Главные вкладки

    « Психогимнастика как метод психологической коррекции»
    консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

    Веденькина Снежанна Николаевна

    В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко - психогимнастика как метод практической психокоррекции. Хотя именно она наиболее доступна в применении для воспитателей и психологов, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_word_2.docx21.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    То, что дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать уже никому не надо. Важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги-психологи, но и воспитатели, логопеды и использовали их в своей повседневной работе с детьми, учитывая их индивидуальные особенности и проблемы.

    В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко - психогимнастика как метод практической психокоррекции. Хотя именно она наиболее доступна в применении для воспитателей и психологов, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.

    Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.

    Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

    Психокоррекция - совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека. Термин «коррекция» означает «исправление». Психокоррекция - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

    Выделяют специфические черты психокоррекционного процесса:

    1. Психокоррекция ориентирована на клинически здоровых людей, имеющих в жизни психологические трудности, проблемы.

    2. Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.

    3. В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов.

    4. Психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь.

    5. В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту.

    6. Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента.

    Различие между психотерапией и психокоррекцией в том, что психотерапия имеет дело с нарушениями у людей, страдающих различными видами соматических или психических заболеваний, их обычно называют больными или пациентами. А тех, кто нуждается только в коррекционной помощи, именуют клиентами. Клиент - это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера.

    Виды психокоррекции:

    1. По характеру направленности выделяют коррекцию: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция, как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа. Каузальная (причинная) коррекция направлена на источники и причины отклонений.

    2. По содержанию различают коррекцию: познавательной сферы; личности; аффективно-волевой сферы; поведенческих аспектов; аффективно-волевой сферы;  поведенческих аспектов; межличностных отношений:
    внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных); детско-родительских отношений.

    3. По форме работы с клиентом различают коррекцию: индивидуальную; групповую: в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.); в открытой группе для клиентов со сходными проблемами; смешанную форму (индивидуально-групповую).

    4. По наличию программ:  программированную; импровизированную.

    5. По характеру управления корригирующими воздействиями: директивную; недирективную.

    6. По продолжительности: сверхкороткую (сверхбыструю); короткую (быструю); длительную; сверхдлительную.

    Психогимнастика, впервые предложенная чешским психологом Г. Юновой и модифицированная М. И. Чистяковой, широко используется при работе с детьми [Чистякова, 1990].

    Психогимнастика - это метод психологической коррекции, при котором ее участники проявляют себя и общаются без помощи слов [Осипова, 2000].

    Термин «психогимнастика» может использоваться как в широком, так и в узком значении. В первом случае он служит обозначением курса специальных психокоррекционных занятий, направленных на формирование и коррекцию различных сторон психики ребенка: познавательных, эмоционально-волевых, эмоционально-личностных. Во втором под психогимнастикой понимаются специальные психокоррекционные техники, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии как главного способа коммуникации в группе. Являясь невербальным методом психологической коррекции, психогимнастика направлена на обучение детей выражению переживаний, эмоциональных состояний, эмоциональных проблем с помощью движений, мимики, пантомимики, танца, игры.

    Психогимнастика по методике М.И. Чистяковой прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.

    Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

    Нарушения выразительности моторики заслуживают пристального внимания потому, что неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми. Особенно в этом случае страдают дети с неврозами, органическими заболеваниями головного мозга и другими нервно-психическими заболеваниями. Такие дети часто являются контингентом логопедических групп и групп детей коррекционных классов начальной школы. Дети с бедной экспрессией, возможно, и сами полностью не улавливают, что им сообщается бессловесным образом другими людьми, неправильно оценивают и их отношение к себе, что, в свою очередь, может быть причиной углубления у них астенических черт характера и появления вторичных невротических наслоений.

    Не менее важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Называние эмоций в психогимнастике ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя. Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания, эмоции у него становятся более дифференцированными. Психологи считают, что резервы повышения действенности нравственных представлений ребенка лежат в эмоциональной насыщенности содержания оценочных суждений взрослых, в использовании ими оценок личностных свойств, оценок-состояний, оценок-предвосхищений и других форм эмоциональных отношений, соответствующих уровню нравственного развития дошкольника.

    Г. Юнова в работе с детьми считает целесообразным включение в психогимнастические занятия элементов ритмики, пантомимы, коллективных танцев и игр. Занятия имеют трехчастную структуру.

    Первая фаза - снятие напряжения с помощью различных вариантов бега, ходьбы, имеющих социально-психологическое значение (например, кого выбрать в напарники и т. д.).

    Вторая фаза - пантомима (например, изображение страха, растерянности, удивления и пр.).

     Заключительная - третья - фаза имеет своей целью закрепление у ребенка чувства принадлежности к группе.

    М. И. Чистякова [1990], модифицируя метод Г. Юновой, выделила четыре фазы занятий с детьми с эмоциональными нарушениями:

    1.   Мимические и пантомимические этюды. Задача детей состоит в изображении отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживаниями телесного и психического комфорта и дискомфорта. В данной части занятия они знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестами, позой, походкой.

    2.   Этюды и игры, направленные на выражение отдельных свойств личности и эмоций. Задачами этого этапа являются: моделирование поведения персонажей с теми или иными чертами характера, закрепление и расширение уже полученных детьми сведений о социальной компетентности. Психологом осуществляется привлечение внимания детей ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

    3.   Этюды и игры, имеющие терапевтическую направленность на определенного ребенка и на группу в целом. Цель этой фазы — коррекция настроения, отдельных черт характера ребенка, тренинг поведения в стандартных ситуациях.

    4. Психомышечная тренировка. Направлена на снятие эмоционального напряжения, внушение желательного настроения и поведения. Между первой и второй фазами делается перерыв на несколько минут, во время которого дети предоставлены сами себе. Между третьей и четвертой фазами рекомендуется включать этюды на развитие внимания, памяти, воображения. Все этюды, по мнению автора, должны быть коротки и доступны пониманию детей.

    Основные задачи занятий:

    1.   Снятие эмоционального напряжения у детей с помощью специальных игр.

    2.  Обучение детей имитации движений.

    3.  Обучение детей восприятию и пониманию невербальных сигналов.

    Таким образом, детям, прошедшим курс психогимнастики, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера ( уверенность, честность, смелость, доброта и т.п.), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).

                                              Литература:

    1) Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. - М.:ТЦ Сфера,2005.

    2) Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. – М.: Сфера,      

        2000.

    3) Пожиленко Е.А. Энциклопедия развития ребёнка. – СПб.: КАРО, 2006.

    4) Чистякова М.И. Психогимнастика.- М.: Пр., 1995.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ВКР "Сказкотерапия, как метод психологической коррекции"

    ВВЕДЕНИЕ Коррекция сказкотерапевтическими приемами личностных свойств дошкольников актуально в настоящее время, поскольку, будучи не директивным внушением, сказка в своих символах и коллизиях содержит...

    Методы психологической коррекции в работе с дошкольниками

    Основной метод психологической коррекции в соответствии с ее главной целью в пространстве дошкольного детства может быть определен как развивающее взаимодействие взрослого и ребенка. Оценить эффективн...

    Музыкотерапия как метод психологической коррекции у дошкольников.

    Музыкотерапия как метод психологической коррекции у дошкольников....

    Исследование.Методы психологической коррекции

    Методы психологической коррекции....

    Куклотерапия— как метод психологической коррекции детских страхов.

    Метод куклотерапии эффективен в дошкольном возрасте. В процессе неё можно решить различные задачи, в том числе вести работу по профилактике и коррекции страхов и тревожности у детей....

    Консультация для родителей:"Сказкотерапия для детей как метод психологической коррекции. Сказки для детей дошкольного возраста."

    Психологическая коррекция поведенческих навыков, нравственных качеств и черт характера посредством сказки доказывает свою результативность вот уже много лет. Сказкотерапия является уникальным психолог...