифицированных приемов. Так, если сначала на лист плотной бумаги нанести рисунок красками, которым не свойственно быстрое высыхание, а затем промокнуть его посредством наложения поверх листа тканью, то изображение получается примерно таким же, как во время рисования по сырому фону.

Знакомить старших дошкольников с графикой можно и при помощи техники "сухой иглы". Работы, выполненные этим способом, поражают тонкостью, изящностью очертаний, процарапанных острием иглы, и напоминают собой карандашные рисунки, особенно если рассматривать их на некотором расстоянии.    

Не менее интересен для ребят оказывается процесс получения цветного рисунка с помощью мучного раствора. Гуашево-мучной раствор позволяет получить до десятка различных рисунков. При желании одно изображение можно копировать несколько раз.

Разнообразить прием кляксографии позволяет раздувание капель по поверхности листа. Когда впервые обращаются к раздуванию как способу получения изображения, то довольно быстро устают как взрослые, так и дети. Поэтому "раздув" капель можно сочетать с наклоном листа поочередно в разные стороны. Каждый поворот капли при наклоне листа дает новое направление линии движения. С помощью этого приема можно получать оригинальные изображения деревьев, животных, сказочных и фантастических персонажей. Прием интересен тем, что позволяет получать совершенно не похожие друг на друга результаты, даже в том случае, когда один ребенок в одной и той же манере выполняет подряд несколько работ.

При всей внешней идентичности технологических моментов законченные рисунки, как листья деревьев, могут отличаться не только деталями, оттенками цвета, но и видовой (а по отношению к рисунку - тематической, содержательной) принадлежностью. Наибольший интерес раздувание вызывает при изображении пейзажей, натюрмортов, то есть когда необходимо получить ствол дерева, кустарника. Цветы и листья можно наклеить или нарисовать, используя любой знакомый прием - штамповку, пальцевую живопись и т. п.

Именно так активизируется детское экспериментирование. Своеобразным результатом подобного экспериментирования явилось использование в качестве изобразительного и декоративного материала манки, соли, дробленого и покраска риса и т. п. Принцип работы с этими материалами довольно прост и позволяет получать оригинальные рисунки.

Довольно интересный эффект получается при использовании соли различного помола. Наносить ее можно и на клейстер, и на не просохший рисунок. Соль имеет специфическое свойство впитывать в себя краску, за счет чего ее исходная насыщенность в местах соприкосновения с солью частично изменяется, создавая эффект паутинки.

Активное экспериментирование с различными материалами позволяет находить все более разнообразные средства изобразительной выразительности. Например, используя силикатный клей и различные типы красок (тушь, гуашь, акварель), но действуя ими по-разному, можно поучить самые неожиданные эффекты. Если сначала что-либо нарисовать, а затем весь рисунок равномерно покрыть слоем клея, то при высыхании бумага немного сворачивается. При ее выпрямлении после тщательной просушки клеевая корочка растрескивается, создавая эффект старения. Этот эффект может направить первоначальный композиционный замысел ребенка в совершенно новое, неожиданное русло.

Довольно необычный инструмент для рисования - свеча, с помощью которой возможно не только получить интересные результаты (особенно в комплексе с другими изобразительными приемами), но и познакомить детей с различными физическими, химическими, астрономическими и другиги явлениями и процессами. Техника работы со свечой носит специфическое название - фотокопия. . Происходит удивительный фокус - изображение, сделанное свечой и не видимое на белой бумаге, проявляется прямо на глазах. Это и удивляет ребенка, и вызывает у него множество вопросов.

Таким образом, не требует особых доказательств утверждение о том, что самые ценные и прочные знания добываются ребенком самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Мы часто недооцениваем значимость самостоятельной исследовательской познавательной деятельности ребенка и, обучая детей конкретным навыкам, часто лишаем их шанса сделать собственное открытие.

Интерес и радость познания необходимы ребенку как воздух, как пища, необходимы для того, чтобы он был счастлив. А создание счастливого детства - самостоятельная и очень важная задача воспитания.

В заключение хочется привести слова академика К. Е. Тимирязева: «Люди научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком нравственном уровне в сравнении с тем, кто такой школы не прошел». В этом и заключается актуальность проблемы детского экспериментирования/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей через изобразительную деятельность и ручную умелость

Изобразительный  труд,  включающий  рисование,  лепку,  аппликацию,  способствует  разностороннему  развитию  детской  личности.Формирование  худ...

Обобщенный опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей у дошкольников через художественно-продуктивную деятельность"

Я работаю в детском саду уже 24 года. Последние годы углубленно веду работу по теме «Развитее творческих способностей через игровую деятельность». На занятиях творческого характера я создаю у детей ощ...

Тема: «Развитие творческих способностей у детей через различные виды изобразительной деятельности»

Годы работы с дошкольниками дали мне возможность убедиться в том, что изобразительная деятельность, включающая рисование, аппликацию, лепку, именно в совокупности, способствует разностороннему развити...

Методическая разработка на тему "Развитие творческих способностей у детей через организацию совместной с родителями деятельности "

Современная жизнь и стремительные изменения в ней выдвигают перед взрослыми важнейшую задачу – подготовить детей к жизни в быстро меняющемся мире. Одной из задач является создание благоприятных ...

Буклет Мастер-класс «Волшебство в молоке» «Развитие творческих способностей у детей через художественное экспериментирование в изобразительной деятельности»

Буклет предназначен для ознакомления с  опытом работы по нетрадиционному рисованию представленному в виде мастер-класса "Волшество в молоке"...