Музыкотерапия как метод психологической коррекции у дошкольников.
материал по логопедии на тему

Бабенко Наталья Сергеевна

Музыкотерапия как метод психологической коррекции у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx21.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – д/с "Золотой ключик" г. Зернограда

Выступление на педсовете

Музыкотерапия как метод психологической коррекции у дошкольников

Автор-составитель:

Бабенко Н.С.

г. Зерноград

2018

Музыка окружает нас всегда и везде. Мы любим слушать ее (кто классическую, кто народную, кто современную), петь, танцевать, иногда даже просто насвистывать. Но, наверное, мало кто из нас задумывается о ее пользе. А ведь с давних времен известно, что музыка оказывает умственный и физический эффект на любой организм. (слайд 2)

Видео «Музыкотерапия» (слайд 3)

Термин "музыкотерапия" имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». Существует много определений понятия "музыкотерапия". Другие авторы определяют музыкотерапию как: средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях. (слайд 4)

Различают три основные формы музыкотерапии: рецептивную, активную, интегративную.

  • Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что пациент в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нём активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения.
  • Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение.
  • Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы. (слайд 5)

Современные исследования показали, что возможности применения музыкотерапии в лечебно-профилактической медицине достаточно широки и могут включать в себя разнообразные программы: для снятия стресса и облегчения боли у взрослых и детей; для повышения резервных возможностей организма человека в центрах здоровья; для больных бронхиальной астмой; для взрослых с отклонениями в развитии; для лиц, страдающих психосоматическими расстройствами; для детей, страдающих нарушениями речи и отстающих в развитии, и т. д. (слайд 6)

Многие учёные отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психо-эмоциональном состоянии, а также может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание. (слайд 7)

В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. 

Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности.

В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. (слайд 8)

Музыкотерапию можно использовать не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, во время утреннего приема, во время дыхательной гимнастики, во время дневного сна и в вечернее время.

 Утренний прием детей в детском саду можно начать с музыки Моцарта. Она располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие. (слайд 9)

Вариантами музыки для утреннего приема могут быть следующие произведения:

1. «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»).

2. Инструментальная музыка в исполнении Диего Модена.

3. Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа).

4. Обработки для русского народного оркестра («Барыня»«Камаринская»«Калинка»).

5. Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр). (слайд 10)

На занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью следует использовать танцевальные композиции в качестве физкультминуток. Использование композиций на основе быстрой, веселой музыки позволяет поднять настроение детей, активизировать их внимание. (слайд 11)

Дневной сон может проходить под тихую, спокойную музыку. Известно, что сон рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-психического здоровья детейМузыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие. Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями:

1. Инструментальная музыка: Frederic Delarue.

2. «Времена года» П. И. Чайковского.

3. Бетховен, соната № 14 «Лунная».

4. Ф. Шуберт «Аве Мария».

5. Колыбельная мелодия «На сон грядущий» (серия «Хорошая музыка для детей»).

6. Samudra Ocean «Голоса океана». (слайд 12)

Музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма. Для этого можно использовать следующие мелодии:

1. Инструментальная музыка: Сергей Сиротин, Д. Ливингстон.

2. Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром».

3. Музыка для здоровья: Edward Simon, Karunesh, Ocarina Blue.

4. Бах «Органные произведение».

5. А. Вивальди «Времена года».

6. «Голоса природы». (слайд 13)

Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) специалисты рекомендуют использовать и множество активных методов, приемов, заданий и упражнений, используемых в коррекционной и лечебной педагогике:

• Логоритмика

•Метод цветотерапии

•Игротерапия

•Психогимнастические этюды и упражнения

•Вокалотерапии

•Прием музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах. (слайд 14)

Для детей с нарушениями речи музыкотерапия оказывает положительное влияние на психофизиологические процессы, познавательную, эмоционально-волевую сферы ребенка, обеспечивает коррекцию психомоторики, а также развитие связной речи детей данной категории.

Наиболее эффективным методом преодоления речевого нарушения и адаптации ребенка к условиям внешней и внутренней среды является логоритмика.

Логоритмика – это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения (туловища, головы, рук, ног) сопровождаются произношением специального языкового материала с музыкальным сопровождением. Одна из основных задач логоритмики – устранение речевых нарушений, решение проблемы развития речи у детей. (слайд 15)

Пальчиковая гимнастика (запись).  (слайд 16)

Таким образоммузыкотерапия благотворно повлияет на общее эмоциональное состояние детей, повысит эмоциональный статус детей, если будут:

-созданы благоприятные условия для занятий с детьми;

-продуманы методические приемы: специальные музыкальные упражнения, игры, задания;

- задействованы все органы чувств у детей;

-установлена интеграция музыкального воздействия с другими видами деятельности. 

Спасибо за внимание. (слайд 17)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВКР "Сказкотерапия, как метод психологической коррекции"

ВВЕДЕНИЕ Коррекция сказкотерапевтическими приемами личностных свойств дошкольников актуально в настоящее время, поскольку, будучи не директивным внушением, сказка в своих символах и коллизиях содержит...

Методы психологической коррекции в работе с дошкольниками

Основной метод психологической коррекции в соответствии с ее главной целью в пространстве дошкольного детства может быть определен как развивающее взаимодействие взрослого и ребенка. Оценить эффективн...

Статья - "Психологическая коррекция личности дошкольников методом сказкотерапии"

представлена поэтапная система работы по коррекции личности дошкольников...

Сказкотерапия как метод психологической коррекции дошкольников.

Сегодня психологи бьют тревогу – уровень развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста очень низок. Страхи, тревоги, агрессия – это уже те понятия, ко...

Музыкотерапия как метод психологической коррекции. Музыкотерапия в детском саду

Музыкотерапия как метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств детей и взрослых...

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...

Использование изотерапию как метод работы с детьми дошкольного возраста. Изотеропия как метод психологической коррекции.

Сегодня у многих детей дошкольного возраста отмечаются повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием и неудовлетворенностью ребенка общен...