Развитие языковой личности дошкольника в сказкотерапии
статья на тему

Процесс формирования личности при "погружении в сказку"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skachkova_razvitie_yazykovoy_lichnosti.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В СКАЗКОТЕРАПИИ

В последнее время возрастает необходимость уделять большое внимание развитию у детей такого важного психического процесса, как речь. Существует множество способов развития речи. Однако, с точки зрения психологии, следует отметить влияние речевого развития дошкольника на личностное. Ребенок, имеющий высокий уровень речевого развития, легко вступает в контакт, может поддержать беседу, привлечь внимание сверстников. В свою очередь дети с низким уровнем речевого развития испытывают затруднения в общении с другими детьми, предпочитают одиночные игры, в результате чего становятся замкнутыми.

По мнению ученых, высокий уровень речевого развития у  взрослого человека отражает высокое развитие и уравновешивание всех личностных структур. Низкий уровень, наоборот, указывает на отсутствие духовной зрелости, недостаточный потенциал личности. Недоразвитие какого-либо аспекта языковой компетенции может тормозить становление личности в целом.

В дошкольном возрасте приобретаются основные свойства личности,  именно в этот период  необходимо уделить наибольшее внимание развитию коммуникативных черт характера. А так как речь является главным источником коммуникации, следовательно, задача педагогов – заботиться о развитии связной монологической речи воспитанников с учетом свойств их личности. Необходимо правильно расставить акценты и выделить наиболее значимые стороны личности ребенка.

Дошкольный возраст это период,  когда  дети с удовольствием слушают сказки, пересказывают их, сочиняют свои собственные. Почему дети  любят сказки? Да потому, что в них -  «естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их реальная жизнь» (А. Менегетти). Через сказку ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказку дети учатся преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.

Так почему бы ни использовать сказку не только для речевого развития, но  и для личностного развития дошкольника. В сказкотерапии есть такой прием как «погружение в сказку». В этом случае сказка помогает в воображаемой ситуации проиграть реальные события, активизировать образную лексику и положительные эмоциональные проявления и  научиться обосновывать собственную точку зрения в речи-доказательстве.    

Кроме того, в процессе «погружения» в сказку происходит совершенствование эмо ционально-волевой сферы детей. «Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в об щении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телес ное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают про стор творчеству.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрес сию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них фор мируется положительный образ своего тела и принятие себя та ким, какой есть.

Как же правильно составить сказку, так чтобы она воздействовала на полноценное развитие личности дошкольника? Вот несколько простых советов.

- При составлении сказки нужно включить в нее максимальное количество упражнений, направленных на всестороннее развитие личности.

- В процессе рассказывания сказки и выполнения каких-либо упражнений детям необходимо давать возможность говорить о своих ощущениях, придумывать конец сказки, решать проблемную ситуацию. Все это подводит детей к необходимости наполнять свою речь большим количеством прилагательных, наречий, существительных для того, чтобы передать ту палитру чувств и ощущений которые они испытывают.  

- Не следует исключать взаимосвязь двигательной и речевой активности у детей. Игры и упражнения, направленные на высокую двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, активизируют речевую деятельность, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей.

- Включать упражнения, требующие активного зрительного или слухового внимания. Это увеличивают способность детей к концентрации вни мания, к умению максимально сосредоточиваться и совершенствовать волевые качества.

- Постоянно использовать в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций, что дают детям возможность улуч шить и активизировать выразительные средства общения: плас тику, мимику и речь.

- Особое место необходимо уделить речевым играм. Речевые игры помогают детям понять эмоциональное состояние и поступки персонажей, подводят к употреблению уместных языковых средств для создания психологического портрета  героев сказки.

И последнее, что хотелось бы отметить: центральный момент сказкотерапии – добровольное участие детей. Важна мотивация детей. Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию и сделать это так, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого.

Используемая литература:

  1. Богин Г.И. Индивидуализация по речевому жанру в системе действий языковой личности // Языковая личность: система, нормы, стиль. - Волгоград, 1998.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к Волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб, 1998.
  3. манеров В.Х. Психология личности по голосу и речи. - СПб., 1999.
  4. Погосова Н.М. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей. – СПб.: Речь, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гармоничное развитие личности дошкольника через сказкотерапию

Гармоничное развитие личностидошкольника через сказкотерапию...

«Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии»

Сказкотерапия –  интегративная  деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование р...

Консультация для родителей «Гармоничное развитие личности дошкольника через сказкотерапию»

Консультация для родителей«Гармоничное развитие личностидошкольника через сказкотерапию»...

ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА НА ТРЕХ ЯЗЫКАХ – РУССКОМ, ТАТАРСКОМ И АНГЛИЙСКОМ

Образовательная деятельность "Федорино горе". Задачи: создать единое образовательное пространство для детей. Реализовать   инновационный подход к организации работы с детьми дошк...

Развитие связной речи и личности дошкольника посредством сказкотерапии

Целью данной консультации является применение метода сказкотерапии педагогом в ролевых играх дошкольников, где дети учатся говорить грамматически правильно....

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В СКАЗКОТЕРАПИИ

Использование методов сказкотерапии, моделирования и мнемотехники в работе по формированию личностного и речевого развития дошкольников...