Статья - "Психологическая коррекция личности дошкольников методом сказкотерапии"
статья

Рудик Татьяна Ильинична

представлена поэтапная система работы по коррекции личности дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Рудик Т.И.- магистр педагогики, ст. воспитатель                                                                                                                                                                     ГБДОУ №40 Приморский район Санкт — Петербург                                                                          
  1. Психологическая коррекция  личности дошкольников                          методом  сказкотерапии  

         Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся, на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества. Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.

       Период дошкольного детства наиболее благоприятен для нравственного воспитания ребёнка, ведь впечатление детства человек проносит через всю свою жизнь. Одним из важнейших средств нравственного воспитания  дошкольников, по мнению, М.М.Кониной, О.И. Соловьёвой, Е.Ф.Луниной, И.Б.Фесюковой является ознакомление детей с художественной литературой, а одним из средств создания положительных нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. На каждом возрастном этапе усваиваются более сложные нравственные понятия. Обогащение содержания речи, правильный выбор речевых средств определяют эффективность воспитательного процесса. Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, соответственно, формирует субъективное отношение к нему, а в дальнейшем, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Необходимое звено в процессе нравственного воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков. Нравственное воспитание- целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражение отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонение от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности среди окружающих. Процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого - определить чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно. Прочность, устойчивость нравственного качества зависит от того, как оно сформировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Требования морали дошкольник усваивает, прежде всего, в форме нравственных представлений. Представления - это чувственный образ предметов и явлений действительности, ранее воздействовавших на органы чувств. В процессе познания представление является переходной ступенью от ощущений и восприятия к мышлению. С их помощью мысленно воссоздаётся действительность тогда, когда её непосредственное восприятие невозможно. В практике обучения представления выступают в роли чувственной опоры при формировании понятий. Однако, являясь образами должного поведения, эти представления не всегда способствуют развитию произвольности поведения. Они начинают управлять – действиями и поступками, лишь неразрывно соединяясь в опыте ребенка с эмоциональным отношением к нравственным ситуациям. Чтобы формировать действенные нравственные представления дошкольника, необходимо знать его возрастные особенности. Основы морального «Я», нравственные требования окружающих, важнейшие нормы взаимоотношений между людьми, закладываются именно в дошкольном возрасте.  В старшем дошкольном возрасте особенно значимы моральные эмоции – они усиливают или смягчают исходящие от взрослого нравственные требования. Именно эмоции являются тем каналом, по которому поступает к зарождающейся личности моральная информация. Для формирования любого нравственного представления важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.  У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личности значимую окраску и поэтому влияют на прочность складывающегося качества. Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества. Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) =нравственное качество. Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.  Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов. Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп.  Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Воздействие природы многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств поведения. Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство — деятельность как таковая - необходимо прежде всего при воспитании практики нравственного поведения. Особое место в этой группе средств отводится общению. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений. Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Именно сказки являются не только как воспитательный и образовательный материал, но и как  педагогическое средство и метод. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Воспитательная функция сказки - за фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Сказочный дидактизм пронизывает всю сказочную структуру, достигая особого эффекта резким противопоставлением положительного и отрицательного. Сказки бывают авторские и народные. Народные делятся на три группы: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые.                                                                                                                                   1) Сказки о животных. Главная задача этих сказок –высмеять плохие черты характера, поступки и вызвать сострадание к слабому, обиженному.                              2) Волшебные сказки  –  с четко выраженной идеей победы человека над темными силами зла. 3) Бытовые сказки. В них говорится об отношении социальных классов. Задача педагога – донести до сознания ребенка народную мудрость. В сказках мораль скрыта, завуалирована: от читателя требуется известная работа мысли, чтобы ее обнаружить, понять и сделать для себя выводы, которыми можно было бы руководствоваться в своих поступках. Сказки, как известно не в полной мере используются в семье и в системе общественного дошкольного воспитания для развития детей, нами разработана специальная универсальная схема, которая состоит из 7 блоков, которая строится на интеграции областей: название сказки

1. Нравственный урок. (социализация, коммуникация, познание)                                                                                                                              2. Воспитание добрых чувств. (социализация)                                                                                                                3. Речевая зарядка. (коммуникация)                                                                                                                                  4. Развитие мышления и воображения. (коммуникация+художественное творчество)                                                                                                                          5. Сказка и познание. (чтение художественной литературы+познание)                                                                                                                         6. Сказка и музыка. (чтение художественной литературы+музыка)                                                                                                                     7. Сказка развивает руки. (чтение художественной литературы+художественное творчество)

Вполне понятно, что предлагаемые нами семь разделов, заложенных в данную схему, выбраны условно и не претендуют на полноту использования сказочных и художественных произведений. Каждый предлагаемый текст сказки по своему содержанию выдвигает на первый план лишь одну - две из поставленных проблем, а остальные при этом остаются второстепенными, сопутствующими. Таким образом, наша схема лишь модель, на которой отрабатывается механизм самостоятельной творческой работы педагога со сказкой, в целях гармонического развития детей. Обращаем особое внимание на содержание каждой схемы, т. к. одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать…                                                                                               «Нравственный урок» - берет на себя нагрузку дать чуть-чуть непривычное пояснение: главный смысл сказки, какие моральные установки закладываются. Нетрадиционный подход  дает возможность уяснить, что в сказке  хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию. Конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать. «Воспитание добрых чувств» - представление «идеала» доброго человека, учит детей сравнивать, сопоставлять, формирует привычку доказывать, ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя.  «Речевая зарядка» - строится на изучении, повторении пословиц и поговорок, затем игрой - придумывания ситуаций, где бы данная пословица подходила для героев.  Для воспитания чуткости к слову используются приемы: найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова; сочинить длинное и смешное слово; разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях; произнести без гласных звуков какое-либо слово и предложить ребенку узнать его. «Развитие мышления и воображения» - использование  метода ТРИЗа (придумывание паролей героям сказок и в игровой форме использовать такой пароль в житейской практике любой ситуации). Методы: «постановка проблемного вопроса», «метод аналогий», «метод шифров (перевернуть слово слева направо; изобразить вверх ногами всего две буквы; зашифровать слово или фразу с помощью флажковой грамоты; зашифровать краткий текст сказки с помощью азбуки «Морзе». «Сказка и познание» - математические задания, требующие от ребенка смекалки, умения устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. «Сказка и музыка» - чтение с музыкальным сопровождением, игра-драматизация с использованием музыки. «Сказка развивает руки» - «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю».  Приемы:  объемная аппликация; пальцевая живопись; рисование на мокрой бумаге; волшебный рисунок; монотопия; «живая» капля; коллаж.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста.

Структура непосредственно образовательной деятельности содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки».

Был проведён эксперимент по организации интегративного метода в образовательной деятельности с детьми с помощью детских сказок с целью осуществления поставленной задачи воспитания гармоничной личности ребёнка дошкольного возраста и комплексной подготовки его к обучению в школе, т.к. интегративный метод позволяет воздействовать на все сферы жизнедеятельности ребёнка: духовно-нравственную,  интеллектуальную, эмоционально-социальную, биорефлекторную, физическую сферы, воздействуя на все «ключи доступа информации» и их взаимосвязи. Предполагает тесное сотрудничество психолога  со всеми педагогами и специалистами ДОУ, что обеспечивается совместным обсуждением «проблем» детей разных возрастных категорий и выработки единых стратегий в образовательно-педагогической деятельности, а также совместной разработкой тематического планирования психолого-педагогической деятельности. Интегративный подход предполагает тесное взаимодействие и сотрудничество  и с семьями воспитанников ДОУ:   совместное обсуждение «проблем» каждой возрастной группы на родительских собраниях и пути их разрешения; индивидуальное консультирование родителей и выработка единых стратегий взаимодействия с педагогами в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка; совместное участие в творческой деятельности родителей и детей.

Таким образом, работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке), которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций», понимать эмоциональные состояния окружающих и создавать собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Философия для детей» «Минск»   2008
  2. Грабенко Т.М.«Зачем читать детям  сказки? «Речь» 2008  СПб

    3.Стишонок Н.В. «Сказкотерапия для решения личных проблем», Речь, СПб 2010        

    4. Фесюкова И.Б.  «Воспитание сказкой» «Фолио»  1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие языковой личности дошкольника в сказкотерапии

Процесс формирования личности при "погружении в сказку"...

Гармоничное развитие личности дошкольника через сказкотерапию

Гармоничное развитие личностидошкольника через сказкотерапию...

«Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии»

Сказкотерапия –  интегративная  деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование р...

Музыкотерапия как метод психологической коррекции у дошкольников.

Музыкотерапия как метод психологической коррекции у дошкольников....

Статья - "Психологическая коррекция уровня тревожности у дошкольников"

Поэтапная система работы по коррекции уровня тревожности у детей дошкольного возраста...

Статья Психологическая коррекция тревожности у детей c ОВЗ старшего дошкольного возраста в условиях ДОО Сарыглар Чодураа Сергеевна

Психологическая коррекция  тревожности у детей c ОВЗ старшего дошкольного возраста  в условиях ДОО...