Мыслительные операции и их роль в развитии мышления у дошкольников
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Плахова Елена Ивановна

         Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. Универсальными мыслительными операциями, присущими мышлению человека, являются анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Именно способность пользоваться этими операциями и определяется развитие мышления у детей дошкольного возраста. Помощь в овладении ими призваны оказывать родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myshlenie_sayt_2.docx469.99 КБ

Предварительный просмотр:

http://fs00.infourok.ru/images/doc/278/283077/310/img1.jpg                                                                                                                      http://book-epub.ru/_nw/78/25198524.jpg   

                                                     Мыслительные операции

                                и их роль в развитии

                                           мышления у дошкольников

Рекомендации родителям.                                                            Учитель-дефектолог Плахова Е. И.

                                                                                     Старшая коррекционная группа  «Фиалка»

         Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. Универсальными мыслительными операциями, присущими мышлению человека, являются анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Именно способность пользоваться этими операциями и определяется развитие мышления у детей дошкольного возраста. Помощь в овладении ими призваны оказывать родители.

  Учимся сравнивать

Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов:

     стрекоза и муравей ; дом и избушка;  стол и стулья; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и

     молоток; город и деревня.

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел стрекозу? А муравья? Чем они отличаются и чем схожи?»

Проанализируйте ответы ребенка. Сколько слов он удачно сравнил? Что для ребенка легче: искать сходства или различия? Ребенок 6 – 7 лет должен правильно производить сравнение: определять и  сходства и различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным.

                                         

Определяем смысл, обобщаем и классифицируем

                                                                                                                         

 "Соедини стрелочками слова, подходящие по смыслу»:              
                                                                                                                                                 
мяч                мебель
тополь           цветок
шкаф             насекомые                            
тарелка         дерево
пальто           одежда муравей        посуда                                                                                                        
щука             игрушка
роза               рыба"

Игра  «Это для чего?»         

Ведущий говорит:

-Я буду говорить слово обозначающее какой  предмет, а вы должны быстро назвать, для чего предназначен этот предмет. Например, ножницы - чтобы резать, лопата – чтобы копать.

Слова: вилка (чтобы кушать), молоток (забивать гвозди), чашка (пить), кастрюля (варить), иголка (шить), ноги (ходить), глаза (смотреть), нос (дышать), уши (слышать, ручка (писать), фломастер, краски (рисовать), лейка (поливать), сумка (носить вещи), пила (пилить), мыло (мыть), утюг (гладить), сковорода (жарить), клей (клеить), книга (читать),  градусник (измерять температуру), часы (узнавать время), телефон (звонить).

Игра "Какое что бывает?".

Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает.- Что бывает пушистым, мягким, длинным, острым, холодным…? - Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом). Здесь уместно спросить, что выше-дерево или дом; Потом нужно дать ребенку проявить себя.

Учимся ориентироваться на листе бумаги, сравнивать;

Развиваем речь, творческое воображение и мелкую моторику.

            http://st.stranamam.ru/data/cache/2013jan/20/03/6999583_64450nothumb500.jpg               http://planetadetstva.net/wp-content/uploads/2011/08/Kloyn.png            http://planetadetstva.net/wp-content/uploads/2011/08/Babochka.png

     

 Игра «Определи понятия»

Ребенку предлагается объяснить «Незнайке» значение следующих слов:

·        Велосипед, самолет, автомобиль, санки;

         Книга, тетрадь, карандаш, резинка;

·        Зонтик, тапки, сапоги, плащ;

·       

Перед тем, как ребенок попытается дать объяснение слову, убедитесь в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: «Что означает это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?»

Помогайте ребенку давать определения каждого слова, задавайте наводящие вопросы, но всегда сначала дайте ему возможность ответить самому.

Желаю успехов в совместном творчестве!