Опыт работы Спиркиной Светланы Александровны на тему «Развитие творческих способностей у детей через художественное экспериментирование»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Спиркина  Светлана Александровна

«Развитие творческих способностей у детей через художественное экспериментирование»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы на тему «Развитие творческих способностей у детей через художественное экспериментирование»

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Спиркина С,А.., я работаю воспитателем в детском саду № 22  г. Балахна. Сегодня я представлю свой опыт работы на тему «Развитие творческих способностей у детей через художественное экспериментирование в изобразительной деятельности».

Работая в детском саду, я заметила, что вместе с изобразительной деятельностью детям наиболее интересно и экспериментирование.

Я решила соединить эти две деятельности в художественном экспериментировании и посмотреть, как они повлияют на развитие детского творчества.

Они одинаково быстро вовлекают детей в процесс познания, исследования (где-то с предметами, а где-то с художественными материалами и инструментами, вызывают у них новые оригинальные идеи, желание придумывать и находить новые способы получения результата своей продуктивной деятельности, подталкивают детей к самостоятельным действиям, то есть помогают проявить непосредственно свою творческую индивидуальность.

В последние годы особый интерес представляет использование так называемых нетрадиционных техник создания изображения, как части творческого экспериментирования.

Поэтому я поставила перед собой цель:

развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через художественное экспериментирование в изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и материалов,

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. обучать детей различным методам экспериментирования в изобразительной деятельности

2. расширять представления детей о многообразии нетрадиционных техник рисования;

3. развивать творческие способности у детей на основе их индивидуальных особенностей в процессе художественного экспериментирования

4. создавать условия для стремления к свободному экспериментированию с художественными материалами и инструментами, поддерживать детскую инициативу и самостоятельность

В соответствии с задачами определила этапы работы

1 этап – подготовительный,

 2 этап- организация детской деятельности, 3этап – создание условий для свободного экспериментирования

На первом этапе я собрала необходимую информацию для дальнейшей работы по своей теме. Вначале я изучала методическую литературу, и мне пришлось столкнуться с тем, что интересных методических разработок по экспериментированию в изобразительной деятельности очень мало, это объясняется инновационным характером моего опыта. Поэтому я решила в своей работе использовать разработки по нетрадиционным техникам рисования, добавив в них метод экспериментирования. Наблюдая за изобразительной деятельностью детей и их возможностями, составила перспективный и календарный план работы. Одновременно провела анкетирование родителей «Развитие творчества в детях», диагностику умений и способностей детей, с целью выявления роста творческого развития каждого ребёнка. Проведённая работа показала, что родители хотели бы развивать творческий потенциал в своих детях, но не знают как. А уровень творчества у детей оказался очень низким. Это ещё раз подтвердило, что мне нужно провести работу в этом направлении и с детьми, и с родителями.

На втором этапе я занималась практической деятельностью, необходимой для развития художественно-творческих способностей у детей. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. На этом этапе моей задачей стало – научить манипулировать с разнообразными по качеству и свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения в художественном творчестве. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

В начале, мы с детьми и родителями собрали целую коллекцию необычных художественных инструментов. Я попросила детей принести из дома различные предметы для рисования. Всё, что принесли дети - опробовали. После этого я познакомила детей с разными техниками нетрадиционного рисования, например: печатки из овощей, выдувание, рисование нитками и мн. др. способы рисования с помощью необычных инструментов. 

Экспериментировали,где краска будет отпечатываться лучше: с деревянной палочки или от пластмассовой,какой фон будет насыщенней: от примакивания губкой или кусочком меха.

Далее, я стала знакомить детей с необычными художественными материалами. Мы изучали свойства песка, мыльной и простой воды, круп. Ставили эксперимент по изготовлению красок из натуральных продуктов. Смешивали краску для получения разных оттенков, наблюдали, как она впитывается в песок, бумагу, ткань. Выдували мыльные пузыри с краской на бумагу, рисовали на ткани, дереве, воде. Капали маленькими каплями и разливали большими кляксами. Такая деятельность не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

После использования необычных художественных инструментов и материалов, я стала давать детям более сложные задания, где дети могли сами определить вид техники изображения, подобрать соответствующие теме занятия художественные материалы, реализовать свой собственный творческий замысел, поставить свой эксперимент. Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного экспериментирования – разнообразие и вариативность работы с детьми. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает мне не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Я стараюсь дать такую возможность детям, чтобы они, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

Развитие самостоятельной экспериментальной деятельности у детей осуществлялось через создание предметно-пространственной среды по художественному экспериментированию.

Поэтому 3 этапом моей работы стало создание условий для свободного экспериментирования. В группе был обновлён уголок по изодеятельности, куда мы поместили свою коллекцию различных художественных материалов и инструментов, организовали лабораторию «учёных»,. В свободное время дети могли самостоятельно проводить эксперименты с красками, песком, водой и другими материалами, используя различные предметы для рисования. Такая среда привлекает детей, дает им творческую энергию, пробуждает интерес, желание что-то изменить, сделать своими руками, являясь своеобразной формой самообразования ребенка, источником его индивидуальных знаний и личного опыта.

После проведённой мною совместной работы с детьми по художественному экспериментированию, дети стали использовать нестандартные способы рисования не только в детском саду, но и дома.

В развитии детского творчества следует отметить немаловажную роль родителей, которых я активно привлекаю к совместной работе. Родители совместно с детьми помогают в оформлении группы к различным праздникам, принимают активное участие в организации выставок.

Но в начале моей работы по художественному экспериментированию дома дети столкнулись с непониманием некоторых родителей. Когда ребёнок хотел отразить на бумаге свои эмоции и наблюдения, взрослые проявляли интерес к чистоте в доме и аккуратности ребёнка, а не к его творческому порыву.

Поэтому я провожу разъяснительную работу с родителями, оформляю для них информационные стенды, создаю буклеты, разрабатываю памятки, индивидуальные беседы, анкетирование, практикумы, провожу мастер-классы.Подобные мероприятия сближают всех: и родителей, и детей, и педагога, развивают мышление и творчество. Родители стали активнее откликаться на просьбы детей, проявлять повышенный интерес к нашим занятиям.

Таким образом, родители стали моими помощниками в развитии интереса детей к различным видам художественной деятельности, постарались создать дома и в группе среду, стимулирующую детскую творческую деятельность.

Главный показатель эффективности работы по развитию творческих способностей детей через художественное экспериментирование – это данные диагностического обследования изобразительной деятельности детей.

Диагностическое обследование проводится 2 раза в течение учебного года с целью выявления показателей уровня творческого потенциала ребенка в сравнении за прошедший учебный год.

Полученные в ходе диагностики результаты подтверждают, что занятия по художественному экспериментированию с нетрадиционными материалами и инструментами повышают творческий уровень развития дошкольников.

Моя работа по развитию детского творчества через художественное экспериментированиепринесла следующие результаты:

• повышение уровня развития творческих способностей и воображения;

• использование детьми в самостоятельной деятельности техник нетрадиционного рисования;

• повышение уровня зрительно-моторной координации;

• дети стали самостоятельнее, могут планировать и регулировать не только свою, но и совместную с другими детьми деятельность;

• повысилось количество победителей и призёров в конкурсах рисунков различного уровня.

Совместная работас родителями и детьми так же принесла свои плоды:

• повысился интерес родителей к совместной художественно-творческой деятельности с детьми;

• увеличилось количество семей, участвующих в конкурсах рисунков совместно с детьми.

В заключении хочется сказать, что деятельность по художественному экспериментированию несёт в себе большие возможности, если она учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка. Она даёт толчок для творческого развития, побуждает желание созидать, развивает фантазиютворчество и любознательность. Я считаю, что используя свой накопленный опыт работы по художественному экспериментированию, я помогла реализовать каждому ребёнку своё индивидуальное творческое начало, сделав первые шаги в мир искусства.

 

«Развитие творческих способностей дошкольников через опытно – экспериментальную деятельность».

 

          «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».  В.А. Сухомлинский.

 

        Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных методик и технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает опытно-экспериментальная деятельность, основанная на возросших требованиях к универсальности знаний.

Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.

Экспериментирование может использоваться в различных видах организационной и самостоятельной деятельности дошкольников. Им нравиться вместе со взрослыми совершать первые открытия, где они учатся объяснять и доказывать.

Для реализации программы в нашей группе организована предметно – пространственная среда с использованием мини – лаборатории.

В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы:

Приборы– помощники для экспериментирования: весы, магниты, лупы, песочные часы;

• Природные материалы: песок, глина, земля, семена, камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, соль, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, семена фруктов и овощей.

• Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт, пробирки, шпатели, деревянные палочки, мензурки, воронки, резиновые груши разного объема.

• Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха, поролона, пробирки, проволока,

• Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объемы:

пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.

Дополнительное оборудование и материалы.

- детские халаты, фартуки, шапочки;

- схемы для проведения опытов.

Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.

     При организации опытно-экспериментальной деятельности наряду с традиционными методами и приемами, использую инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников (слайд). В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения.  Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.

    На совместной деятельности с дошкольниками исследуем свойства песка, воды, льда, снега глины, камней. 

Экспериментируем с водой: меняем цвет, замораживаем, нагреваем воду. Например, для того чтобы узнать есть ли воздух вокруг нас предлагаю детям поймать его с помощью пакетов, а затем определить какого он цвета? Набрав воздух в пакеты, дети рассуждают, что его можно поймать, значит, он находится вокруг нас и что не имеет цвета. Так знакомлю детей с свойствами воздуха.

Из опыта "Волшебница - вода" при взаимодействии воды и красок узнали о её свойстве изменять цвет, опыт «Волшебная рукавичка» помог выяснить способность магнита притягивать металлические предметы через рукавичку.

 Экспериментирование сопровождается разнообразными эмоциональными проявлениями: смехом, удивлением, радостью, иногда огорчением. Дети сначала с помощью взрослых, затем самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт.

     Познавательно - исследовательская деятельность с продуктивной деятельностью нетрадиционными методами сама по себе ценна для развития ребенка: мотивирует к самостоятельной деятельности детей, активизирует их собственные творческие «изыскания», способствует переживанию чувств удовлетворения, радости, успеха. В процессе самостоятельной деятельности дети рассматривают тематические выставки в книжном уголке, играют в дидактические игры, решают проблемные ситуации посредством опытнической деятельности, создают коллажи, картины, цветные аппликации, воспитывая в себе самостоятельность, эмоциональность, творческую активность.

 Для успешной реализации поставленных задач, осуществляю тесное взаимодействие с родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливается его результативность.

Оформляю для них информационные стенды, создаю буклеты, разрабатываю памятки, провожу индивидуальные беседы, консультации.

Консультация на тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», анкетирование для родителей с целью выявления отношения их к поисково - исследовательской активности детей, мастер-классы «Рисование нетрадиционными техниками с детьми дошкольного возраста»,

Родительское собрание на тему «Экспериментирование в семье».

Родители принимают активное участие в конкурсах «Эксперименты дома», в проектах «Откуда берется снег?», «День Дублера», где при помощи педагогов организовали и самостоятельно провели образовательную деятельность по лепке, аппликации, рисованию, ручному труду, познавательно-исследовательской деятельности, помогают в пополнение и обогащение предметно-развивающей среды, подборе художественной литературы, оборудовании и пополнении лаборатории нашей группы необходимыми материалами. Активная совместная работа способствует усилению взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса.

      О выводах говорить пока еще рано, так как работа по реализации программы еще осуществляется, но уже с уверенностью можно сказать, что наши воспитанники на данный момент:

        - Стали более наблюдательны, научились сравнивать, анализировать, делать выводы,

- Используют в работе некоторые виды нетрадиционного рисования: Клякс графия, печать комком бумаги по тонированному листу; конструирование из камней, рисование – мыльными пузырями, аппликация из песка путем выдувания.

- Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.

В заключении хотелось бы сказать, что работа по развитию творческих способностей по опытно-экспериментальной деятельности   оказывает положительное влияние на дошкольников. Главное достоинство экспериментирования в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевны тема: « Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства»

Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевнытема: « Развитие творческих способностей детей  средствами театрального искусства»...

Обобщенный опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей у дошкольников через художественно-продуктивную деятельность"

Я работаю в детском саду уже 24 года. Последние годы углубленно веду работу по теме «Развитее творческих способностей через игровую деятельность». На занятиях творческого характера я создаю у детей ощ...

Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевны тема: « Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства»

Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.В.Сухомлинский....

Отчет по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей у детей через аппликацию, лепку и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов в работе с детьми 3-4 лет» .

отчет работы с детьми, родителями, педагогами по теме«Развитие творческих способностей у детей через аппликацию, лепку и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов в работе с...

Буклет Мастер-класс «Волшебство в молоке» «Развитие творческих способностей у детей через художественное экспериментирование в изобразительной деятельности»

Буклет предназначен для ознакомления с  опытом работы по нетрадиционному рисованию представленному в виде мастер-класса "Волшество в молоке"...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по теме :: «Развитие творческих способностей у детей через аппликацию и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов»

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по теме :: «Развитие творческих способностей у детей  через аппликацию и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материало...

« Развитие творческих способностей у детей через художественное экспериментирование в изобразительной деятельности »

laquo; Развитие творческих способностей у детей через художественное экспериментирование в изобразительной деятельности »...