Главные вкладки

    Программа "Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста"
    рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

    Иванова Татьяна Николаевна

    Программа "Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_formirovanie_kommunikativ._osobennostey.docx23.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 322 компенсирующего вида»

    ---------------------------------------------------------------------------

    660130, г. Красноярск, ул. Гусарова 31, тел. 246-47-79

    Программа

    Психологического сопровождения дошкольников

    Возраст детей  6 – 7лет

    Срок реализации   1 год

    Ф.И.О. педагога-психолога

    Иванова Татьяна Николаевна

    «Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста».

    Красноярск 2014

    I. Пояснительная записка.

    Дошкольное детство, являясь возрастом первоначального становления личности ребенка, чрезвычайно важный период развития человека.

    В настоящее время, по мнению Б.С. Волкова коммуникативные способности, основанные на человеческих отношениях, связаны с дефицитом воспитанности доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании детей. Отсутствие положительного опыта общения детей приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступить в контакт, выбрать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать разговорный этикет, слушать партнера [1].

    Дети, имеющие речевые нарушения испытывают трудности в установлении коммуникации, причиной этому служат различные факторы: неумение слушать и слышать педагога, взрослого, ребенка; сложности в удержании словесной инструкции; неумение работать в паре (группе). Указанные трудности могут привести к снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.

    Чем раньше обратить внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем будет у него в будущей жизни.

    Вопросом «общения и развития коммуникативных способностей» детей дошкольного возраста занимались наши отечественные педагоги и психологи, такие как: А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, А.Г. Арушанова, В.С. Мухина, Т.А. Федосеева, В.С. Селиванов, Я.Л. Коломенский, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.А. Репина.

    Наши современные специалисты в области общения детей со взрослыми и сверстниками - Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова рассматривали формы и методы развития коммуникативных способностей у дошкольников.

    На сегодняшний день одним их ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность педагогического процесса.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему трактует, что программа должна быть направлена на: «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития… на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности» [4].

    Таким образом, в современных условиях реформирования системы образования проблема формирования коммуникативных способностей выходит на уровень актуальной социально-педагогической проблемы, так как от ее решения во многом зависит успешность межличностного взаимодействия с взрослыми и сверстниками, и в целом – успешность социальной адаптации детей.

    Цель программы- развитие коммуникативных способностей у детей подготовительной группы.

    Задачи:

    1. Развитие произвольного внимания у детей 6-7 лет.

    2. Развитие умения слышать и слушать инструкцию педагога.

    3. Развитие умения работать в паре, подгруппе, группе.

    4. Развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми, творческих способностей, доверия, группового сотрудничества

    Алгоритм работы по программе.

    Программа включает в себя несколько этапов:

    1. Подготовительный этап.

    На данном этапе осуществляется:

    • формирование диагностического инструментария;
    • диагностика детей 6-7 лет
    • выявление детей, испытывающих трудности в коммуникации.

    2. Основной этап.

    Данный этап включает в себя организацию и проведение занятий с детьми. Каждое занятие проводится в игровой форме, дети работают либо в паре, либо в подгруппах. Особое внимание на данных занятиях уделяется оречевление своей деятельности, навыкам сотрудничества.

    3. Заключительный этап.

    Данный этап включает в себя итоговую диагностику уровня сформированности коммуникативных умений у детей 6-7 лет.

    Занятия с детьми проводятся раз в неделю, продолжительность занятия 30 минут. Каждое занятие имеет определенную структуру:

    - вводная часть (ритуал приветствия);

    - основная часть (задания на развитие коммуникативных умений);

    - заключительная часть (рефлексия деятельности; релаксационные мероприятия).

    В занятиях используются этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка Основные элементы:

    • элементы сказкотерапии с импровизацией;
    • элементы психодрамы;
    • игры на развитие навыков общения;
    • игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;
    • рисование, кляксография.

    Ожидаемые результаты:

    • развитие произвольного внимания;
    • развитие умения слушать и слышать инструкцию педагога;
    • формирование желания вступать в контакт,
    • развитие умения организовать общение,
    • развития умения продуктивно работать в паре, группе;
    • развитие словаря, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;
    • психокоррекция поведения ребенка;
    • формирование навыков общения, правильного поведения.

    Тематическое планирование программы занятий

    № п/п

    Тема

    Цель

    Кол-во часов

    1

    Входящая диагностика

    Диагностика сформированности коммуникативных умений.

    Используемые методики: "Рукавички" модифицированный вариант Г.А. Цукерман, социометрия, методика диагностики форм общения (по М.И. Лисиной)

    1

    1

    Давайте познакомимся!

    Установление положительного контакта. Введение в групповой процесс. Развитие умения вступать в процесс общения и умения внимательно слушать собеседника.

    3

    2

    Дружные ребята

    Развитие умения эмоционально и содержательно выражать  свои мысли, используя жесты, мимику. Развитие умения благодарить взрослого, ребенка. Учить доверять и помогать ребятам.

    4

    4

    Путешествие в сказку

    Учить оценивать эмоциональное поведение партнеров по общению. Развитие умения выполнять различные роли.

    6

    8

    В стране эмоций

    Знакомство с различными эмоциями (радость, печать, гнев) и способами их выражения. Развитие умения соотносить средства вербального и невербального общения. Выполнение упражнений на снятие агрессивных проявлений

    8

    9

    В гостях у гномов

    Развитие умения доверять, помогать и поддерживать тем, с кем общаешься, делиться своими чувствами, переживаниями. Развитие умения проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание.

    7

    10

    Итоговая диагностика

    Диагностика сформированности коммуникативных умений.

    Используемые методики: "Рукавички" модифицированный вариант Г.А. Цукерман, социометрия, методика диагностики форм общения (по М.И. Лисиной)

    1

    Итого: 30 часов

    Список литературы:

    1. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. СПб., 2005.
    2. Волков Б. С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте [Текст]: практическое пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. –СПб. : Питер, 2008. –272 с.
    3. Давайте познакомимся! Тренинговые занятия. Автор-составитель И.А. Пазухина. Спб, “Детство-Пресс”, 2004.
    4. Ежова Н.С. Дошкольный возраст: образование с учетом эмоционального компонента // Дошкольное воспитание №8, 2004 стр. 16.
    5. Мазурова Н.А. Воспитание эмоциональной отзывчивости и языка чувств у дошкольников средствами сказки. Томск., 2004

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогическая технология Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

            На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Это является значимым, ...

    Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста.

    Материал для педагогов по развитию коммуникативных навыков....

    РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Для детей дошкольного возраста характерна недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной оценки своего места в мире взрослых и соответственно недоста...

    Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

    Теория и практический материал по развитию коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста...