Консультация для педагогов "Использование современных образовательных технологий для развития мыслительных операций дошкольников дошкольников"
консультация
Консультация для педагогов "Использование современных образовательных технологий для развития мыслительных операций дошкольников дошкольников"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Использование современных образовательных технологий
для развития мыслительных операций дошкольников»
На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития мыслительных операций, логического мышления, учитывая потребности и интересы дошкольников.
Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения.
Использование современных педагогических технологий в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
В педагогической практике насчитывается более ста разных технологий. Мы рассмотрим те, которые затрагивают познавательное развитие ребенка-дошкольника.
- Технология проблемного обучения
При таком обучении деятельность ребёнка приобретает поисково-деятельностный характер, предполагает сотрудничество педагога с ребёнком в творческой деятельности по решению новых для него проблем.
- Игровая технология (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н.)
Игра-ведущий вид деятельности в дошкольном детстве, поэтому ее применение является обязательной частью воспитательно-образовательного процесса.
Цель: развивать познавательную активность воспитанников, повысить интерес к занятиям каждого воспитанника, разнообразить занятия и другие виды деятельности различными методами и приемами, увеличить двигательную активность детей, повысить эмоциональный фон.
- Игры- занятия с блоками Дьенеша, палочками Кьюизинера
позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
- Педагогическая технология развивающих игр Б. П. Никитина.
Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д. В своих книгах Б. П. Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами.
3.Технология ТРИЗ- теория решения изобретательских задач. (Т.С. Альтшуллер)
Цель: развитие у детей с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, нестандартность, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны- поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
4.Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей В.
Вячеслава Вадимовича Воскобовича способствует решению проблемных и творческих задач, а значит развитие интеллектуальных способностей детей.
5.Технология математического моделирования вызывает живой
интерес у детей. Можно моделировать на плоскостных и пространственных материалах, что развивает творческие способности, зрительную память, воображение, мелкую моторику. Математическое моделирование классифицирутся по логике действий, выделяя: математические развлечения, логические игры, задачи, упражнения, математические головоломки, что является наиболее интересным и увлекательными для детей. («Танграм», «Сфинкс», «Листик», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Пентамимо»).
• Игры В. А. Кайе (особый вид детских самостоятельных игр – «игр экспериментирования»)
• Игровое пособие «Математический планшет»
6. Технология интерактивного обучения
Одной из форм интерактивного обучения является «Лэпбук», «умная книжка- самоделка». Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.
7. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение ИКТ в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.
8. Технология проектной деятельности активно используется педагогами в любой области.
9. Технология исследовательской деятельности (Н.Н. Поддьяков «Детское экспериментирование»)
Способствует формированию у дошкольников основных ключевых компетенций, способность к исследовательскому типу мышления.
Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя:
- Опыты, эксперименты
- Коллекционирование
- Путешествие по карте
- Путешествие по «реке времени»
10. Использование технологии «мнемотехника» в образовательном процессе ДОУ несет не только познавательно-развивающую функцию, но еще активно стимулирует речь ребенка.
11. Новой ступенью в дошкольном образовании является STEM-технология
Именно STEM-технология позволит педагогам вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, технологов и математиков. Отличительной особенностью является то, что STEM-технология может успешно использоваться в рамках основной образовательной программы дошкольного образования, а каждый ее образовательный модуль – самостоятельно применяться в различных формах образовательного процесса
Цель технологии: развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Что такое STEM? Если расшифровать, то получится следующее:
S - science (естественные науки).
T - technology (технология).
E - engineering (инженерное искусство).
A - art (творчество).
M – mathematics (математика).
STEM-технологию необходимо использовать уже в работе с детьми дошкольного возраста, так как наши дошкольники должны быть готовы к школьным инновациям, созданию проектов и умению реализовывать их в реальности.
Сегодня можно встретить множество разнообразных образовательных модулей, которые входят в STEM-технологию. Рассмотрим некоторые из них.
LEGO-конструирование.
Данный модуль в игровой форме знакомит с базовыми принципами механики и особенностями работы простейших механизмов.
Математическое развитие
Включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, абаки, счёты, математические конструкторы, шнуровки, круги Луллия и др.
Экспериментирование с живой и неживой природой
Данный модуль позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями в процессе исследовательской деятельности. Набор экспериментов, предложенных в модуле, поможет увлечь детей изучением самых разных свойств окружающего мира.
Дидактическая система Ф. Фребеля
Данный модуль направлен на формирование естественно-научной картины мира и развитие пространственного мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Первым даром является мяч. Мячи небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета радуги и белый. Каждый мяч - шар - на ниточке. Мячик держат за веревочку и показывают ребенку разные виды движений с ним: направо - налево, вверх-вниз, по кругу, колеблющиеся движения. Игры с мячиком учат ребенка различать цвета и ориентироваться в пространстве.
Вторым даром являются небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр Этот дар знакомит с геометрическими телами и различиями между ними. Шар катится, а куб неподвижен, у него есть ребра.
Третий дар - куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина на четыре части).
Четвертый дар - тех же размеров кубик, разделенный на восемь плиток
Пятый дар - кубик, разделенный на двадцать семь маленьких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.
Шестой дар - кубик, разделенный тоже на двадцать семь кубиков, многие из которых разделены еще на части: на плитки, по диагонали и пр. Эти фигуры использовались как конструктор для построек детей. Так дошкольники знакомились с геометрическими формами, получали представление о целом и его частях. Последние два дара Фребеля дают возможность делать самые разнообразные постройки в строительных играх детей.
Если во времена Фребёля использовались всего 6 «даров», то в настоящее время «Дары Фребёля» представляют собой игровой набор из 14 модулей: «шерстяные мячики», «основные тела», «куб из кубиков», «куб из брусков», «кубики и призмы», «кубики, столбики, кирпичики», «цветные фигуры», «палочки», «кольца и полукольца», «фишки», «цветные тела», «Мозаика. Шнуровка», «Башенки», «Арки и цифры».
Модуль «Робототехника»
Цель: развитие мелкой моторики, внимания, аккуратности, креативности через научно-техническое творчество; повышение мотивации и целеустремленности.
В процессе конструирования происходит создание машин, сооружений, различных технических средств (с опорой на образец, заданные параметры или теоретический замысел). Модуль «Робототехника» включает в себя несколько конструкторов для изготовления роботов с возможностью движения.
Конструкторы, входящие в модуль, различаются по способу крепления деталей (гайки, пазы, «шипы» и др.), классу роботов (мобильные или манипулятивные), а также по системам управления.
Мультистудия «Я творю мир»
Обязательной частью STEM-образования является знакомство детей с цифровыми технологиями. Он позволяет суммировать и на современном уровне демонстрировать результаты работы детей над различными проектами посредством создания ребёнком собственного мультипликационного фильма.
STEM- образование в ДОУ возможно только при наличии нужного технического оснащения учреждений, а также возможности применения интерактивных технологий. Далеко не во всех садах есть необходимая материально-техническая база. Поэтому акцент сегодня делается на секции дополнительного образования.
Предложенная программа является новой парциальной модульной программой дошкольного образования, направленной на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество.
Данная программа:
- влияет на интеллектуальное развитие дошкольников;
- позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры;
- формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
- объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью;
- в игровой форме дети учатся считать, измерять, сравнивать;
- помогает приобретать необходимые математические, инженерные навыки.
- Преимущества STEM- технологии:
- Развивает любознательность.
- Помогает выработать инженерные навыки.
- Позволяет приобрести качества, необходимые для работы в команде.
- Содействует умению анализировать результаты проделанных мероприятий.
- Способствует наилучшей познавательной активности дошкольников.
Вывод: использование современных педагогических технологий гарантирует развитие мыслительных операций, речевой активности дошкольников и в дальнейшем их успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза Диккенса
Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/08/picture-827314-1475911191.jpg)
«Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников»
Консультация для педагогов....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/19/picture-568361-1421690872.jpg)
Консультация для педагогов «Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников»
Формирование связной речи, изменение ее функций являются следствием усложняющейся деятельности малыша и зависят от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими. Функции речи складываются па...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/29/picture-442711-1398749295.jpg)
Консультация для воспитателей: "Современные образовательные технологии для развития связной речи у дошкольников"
Связная речь - это последовательность связанных друг за другом мыслей, которые выражены точными словами, в правильно построенных предложениях....
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/06/picture-452295-1430930026.jpg)
«Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников» (Консультация для педагогов)
Применение современных образовательных технологий делает обучение интересным, занимательным, развивающим....
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/26/picture-451602-1401100310.jpg)
Консультация для молодых педагогов "Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников"
Консультация для молодых педагогов "Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/01/picture-597676-1612177286.jpg)
Консультация для педагогов «Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников»
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Овладение родным...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/22/picture-960708-1511375024.jpg)
Доклад "Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников в речевом развитии детей среднего и старшего дошкольного возраста"
laquo;Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников в речевом развитии детей среднего и старшего дошкольного возраста»Одним из основных показателей уровня развит...